В начале X в. Германия оформилась как самостоятельное государство; оборвались её связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. Но это было полиэтническое государственное образование. Кроме того, в силу более позднего появления в Германии феодализма, немецкая народность находилась на более низкой ступени своего развития, чем, например, французские народности. Страна всё ещё распадалась на территории бывших отдельных племён (саксов, тюрингов, франков, аламаннов, баваров), говоривших на разных диалектах германского языка. Правившие там герцоги долго сохраняли самостоятельность, и известная обособленность этих областей удержалась и впоследствии, тем более что уровень развития в них феодализма был неодинаков. Этим было положено начало разобщённости провинций, которая так и не была преодолена в течение всего средневековья. Эти особенности развития Германии не могли не отразиться и на характере исторических источников.
Источники по развитию феодальных отношений для X-XII вв. состоят в основном из описей феодальных поместий и из грамот. И те, и другие относятся, как правило, к крупному церковному землевладению. Эти описи и грамоты прошли в Германии три стадии. С IX в. в Германии появились «книги копий». Это картулярии, в них вписывались копии с имевшихся в архивах документов. С X в. «книги копий» были заменены «книгами дарений», в которые вносились уже не копии с документов, а протокольного типа записи обо всех сделках по земельным приобретениям феодалов. В XII в. появляются, а с XIII в. широко распространяются описи феодальных вотчин, называвшиеся в Германии урбариями; они содержат подробные сведения о земельной собственности феодалов и о взимаемых с крестьян повинностях.
Так как феодализм в Германии развивался поздно, и процесс закрепощения крестьянства шёл сравнительно медленно, там дольше сохранялась марковая организация. Она отражена в ценнейших источниках – уставах марки. Уставы долго хранились в устной традиции, а были записаны начиная с XIII в. Уставы марки являются ценнейшими источниками при изучении не только крестьянского хозяйства и господствовавших социально-экономических отношений, но и культуры, быта, языка и т. д. Как правило, они составлены самими же общинами и дают возможность представить себе их внутреннюю жизнь.
Для истории развития производительных сил в сельском хозяйстве Германии важны два трактата: «Сад наслаждений» – составлен в XII в. аббатисой Гогенбургского монастыря в Эльзасе Геррадой Ландсбергской (ум. 1195) для школьного обучения и представляет собой своего рода энциклопедию наук, в которой много внимания уделено технике сельского хозяйства. Очень ценны миниатюры, украшающие единственную рукопись; в них даны первые для средневековья изображения водяной мельницы, виноградного пресса и т. д. Другой трактат – «О растениях», принадлежит перу знаменитого учёного Альберта Великого (1193-1280) – писал об удобрениях, о злаках и их возделывании.
Что касается ремесла, то ещё от X в. сохранился замечательный трактат учёного монаха Феофила «Записки о различных ремёслах». Он представляет собой уникальное для того времени технологическое руководство, включающее большое число ремесленных и художественных рецептов для различных ремёсел внегородского периода.
Исключительно богаты и разнообразны источники по истории немецких городов, в силу чего развитие ремесла и товарного производства, а также социально-экономические отношения в городах и их политическая жизнь могут быть исследованы с большой подробностью. В принципе, источники по истории городов те же, что и во Франции – жалованные грамоты королей и феодалов городам, постановления по всем вопросам городской жизни, городские регистры, уставы цехов, гильдий, братств, торговые книги.
Что касается правовых источников, то в X-XI вв. вследствие развития феодализма и слияния различных племён в единую немецкую народность прекращается действие правд. Тогда же кончается действие каролингских капитуляриев. С X до XIII вв. в Германии действовало обычное право, выросшее из правд, причём страна делилась на две части: 1) область франкского права и 2) область саксонского права. Т. о. Северная Германия в отношении права была разобщена со средней и южной частью страны.
В XIII в. местные обычаи были записаны, причём сразу на немецком языке в особые судебники. Старейшим судебником является «Саксонское Зерцало», составленное судьёй Эйке из Репгова между 1215 и 1235 гг. Позднее появились «Немецкое Зерцало», «Швабское Зерцало» и т. д. Следует также отметить законы о земском мире, которые должны были устанавливать карательные и предупредительные меры против кровной мести, частых феодальных войн и распрей. Постепенно они превратились в уголовные законы. Но характерной особенностью таких законов являлась их обязательность лишь для тех, кто им присягнул. После законы о земском мире стали общеимперскими, общеимперское законодательство стало развиваться, апофеозом его стало принятие в 1356 г. «Золотой буллы», в которой помимо постановления о земском мире главное внимание было уделено правам курфюрстов и порядку избрания императора.
Также следует остановиться на правовых источниках для истории взаимоотношений империи и папства. Первым из них был договор Оттона I с папой Иоанном XII от 962 г. В дальнейшем отношения с папой были узаконены в форме конкордатов: Вормского (1122), Констанцского (1418), княжеского (1447) и Венского (1448).
С XIII в., в связи с развитием городов, возникло специальное городское право, получившее в силу раздробленности германии, исключительно большое значение и распространение. Оно регулировало правовые отношения горожан между собой и городов с феодалами. Наибольшей распространённостью пользовалось право Магдебурга, в основном в восточногерманских землях. Другим таким же распространённым правом был свод любекского права. Как Магдебург, так и Любек господствовали над городами, принявшими их право.
Для политической истории Германии X-XIII вв., как и в других странах, основными источниками были анналы и хроники. В силу раздробленности Германии в ней не могло создаться постоянного основного центра летописания. С каждой династией возникали новые центры – сначала ведущую роль играли саксонские монастыри, затем франконские, швабские. Эти хроники со второй половины XIII в. стали писаться на немецком языке.
Древняя история саксов была изложена в произведении саксонского монаха Видукинда Корвейского (ок. 925-ок. 980) «Деяния саксов» (967-968). В нём были описаны войны саксов с соседними племенами, с Карлом Великим, воцарение Генриха I и его борьба с магнатами, а также очень подробно правление Оттона I, современником которого он был. Осведомлённость Видукинда была отнюдь не обширной, особенно по поводу деятельности Оттона I вне Германии. О Священной Германской империи он имел весьма смутные представления. Даже о коронации Оттона I в 962 г. он не пишет в соответствующем месте, а вставляет этот рассказ позднее, в связи с Оттоном II. В сущности его интересовали только саксонские дела. Местный майнцский архиепископ заслонял для него даже папу. Больше всего его интересовали войны саксов с окружающими племенами и народами. Королей саксонской династии Видукинд прославлял именно за то, что они были воинственными саксами, а роль Оттона I была им преувеличена настолько, что император изображён как владыка не только всей Европы, но и Азии и Африки. Вместе с тем автору чуждо слепое преклонение перед императорской властью, и он не умолчал о распрях в императорской семье.
Труд Видукинда Корвейского послужил основой для всех последующих писателей, касавшихся этих вопросов. У Видукинда много черт, которые роднят его с другими историками раннего средневековья – Григорием Турским, Павлом Диаконом, Бедой Достопочтенным. Подобно им, Видукинд сохранил для истории старые народные полулегендарные саги и сказания, которые в его время бытовали ещё в народной традиции. Подобно им он ощущал свою задачу историка, как выполнение долга по отношению к своему народу, храбростью и мужеством которого он гордился (о подчинении саксов франкам он предпочёл особенно не распространяться).
Историю всей саксонской династии можно найти в хронике Титмара (975-1018), который начал её писать как историю родного города, но вскоре она переросла заданные рамки, став историей Германии и сопредельных народов, прежде всего славян. Как типичный восточногерманский феодал, Титмар осуждал итальянскую политику императоров, так как его интересы как феодала (он был крупным епископом) были связаны с натиском на восток, в славянские земли.
Агиография в Германии X в. имеет много черт сходства с каролингскими житиями. Главное место в ней занимали жития «просветителей» – миссионеров, пытавшихся обратить в христианство славян, пруссов, печенегов.
С развитием городов центр политической жизни страны передвинулся с севера на юго-запад, где вновь расцвело летописание. Стоит отметить хронику, составленную Германом Паралитиком (1013-1054), больным от рождения, очень талантливым поэтом, математиком, механиком и музыкантом, самым образованным человеком в Германии того времени. В отличие от прочих хроник, автор очень заботился о точной хронологии и, не довольствуясь простым изложением событий, пытался установить между ними причинно-следственную связь. Это обширная история Германии и смежных стран.
Борьба между германскими императорами и папами нашла отражение в многочисленных хрониках, авторы которых, в зависимости от той позиции, которую они разделяли, были или полностью на стороне папы (что было гораздо чаще), или полностью на стороне императора. Помимо анналистики, борьба за инвеституру очень полно отражена в документах непосредственно исходивших от пап и императоров – «Диктат папы» (формулировка Григорием VII принципов папского главенства), тексты отлучения Генриха IV, постановление Вормского собора о низложении Григория VII, акты переговоров и соглашений и т. д. Очень много сохранилось также публицистических произведений на эту тему. Большинство из них исходило от папской партии, организация которой была подготовлена клюнийской реформой и к которой примкнуло большинство немецких епископов. Но были и сторонники императора, в трактатах которых уже заложены зёрна будущих концепций абсолютизма.
Необходимо обратить внимание на составленный в середине XI в. в Гамбурге обширный историко-географический труд «Деяния гамбургских епископов», автором которого был Адам Бременский. До 936 г. свой труд Адам основывал на Эйнгарде, а затем идёт самая ценная его часть, охватывающая без малого 150 лет, составленная по архивным документам и материалам автора, который усердно собирал их всеми возможными способами и отличался точностью в их передаче. Последняя книга у него посвящена специально описанию Дании и «стран, лежащих за Данией», т. е. Норвегии, Швеции, Исландии, Гренландии. Данные были получены от датского короля Свена Эстритсона, купцов, моряков, рыбаков, миссионеров. Адам впервые упоминает о колонизации норманнами Северной Америки. Он собрал также ценные сведения о прибалтийских племенах, их нравах, обычаях, торговых путях. Адам Бременский является также лучшим источником для истории восстаний полабских славян против немецких завоевателей в конце X – начале XI вв.
Раз уж зашла речь о норманнов, следует несколько слов уделить и скандинавским источникам, отдельного раздела которым посвящено не будет. Источники для каждой страны Скандинавии обладают своеобразием. Для нас особый интерес представляют исландские источники, прежде всего исландские саги, т. е. народные предания. Они складывались везде, где жили норманны. Но в Исландии, куда переселилось много семейств из Норвегии во второй половине IX в., они сохранялись особенно долго в первозданном виде. В сагах отражены исторические события, общественный строй, быт, культура, религия скандинавов. Хранителями и создателями саг были многочисленные сказители – скальды. Записаны они были ок. 1140 г.
Большие сборники саг назывались Эддами. Поэтические саги, песни вошли в сборник «Старшая Эдда» – это стихотворные саги о богах и героях, сложенные в IX-XII вв. Часть саг говорила о событиях в Исландии, Гренландии и т. д., сказалось также влияние античных мифов, христианских легенд и кельтских сказаний. Первоначальный текст «Старшей Эдды» не сохранился (XIII в.), дошли лишь различные более поздние списки. Сейчас по ним удалось восстановить 34 саги.
Известна также «Младшая Эдда», автором которой был скальд Снорри Стурлусон (178-1241) – это прозаический пересказ стихотворных мифологических саг, а также руководство по поэтике для скальдов, куда также входят отрывки из саг. Снорри Стурлусон является также автором исторического труда «Круг земной», который охватывает историю всего севера, но особенно много сведений там по истории Норвегии. Это не единственный и не первый исторический скандинавский труд – ещё ранее был Ари Торгильсон (1067-1148) с «Книгой исландцев» и т. д.
При династии Гогенштауфенов (1138-1254) появилась крупнейшая всемирная хроника, называемая также «книгой о двух государствах». Её автором был Оттон Фрейзингенский (ок. 1111-1158), внук Генриха IV и дядя Фридриха Барабароссы. Он учился в Парижском университете, но стал не приверженцем рационализма Абеляра, а сторонником Бернара Клервосского. В своей хронике Оттон проявил себя последовательным августианцем, то есть все события у него рассматриваются как непрерывная борьба земного и божественного начал. Хроника проникнута глубоким пессимизмом и заканчивается воображаемой картиной конца земного мира.
Но произведение Оттона Фрейзингенского интересно и фактическим материалом по внутренней и внешней истории Германии первой половины XII в. Близость автора к правящей династии, а также хорошее образование и наблюдательность способствовали выработке более широкого политического кругозора, чем это свойственно большинству хронистов того времени. Но Оттон допускал искажения исторической истины в угоду правящим верхам.
Другое произведение Оттона Фрейзингенского «Деяния императора Фридриха», написано в 1157-1158 гг. по заказу его племянника. Известность Оттона как историка была к тому времени уже очень широка. В «Деяниях» он заново изложил всю историю того же периода, но теперь все события он осветил как предисловие к славному правлению Фридриха Барбароссы. «Деяния» являются ценным историческим источником для истории Германии, Италии, Венгрии, международных отношений (Оттон участвовал во II крестовом походе с императором Конрадом III) середины XII в. Но вместе с тем «Деяния» принадлежат к тем историческим произведениям, в которых особенно резко проведена официальная придворная точка зрения.
В середине XIII в. появляются первые хроники на немецком языке. Постепенно происходят также характерные изменения. Анналы исчезают совсем, а монастырские и вообще церковные хроники уступают место городским хроникам. Как и для всей Западной Европы, на первое место в XIV-XV вв. выходит богатый документальный материал. Однако раздробленность страны сказалась в том, что главная масса как документального материала, так и хроник относится не к деятельности императорской власти, а к отдельным городам и княжествам. В этих источниках, сохранившихся в городских архивах, отражена не только социально-экономическая, но и политическая жизнь городов. Многие немецкие города являлись независимыми республиками, которые вели войны, заключали договоры, образовывали союзы и т. д. Такого рода отношения также сохранились в обширной документации. История отдельных немецких княжеств также отражена в документальном материале и в многочисленных хрониках. Но рисуемые этими источниками события – бесконечные нудные распри и войны между князьями - имеют лишь ограниченный интерес, вследствие мелких масштабов этих владений. Имперские хроники в этот период почти полностью исчезли.