Источники по истории производительных сил и аграрных отношений, как и везде, представлены прежде всего грамотами, отчётливо рисующими типичный ход развития и завершения феодализации. Сохранились также грамоты, определявшие вассальные связи внутри феодального класса. Весьма важными источниками для истории аграрных отношений и для истории крупных скотоводческих хозяйств являются документы, относящиеся к «Месте», т. е. объединению кастильских феодалов-овцеводов. Эти грамоты фиксируют королевские привилегии, которые давались «Месте».
Исключительно ценными историческими источниками являются многочисленные во всей средневековой Испании хартии вольностей, так называемые фуэрос, в которых запечатлено всё разнообразие господствовавших на полуострове обычаев и установлений. Своим широчайшим распространением они обязаны реконкисте. В сущности каждый город, крепость, село с правом самоуправления имели свой фуэро. Фуэро жаловались также отдельным группам господствующего класса, маврам и евреям отдельных городов. Фуэрос на отвоёванных территориях фиксировали многочисленные льготы, а вместе с тем и обязательства в несении обороны и военной службы.
Много сохранилось документов о городских цехах, которые также имели многочисленные привилегии и вольности. Частично сведения о них дают городские фуэрос.
В правовом отношении в связи с арабским завоеванием очень долго сохранялись пережитки старых вестготских законов, прежде всего Вестготской правды – со старыми пережитками (ордалии, судебный поединок, вергельд). На севере эти законы частично сохранились до XV в. Лишь в самой развитой области на севере – Каталонии, где были богатые приморские города, возник и был оформлен в письменном виде свод обычного права. Он был сведён воедино ок. 1076 г. под общим названием «Барселонских обычаев» и даёт систематизированную картину социальных и имущественных отношений, а также характера графской власти. После объединения Каталонии с Арагоном в 1162 г. «Барселонские обычаи» стали действовать и в Арагоне, но, разумеется, с учётом местных обычаев и вольностей.
Из правовых источников Леоно-Кастильского королевства стоит назвать главный – «Партиды» (составлен в 1256-1257 гг. под наблюдением короля Альфонса X). В «Партидах» нашли отражение централизаторские устремления королевской власти; в них почти не упоминается о кортесах, зато определены обязанности подданных по отношению к королю, организация королевской армии и т. п. сведения. Но Альфонсу X не удалось добиться официального утверждения «Партид». Они применялись в ограниченном масштабе, только в той мере, в какой не противоречили фуэрос. Вообще множественность различных по своему духу и происхождению правовых источников очень ярко отражала живучесть местных фуэрос.
Такая раздробленность Испании сказалась и на хрониках. Ведущим государством периода Реконкисты было Леоно-Кастильское королевство, следовательно, и в составлении хроник именно оно играло ведущую роль.
Крупнейшим кастильским хроникёром начала XIII в. был Хименес де Рада (1170-1247), один из образованнейших людей своего времени. Его хроника «Об испанских делах» была первой испанской историей с римских времён, особенно ценна в которой последняя часть, повествующая и о кастильских делах.
Другая хроника была составлена королём Альфонсом X Мудрым – «Всеобщая испанская хроника» – это большой свод королевских кастильских хроник, в котором также проводились идеи централизаторской политики.
Правление Педро I Жестокого (1350-1369) описано в хронике канцлера Педро Лопеса де Айялы (1332-1407), который был выходцем из бедных слоёв, возвысился до высшего поста в королевстве. Но проявил себя ловким, алчным и беспринципным царедворцем. В момент поражения он изменил королю, перейдя на сторону его врага Энрике Трастамарского, заняв потом высокий пост уже при нём. Именно Айяла положил начало «чёрной легенде» о Педро Жестоком, якобы он был «тиран», потому всех угнетал, хотя это была обычная борьба королевской власти с непокорными феодалами. Зато Макиавелли восхищался ловкостью и беспринципностью Айялы, который прикрывал свои взгляды «общественным благом».