Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Темы докладов и рефератов. 1. Исследование Р. Декарта психофизической проблемы.




1. Исследование Р. Декарта психофизической проблемы.

2. Гносеология Т. Гоббса и его концепции знания языка.

3. Учение Б.Спинозы о человеке.

4. Учение Д.Локка о первичных и вторичных качествах.

5. Проблема метода в философии XVII века.

6. Основные правила научного метода Р. Декарта.

 

Основная литература.

1. Гриненко Т.В. История философии. М.: ВЛАДОС, 2007.

2. История философии: Запад-Россия-Восток/ под ред. Мотрошиловой Н.В. – М., 1996.

3. Кохановский В.П. История философии. М.: Феникс, 2007.

4. Краткий очерк по истории философии. – М., 1984.

5. Реале Дж., Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1996.

7. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

 

Дополнительная литература.

1. Бэкон Ф. Сочинения. – М., 1971.

2. Гайденко П.П. У истоков классической механики. // Вопросы философии. – 1996. - № 5.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). – М., 1985.

4. Гоббс Т. Сочинения. – М., 1989.

5. Лейбниц Г.Сочинения. – М., 1982-1989.

6. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

7. Спиноза Б. Избранные произведения – М., 1957.

8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М., 1974.

9. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

Тема 6: Европейская философия Нового времени (4 часа).

Занятие 2. Европейская философия XVIII века (2 часа).

Цель занятия.

Рассмотреть идейные искания философов XVII века в связи с тенденцией выделения конкретных наук из философии и проанализировать влияние научно-технической революции на философию.

 

Задачи.

1. Показать особенности классической формы субъективного идеализма и агностицизма и определить его место в развитии философии.

2. Выделить особенности географического детерминизма как нового направления в социальной философии.

3. Определить смысл понятия просвещение и задачи философии эпохи просвещения.

4. Выявить связь идей естествознания этого периода и французского материализма.

5. Рассмотреть прогрессивность и ограниченность социально-философских исканий Эпохи Просвещения.

Вопросы для повторения.

1. Какое влияние оказала научная революция XVII века на развитие философии?

2. Почему Ф. Бэкон критикует схоластическую философию и аристотелизм своего времени?

3. Объясните значение «идолов» познания Ф. Бэкона и определите пути их преодоления.

4. Чем отличается мыслящая субстанция от протяженной?

5. Объясните тезис Декарта: «Мыслю – следовательно, существую».

6. Что означает принцип Локка «сознание – чистый лист бумаги»?

7. Как понимает Спиноза свободу?

8. Назовите основные характеристики «монад» Лейбница.

9. Как Д. Беркли обосновывает тезис: «Существовать, значит, быть воспринимаемым»?

10. Почему опытное знание, по Д. Юму, не обладает объективной необходимостью?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Английский субъективный идеализм и агностицизм:

а) Субъективный идеализм Д.Беркли.

б) Агностицизм Д.Юма.

2. Французская философия XVIII века:

а) географический детерминизм Ш.Монтескье.

б) философия просвещения: Вольтер, Руссо.

в) энциклопедисты: Дидро, Д´Аламбер.

г) механистический материализм: Кондильяк, Ламетри, Гольбах, Гельвеций.

 

Тестовые задания.

1. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

2. Беркли отрицал существование:

а) материи;

б) Бога;

в) ощущений;

г) сознания.

3. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины:

а) механические;

б) физические;

в) духовные;

г) материальные.

4. В своей теории Д. Юм утверждал, что между впечатлениями и идеями существуют отношения:

а) сходства и различия;

б) временного и пространственного сосуществования;

в) бесконечного творчества;

г) причинности.

5. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения:

а) реальных вещей;

б) представлений;

в) впечатлений;

г) сущностей.

6. В своей основной работе Монтескье характеризовал их как «необходимые отношения, вытекающие из характера вещей в самом широком смысле слова»:

а) естественные;

б) законы;

в) субстанции;

г) идеи.

7. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относится:

а) естественные;

б) международные;

в) политические;

г) гражданские.

8. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человека был закон:

а) войны всех против всех;

б) мира всех со всеми;

в) общественного договора;

г) борьбы за существование.

9. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:

а) духовного монизма;

б) географического детерминизма;

в) европейского гуманизма;

г) социального фатализма.

10. Вольтер понимал человека как существо:

а) природное;

б) политическое;

в) общественное;

г) экзистенциальное.

11. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

а) человек и Бог;

б) Бог и дьявол;

в) ученый и невежда;

г) мошенник и глупец.

12. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

13. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей – это равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

14. Во введении к одной из своих работ Руссо писал: «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю…»:

а) Бога;

б) философию;

в) добродетель;

г) культуру.

15. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности:

а) естественные;

б) искусственные;

в) необходимые;

г) материальные.

16. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

а) просвещенного монаха;

б) избранного президента;

в) объединенный народ;

г) парламент.

17. Руссо писал: «… силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь…»:

а) общая воля;

б) воля представлений;

в) мудрый правитель;

г) здравый смысл.

18. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

а) собственную свободу;

б) неограниченное право;

в) гражданское право;

г) естественное право.

19. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:

а) Вольтер;

б) Руссо;

в) Д’ Аламбер;

г) Дидро.

20. Основными линиями картезианства не являются:

а) окказионализм;

б) янсенизм;

в) реализм;

г) сенсуализм;

д) номинализм.

21. По Лейбницу, понятие развития может быть охарактеризовано как:

а) внутреннее изменение монад, происходящее в соответствии с целевыми (финальными) причинами;

б) постоянный процесс возникновения или гибели монад;

в) постоянное изменение в телах, являющихся соединением монад, в соответствии с действующими причинами;

г) божественная сила, воздействующая из вне на отдельную монаду или их группы (источник развития);

д) активная сила, которой обладает каждая монада (источник развития).

22. По Монтескье, «дух законов» составляют все указанные отношения, вместе взятые:

а) климат страны;

б) религиозные убеждения;

в) состав почв и территория;

г) трудовая деятельность;

д) моральные принципы.

23. Для Руссо естественное состояние человека, которое он считал идеальным и к которому призывал вернуться, предполагает:

а) социальное равенство;

б) отсутствие частной собственности;

в) наличие имущественного права;

г) свободный труд;

д) справедливый правитель.

24. По мысли Гердера, человек – «наивысшая возможность земного устройства», он стоит на границе царства природы и царства гуманности. В понятие «гуманности» Гердер включал:

а) подчинение власти инстинкта;

б) сострадание к другим;

в) стремление к познанию Бога;

г) совершенствование разума;

д) отказ от связи с природой.

Основные идеи темы.

Цель философии Беркли - защита религии философскими аргументами. Учение о материи Беркли делает главной мишенью своих нападок. Материя у него – это «пустое и красивое слово», опора безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов. Вслед за нападением на понятие материи Беркли делает второй шаг для опровержения материализма. Исходным пунктом философии Беркли становится локковское учение о различении первичных и вторичных качеств. Ухватившись за учение Локка об объективности существования первичных качеств (распространенность, вес и т.д.), и субъективности вторичных качеств, как зависящих от «способностей наших человеческих органов», Беркли объявляет все качества предметов (как первичных, так и вторичных) субъективными. На этом основании Беркли отвергает объективное существование вещей и явлений внешнего мира. Все вещи, согласно Беркли, лишь «комплексы наших ощущений». Их существование является однозначно данным нашим сознанием.

В своих философских воззрениях Юм примыкает к исходным субъективно-идеалистическим положениям Беркли, но старается избежать свойственных его учению крайностей. Как и Беркли, он не признает различий между первичными и вторичными качествами предметов. И те и другие, по Юму, субъективны.
Юм, как субъективный идеалист, агностик фактически ставил под сомнение само существование объективной реальности. Если Кант признавал существование «вещей в себе», то Юм утверждал, что мы не только не знаем, каковы вещи сами по себе, но даже не знаем существуют ли они реально. Познание он подразделял на два ряда представлений, в зависимости от степени интенсивности и образности. Первый ряд представлений он определял термином «впечатления» (это ощущения – зрительные, слуховые, температурные и т.д.). Второй ряд представлений он называл «идеями» (опосредованные, более бледные и слабые вторичные восприятия, которые являются отражением впечатлений). К ним он относил аффекты и эмоции – удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и надежда. Далее Юм подразделял восприятия на простые (например, «красный») и сложные (например, «яблоко»). Из этих впечатлений и представлений строится, по Юму, все содержание сознания и все человеческое знание. Поскольку Юм, отрывал содержание сознания от вещей, от внешнего мира, вопрос о причинной, объективной связи между идеями и вещами для него отпадал. Впечатления, по Юму первичны, а идеи вторичны. И впечатления, и идеи – есть только явления сознания человека. «Идеи, или более слабые впечатления, суть копии с наших более живых представлений». Все познание, по его учению, сводится к познанию человеком его же представлений. Он отождествлял представления о предметах с самими предметами. Юм говорил, что - то, что мы называем предметом есть ни что иное, как совокупность представлений.
Причинная связь для него – это не законы природы, а привычка человека. Он говорил, что человеку в опыте дана лишь цепь следующих друг за другом явлений. Основываясь на привычке, мы первое явление характеризуем как причину второго и т.д. Возможность человеческого разума Юм сводил к описанию его восприятий единичных объектов. Познание закономерных связей и отношений, сути вещей и явлений природы не возможно. «Нужно признать, - утверждал философ, - что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн».

Просвещение – это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума.

Философия Просвещения носила оптимистический характер, ибо это была идеология восходящей буржуазии. Пафосом этого времени стала убежденность в неисчерпаемых возможностях человеческого разума, в способности научного знания создать все предпосылки для общественного прогресса. Дух Просвещения – это дух свободомыслия и гуманизма.

Философствование в эпоху Просвещения протекало не в форме трактатов академических ученых, а с помощью научных словарей и энциклопедий, острых полемических статей и памфлетов, а также художественных произведений.
Наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) куда в то время переместился центр европейской философии. Основными составляющими мировоззрения французских материалистов были три основные проблемы: учение о природе, учение о познании и учение о человеке и обществе. Учение о природе.

Ламетри признает объективную основу наших ощущений – внешний мир. Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном движении, движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи.
Основную проблему философии о соотношении материи и сознания Ламетри решает материалистически, но с механистических позиций. В соответствии с этим подходом он считает душу материальным «двигателем» живого организма. Различия между человеком («Человек – машина») и животным для него лишь количественные – в размерах и структуре мозга. Если Ламетри наметил основные идеи, то Поль Анри Гольбах (1723-1789) в работе «Система природы» дал наиболее систематическое изложение философского учения французских материалистов. Главной идеей этого произведения является принцип редуцируемости – сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа – по Гольбаху ни что иное как совокупность различных движущих сил материи. Таким образом, картезианской концепции сообщения движения Богом, Гольбах противопоставляет идею о том, что движение присуще материи, ибо кроме движущейся материи ничто не существует. Из действия и противодействия всех существ, которые содержит в себе природа, получается ряд причин и следствий, или движений, подчиненных законам.

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах различал два основных вида движения:

1. движение, которое перемещает тела (механическое движение);

2. скрытое или внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет источником взаимодействие невидимых материальных частиц (молекул).

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма, - причинности и абсолютизация момента необходимости. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайностей. Жизнь материи – это некий круг хождений и разрушений, движение в разных формах, чему никогда не будет конца.

Учение о природе, изложенное в «Системе природы» Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося французского материалиста Дени Дидро (1713-1784).

Дидро – философ и писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-и томной энциклопедии, исследователь природного мира. Дидро известен еще и тем, что посещал Россию, где некоторое время был наставником императрицы Екатерины II.
Важнейшие философские идеи Дидро содержатся в работах: «Племянник Рамо» «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Мысли об объяснении природы». Как и другие французские материалисты, Дидро считал мир объективным и материальным. Материя и движения являются единственной существующей реальностью. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Природа у него изменяется и развивается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
Дидро был сторонником концепции всеобщей «чувствительности» материи. Правильно утверждая, что источник сознания есть сама природа, Дидро колебался между допущением, хотя бы в зачаточной форме, чувствительности в качестве всеобщего свойства материи – с одной стороны, и признанием ее продуктом особой организации, которой отличаются животные и человек – с другой. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством чувствовать. Тем самым он во многом предвосхитил новейшее учение о рефлексах. Отвергая философский идеализм, Дидро последовательно и четко выступал против религии. Он отрицает сотворение мира, загробное воздаяние, бессмертие души, сверхъестественные явления.
Учение о познании.

В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами, рассматривая ощущения как исходный акт процесса познания. Чувствовать, с их точки зрения, значит особым образом испытывать воздействие внешнего мира. Исходить из ощущений - значит, по их мнению, исходить из факторов, из реальных явлений природы. Учение французских материалистов о методе научного познания основывается на их сенсуалистической теории познания. Основными методами познания, с их точки зрения, являются наблюдение и эксперимент. Положительные завоевания французского материализма в учении о познании состоят в первую очередь: а) в обосновании и защите материалистической теории отражения, в стремлении весь процесс познания вывести из воздействия внешнего мира на наши органы чувств; б) в попытке связать познание жизни с опытом, с практическими интересами и потребностями людей; в) в неколебимой вере в силу разума и просвещения и в их благотворность для человечества. Историческая ограниченность их теории познания – в неспособности осознать значение практики как основы познания и критерия истины.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2202 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.