Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А.И. Кошелев о дискуссии западников и славянофилов




(...) Этот кружок [славянофилов], как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в [их] числе (…) не было Алексея Степановича Хомякова (...) Хомяков, глубоко изучивший творения главных мировых любомудров (…) всегда держался по убеждению учения нашей православной церкви (...) Безусловная преданность православию (...) любовь к народу русскому, высокое о нем мне­ние и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно мо­жет вести нас к самобытности в мышлении и жизни, – составляли главные и отличительные основы и свойства образа мыслей Хомякова (...) Хомяков первый проникся истинным духом русского народа и его истории и указал нам насущие наши нужды и потребности, наши народные свойства и ту цель, к которой мы должны стремиться. (...)

Вторым деятелем в нашем кружке был Иван Васильевич Киреевский.Он был очень умен и даровит; но самобытности и самостоятельности было в нем мало, и он легко увлекался то в ту, то в другую сторону. (…) Деятельность
И.В. Киреевского по разработке с православной точки зрения разных философ­ских вопросов была весьма полезна и значительна. (…)

Другими собеседниками нашими были М.П. Погодин. С.П. Шевырев, П.В. Киреевскийи некоторые другие лица. Первые двое никогда вполне не раз­деляли мнений Хомякова, находивши, особенно в первые годы, что по духов­ным делам он слишком протестанствовал и что русскую историю он переде­лывал по-своему, находил в ней то, чего там не было, и влагал в нее свои из­мышления. (…) П.В.Киреевскийвесь был предан изучению русского коренного быта, с любо­вью и жаром собирал русские народные (…) и принимал деятельное участие в прениях только тогда, когда они касались любимых его предметов.

Впоследствии вступили в наш кружок две замечательные личности – Кон­стантин Сергеевич Аксаков и Юрий Федорович Самарин (...) В первом преобла­дали чувство и воображение; он страстно любил русский народ, русскую исто­рию и русский язык и делал в двух последних поразительные, светоносные открытия (...) Ю.Ф. Самарин действовал совершенно иными орудиями: у него по преимуществу преобладала критика, логика и диалектика (...) Он действовал сильно и в литературе, и в общественной, даже политической, жизни (...) Не могу здесь не упомянуть об Иване Сергеевиче Аксакове (…)начинавшем с нами все более и более сближаться. Тогда он был чистым и ярым западником, и брат его Константин постоянно жаловался на его запад­ничество (...)

Сообщая сведения об этом кружке, нельзя не упомянуть о людях, более или менее принимавших участие в наших беседах, хотя они вовсе не разделяли наших общих убеждений. Такими были – Чаадаев, Грановский. Герцен (…)

Нас всех и в особенности Хомякова и К. Аксакова прозвали «славянофилами»; но это прозвище вовсе не выражает сущности нашего направления. Правда, мы всегда были расположены к славянам (…) изучали их историю и нынешнее их положение (…) но это вовсе не составляло главного, существенного отличия нашего кружка от противоположного кружка западников. Между нами и ими были разногласия несравненно более существенные. Они отводили религии местечко в жизни и понимании только малообразованного человека (…) мы же (…)убеждены были, что только на этом основании мы должны и можем развиваться, совершенствоваться и за­нять подобающие место в мировом ходе человечества. Они ожидали света только с Запада (…) старались подражать всему там установившемуся и забывали, что есть у нас свой ум, свои (…) духовные и физические особенности и потребности. Мы вовсе не от­вергали великих открытий и усовершенствований сделанных на Западе (…) но мы находили необходимым все пропускать через критику нашего собственного разума и развивать себя с помощью, а не посредством позаимствований от народов, опередивших нас на пути образования. Западники (…) требовали деспотически от всех беспрекословного подчинения догматам, добытым или по Франции, или в Англии, или в Германии. (…) Мы признавали первою, самою существенною нашею задачею – изучение самих себя в истории и в настоящем быте; и как мы находили себя и окружающих нас цивилизованных людей утратившими много свойств русского человека, то мы считали долгом изучать его преимущественно в допетровской его истории и в крестьянском быте. Мы вовсе не желали воскресить древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели в виду себя и других в него преобразовать. (…) Но в этом первобытном русском человеке мы искали, что именно свойственно русскому человеку, в чем он нуждается и что следует в нем развивать. (...)

Записки А.Н. Кошелева // Русское 06щесmво 40-х - 50-х годов ХIХ в. – Ч. 1. – М., 1991. –

С. 85-134.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1081 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.