Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовое учение Огюста Конта. ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам




ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особенности, кол­лективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежа­щим образом систематизировать всю нашу обществен­ную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судь­бы».

Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразова­ния Западной Европы».

Конт различал в социологии социальную статику и со­циальную динамику (табл. 14).

Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика

 

Социальная статика Социальная динамика
Использует метод наблюдения за социальным организмом
в статике в динамике
Изучает
социальную анатомию социальную физиологию
Обнаруживает законы
социального порядка социального прогресса
Выявляет солидарность
в пространстве во времени

Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим ин­стинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое об­щество».

Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.

Социальная статика, полагал Конт, рассматривает об­щество как более широкий союз, нежели семья.

Основой общества как «ассоциации» для Конта являют­ся не только симпатические инстинкты, но прежде всего


282 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...

принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для под­держания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управ­ляемые.

Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сфор­мулировал закон социального прогресса — закон трех ста­дий. Согласно этому закону умственное развитие челове­чества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.

1. Теологический этап продолжался до 1300 г.

На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе про­изошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века состав­ляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала об­щая история социального порядка».

Носителями духовной власти выступали жрецы, свя­щенники и т.п.; носителями светской власти были воен­ные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт не­зависимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской влас­ти).

2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.

На это время на Западе приходятся Реформация, Про­свещение и Революция, которые привели к изменению мыш­ления людей. Мышление становится отвлеченным, фор­мальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафи­зикам и литераторам, вдохновленным такими отвлечен­ными понятиями, как «общественный договор»», естест-


_____ 19.1. Полит ико-право вое учение Огюста Конта 283

пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуще­ствляют законодатели.

3. На окончательном этапенаучном (позитивном)постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Боль­шую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.

Конт предполагал, что светская власть отныне будет при­надлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.

Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная фило­софия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разрабо­тал «План реорганизации социальной жизни» для про­мышленных обществ, реализация которого приведет к ус­тановлению социократии.

Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархи­ческую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в пе­риод с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подра­жание несовершенному политическому строю, преимуще­ственно годному для Англии».

Социократия Конта — это «позитивистская республи­ка», «западная республика», формула которой будет вы­глядеть следующим образом: «Любовь как принцип, поря­док как основание, прогресс как цель».

Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социок­ратии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.

«Позитивистская республика» Конта предполагает су­ществование западных индустриальных обществ, в кото­рых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила чис­ла»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.

К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.


284 Глава 19. Проблемы государства и п рава в социологии...___

Согласно одному из статических законов Конта обще­ство основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:

а) признанием каждого человека общественным суще­
ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра-
тии «каждый гражданин является государственным чинов­
ником»);

б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи­
нить личность общественности: «Слово «право» должно
быть изгнано из политического языка, как слово «случай»
из истинного философского языка»; «в позитивном строе,
не допускающем небесных полномочий, идея права без­
возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно­
сительно всех людей, но никто не имеет права в собст­
венном смысле слова»; «единственное право, которым
каждый человек обладает, — это право выполнять свой
долг»;

в) признанием за частной собственностью социальной
значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ­
ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп­
лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб­
ственность — это основа деятельности для следующего
поколения собственников: «Это нормальная оценка обла­
гораживает владение собственностью, не ограничивая его
справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува­
жения».

Собственность, по Конту, заслуживает большого уваже­ния, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.

Согласно другому статическому социологическому за­кону Конта, в обществе должно быть правительство, кото­рое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоре­тическая власть», «философская власть») и власть свет­ская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать филосо­фам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.