Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒалай-ламы и политика изол€ции




 

ѕрибытие крупной китайской армии в “ибет и победа китайско-тибетских войск над Ќепалом позволили ÷€нъ-луну укре≠пить верховную власть ÷инов над “ибетом. ѕоскольку и в это вре≠м€, в конце XVIII в., Ђстатус “ибета оставалс€ лишь статусом вели≠ких ламї [ћартынов, 1978, с. 227], подчиненных непосредствен≠но императору ÷инской империи, то и форма укреплени€ власти императора была выбрана соответствующа€. ¬ 1793 г. в Ћхасу бы≠ла прислана золота€ урна и ÷€нь-лун повелел впредь избирать ƒалай-лам и ѕанчен-лам по жребию из зодотой урны при участии цинских амбаней.

«олота€ урна была установлена в соборе ƒжокан в Ћхасе. ¬ сто≠лице “ибета, в Ўигацэ и ƒинри разместились китайские гарнизоны.

ѕо распор€жению ÷€нь-луна ƒалай-лама, ѕанчен-лама и  ашаг не могли представл€ть петиции непосредственно императору. ќни должны были подавать все прошени€ только через амбаней. ќтны≠не вс€ переписка тибетских властей (даже с монголами  укунора, союзниками ÷инов в “ибете) шла под контролем амбаней. ќни же командовали цинскими гарнизонами и местной тибетской армией, отвечали за охрану границ и за недопущение в “ибет иностранцев. “олько амбани подписывали документы, разрешающие путешест≠венникам находитьс€ в стране; они контролировали важнейшие судебные решени€ и финансовые вопросы.

 онец XVIII в. стал зенитом реальной цинской власти в “ибе≠те. —воего рода символом этой власти стала процедура избрани€ ƒалай-лам и ѕанчен-лам с помощью жреби€ из золотой урны. ÷инский император повелел использовать эту процедуру; цинский амбань должен был вынимать из золотой урны билетик с именем {155} нового перерожденца. “аким образом, высшие сакральные тибет≠ские власти определ€лись с помощью процедуры, предписанной пинским императором, что и должно было символизировать вер≠ховную власть ÷инов над “ибетом. Ќо так было в теории. Ќа прак≠тике в XIX в. реинкарнаци€ каждого нового ƒалай-ламы проходила в услови€х борьбы. ќб€зательно примен€лись традиционные ти≠бетские методы определени€ нового перерожденца. ћетод Ђжре≠би€ из золотой урныї использовалс€ в большинстве случаев, но не всегда.

— ослаблением ÷инской империи в XIX в. ослабевала и реаль≠на€ власть цинских амбаней в Ћхасе. ”меньшались цинские гарни≠зоны. јмбани были вынуждены набирать в солдаты так называе≠мых сино-тибетцев Ч детей солдат-китайцев и тибеток. Ёти люди часто даже не знали китайского €зыка, говорили только по-тибет≠ски. Ѕоеспособность местных солдат и их вооружение оставл€ли, как говоритс€, желать лучшего.

ѕри столкновени€х внутри тибетской элиты и при нападении на “ибет амбани часто просто не имели реальных сил, чтобы вме≠шатьс€, и бездействовали. ƒонесени€ амбаней в ѕекин не вызыва≠ли никакой реакции цинского правительства. ¬ XIX в. ÷ины уже не могли организовать походы многотыс€чных маньчжуро-китайских войск в “ибет, как они делали это в XVIII в.

ѕосле 1793 г. двери “ибета оказались закрытыми дл€ иностран≠цев. Ѕольшинство исследователей считают, что политика изол€ции стала проводитьс€ либо по указанию, либо под вли€нием китайцев [√юк и √абэ, 1866, с. 257; Regmi, 1961, р. 136; Shakabpa, 1967, р. 173]. “ак или иначе, но  ашаг приказал всем местным власт€м и ста≠рейшинам общин всеми средствами преп€тствовать иностранцам вступать на территорию “ибета. ѕолитика изол€ции проводилась в течение всего XIX в. и оказалась большим преп€тствием дл€ по≠знани€ тибетцами окружающего мира и, соответственно, дл€ по≠знани€ “ибета окружающим миром. ќна, несомненно, тормозила развитие тибетского общества. ¬ ее проведении были заинтересова≠ны цинское правительство, местные маньчжуро-китайские власти и китайское купечество. –езкое ограничение контактов тибетцев с внешним миром и недопущение в “ибет иностранцев, прежде всего европейцев, должно было способствовать сохранению верхов≠ной власти ÷инов над “ибетом. ¬се это неоднократно отмечали иностранцы, посещавшие “ибет в XIX Ч начале XX в.

Ђ¬ течение XIX столети€, Ч писал —.„. ƒас, Ч тибетцы следова≠ли во всем китайской политике замкнутости не из бо€зни потери {156} самосто€тельности, но потому, что они незадолго перед этим были покорены и вполне подчинились китайскому вли€ниюї [ƒас, 1904, с. 252]. ƒругими причинами введени€ политики изол€ции ƒас счи≠тал коммерческие интересы  ита€, бо€знь проникновени€ в “ибет оспы и иных болезней, враждебность пограничных чиновников [там же].

ЂЌесомненно, что  итай, пользу€сь своей сюзеренной властью над “ибетом, посто€нно заставл€л вытесн€ть европейцев из этой страны, бо€сь, что в противном случае китайские коммерческие интересы и политическое значение пострадаютї, Ч писал ј. уоддель, участник английской военной экспедиции в “ибет в 1903-1904 гг. [”одделъ, 1906, с. 23].

«начительна€ часть тибетской элиты, прежде всего высшего ламства, также бьша заинтересована в изол€ции страны от рели≠гиозного, культурного и политического вли€ни€ извне, в особенно≠сти европейского вли€ни€. Ёкспанси€ јнглии в »ндии, естествен≠но, беспокоила и цинское правительство, и местные тибетские власти [√юк и √абэ, 1866, с. 243].

ƒалай-лама VIII ƒжампэл √ь€цо (1758-1804) в 1781 г. получил верховное управление страной, но занималс€ главным образом ре≠лигиозными делами. –еальна€ власть находилась в руках регентов Ќгаван ÷ултима и “энпи √онпо  унделина. ѕоследний управл€л “ибетом несколько лет и после смерти ƒалай-ламы ’“ѕ. ѕравитель≠ство прин€ло меры дл€ восстановлени€ хоз€йства областей, разо≠ренных во врем€ войны с Ќепалом. ¬ Ћхасе имело место антицин-ское выступление, в ходе которого регенту пришлось послать ти≠бетских солдат дл€ охраны амбаней. ¬ 1805 г. ÷ины прислали в Ћхасу двух инспекторов дл€ расследовани€ инцидента. јмбани были обвинены в безде€тельности и коррупции и отозваны. ќдин из них был отправлен в  итай в оковах, другой Ч переведен в ”румчи (¬осточный “уркестан). ƒва калона были отстранены от должности, а руководители антицинских демонстраций отправле≠ны в ссылку [Shakabpa, 1967, р. 170-172].

ѕравительству Ћхасы неоднократно приходилось подтверж≠дать свою власть над зависимыми кн€жествами и племенами. “ак, в 1796 г. отказалс€ платить налоги Ћ о ћентан, правитель владени€ на границе с Ќепалом. ¬ 1808 г. вышли из повиновени€ два вожд€ племени голок в ¬осточном “ибете.  алон Ўэтра с солдатами в те≠чение двух лет Ђумиротвор€лї территорию племени голок [ibid.].

ƒалай-лама VIII скончалс€ 9 но€бр€ 1804 г. ¬ 1807 г. были найдены два кандидата в перерожденцы, один из  ама, другой {157} из јмдо. ќба были привезены в Ћхасу и подвергнуты испытани€м. ѕретендент из  ама Ђопозналї вещи покойного ƒалай-ламы VIII, т.е. Ђсвоиї вещи, которые он знал в прошлом перерождении, и был признан ƒалай-ламой IX Ћунтог √ь€цо. ¬ 1808 г. он и был возведен на трон во дворце ѕотала. ¬есь процесс утверждени€ нового ƒалай-ламы совершалс€ по традиционным тибетским правилам, золо≠та€ урна не использовалась. ¬ 1810 г., после смерти “энпи √онпо  унделина, новым регентом стал ƒэмо “убтэн ƒжигмэ.

јнглийский путешественник “омас ћаннинг в 1811 г. имел возможность видеть ƒалай-ламу IX. Ђ расивое и интересное лицо ламы и его манеры, Ч писал ћаннинг, Ч поглотили все мое вни≠мание. ≈му было тогда около 7 лет; у него были простые, непри≠нужденные манеры хорошо воспитанного царственного ребенка. ≈го лицо мне показалось поэтичным и чрезвычайно красивым. Ќа мен€ произвела чрезвычайно сильное впечатление мо€ аудиенци€ у ламы. я готов был плакать от непон€тного мне ощущени€ї (цит. по [ƒас, 1904, с. 218]).

26 марта 1815 г., по официальной версии, простудившись во вре≠м€ монлама, ƒалай-лама IX умер от воспалени€ легких. »з п€ти кан≠дидатов в ƒалай-ламы отобрали вначале трех и привезли в Ќьетан. «десь после испытаний высшие тибетские ламы и чойчжоны-прорицатели указали на ƒжампэл √ь€лцена как на несомненного по всем признакам Ђперерожденцаї скончавшегос€ ƒалай-ламы IX.

ѕравитель ƒэмо-хутухта хотел сразу же возвести на престол но≠вого ƒалай-ламу, но потерпел неудачу. јмбани и часть тибетской элиты настаивали на проведении церемонии выбора по жребию из золотой урны. ¬ 1819 г. ƒэмо-хутухта скончалс€. Ќовым реген≠том стал ÷эмолин ƒжампэл ÷ултим. ќдновременно пришел импе≠раторский указ избрать ƒалай-ламу по жребию. ЂЌа это новшество в практике избрани€ ƒалай-лам, Ч писал позже √.÷. ÷ыбиков, Ч тибетские ламы и сановники согласились с большим неудовольст≠вием. “ем не менее с приказом императора, исполнител€ми коего €вл€лись два маньчжурских амбан€, не могли не согласитьс€...ї [÷ыбиков, 1981а, с. 147].

¬ 1822г. во дворце ѕотала перед изображением императора в золотую урну поместили три билета с именами трех кандидатов, написанными на маньчжурском €зыке. ќдин из амбаней вынул билет с именем ƒжампэл √ь€лцена. ќбраща€сь к отцу мальчика, находившемус€ здесь же, амбань сказал: Ђ“ак как из золотой урны вышел твой сын, ƒжампэл √ь€лцен, кандидат в драгоценные ƒалай-ламы, то молись милости великого императора!ї [там же]. {158}

 ак замечает ÷ыбиков, окончательный результат удовлетворил и ту и другую стороны: выбор нового ƒалай-ламы был произведен по жребию из золотой урны, как и приказывал император, но ƒалай-ламой оказалс€ кандидат, намеченный тибетцами.

¬сей церемонией руководил ѕанчен-лама VII, который и дал новому Ђперерожденцуї им€ ÷ултим √ь€цо. ƒалай-лама X ÷ултим √ь€цо, слабый здоровьем, скончалс€ в 1837 г. в возрасте 21 года. ƒва кандидата на роль ƒалай-ламы XI были привезены в Ћхасу и под≠вергнуты испытани€м. ќфициальное избрание произошло в 1841 г. по жребию, с использованием золотой урны. ќдин из амбаней вы≠нул билетик с именем перерожденца; им оказалс€ уроженец √артара из восточного  ама. ѕанчен-лама дал ему им€  эдуб √ь€цо, и он был признан ƒалай-ламой XI [Shakabpa, 1967, р. 176]. ¬ 1842г. во дворце ѕотала состо€лась церемони€ его возведени€ на трон.

¬ правление регента ÷эмолин ƒжампэл ÷ултима была произ≠ведена перепись населени€ и учет производимой продукции в про≠винции ”й. ѕравительство Ћхасы дважды направл€ло войска дл€ приведени€ к покорности племен в јмдо около  укунора и насе≠лени€ района ѕово в  аме [ibid.].

¬ернемс€ еще раз к процедуре избрани€ нового ƒалай-ламы. „ерез несколько мес€цев или даже несколько лет после кончины его предшественника  ашаг и насто€тели трех Ђвеликих монасты≠рейї посылали группы монахов дл€ нахождени€ нового перерож≠денца [Yа Ќаnhzang, 1994, р. 180,184]. »ногда прежний ƒалай-лама перед смертью давал указани€ Ч в каком районе, каком направле≠нии от Ћхасы, какой семье родитс€ тот ребенок, которому суждено стать его перерожденцем. ќн мог определить годы рождени€ отца и матери перерожденца, год рождени€ его самого, сказать, какие деревь€ растут около его дома, как выгл€дит сам дом, какой ручей или гора наход€тс€ около него и т.п. [¬еll,1924, р. 51]. »ногда соот≠ветствующие указани€ давал государственный оракул в Ћхасе ЌЄйчун- чойчжон.

 огда монахи находили ребенка, семь€ и дом которого и сам он соответствовали определенным указани€м, они осматривали маль≠чика и Ђэкзаменовалиї его. ≈сли он узнавал Ђсвоиї вещи: чЄтки, кольцо, чашу, части одежды своего предшественника, легко и пра≠вильно отвечал на вопросы о Ђсвоейї жизни в предшествующем пе≠рерождении, то становилс€ Ђкандидатомї в ƒалай-ламы. ¬ XIX в., когда в Ћхасе несколько раз исполн€лась церемони€ выбора по≠средством Ђжреби€ из золотой урныї, таких кандидатов отбира≠лось несколько. {159}

√.÷. ÷ыбиков так описывает эту церемонию: Ђ»збрание ƒалай-ламы до 1882 г., года выбора дес€того перерожденца, основывалось на предсказани€х высших лам и определени€х прорицателей, но при выборе дес€того перерожденца впервые было применено на практике установленное при императоре ÷€ньлун (так в тексте. Ч Ѕ.ћ.) метание жреби€ посредством так называемой Дсэрбум" (Дзо≠лота€ урна"). ќно состоит в том, что имена трех кандидатов, опре≠деленных прежним пор€дком, пишут на отдельных билетиках, ко≠торые затем кладутс€ в золотую урну. Ёта урна сначала ставитс€ перед большой статуей „жово-Ўакь€-муни, и возле нее депутата≠ми от монастырей совершаютс€ богослужени€ о правильном опре≠делении перерожденца. «атем урна переноситс€ в ѕоталу, во дво≠рец ƒалай-ламы, и здесь перед дощечкой с именем императора, в присутствии высших правителей “ибета и депутации от глав≠нейших монастырей маньчжурский амбань посредством двух па≠лочек, замен€ющих у китайцев вилки, вытаскивает один из биле≠тиков. „ье им€ написано на этом билетике, тот и возводитс€ на далай-ламский престол. »збрание утверждаетс€ императорской грамотой...ї [÷ыбиков, 19816, с. 22].

“еперь приведем пример того, как находили будущего ƒалай-ламу традиционными тибетскими способами. ƒалай-лама XIII был найден и избран без использовани€ церемонии Ђжреби€ из золотой урныї.

¬от что писал об этом —.„. ƒас: Ђ¬ 1875 году, через год после смерти ƒалай-ламы “инле √ь€цо, регент и коллеги€ кардиналов обратились за советом к знаменитому оракулу Ќейчун-чомчжону относительно нового по€влени€ ƒалай-ламы, и оракул объ€вил, что его воплощение может быть обнаружено только монахом самых строгих обетов. ƒл€ нахождени€ такого монаха снова потребова≠лись сверхъестественные свойства оракула, и этим монахом ока≠залс€ кэнпо (наставник. Ч Ѕ.ћ.) школы Ўарце монастыр€ √анден, лама, известный своей св€тостью и глубокими познани€ми.

 роме того, оракул за€вил, что этот лама должен отправитьс€ в „ойк'ор-чжи, так как новое воплощение необходимо искать где-нибудь вблизи  он-по.  'аньпо отправилс€ в указанную оракулом местность и просидел там около семи дней в глубоком созерца≠нии; вдруг в ночь седьмого дн€ он имел видение, причем он услы≠шал голос, который велел ему отправитьс€ к „ойк'орскому озеру ћу-ли-дин-ки цо. ѕробудившись от сна, к'аньпо отправилс€ к ука≠занному озеру, где на кристальной поверхности воды увидел изоб≠ражение воплощени€ великого ламы. ѕоследний сидел на колен€х {160} своей матери, а отец нежил и ласкал младенца. ќн видел также дом со всем его убранством. ѕосле этого видение исчезло, и к'аньпо тотчас отправилс€ в  он-по.

ѕо дороге он остановилс€ в “аг-по, в доме одной уважаемой и богатой семьи, и здесь вдруг увидел ребенка и всех лиц, показав≠шихс€ ему в видении. ќн немедленно известил об этом лхасское правительство; регент с высшими духовными лицами прибыли в “аг-по и вз€ли ребенка, которому тогда был всего один год, а ро≠дителей его поместили во дворец –ичж€л вблизи Ћхасыї [ƒас, 1904, с. 208-209].

ћолодого ƒалай-ламу воспитывали наставники-монахи. ≈му давали, естественно, религиозное образование, и он получал Ђвыс≠шую ученую степень по богословиюї [÷ыбиков, 1981а, с. 22].  огда ƒалай-лама достигал совершеннолети€, т.е. 18 лет [ƒас, 1904, с. 228; ѕржевальский, 1883, с. 271], регент был об€зан в присутствии калонов, высших чиновников и лхасской знати передать ему печати дл€ религиозных и светских дел. Ќо не все ƒалай-ламы достигали совершеннолети€. ƒругие, получив печати, находились у власти один-два года и потом внезапно умирали [÷ыбиков, 1981а, с. 147-148; Yа Hanzhang, 1994, р. 172].

ѕри несовершеннолетних далай-ламах реальна€ власть в Ћхасе находилась в руках регентов, и за этот пост посто€нно шла борьба различных группировок тибетской элиты. √юк сохранил сведени€ об одном из эпизодов этой борьбы. –егент ƒжампэл ÷ултим поль≠зовалс€ поддержкой монахов монастыр€ —эра. ќн находилс€ у вла≠сти с 1819 по 1844 г., прин€л титул деси и управл€л единолично, мало счита€сь с другими представител€ми лхасской элиты и даже с амбан€ми [√юк и √абэ, 1866, с. 247, 249, 272-273]. »звестно, в част≠ности, о конфликтах регента с ѕанчен-ламой “энпэ Ќьима (1781-1854) и с ламой „анджа, хутухтой из монастыр€ ƒэпун [Shakabpa, 1967, р. 180]. „то касаетс€ амбаней, то их корыстолюбие и отсутст≠вие реальной власти позвол€ли сильному регенту с ними практи≠чески не считатьс€.

¬ 1818 г. центральное правительство отозвало одного амбан€, в 1823 г. - сместило другого [Richardson, 1984, р. 71]. ¬ 1844 г. в Ћхасу прибыл новый амбань ÷и Ўань. Ёто был пожилой санов≠ник, занимавший в прошлом самые высокие посты (наместник сто≠личной провинции „жили, канцлер, наместник провинций √уан≠дун и √уанси) при цинском дворе и в администрации империи. ¬ разворачивавшихс€ первых столкновени€х с англичанами на юге  ита€ ÷и Ўань придерживалс€ соглашательской политики; он не {161} оказал помощи гарнизону форта ’умынь, защищавшего подступы к √уанчжоу, в результате чего в феврале 1841 г. форт пал. ѕо при≠казу императора ÷и Ўань был арестован и отправлен в кандалах в ѕекин, все его имущество конфисковано. ќднако обсто€тельства изменились. ¬ ходе войны с англичанами 1841-1842 гг. при пекин≠ском дворе вз€ла верх капитул€нтска€ группировка. ¬ апреле 1843 г. ÷и Ўань получил назначение на пост командующего маньчжур≠скими войсками пров. ∆эхэ, а в декабре 1843 г. был назначен амбанем в Ћхасу [Ќова€ истори€  ита€, 1972]. — его приездом усилилась борьба внутри тибетской элиты. Ќе в интересах китайцев было оставл€ть у власти в Ћхасе сильную личность на посту деси. „тобы получить согласие на смещение деси (а оно затем было получено), ÷и Ўань направил в ѕекин меморандум. ¬ 28 пунктах он перечис≠л€л различные провинности регента и обрисовал пор€док управ≠лени€ “ибетом, которого намеревалс€ придерживатьс€. ÷и Ўань за€вл€л, что в решении тибетских дел императорский резидент (амбань) должен быть равен ƒалай-ламе и ѕанчен-ламе, а регент и правитель (деси) об€заны получать от него инструкции. ¬се кон≠такты с иностранцами и военные дела должны находитьс€ под контролем амбан€. –егент захватил и раздал своим родственникам и друзь€м множество государственных имений. Ѕольшое имение, которое полагалось предоставить отцу малолетнего ƒалай-ламы, ре≠гент отдал своему приемному плем€ннику —акь€-хутухте. Ќаконец, ÷и Ўань требовал дл€ амбан€ права утверждать назначени€ всех светских чиновников в “ибете, начина€ от 6-го ранга и выше (всего рангов было семь, седьмой Ч низший) [Yа Hanzhang, 1994, р. 398-407].  ак сообщает √юк, ÷и Ўань, действу€ совместно с ѕанчен-ламой и четырьм€ калонами, арестовал деси. ѕод пыткой тот Ђсоз≠налс€ї в убийстве трех предшествующих ƒалай-лам. јрест деси вы≠звал восстание монахов монастыр€ —эра. ¬осставшие вошли в Ћхасу, убили одного калона и освободили деси, но не смогли найти ÷и Ўан€ и других китайских чиновников и к вечеру вернулись в мо≠настырь. Ќа следующий день под угрозой штурма восставшие мо≠нахи сдались. ƒеси был вновь арестован и отправлен в —ычуань.

— сент€бр€ 1844 и до ма€ 1845 г. власть в Ћхасе осуществл€л ѕанчен-лама VII. «атем новым регентом стал ≈ше √ь€цо –адэн, а в состав  ашага вошли калоны ѕэлхун, ¬анчук √ь€лпо Ўэтра, „икан „агдонпа и “аши  ансар.  алон Ўэтра стал самой вли€тельной фигурой в правительстве [Smith, 1996, р. 180-181].

ѕосле поражени€ цинского  ита€ в войне с јнглией в 1840-1842 гг., а впоследствии в результате тайпинского восстани€ 1851-{162} 1864 гг. и новых поражений ÷инов в столкновени€х с европейски≠ми державами вли€ние центрального правительства империи на дела в “ибете начало уменьшатьс€. ¬ 1847 г. амбань ÷и Ўань пере≠дал решение военных и финансовых вопросов в руки местной ти≠бетской администрации [ibid, р. 139,146].

 

“ибет и соседи

 

¬ XIX в. “ибет дважды подвергалс€ нападению своих западных и южных соседей. ¬ 1841 г. из Ћадака вторглись догры. Ћаддк еще в 1834 г. был захвачен дограми, платившими дань ма≠харадже —икхского государства –анджит —ингху. ѕосле смерти –анджит —ингха в 1839 г. в Ћадаке по€вилс€ «оравар —ингх, полко≠водец догрского правител€ кн€жества ƒжамму √ул€б —ингха. ¬скоре он подчинил Ѕалтистан. ¬ 1841 г. «оравар —ингх во главе 5-тыс€чной армии вторгс€ в «ападный “ибет. ƒогры оккупировали –утог, √арток, ÷апаран и ѕуран. «оравар —ингх объ€вил о намере≠нии зан€ть весь “ибет к западу от перевала ћаюм как территорию, €кобы принадлежавшую в прошлом Ћадаку. ¬ ходе ожесточенных сражений в услови€х суровой зимы тибетцам удалось нанести по≠ражение дограм, «оравар —ингх пал в бою [–гапке, 1904, р. 163-164]. “ибетские отр€ды вступили на территорию Ћадака, но были раз≠биты. ¬ столице Ћадака городе Ћех начались переговоры, в которых прин€ли участие по два представител€ “ибета, кн€жества ƒжамму и сикхов Ћахора. ¬ мирном договоре 1842 г. подтверждалась суще≠ствовавша€ ранее граница между ÷ентральным “ибетом и Ћадаком. ќна проходила по р. Ћхари в районе оз. ѕангон. ќбе стороны об€≠зались содействовать двусторонней торговле. ¬ тибетском тексте договора говорилось, что Ђƒалай-лама и его высшие сановники, как и в прежние годы, будут принимать от Ћадака ежегодную даньї [ѕубаев, 1970, с. 123; јhluvalia, 1980, р. 52-53]. ‘актически миссии с Ђданьюї приезжали в Ћхасу один раз в три года [ƒас, 1904, с. 70-71]. Ѕыл произведен обмен пленными. ѕравительство награ≠дило калона ѕэлхуна, победител€ «оравара —ингха. „асть пленных ладакцев осталась в “ибете. ќсев в южных районах страны, они культивировали €блоки, абрикосы, виноград и персики [Shakabpa, 1967, р. 178].

Ћхасский амбань сообщил в ѕекин о нападении догров и о за≠ключении договора 1842 г., но цинское правительство никак не отреагировало на эти сообщени€. ¬ это врем€ шла война с јнглией, и в ѕекине были озабочены совсем другими делами. {163}

“орговл€ между “ибетом и Ћадаком была еще раз урегулирова≠на соглашением 1853 г., согласно которому торговые агенты обеих сторон освобождались от уплаты таможенных пошлин [ibid, р 181, 328-329].

¬ первой половине XIX в. Ќепал неоднократно обращалс€ к ÷инам с просьбой о помощи против англичан. “акие обращени€ имели место в 1814, 1840, 1842 и 1846 гг. ÷ины реально не могли оказать помощь из-за внутренних беспор€дков в империи и в усло≠ви€х войны между  итаем и јнглией. ‘ормально отказ в помощи объ€сн€лс€ тем, что Ќепал не €вл€етс€ частью ÷инской империи, а есть лишь зависимое государство, плат€щее дань. “ем не менее гуркхи продолжали посылать миссии с Ђданьюї в ѕекин. ћиссии пользовались дипломатическим статусом, привозимые ими товары не облагались таможенными пошлинами.

¬ 1852 г. Ќепал направил в ѕекин миссию, котора€ вернулась обратно лишь в 1854 г. [Smith, 1996, р. 139]. ”виденное в ѕекине и  итае убедило непальцев в слабости цинского правительства и в его полной неспособности оказать какую-либо помощь тибет≠цам.  ак раз в это врем€, в начале 1853 г., восставшие тайпины за≠н€ли всю долину янцзы от ”хан€ до Ќанкина и фактически отре≠зали ёжный и ёго-«ападный  итай от столицы.

¬ 1855 г. гуркхи вторглись в “ибет. »м удалось захватить Ќь€нан, –оншар, ÷зонка и ѕуран. “ибетцы не смогли изгнать захватчиков. ÷инское правительство никакой помощи не оказало. “ибет был вынужден подписать 24 марта 1856 г. мирный договор, в котором подтверждал свободу торговли непальским купцам и предоставл€л им право экстерриториальности. Ќепал получил право иметь ре≠зидента в Ћхасе, который совместно с тибетскими представител€≠ми должен был решать все спорные вопросы, касающиес€ непаль≠ских подданных. “ибетцы об€зались ежегодно выплачивать гуркхам 10 тыс. непальских рупий. —тороны обмен€лись пленными, и гуркхи покинули тибетскую территорию. ¬ обмен на все уступки тибетцев гуркхи обещали оказать помощь “ибету в случае нападе≠ни€ на его территорию [¬е11, 1924, р. 46-47, 278-279; Shakabpa, 1967, р. 181-182; Van Walt van Praag, 1987, р. 292-293; Yа Hanzang, 1993, р. 212].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-02-28; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1591 - | 1546 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.031 с.