Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А. И. Герцен о спорах западников со славянофилами




 

(...) Возвратившись из Новгорода в Москву, я застал оба стана на барьере. Славяне были в полном боевом порядке, с своей легкой кавалерией под начальством Хомякова и чрезвычайно тяжелой пехотой Шевырева и Погодина, с своими (…) ультраякобинцами, отвергавшими все бывшее последствиями киевского периода, и умеренными жирондистами, отвер­гавшими только петербургский период; у них были свои кафедры в университете, свое ежемесячное обозрение (…)

Война наша сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще, Москва входила тогда в ту эпоху воз­бужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни. (…) Подавленность всех других сфер челове­ческой деятельности бросала образованную часть обще­ства в книжный мир, и в нем одном действительно совершался, глухо и полусловами, протест против николаевского гнета (…)

В лице Грановского московское общество приветствовало рвущуюся к свободе мысль Запада, мысль умствен­ной независимости и борьбы за нее.
В лице славянофи­лов оно протестовало против оскорбленного чувства народности бироновским высокомерием петербургского правительства.

(…) Говоря о московских гостиных и столовых, я говорю о тех, в которых некогда царил А. С. Пушкин; где до нас декабристы давали тон; где смеялся Грибоедов; (…) где, наконец, А.С. Хомяков спорил до четырех часов утра, начавши в девять; где К.Аксаков с мур­молкой в руке свирепствовал за Москву, на которую никто не нападал, (…) где Грановский являлся с своей тихой, но твердой речью; где все пом­нили Бакунина и Станкевича; где Чаадаев (…) сердил оторо­певших аристократов и православных славян колкими замечаниями (…) куда, на­конец, иногда падал, как Конгривова ракета, Белин­ский, выжигая кругом все, что попадало (...)

Споры возобновлялись на всех литературных и нелитературных вечерах, на которых мы встречались, – а это было раза два иди три в неделю. (…)

Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но неодинаковая (…)

У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, без­отчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существова­ние любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно.

Герцен, А. И. Былое и думы // А.И. Герцен. Собрание сочинений в 30-ти т. – Т. IX. – М., 1956. – 152-163, 170.

 

К.С. Аксаков об отличиях русского народа

 

Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские государства и страны. Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней Ев­ропейские воззрения и на основании их судить о ней (...) в самом начале, разделя­ются эти пути Русский и Западно-Европейский до той минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает страшный крюк, кидает род­ную дорогу и примыкает к Западной (...)

Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно утверди­лась у покоренных народов (...) Русское государство, напротив, было основано не завоеванием, а добровольным призванием власти. Поэтому не вражда, а мир и со­гласие есть его начало (...) Таким образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного государства; свободное чувство разумно и добровольно призвавшего власть легло в основание государства русского. (…)

Итак в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда.
В основе государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала состав­ляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой и опре­деляют историю той и другой (...) пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь. Православная Вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма (...) если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный путь Веры, – первый Руси, второй – Западу.

Ее (русскую историю) не понимали до настоящего времени, потому что приходили к ней с готовыми историческими рамками, заимствованными у Запа­да (...) потому, что позабыли свою народность и потеряли самобытный русский взгляд (...)

Аксаков, К.С. Сочинения исторические // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия. – М., 1997. – С. 129-133.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 895 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.