371 Часть 3. Демократия
Дж. Буша в 2001 году, что Соединенные Штаты не подпишут данный протокол, поставило его эффективность под вопрос. Договор 1997 года по запрещению противопехотных мин имел некоторый успех, но и его действенность вызывает сомнения из-за нежелания Соединенных Штатов соблюдать его. Похожие международные договоренности по запрету производства и уничтожению запасов биологического, химического и ядерного оружия имеют такую же историю неполного успеха. Неготовность Соединенных Штатов подчиниться им составляет и здесь громадное препятствие. Односторонность или, точнее, исключительность, которые позволяют себе США в рамках мировой системы, срывают реализацию всех подобных реформистских идей.
Есть, впрочем, и масса других предложений, которые не так сильно зависят от воли Соединенных Штатов. Некоторые, к примеру, предлагают создать независимое глобальное агентство по водным ресурсам, которое разрешало бы не только международные споры о правах на воду, но и национальные конфликты, подобные тем, что связаны с планами возведения плотин на реках. Такое агентство отвечало бы и за справедливое распределение имеющихся водных ресурсов, и за стимулирование их наращивания. Другие предлагают создать независимый всемирный орган по коммуникации, который занимался бы регулированием глобальных коммуникационных средств, будучи чем-то вроде общемировой версии Федеральной комиссии США по связи. Основной задачей подобного органа было бы гарантирование равного доступа к существующим средствам связи и информации и одновременно расширение имеющихся коммуникационных каналов, скажем, за счет требований, чтобы на всех военных и коммерческих спутниках выделялся определенный процент их мощностей для бесплатных общественных каналов. Однако такого рода предложения страдают «гигантизмом». В попытке демократизировать международные отношения предлагается создать некий верховный орган, что нанесло бы ущерб демократическому участию.
Вероятно, нетрудно представить себе реализацию подобных глобальных реформ по биополитическим вопросам, но, в
3.2. Глобальный запрос на демократию
сущности, они идут не слишком далеко. Против них ополчились мощные силы; не последним фактором является доминирование США в международной системе и склонность американцев ставить себя в привилегированное положение во всех международных договоренностях. Поэтому иногда кажется бесполезным вообще выдвигать какие-либо предложения. Здесь нам, вероятно, опять разумнее сослаться не на предложение по реформе, а на эксперимент - в данном случае по созданию альтернативной, более демократичной системы коммуникации и информирования. «Индимедия» - это сеть, которой совместно управляют сетевые информационные центры, предоставляющие на собственных сайтах информационные услуги в печатном и телевизионном виде. Существует, конечно, долгая традиция бесплатных радиостанций и экспериментов с кабельным телевидением, которые разрушают монополию на информацию, сосредоточенную в руках крупных медиа-корпораций. «Индимедия», выросшая из такой традиции, сначала возникла для информирования общественности о демонстрациях, сопровождавших саммит ВТО в Сиэтле в 1999 году107. С тех пор сеть независимых медийных центров распространилась на десятки городов, находящихся на шести континентах. Лозунг «Индимедии» - «Не нужно ненавидеть средства массовой информации, станьте ими» - призывает не только к слому информационной монополии корпораций, но и к активному вовлечению всех в производство и распространение новостей. Каждый может выложить на сайте «Индимедии» свою историю. Оба эти элемента - равный доступ и активное выражение собственного мнения - являются главными дая всякого плана демократизации связи и информации. Средства масс-медиа должны иметь возможность сказать правду. Дело не в том, чтобы зафиксировать истинное положение вещей в неком политкорректном глобальном изложении. Напротив, нужно гарантировать присутствие различных точек зрения множества в демократическом процессе коммуникации. «Индимедия» и многочисленные аналогичные независимые медийные проекты не представляют собой образца для реформирования глобальных систем коммуникации. Но они дают важный
373 Часть 3. Демократия
опыт, который в очередной раз показывает нам мощное стремление к всемирной демократии.
Как свидетельствуют такого рода примеры, не исключено, что для урегулирования сложившейся глобальной ситуации в биополитической сфере было бы продуктивнее не выдвигать реформистские предложения, а экспериментировать. Кроме того, биополитическая перспектива может помочь нам распознать онтологическую природу всех движений и найти ключевой элемент, приводящий их в действие. Мы никогда не добрались бы до этого важнейшего элемента, если бы только инвентаризировали или накапливали все жалобы и предложения по реформе. Наличие такого элемента - биополитическая реальность. Именно он сможет пробудить к жизни множество и тем самым развить коллективную силу для создания альтернативного общества.
Назад в XVIII век!
Различные предложения по реформе, перечисленные в предыдущем параграфе, важны и полезны, даже если силы, выступающие против их осуществления, практически неодолимы. Лишь рассмотрев какое-то предложение, мы узнаем новую, критическую точку зрения на сложившиеся структуры, что дает нам нечто вроде когнитивной карты глобальной системы. В этом смысле всякое предложение выступает инструментом педагогики. Каждый, кто подумает: «Хорошая идея, почему бы не попробовать?» - получает важный урок.
Здесь следует признать, что большинство подобных предложений по глобальной реформе не только нельзя осуществить из-за противодействующих им факторов, но и сами реформы, как бы они ни были полезны, не обеспечат демократии в глобальных масштабах - а ведь нам нужна именно она, настоящая демократия. Кто-то непременно скажет, что мы замахнулись на слишком многое. В сущности, мы и сами напоминаем себе адептов демократии XVIII века, которым, как мы уже говорили, противостояли скептики, утверждавшие, что демократию можно реализовать лишь в узких пределах афинского полиса, но она совершенно немыслима на обширных терри-
3.2. Глобальный запрос на демократию
ториях государств эпохи модернити. Сегодня сторонники демократии сталкиваются с таким же скептическим аргументом: демократия, вероятно, мыслима в пределах отдельных стран, но в масштабе глобализированного мира выглядит совершенным абсурдом. Либеральные скептики настаивают при этом, что именно глобальный масштаб, наряду с имеющими место культурными, религиозными и антропологическими различиями (а почему бы не прибавить ко всему этому, как бывало в прошлом, и проблему климата!), подрывает саму возможность появления единого глобального народа и прочих условий, необходимых для общемировой демократии. Консервативные скептики больше сосредоточены на различиях в уровнях цивилизованности, что сильно отдает расизмом: по их мнению, разговор о демократии уместен в Европе и Северной Америке, но те, кто живет в других регионах мира, пока не готовы к демократии. Лишь после того, как наши свободные рынки и правовые системы привьют им уважение к частной собственности и ощущение свободы, они, возможно, подготовятся к восприятию демократии.
Что же, скажем мы всем этим разноголосым скептикам, отправимся назад, в XVIII столетие! Убедительная причина побывать там состоит в том, что в те времена понятие демократии не было столь извращено, как сейчас. Революционеры XVIII века не называли демократией ни власть авангардной партии, ни власть избранных должностных лиц, которые время от времени и в ограниченных рамках отчитываются перед множеством. Они знали, что демократия - это радикальная сверхидея, требующая власти для всех, осуществляемой всеми. Полезно также признать, что если революционеры XVIII столетия и были утопистами, то лишь в той мере, в какой они верили в возможность иного мира. Что действительно было тогда утопичным и совершенно иллюзорным, так это предложение воспроизвести античную форму демократии, предназначенную для города-государства, в качестве образца Для национального государства эпохи модернити. Конечно, революционеры того времени не имели это в виду. Как мы уже убедились, они столкнулись тогда с вызовом, требовавшим создать новый концепт демократии и новые институты,
375 Часть 3. Демократия
подходящие для общества эпохи модернити и национальной территории. Наконец, полезно вернуться в XVIII век, чтобы оценить, сколь радикально новым было то, что им удалось свершить. Если они этого добились, то получится и у нас!
Таким образом, обратившись к XVIII веку, мы можем признать сегодня все пороки привязки к старым образцам. Если в XVIII столетии было иллюзией считать воспроизводимой в национальном масштабе афинскую модель, то сегодня не менее иллюзорно опять предлагать для мирового масштаба национальные модели демократии и представительных органов. Многие из обрисованных выше предложений по реформированию по-прежнему базируются на концепциях и национальных институциональных моделях демократии эпохи модернити, их всего лишь проецируют в расширенном виде на всю планету. (Отсюда и склонность к «гигантомании».) Подобные предложения основаны на том, что специалисты в области международных отношений называют «внутренней аналогией», то есть аналогией между внутренними структурами национального государства и структурами международной или глобальной системы. Действительно, поражает то, как часто внутриамериканские институты и практики оказываются образцами в тех предложениях, о которых мы говорили. Мы не собираемся доказывать, будто предложения о глобальных представительных системах, всемирном парламенте, глобальном федерализме, общемировых судах и глобальных налоговых схемах бесполезны. Напротив, мы повторяем, что обсуждение и выполнение многих таких идей, бесспорно, исправило бы несправедливости и элементы неравноправия в нынешней глобальной системе. Однако такие реформы не будут достаточны для учреждения всемирной демократии. Необходим, помимо прочего, дерзкий полет политической мысли, чтобы порвать с прошлым, как это и было сделано в XVIII веке.
Нужно найти способ освободиться от липких призраков прошлого, которые цепляются за настоящее и лишают нас фантазии. Это важно не только из-за проблемы масштаба и того факта, что современные виды представительства и подотчетности растворяются, лишаются четкости на огромных просторах нашей планеты, но и потому, что изменились мы
3.2. Глобальный запрос на демократию
сами. Как было подробно показано во второй части этой книги, глобальную общность обретают не только условия труда, но и само производство приобретает биополитический характер. Иными словами, мы утверждали, что доминирующие производственные формы все настойчивее подразумевают производство знаний, привязанностей, связей, общественных контактов - короче говоря, производство всеобщих образов общественной жизни. Формирующаяся общность труда, с одной стороны, и производство общего, с другой, касаются не только создателей программного продукта в Сиэтле и Хайдарабаде. Они являются отличительными признаками также для работников здравоохранения в Мексике и Мозамбике, сельскохозяйственных рабочих в Индонезии и Бразилии, ученых в Китае и России, а также для промышленных рабочих в Нигерии и Корее. В то же время вновь обретаемая концентрация общего никоим образом не угрожает уникальности субъектов, находящихся в различных местах. Концепт множества отличает сочетание общего и личного. Антропологическая специфика настоящего, специфика, отмеченная оформлением множества, тоже не позволяет просто вернуться к прежним моделям. По этой причине мы считаем, что целесообразно обозначить наше время как «постмодернити», что позволяет отметить его отличия от ушедшего в прошлое периода модернити. Вместо археологии, которая раскапывает древние образцы, нам нужно нечто, подобное понятию генеалогии у Фуко, согласно которому субъект создает новые институциональные и социальные модели, основываясь на своих собственных производственных возможностях. «Генеалогический проект не является эмпирическим, - объясняет Фуко, - не относится он и к позитивизму в обычном смысле слова. Он пытается привнести в обсуждение локальные, прерывистые, нелегитими-зированные знания, противопоставляя их всякому унитарному примеру из теории, претендующему на то, чтобы профильтровать их, выстроить в иерархию или сгруппировать во имя получения чистого знания... Таким образом, генеалогии не подразумевают позитивистского возврата к такой форме науки, которая отличатся большей аккуратностью
377 Часть 3. Демократия
и точностью; если выражаться определеннее, генеалогии антинаучны» |08.
Поскольку для защиты от всемирного подавления и тирании уже недостаточно применения национальных образцов демократических институтов, нам придется изобрести новые модели и методы. Как говаривали федералисты в XVIII веке, новые времена требуют «новой науки» об обществе и политике, чтобы положить конец повторению старых мифов о хорошем правлении и помешать попыткам восстановления порядка в прежних формах. Сегодня не только ввиду всемирного масштаба современного общества, но и из-за новой антропологии и новых производственных возможностей множества нам тоже требуется новая наука - или, вероятно, если следовать Фуко, антинаука!
Новая наука о всемирной демократии не только исцелит наш политический словарь от нанесенных ему увечий; она также призвана видоизменить все основные политические понятия эпохи модернити. Начиная с концептов национального государства и свободного рынка до идеи социализма, от политического представительства до советских и соборных форм делегирования полномочий, от прав человека до так называемых прав трудящихся - все это нуждается в переосмыслении в контексте изменившихся ныне условий. Это должна быть наука о множественности, гибридности и разнообразии, которая могла бы показать, как все столь неодинаковые личности полностью воплощаются во множестве.
Между нашей идеей множества и новой наукой XVIII века есть, конечно, немало отличий. Одно из них состоит в том, что пророки Просвещения во Франции и Северной Америке хотели создать для общества зеркало из институтов, но зеркало искусственно искаженное, способное отобразить единый народ вместо пестрого множества. Epluribus unum (во множестве едины) - по-прежнему написано на ленте, которую держит в своем клюве орел, изображенный на оборотной стороне однодолларовой купюры. Сегодня же речь идет не о низведении глобального множества до народа. Глобальное общество пропитано биополитической динамикой константы, а избыточное производство общего и глобальные субъективности;
3.2. Глобальный запрос на демократию
тверждаются не только как смешанные, но и как уникальные. Новый концепт демократии должен учитывать консти-туИрующую динамику множества, а также тот факт, что его пестрота не сводится к чему-то единому.
Еще одно различие между новой наукой XVIII века и той, что требуется сегодня, относится к тому, что сегодня основой политического анализа и доказательства выступает не индивид, а общность, то есть общий набор биополитических производственных отношений. Если политическим мыслителям эпохи модернити приходилось искать разрешение противоречия между личностью и общественным целым, то сегодня мы должны ухватить взаимодополняемость между множеством личностей и нашей совместной жизнью в обществе, о которой идут постоянные переговоры в контексте языкового сотрудничества и биополитических производственных сетей. По правде говоря, по своей сути новаторы республиканизма XVIII столетия вовсе не были искренними индивидуалистами. Жесткое понимание общинных норм всегда оставалось важным элементом их размышлений и действий. Впрочем, оно сочеталось, конечно, с концепцией присвоения и владения, которая вела к отчуждению индивидуальных субъектов и их вычленению т. При любом раскладе, сейчас общественные координаты совершенно другие. Кроме того, как мы уже писали, онтологические основания общества определены общей средой, которая является не фиксированной и статичной, а открытой, постоянно выходящей из берегов и постепенно приводимой в свою простую форму аккумулированной энергией и устремлениями множества. Как ни парадоксально, мир финансов, при всей свойственной ему силе абстракции, дает прекрасное выражение и общему социальному богатству множества, и его будущему потенциалу. Правда, такое выражение искажено частным владением и контролем, сосредоточенным в руках немногих. Задача сводится к тому, чтобы найти °бщий способ управлять человеческим наследием и направлять будущее производство продовольствия, материальных Ценностей, знаний, информации и всех прочих видов благ при Участии мужчин, женщин, рабочих, мигрантов, бедняков и всех Стальных элементов множества.
379 Часть 3. Демократия
Наконец, еще одно отличие от идей XVIII века сводится к тому, что война всех против всех и представление об естественности состояния взаимного ожесточения, которое слу. жило дая своеобразного шантажа против республиканских планов, не являются больше действенными орудиями реакционной мысли, которые позволяли бы утвердить преобладание суверенной власти монарха. Мы вовсе не утверждаем, что влиятельные руководители не пытаются сейчас прибегать к подобной тактике, чтобы добиться контроля над странами регионами и мировой системой в целом. Но мы хотим сказать, что подобные представления все меньше корреспондируют с нашей общественной действительностью. Фундаментальный характер концепта войны всех против всех опирается на частнособственническое хозяйствование и дефицит ресурсов. Материальная собственность, будь то земля, вода или автомобиль, не может находиться в двух местах одновременно: если она есть у меня, и я использую ее, то вы этого делать не можете. Но неовеществленную собственность, то есть идею, образ или вид связи, можно воспроизводить бесконечно. Она способна находиться повсеместно в одно и то же время: то, что она есть у меня, и я ее использую, не мешает вам делать то же самое. Напротив, как говаривал Томас Джефферсон, при передаче идеи крепнут: когда я зажигаю свою свечу от вашей, становится светлее. Сегодня некоторых ресурсов по-прежнему не хватает, но фактически многие, особенно новейшие элементы экономики, не подчинены логике дефицита. Кроме того, когда производственные механизмы все смелее полагаются на расширяющиеся открытые сети коммуникации и сотрудничества, базовое понятие всеобщего конфликта выглядит все менее естественным. Действительно, естественным состоянием для нас является то, что создается в общих сетях множества. Все меньше смысла остается в том, чтобы узаконивать центральную суверенную власть на основе войны между «демократией» и прочими цивилизациями или защищать «демократию» при помощи перманентного состояния войны и тем более - навязывать «демократию» военными средствами. Сегодня может считаться полезной только та демократия, которая полагает мир своей наивысшей ценностью. Фактически
3.2. Глобальный запрос на демократию
ир не только требуется для демократии, но и является осно-ополагающим условием знания и, в самом общем плане, пребывания в этом мире.
Следует признать, что демократия не является неразумным или недостижимым требованием. Когда Спиноза говорил об абсолютной демократии, он исходил из того, что демократия фактически служит основой всякого общества. Преобладающее большинство наших политических, экономических, аффективных, языковых и производственных контактов неизменно базируется на демократических отношениях. Временами мы называем такие практики общественной жизни спонтанными, а порой считаем, что они застыли в силу традиции и обычая, но на деле все это гражданские процессы демократического обмена, коммуникации и сотрудничества, которые мы ежедневно совершенствуем и видоизменяем. Если бы подобные демократические взаимодействия не лежали в основе совместной жизни, не было бы и самого общества. Вот почему для Спинозы другие виды правления являются искажениями или ограничениями человеческого общества, тогда как демократия - его естественное и завершенное воплощение.
Конечно, разработка новой науки о демократии для множества - это грандиозная задача, но общий смысл проекта ясен. Мы можем увидеть потребность в ней в реальных и насущных жалобах и требованиях столь многих людей всего мира - так откуда же явится сила для реализации подобного проекта, если не из запросов множества? Участники протестных движений отказываются принять идею жизни в мире, который для многих характеризуется страхом, несправедливостью, нищетой и несвободой. Даже те, кто выражает сдержанный скептицизм по поводу возможности серьезных изменений в краткосрочной перспективе, все же признают, что нынешние формы господства, насилия, мистификации, отчуждения и эксплуатации не могут долго продержаться в новой реальности: общие языки, совместные практики и производственные формы нашего общества противоречат формам командования. Короче гово-Ря, наши мечты делают иную жизнь необходимой, пусть даже п°ка и невозможной. Похоже, что глобальный масштаб стано-
381 Часть 3. Демократия
вится единственным горизонтом для перемен, который можно себе представить, а настоящая демократия - единственно пригодным решением.
Итак, то, что предлагается нами сегодня, не есть повторение старых ритуалов и затасканных призывов. Напротив, мы призываем вернуться к чертежной доске, вновь провести исследование, начать новое изыскание и сформулировать обновленную науку об обществе и политике. Подобный социальный анализ не предполагает нагромождения статистики или примитивных социологических фактов; это вопрос обращения к самому себе, позволяющего уловить нынешние биополитические потребности и представить возможные условия новой жизни, погрузившись в ход истории и антропологические трансформации субъективности. Новая наука о производстве благ и политическое устройство, нацеленное на обеспечение всемирной демократии, возникнут лишь при условии, что мы будем исходить из такого рода онтологии"".