Цель занятия.
Определить место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философии и культуры в целом.
Задачи.
1. Рассмотреть основные идеи И. Канта в области онтологии, гносеологии, этики, антропологии и социальной философии.
2. Проанализировать влияние философии И. Канта на современную философию и науку.
3. Проанализировать влияние немецкой классической философии на социальную практику Германии и других стран мира.
4. Оценить влияние социально-философских идей Канта, Гегеля и Фейербаха на политическую жизнь последующих исторических периодов развития европейских государств.
Вопросы для повторения.
1. Объясните название философии Просвещения?
2. Какую роль отводят разуму в философии Просвещения?
3. Каковы основные идеи географического детерминизма?
4. В чем смысл теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо?
5. Остро критикуя религию, Вольтер утверждал, что если бы религии не было, ее нужно было бы придумать. Для чего?
6. Каково отношение к частной собственности Вольтера и Руссо?
7. Кому из французских просветителей принадлежит представление о человеке, как о машине?
8. В чем состоит прогрессивность и ограниченность философских исканий Эпохи Просвещения?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Исторические условия формирования классической немецкой философии.
2. Филсофия и. И.Канта:
а) Докритический период творчества И. Канта.
б) Критический период творчества И. Канта.
3. Философские взгляды Фихте.
4. Трансцендентальный идеализм Шеллинга.
Тестовые задания.
1. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:
а) теорию подлунного мира;
б) небулярную теорию;
в) теорию предустановленной гармонии;
г) теорию множественности миров.
2. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, которому можно прийти:
а) интуитивно;
б) способом доказательств;
в) на основе чувственного опыта;
г) в первичном ощущении.
3. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
а) априорности чувственного опыта;
б) трансцендентных предметов;
в) апостериорности ощущений;
г) непознаваемости «вещи в себе».
4. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
а) все наше познание начинается с чувственного опыта;
б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются с нашим разумом;
в) познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
5. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования и познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
б) феномен;
в) ноумен;
г) интеллектуальный синтез.
7. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
8. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, что бы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным» законом;
г) примером для подражания других.
9. По Канту, знание нравственного закона:
а) является актуальной проблемой этики;
б) обусловлено образованием или воспитанием;
в) дается в эмпирическом опыте;
г) дано каждому доопытно.
10. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
11. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
а) научного познания;
б) нравственной философии;
в) морального поведения;
г) правовых взаимоотношений.
12. В этике Канта современники усмотрели:
а) основу новой системы права;
б) оральное доказательство существования бога;
в) истоки нового естествознания;
г) основы современной метафизики.
13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:
а) потребности;
б) творческой способности;
в) практики;
г) незаинтересованность.
14. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:
а) соразмерностью объекта познающим способностям;
б) чувственным наслаждениям как совокупностью простых ощущений;
в) логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном;
г) полезностью и практической значимостью конкретных предметов.
15. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
а) практический – «незаинтересованный» - синтетический;
б) созерцательный – эстетический – практический;
в) созерцательный - практический – эстетический;
г) незаинтересованный – созерцательный – синтетический.
Основные идеи темы.
Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.
В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа.Он развивал оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии – теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек – это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. В этом своем подходе И. Кант тяготеет к агностицизму. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям – ноумены. Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба, но одновременно и великая драма человеческого разума. Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т. е. напряженные противоречивые состояния разума. В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом». Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.