Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Исторические условия формирования и источники средневековой философии.




Средневековая философия Европы представляет собой тот отрезок времени, который непосредственно связан с христианской религией. Хронологически он охватывает период V-XV вв. Его отличие состоит в неразрывной связи философской мысли с религиозным учением. Церковь в этот период монополизировала образование и науку. Монастыри стали центрами научных знаний и культуры. Философия – «служанкой богословия». Основными ее проблемами стали вопросы: Существует ли мир вечно или он создан Богом? Каково место человека в этом мире? Как сочетаются свобода воли человека и предначертание Бога? Что есть общее, единичное и отдельное в свете учения о триединстве (троицы). Уже эти вопросы свидетельствуют о сближении философии с религией.

Характерными особенностями философии этого периода были:

1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия стала самым истинным и самым значимым источником знаний о мире. Это «Книга книг», слово Божие, Боговдохновленное произведение. Исходя из этого, понятие истины определялось её соответствием священному писанию.

2. Так как Библия считалась полным и окончательным сводом законов и бытия Бога, то важнейшим фактором следовало считать правильное ее толкование,- экзегетику. В соответствии с этим и вся философия была «экзегетична».

3. Следующей особенностью философии была ее тенденция к назидательству, дидактизму т. е. к поучению.

4. В целом философия средневековой Европы была оптимистической. Ей был чужд скептицизм и агностицизм. Мир и Бог, разумеется, непостижимы человеком. Но Божественные указания могут быть поняты через веру путём озарения. Отсюда две истины: мирская и божественная, которые должны находиться в извечном симбиозе. При всей стройности средневековой философии в ней можно выделить два основных этапа: этап патристики или учение отцов церкви, и этап схоластики, когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культурой общества. Этап патристики определяется примерно I – V вв., а схоластики XI – XV вв.

По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источникам и основой всего сущего, сверхъестественной всемогущей силой: «Все, что есть, - все от Бога».

Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое.

II. Период патристики.

Патристика – Христианское богословие в I – V вв. Ее главной задачей было отстаивание учения новой религии против «языческой» античной философии. Непосредственными идейными источниками раннехристианской философии были такие течения древнегреческой философской мысли как стоицизм, неоплатонизм, пифагореизм и др. Патристика обосновывала верховенство духовной власти над светской и вела пропаганду мирового владычества католической церкви.. Виднейшим представителем патристики был Августин Блаженный.

Августин Блаженный.

Философское наследие Августина составляют философско–теологические труды, апологетические сочинения и труды, направленные против критиков христианства. Основные из них: «О троице», «О граде Божием», «Исповедь» и др. В своих работах, опираясь на неоплатонизм, Августин рассуждает о бытии и времени, движении истории, прогрессе, личности человека и др. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог рассматривается им как начало и конец всего сущего. Он считал, что Бог сотворил мир из ничего, т.е. сотворил и саму основу (субстанцию) мира. Он сотворил и время, которого раньше не существовало до творения. Сам Бог находится вне времени, нечто застывшее, постоянное, непреходящее. Он имеет только «сегодня». «Сегодня Бог – это вечность». Человек имеет прошлое, настоящее и будущее. Его время распадается на «настоящее прошлого» - память, «настоящее настоящего» - созерцание человека и «настоящее будущего» - надежда человека. Таким образом время существует в уме человека. Значит времени до творения мира не было. Аналогично трактуется Августином вся история человечества. По его убеждению, вся мировая история человечества представляет собой борьбу двух враждебных и непримиримых царств («градов») – Божьего и земного. Град земной – это мир зла и сатаны, а град Божий – это мир добра и Бога. От «земного града» ко «граду Божьему»– таково движение общества к конечной цели.

Большое место отводил философ природе человека, его божественному предопределению и свободе воли. Человек – это разумная душа, пользующаяся земным телом. Душа нематериальна, близка к Богу и поэтому бессмертна. Её важнейшими способностями и функциями являются разум, воля и память. Однако они не находятся во власти человека и это дано ему от Бога. Следовательно, человек всё же не свободен, поскольку предопределён Богом. Что же тогда является источником грехопадения человека? Августин считает, что зло – это результат свободной воли человека и следствие отпадения его от Бога. Вера – высший источник истины. Истину надо искать в Боге, а не в науке. Разум подчинён вере и обосновывает её «Верь, чтобы разуметь» – провозглашал Августин. Эта знаменитая формула стала основным мотивом всего философского творчества Августина.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2749 - | 2311 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.