Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета




 

Границы и население

 

В течение столетий границы территории, находившей­ся под непосредственным управлением правительства Лхасы, по­стоянно менялись. Но прямое управление Лхасы всегда осуществ­лялось в областях уй и Цзан, в западнотибетской области Нгари и на части Восточного Тибета [Описание Тибета в нынешнем его состоянии, 1828, с. 200]. Далай-лама, глава секты Гэлугпа, призна­вался всеми тибетцами в качестве религиозного и политического лидера Тибета, был символом всего тибетского, высшим сакральным авторитетом в тибетском буддизме. С.Ч. Дас определил числен­ность всех тибетцев цифрами от 2,5 до 3 млн. человек. Н.М. Прже­вальский говорил о 1,5 млн. человек всего населения, имея в виду территорию, непосредственно подчиненную правительству Далай-ламы (Уи, Цзан, Нгари и Кам) [Пржевальский, 1883, с. 273]. П.К. Козлов называет эти же четыре района и приводит такие цифры: 1,5 млн. человек при 300 тыс. монахов [Козлов, 1920]. {167}

 

Экономика

 

Земледелие. Тибет в XIX в. оставался страной с относи­тельно малочисленным населением и малопродуктивным мате­риальным производством. Большая часть тибетцев занималась зем­леделием, меньшая — скотоводством.

В Тибете земледелие было богарным или поливным. Полив производился из рек, воду иногда на большие расстояния подво­дили к полям по деревянным желобам, выдолбленным из древес­ных стволов и установленным на козлы. Там, где полив производи­ли из рек, каждая семья имела свои оросительные сооружения. Там же, где поля были выше воды, возводились дамбы, плотины, и для пользования водой семьи объединялись в группы, а каналы при­надлежали тем семьям, которые их построили или на средства ко­торых они были сооружены, либо общине, если они возводились общими усилиями ее членов. Владельцы каналов распределяли во­ду за плату. Конфликты, связанные с распределением воды, обыч­но решались местными властями.

Главная культура Тибета — ячмень, единственный злак, который хорошо растет и в долинах, и на больших высотах. Второе место принадлежит гречихе и пшенице. Сеют тибетцы также овес, просо, горох и бобы. Очень много высаживается редьки, репы, моркови. На огородах выращивают капусту и картофель. В садах Южного и Центрального Тибета выращивают яблоки, груши, грецкий орех, абрикосы и виноград.

Обычный урожай ячменя сам-шест, в лучшие годы — сам-десят.

Пахали тибетцы землю деревянным плугом с деревянным же лемехом, иногда с насаженным на него железным наконечником. Обычно плуг делался из ивы. Тянула его пара быков, чаще всего чжа (дзо) — помесь яка с коровой. Рога быков соединялись деревян­ным поперечным брусом, к середине которого крепили дышло. Поле пахали наискосок, чтобы постепенно согнать с земли всех злых духов в один угол и привалить их там камнем потяжелее. Пары быков было достаточно для обработки участка земли, кото­рым владела средняя крестьянская семья.

Обычно пахота и сев происходили в марте, уборка зерна произ­водилась в августе. Мололи зерно ручные или водяные мельницы. В качестве платы за помол брали 10% полученной муки.

В целом урожаи в Тибете были невысокими. И хотя землю удоб­ряли (в основном золой и навозом), религиозный запрет {168} убивать все живое мешал борьбе с вредителями, и много хлеба поедали на­секомые, грызуны и птицы. Примитивная техника вспашки также не обеспечивала высоких урожаев.

 

Скотоводство. В Тибете имеются благоприятные усло­вия для развития скотоводства. Это и просторные выпасы, и обилие соли в почве, и отсутствие летом насекомых. В целом по Тибету 15% населения занято только скотоводством.

Скотоводческие районы Тибета лежат на его северо-западных, северных и северо-восточных окраинах, в Каме — к северу от Чамдо, в Уй и Цзане — в основном к югу от оз. Ямдок. У тибетцев-кочевни­ков скотоводство экстенсивное, укрытий для скота кочевники, как правило, не сооружают. Тем не менее во многих местах скотоводы стараются сделать хотя бы минимальные запасы кормов на зиму. В земледельческих районах скот зимой подкармливают соломой и горохом.

Главным домашним животным тибетцев был як (шалу — як-бык, ди — самка яка). Тибетцы также в большом количестве разводили коров, овец, лошадей, коз, ослов, мулов.

Роль скотоводства в жизни страны велика. Одна и та же группа населения может жить по-разному летом и зимой: летом переходить на пастбища, зимой — возвращаться в деревни. Скотоводы и земле­дельцы, живущие по соседству, традиционно обмениваются продук­тами своего труда. Такой обмен носил постоянный и локальный характер и вполне соответствовал форме натурального обмена.

Нередко одно племя делилось на две части — группу земледель­цев, живущих в долине, и группу скотоводов, живущих на пастби­щах. Обе группы имели одно племенное имя и одного вождя.

Пастбища составляли собственность всего племени. Скот был собственностью отдельных семей. Кочевники платили дань вождям или покорившим их правителям княжеств и губернаторам про­винций.

 

Ремесло. Помимо земледельцев и скотоводов в Тибете были семьи, занимавшиеся преимущественно рыбной ловлей, охо­той, ремеслом и торговлей.

Тибет издавна славился продуктами ремесла, сукнами и разны­ми шерстяными тканями, коврами, упряжью и изделиями из кожи, холодным оружием (кинжалами, мечами и т.п.), художественным литьем из меди и бронзы, ювелирными изделиями.

Отдельные районы Тибета были известны своими ремесленны­ми изделиями: Гьянцэ — производством ковров, Дэргэ — кинжалов, {169} Нагчука — сбруи, Шигацэ — серебряных украшений. Деревни Танаг и Лхолин, расположенные на берегу р. Цанпо недалеко от Шигацэ, славились производством глиняной посуды, которая нахо­дила сбыт не только в Тибете, но также в Сиккиме и других странах, лежащих по южную сторону Гималаев [Дас, 1904, с. 89].

В городах ремесленники были объединены в цехи. Цех возглав­лял мастер — цимо. Ремесленник часто и сам продавал собственные изделия. Его дом был мастерской и лавкой одновременно. Часть своего заработка он должен был отдавать цеху. Мастер представлял цех перед властями, распределял среди членов цеха налоги и по­винности. Ремесленник не мог покидать город без разрешения мастера.

 

Торговля. Торговля в Тибете была меновой, в меньшей степени — денежной. Развитие ее сдерживалось трудностями пере­движения. В стране отсутствовали дороги в обычном понимании и не использовался колесный транспорт [Харрер, 1953, с. 291]. Груз по тропам и караванным путям везли яки и овцы, а владельцы гру­за путешествовали на тех же яках или лошадях. В Тибете XIX в. только Далай-лама, Панчен-лама, регент и амбани имели право пользоваться носилками-паланкином [Дас, 1904, с. 230].

Торговым сезоном считались зимние месяцы, начиная с конца ноября. В это время оканчивались дожди, уже был собран урожай и заготовлена провизия, прекращались сельскохозяйственные ра­боты. Внутри страны обмен совершался в двух направлениях — землевладельцы и скотоводы обменивались продуктами своего тру­да, а те и другие обменивали свои продукты на продукты ремесла. В больших городах, таких, как Лхаса, Шигацэ, Гьянцэ, Нагчу, Чамдо и др., помимо рынков имелись постоянно работавшие лавки.

Меновая торговля занимала главное место. Своего рода услов­ной монетой служили плитки китайского чая. В обращении были также тибетская серебряная монета, китайские монеты, индийские рупии и слитки серебра.

В районах торговая деятельность была сосредоточена вокруг монастырей, которые взимали определенный налог с торгующих. Монастырю, особенно на городских рынках, могли принадлежать и лавки, которые он сдавал в аренду торговцам. Торговый обмен между тибетцами и их соседями велся постоянно и имел большое значение для тибетского хозяйства. Важнейшими центрами торгов­ли с Китаем являлись города Синин и Дацзяньлу (Кандин).

«Лхасское правительство, — писал С.Ч. Дас, — ежегодно посы­лает по два каравана и более в торговые центры, находящиеся на {170} границах с Китаем, для закупки товаров для правительства» [Дас, 1904, с. 253]. Сюда же везли свои товары тибетские и китайские тор­говцы. В Китай везли шерсть, шерстяные изделия, кожи и меха, ячьи хвосты и рога антилоп, ревень, благовония, буру, куритель­ные свечи, пряности, буддийские книги. Из Китая в Тибет ввозили хлопчатобумажные и шелковые ткани, сахар, фарфор, железные орудия, изделия из кожи, бирюзу, лекарства, табак, муку, рис, уксус, ружья, седла, сапоги, чугунные чаши, но главным предме­том ввоза являлся кирпичный китайский чай [Пржевальский, 1883, с. 367; Сувиров, 1905, с. 113]. С юга, из-за Гималаев в обмен на тибет­ские товары, включая драгоценные металлы, везли рис, хлопчатобу­мажные ткани, пряности, предметы роскоши, например кораллы.

Внешнюю торговлю вели в основном качисы — кашмирцы и балпо — непальцы. В Лхасе постоянно находился представитель Непала, и непальские купцы пользовались правом экстеррито­риальности (после договора 1856 г.). Кашмирцы-мусульмане жили в Лхасе в течение многих столетий и составляли, как свидетельст­вовал Гюк, богатейшую часть населения столицы Тибета.

«Ежегодно несколько мусульманских купцов отправляются в Калькутту, — писал Гюк, — им одним только дозволяется пере­ходить англо-индийскую границу. Тале-Лама дает им паспорты и конвой до Гималая (так в тексте. — Б.М.). Они привозят с собой ленты, галун, ножи, ножницы и другие металлические товары и небольшой выбор шерстяных материй. Шелка и сукна выписывают они из Пекина; сукна русской фабрикации дешевле калькуттских» [Гюк и Габэ, 1866, с. 240]. С иноземных купцов тибетские власти взимали пошлину в размере одной десятой стоимости привезен­ных ими товаров. Через территорию Тибета осуществлялась тран­зитная торговля китайскими и индийскими товарами. Так, китай­ский плиточный чай тибетцы везли в Ладак и Непал. Караваны из Непала, Ладака, Верхнего Тибета доставляли в Центральный Тибет золото, соль, буру, шерсть, мускус и меха в обмен на чай, сахар, табак, бумажные изделия, тонкое сукно и железные товары [Уоддель, 1906, с. 161]. Внутренняя тибетская торговля находилась в руках непальских, кашмирских, китайских и тибетских купцов. «Большая часть магазинов, которые мы видели по пути, содержа­лась кашмирцами, непальцами и китайцами, — писал С.Ч. Дас об улицах Лхасы, — тибетских магазинов было мало, и притом все они были плохо обставлены» [Дас, 1904, с. 193]. Столица Тибета являлась в XIX в. относительно небольшим городом, «в окружности не более двух часов езды и не окружена стеной» [Гюк и Габэ, 1866, {171} с. 233]. «Город оказался меньше, чем мы ожидали. Его сплошная часть занимает пол квадратной мили, — писал Уоддель, — улицы Лхасы очень узки, не вымощены и не осушаются; но главные из них проложены по хорошему плану. Дома большей частью выстроены из камня и в них два, три этажа; у них плоские крыши (покатой нет ни одной). Их стены заботливо выбелены известью, балки очень часто выкрашены коричневой или синей краской» [Уоддель, 1906, с. 250]. «Дома выстроены из камней, кирпича или просто из земли, в одном предместье дома целого квартала выстроены из воловьих и овечьих рогов: это оригинальные, но весьма прочные здания, приятной наружности» [Гюк и Габэ, 1866, с. 233]; см. также [Прже­вальский, 1883, с. 269]. Н.М. Пржевальский оценивал постоянное население Лхасы в 20 тыс. жителей, добавляя, что зимой это число увеличивается до 40-50 тыс. за счет богомольцев и торговцев [Пржевальский, 1883, с. 269].

В 1904 г. население Лхасы, по мнению непальского представи­теля, насчитывало 30 тыс. человек, из которых 20 тыс. были монахи, а из оставшихся 10 тыс. тибетцев было около 7 тыс., китайцев и синотибетцев — 2 тыс., непальцев — около 800, кашмирцев и ладакцев — около 200, бутанцев — 50, монголов — 50 [Уоддель, 1906, с. 254-255; Козлов, 1920, с. 43]. Среди тибетцев большинство состав­ляли женщины. Проживавшие в Лхасе китайцы почти все были военными, полицейскими или чиновниками. Китайские солдаты лхасского гарнизона по правилам должны были сменяться через три года [Гюк и Габэ, 1866, с. 240; Уодделъ, 1906, с. 255]. Выходцы из Бутана (пебуны), по воспоминаниям Гюка, — лучшие ремесленни­ки: кузнецы, медники, механики, котельщики, золотых дел мастера, бриллиантщики, а также красильщики и врачи [Гюк и Габэ, 1866, с. 239]. Мусульмане из Кашмира, богатые купцы, держали в своих руках значительную часть внешней и внутренней торговли Тибета. Но самыми богатыми и влиятельными в Лхасе являлись непаль­цы — купцы и ростовщики [Дас, 1904, с. 238]. Непальские магазины и лавки существовали почти в каждом городе Тибета. Непальцы, естественно, контролировали торговлю с Непалом и Индией. С расширением британских владений в Индии и приближением их к границам Тибета увеличивался поток товаров из этих владе­ний в Лхасу. Если путь от Лхасы до Синина торговые караваны проходили за 4 месяца, то после проведения железной дороги Калькутта — Дарджилинг в 70-е годы XIX в. товары стали достав­лять из Калькутты в Лхасу за три недели. Причем в Калькутте, как отмечал С.Ч. Дас, «в настоящее время можно приобрести за недорогую {172} цену большинство китайских товаров, которые ценятся ти­бетцами» [там же, с. 253-254].

От расширения английской торговли страдали и непальские купцы [там же, с. 91-92]. Англичане настойчиво добивались откры­тия тибетского рынка и торговых привилегий. Объем тибето-индийской (английской) торговли в конце ХГХ в. непрерывно рос, даже еще до заключения специальных соглашений. Из Индии в Тибет везли продовольствие, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлические изделия, сахар и табак в обмен на скот, шерсть, буру, соль и др. [Сувиров, 1905, с. 122].

 

Государство

 

Тибет XIX в. был теократическим государством. Рели­гии принадлежала монополия в сфере идеологии и культуры, она играла ведущую роль в политике, экономической и социальной сфере. Главной и основной функцией государства являлись защита и распространение религии, обеспечение потребностей монашест­ва. Монашество, в свою очередь, направляло всю повседневную жизнь тибетского общества и каждого тибетца и было представле­но на всех уровнях и во всех органах государственной власти.

Во главе государства всегда находился монах — Далай-лама или регент. Тибетская элита была представлена, прежде всего и глав­ным образом, монашеством. Далай-лама, реинкарнация бодхи-саттвы Авалокитешвары, являлся абсолютным, никем и ничем не ограниченным в своей власти правителем Тибета.

Все монастыри секты Гэлугпа независимо от того, на какой тер­ритории они находились, подчинялись непосредственно Далай-ламе и часто являлись «дочерними» монастырями трех «великих лхасских монастырей» — Сэра, Дэпун и Ганден, куда и направляли своих монахов на обучение. Глав этих «дочерних» монастырей ли­бо прямо назначал Далай-лама, либо осуществлялась процедура их реинкарнации, опять-таки при руководящей роли лхасских лам. Через эти монастыри Далай-лама и правительство Лхасы могли влиять и влияли на религиозную и политическую ситуацию в соот­ветствующих районах. Все иные секты тибетского буддизма и все зависимые владетели, а также так называемые живые будды при­знавали высший авторитет Далай-ламы. Более того, к Далай-ламам обращались с просьбой вынести окончательное решение, напри­мер по вопросам права наследования власти в Ладаке и Бутане ли­бо о внутренней администрации буддийской церкви в Сиккиме {173} [Саrrascо, 1972, р. 79]. В промежутке между смертью Далай-ламы и обнаружением нового перерожденца, а также в течение всего вре­мени несовершеннолетия Далай-ламы власть находилась в руках регента. Регента обычно назначали из числа лам-перерожденцев из четырех лхасских так называемых царских монастырей.

Почти весь XIX в. Далай-ламы не играли самостоятельной роли ни в управлении страной, ни в делах церкви — всем распоряжа­лись регенты. За этот пост велась постоянная борьба, и имущество свергнутых регентов обычно конфисковывали. Высшим органом исполнительной власти, подчиненным непосредственно Далай-ламе или регенту, был Кашаг, который состоял из четырех минист­ров — калонов. Кашаг был создан в середине XVIII в. при Далай-ламе VII. Кaлоны назначались Далай-ламой и приносили ему клятву верности. Помимо Далай-ламы каждый из калонов утверждался еще ламой-оракулом и пинским императором.

Назначение было пожизненным. Каждый колон имел свою пе­чать, но они не возглавляли какое-либо управление и не несли личной ответственности за какую-либо сферу деятельности. Все решения принимались коллективно с приложением печати каждо­го калона. Далай-лама или регент мог поручить любому калону ре­шение конкретной задачи в военной, дипломатической, граждан­ской либо какой-либо иной сфере деятельности. Он же назначал и контролировал действия всех чиновников центрального и мест­ного аппарата управления. Кашаг также являлся высшей судебной инстанцией. Одним из четырех калонов обычно был лама; по спе­циальному постановлению 1894 г. такой порядок стал обязатель­ным. Кашаг собирался на свои заседания ежедневно, кроме суб­боты. По четвергам в заседании Кашага принимал участие Далай-лама. В этот день Кашаг заседал во дворце Потала, и на заседании обсуждались дела страны за истекшую неделю.

Кашаг руководил великим секретариатом (Йигцзан), финансо­вым управлением (Цзикан) и другими ведомствами центральной администрации. Йигцзан возглавляли четыре ламы-чиновника. Великий секретариат ведал делами церкви. Он вел списки всех мо­настырей и монахов, должностей церковной иерархии страны, иму­щества монастырей, а также отвечал за обучение монахов — бу­дущих чиновников. Деятельность Йищзана контролировал Чигьяб Кэмпо — монах-чиновник, через которого члены великого секре­тариата могли сноситься непосредственно с Далай-ламой или ре­гентом, минуя Кашаг. Цзикан возглавляли четыре секретаря финан­сов (цзипёна), которые непосредственно управляли всей светской {174} администрацией. Цзикан ведал государственной собственностью, вел учет состояний светской знати и нес ответственность за под­готовку светских чиновников. Цзипёнам присваивался четвертый чиновничий ранг. Посты калонов, великих секретарей и цзипёнов являлись ключевыми постами всей тибетской администрации. Недаром в Тибете говорили, что четыре калона — это четыре внеш­ние опоры, а четыре великих секретаря и четыре цзипёна — это во­семь внутренних опор государства.

Кабинет министров при необходимости созывал Националь­ную ассамблею, в число членов которой обычно входили четыре великих секретаря, четыре цзипёна, некоторые руководители дру­гих центральных ведомств и представители трех великих лхасских монастырей, всего около 20 человек. Но в особых случаях собира­лась Большая национальная ассамблея, в которой были представ­лены все монастыри Тибета. Тогда в ассамблее принимали участие помимо перечисленных выше лиц все бывшие настоятели Дэпуна, Сэра и Гандена, все светские и церковные чиновники, находившие­ся в это время в Лхасе, все дакпёны, рупёны и чжапёны Лхасы, 20 младших чиновников и около 30 служащих. Документы с реше­ниями Национальной ассамблеи заверялись четырьмя печатями: одна — от всех правительственных чиновников и по одной от каж­дого из трех великих монастырей: Дэпуна, Сэра и Гандена [Goldstein, 1989, р. 19-20]. В центральной администрации имелись ведом­ства сельского хозяйства, налоговое, обороны, почт и телеграфа и др. Обычно их возглавляли два начальника, один светский и один мо­нах. Тибет был разделен на 53 округа (цзон — «замок», «крепость»), во главе которых стояли два начальника (цзонпёна) — один светский и один монах, причем лама считался старшим начальником [Дас, 1904, с. 312; Мак Говерн, 1929, с. 86]. Некоторые важные города и области управлялись губернаторами. И губернаторов, и цзонпёнов назначал Кашаг. «В каждом из этих округов тот или другой город или деревня служат административным центром. В большинстве случаев губернаторы живут в огромном укрепленном замке, рас­положенном на вершине невысокой горы, господствующей над окружающей равниной; город или деревня лежат у подножия этой горы» [Мак Говерн, 1929, с. 85]. Цзонпёны и губернаторы назнача­лись обычно на три года [уодделъ, 1906, с. 296]. Их главной задачей являлись сбор и присылка в Лхасу ежегодно определенной нату­ральной подати. Почти во всех остальных делах они пользовались огромной и часто бесконтрольной властью, в особенности в отда­ленных от столицы округах. А. Уоддель в книге «Лхаса и ее тайны» {175} приводит табель о рангах тибетской администрации. Имелось семь разрядов. Высший — первый ранг имел один только Далай-лама. Второй ранг имели регент и первый министр (если таковой офи­циально утверждался). Третий ранг имели калоны; четвертый — чле­ны Йигцзана и Цзикана, губернаторы важнейших областей, глав­нокомандующий (если он был назначен в связи с военным положе­нием) и генералы (дакпёны). Пятый ранг присваивался цзонпёнам, командирам военных частей (рупёнам), некоторым чиновникам казначейства, судьям, ламам-правителям городов и др. Шестой ранг получали капитаны (чжапёны), некоторые служащие централь­ных ведомств. Седьмой ранг получали различные чиновники-инспекторы, местные чиновники и сельские старосты (дзопёны) [там же, с. 128].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 268 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.