(Inkpen and Choudhury, 1995:313-323)
•...Отсутствие стратегии далеко не всегда является отрицательным факто
ром....Продуманные действия способствуют повышению гибкости органи
зации ив отсутствие единой стратегии... Организации, характеризующиеся
жесткой системой контроля, приверженностью к формальным процедурам и
стремлением к постоянству, утрачивают способности к инновациям и экспе
риментам.
• Отсутствие стратегии недвусмысленно дает понять внутренним и внешним
партнерам организации, что ее руководство не желает быть вовлеченным в
формальные «церемонии» расходования ресурсов... Например, во множе
стве статей описывалось пренебрежение компании Nucor формальным пла
нированием. Ее менеджмент полагается на согласованность действий на
всех уровнях организации. У Nucor нет ни изложенного на бумаге стратеги
ческого плана, ни корпоративных целей, ни официальных программных за- >
явлений. Отсутствие многих формальных элементов стратегии символизи
рует естественность и определенную свободу от бюрократии, которые Nucor
стремится сохранить всеми силами.
• Отсутствие жесткой модели принятия стратегических решений — признак
того, что в организации сохраняются факторы, которые при первом удоб
ном случае превращают стратегию в догму, убивающую гибкость, способ
ность к обучению и адаптации...
компании могут в одно и то же время придерживаться жесткого плана и действовать по обстоятельствам, регулировать, контролировать действия сотрудников и допускать их участие в управлении, наделять их полномочиями, строить далекие планы и уделять внимание мелочам» (Hart, 1991:121). Ф. Скотт Фицджеральд высказался еще более прямолинейно: «Интеллект проверяется способностью одновременно держать в уме две противоположные идеи и при этом действовать эффективно». Конечно, для того чтобы быть настоящим стратегом, умения принимать во внимание противоположные взгляды недостаточно, надо, как утверждает Дж.-К.Спендер, уметь синтезировать их (Spender, 1992). Так что, дорогой читатель, тебе придется одновременно «управляться» со всеми десятью точками зрения!
В области стратегического менеджмента такой синтез уже назрел. Как мы увидим далее, в отдельных случаях новейший опыт противоречит всем существующим школам. Казалось бы, это может внести сумятицу в наши умопостроения. В действительности рассматриваемые нами школы помогут увидеть, как в новейшей практике объединяются все важнейшие аспекты формирования стратегии. Мы восхищаемся достижениями многих современных менеджеров и иллюстрируем наше повествование, там где это возможно, соответствующими примерами. Что ж, видимо, стратегическое управление подходит к порогу своего совершеннолетия.
Но синтез «вообще» невозможен. «Реакция» должна осуществляться в голове, твоей голове, читатель. Мы же со своей стороны обещаем всяческую помощь. Все знают, как выглядит слон, но как часто мы описываем его по частям. То же самое справедливо и для словесного описания: слова складываются в строчки, главы — в книгу.
Итак, мы начинаем!
ШКОЛ А ДИЗАЙН А
Формирование стратегии как ПРОЦЕСС ОСМЫСЛЕНИЯ
26 Глава 2
Этот чертов малый сидит здесь и ждет чего-нибудь «жареного» для своих кейсов.
Менеджер о студенте (магистратура делового администрирования) Гарварда
Ш |
кола дизайна (проектирования, конструирования, моделирования), вне всяких сомнейий, выражает наиболее влиятельную точку зрения - - - wa процесс построения стратегии. Ее ключевые идеи лежат в основе университетских курсов стратегического менеджмента и часто используются на практике. Профессора, консультанты и специалисты по планированию бесчисленное множество раз писали на доске во время занятий и совещаний придуманную сторонниками дизайн-школы знаменитую аббревиатуру ССВУ (SWOT), означающую °4eHKyepKStrengtJis) и сЦЦ£|1й (Weaknesses) организации в свете существующих возм^(В1ЙГ(Opportunities) H^pfPpThreats).
В общих чертах, дизайн-школа (Design school) предлагает модель построения стратегии как попытки достижения совпадения или соответствия внутренних и внешних возможностей, или, цитируя известных ее представителей: «Экономи-ческую"стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и теми возможностями, что определяют ее позицию во внешней среде» (Christensen, Andrews, Bower, Hamermesh and Porter, 1982:164). Итак, девиз^учите-лей, учеников и выпускников школы дизайна — «установление соответствия».
Сторонникам этой весьма авторитетной школьГпринадлежит большинство глубоко укоренившихся в стратегическом менеджменте постулатов. Но вполне правдоподобные на первый взгляд допущения на поверку нередко оказываются ошибочными. Мы хотим поставить их под сомнение отнюдь не с целью дискредитации школы, но для того, чтобы лучше понять ее собственную систему соответствий. Необходимо разобраться в первоисточниках ранних идей стратегического управления, почему они стали столь влиятельными, и какова — и заслуженна ли — их роль в современной теории стратегий.
Источники школы дизайна
. Истоки школы моделирования восходят к двум вышедшим около сорока лет назад в Калифорнийском университете и Массачусетском технологическом институте книгам — «Руководство в администрировании» Филипа Селзника {Selznick, 1957) и «Стратегия и структура» Альфреда Чандлера (Chandler, 1962). В частности, Ф. Селзник, который ввел понятие «отличительные компетенции» (Selznick, 1957: 42-56), говорит о необходимости привести в соответствие «внутреннее состояние» организации с «внешними ожиданиями» (67-74) и ратует за построение «политики в отношении социальной структуры организации» (91-107) или «внедрение». А. Чандлер, в свою очередь, сформулировал позицию школы относительно бизнес-стратегии и ее взаимосвязи со структурой организации.
Но наиболее сильным импульсом к развитию школы дизайна стали деятельность группы генерального менеджмента Гарвардского университета и появление на свет в 1965 г. подготовленного ею базового учебника «Политика бизнеса»
Школа дизайна v-- 27
(Business Policy: Text and Cases, цит. выше, Learned, Christensen, Andrews and Gutk). За короткое время он стал наиболее популярным пособием по бизнес-стратегиям, а также основным источником, в котором нашли отражение идеи приверженцев дизайн-школы. Теоретическая часть книги вышла из-под пера Кеннета Энд-рюса (см. также Andrews, 1987) и содержит наиболее четкое выражение позиций школы. К началу 1980-х гг. этот учебник оставался одной из немногих работ, в которой идеи школы дизайна были представлены в чистом виде. Другие авторы склонялись к более сложным, характерным для школ планирования и позиционирования, толкованиям.
Поэтому в качестве основного источника идей школы дизайна мы используем текст К. Эндрюса (по изд. Christensen et al, 1982 и далее в этой главе ссылаемся, если не $ казано иное, именно на него). В дальнейшем вы убедитесь, что в определенном смысле гарвардская группа следовала своей собственной стратегии (очевидно прямое соответствие между ее взглядами на формирование стратегии и излюбленным педагогическим приемом) — обучению на конкретных примерах.