Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи.Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
Агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
Агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио,печати,партий,суда и т.д.
Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку и агенты социализации делятся на первичных
и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в роли вторичного социали-затора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие — средства существования, церковь — духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Задание
Являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют): 1. Почтальон. 2. Надзиратель тюрьмы. 3. Продавец. 4. Диктор телевидения. 5. Домоуправ.
Итак, социализация бывает первичной и вторичной. В роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Выделим ключевые понятия:
Первичная социализация Вторичная социализация
Агенты социализации
РОДИТЕЛЬСТВО
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и,
А. И. Кравченко
следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо только наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только в человеческом обществе встречаются родители, которые намеренно подкидывают или передают своих детей на воспитание в другую семью либо передают под опеку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей (подумайте, как они называются) и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.
В глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей нередко убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Некоторые из подобных мер оправдывались самыми просвещенными умами человечества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе необязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми младенцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Уничтожение детей получило специальное название инфантици-да. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский "Домострой" — свод житейских правил и наставлений XVI века — проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жаловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годичным заключением в тюрьму, а убийство родителя смертной казнью.
Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других преуменьшена.
Только в XX веке произошел перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнерства и взаимной ответственности включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации. Подобный принцип характеризует существование большинства видов живых существ. В ходе многовекового развития человеческое общество создало вокруг и по поводу отношений родительства сложные системы традиций, нсрм и правил поведения, механизмов социального контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав) и ценностей.
Задание
Проведите самостоятельное исследование на тему "Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей". Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания к ним применялись, чему и как их учили родители. Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас. Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем и чем они объясняются?
ЮНОСТЬ
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами (загляните в словарь английского языка или в другой источник и установите смысл термина). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: возникает влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность (зачастую немотивированная), проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая
автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Среди ее негативных характеристик обычно выделяют три явления-символа: наркотики, секс и насилие. Подростковый период называют "трудным возрастом", "переломным периодом". Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику "Я". Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров "хорошо" и "правильно" только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
— несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом;
— несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных им психофизиологическим повзрослением;
— противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядите-
ли, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйдже-ров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается "невзрослым". Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми.
Задание
Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение современных тинэйджеров в России, упущены в данном параграфе. Используйте свой жизненный опыт и свои познания.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие, тинэйджеров. Это и есть ключевое понятие.
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ
В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) преодолевается. Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст в принципе характеризуется расцветом человеческой личности (хотя конкретные люди, конечно, различаются степенью своего личностного развития).
Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом социализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов человеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профессией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, женитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.
Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться — вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) — до 21 —23 лет, а может и ускориться — по причине раннего начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию — мужчин в 60, а женщин в 55 лет.
Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодежного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? Бывали времена, когда 20-летние юноши командовали армиями, занимались другими серьезными взрослыми делами, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории — во время войн и революций — молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благодаря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутирования. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которые позволяют определить соответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен:
— сам себя обеспечивать средствами существования;
— распоряжаться деньгами независимо от других;
— быть самостоятельным в выборе образа жизни;
— проживать независимо от родителей.
Задание
Проверьте на себе описанные выше критерии. В какой мере Вы им соответствуете? Можете ли Вы назвать себя взрослым? Как по Вашему мнению, приведенные критерии достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взрослым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствуют четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодежи, на Ваш взгляд, отвечает всем критериям?
Наряду с указанными критериями социологи пользуются и некоторыми другими. Это, в частности: а) способность отвечать перед законом, б) допуск к голосованию на выборах, в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек — субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.
Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние — из объектов воспитания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью: молодоженам нередко приходится обращаться к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта — как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация просходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнеру.
Взрослая жизнь — самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребностей и средств их удовлетворения. Выделим ключевые понятия:
Субъект социализации Объект социализации
Критерии взрослости
СТАРОСТЬ
Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации. Пожилой человек перестал выполнять главнейшую функцию — быть производителем материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя. Хотя старый человек зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка старик, как правило, не является главной целью жизни для своих взрослых детей. Родители ищут эмоциональное удовольствие прежде всего в общении с детьми, а в общении с пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик — это человек, переставший служить и главной целью жизни, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. Его положение в структуре семьи и в социальной жизни особое.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяйства им зачастую оставляют простейшие функции (подмести пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые оставляют за собой. В примитивном обществе старики знают больше молодых, а в постиндустриальном обществе — наоборот. Взрослые дети часто сбрасывают свое потомство на воспитание бабушкам и дедушкам. В одних случаях такое воспитание выражается в процессе передачи знаний и жизненной мудрости от старших к младшим. В других случаях стариков используют в качестве нянек и сиделок, приглядывающих за малолетними отпрысками в отсутствие мам и пап.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни,
а также отношения к работе как источнику доходов и морального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации. Старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации, в результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущение себя социальным иждивенцем вызывает у пожилого человека чувство социального унижения. Десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности, предлагая ему "просто отдыхать". Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентации и установок изменяют личность. Процесс старения многократно усиливается под воздействием психологического груза. Обостряются физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционном обществе старые люди покидали насиженные места и уходили умирать в одиночестве, В современном обществе способом сделать переход к новому социальному положению менее болезненным Служит дополнительная работа пенсионеров в общественном производстве. Противоречивость социального положения пенсионеров в современном обществе заключается в следующем. За свою долгую трудовую жизнь пожилой человек дал обществу больше, чем реально получил в виде заработной платы. Поэтому его пенсия — это тот долг, который государство выплачивает за уже сделанный трудовой вклад.
Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики становятся ворчливее, раздраженнее и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний день жизни.
Задание
Сравните психологию поведения стариков и подростков. Что между ними общего? Кому в наибольшей мере свойственна агрессивность? Л одиночество и непонимание окружающих? Кто больше и кто меньше терпим к окружающим? Кто более суров в собственных оценках? Кто болезненнее реагирует на критические замечания в свой адрес и на непризнание? Кто амбициознее?
Прекращение работы и выход на пенсию нередко ведут к негативным последствиям: вынужденное увеличение хозяйственных и быто-
вых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными (сидение на лавочке у дома или в сквере, неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего), малоподвижными и однообразными.
Задание
Понаблюдайте за своими престарелыми или пожилыми родственниками. Какие негативные изменения в их образе жизни вы можете отметить? Есть ли таковые вообще или это нетипичная черта? А как проводят досуг ваши родственники на склоне лет? Типично ли их поведение для других?
Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков часто теряется то, что свойственно другим.возрастным группам, — исчезают жизненные планы. Жизненный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служат предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом — более или менее четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.
Благодаря жизненным планам социализация из стихийного и неуправляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то, что он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек подобного уже сделать не может — впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет ни того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.
Дополнительная информация
Неудачи социализации пожилых людей
Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково. Примером второго является современное американское общество. Оказывается, оно не способно эффективно подготовить людей к смене жизненных циклов. Рядовые американцы не готовы решать проблемы, с которыми они сталкиваются в юности. Средства массовой информации буквально навязывают своей аудитории ценности сексуального удовлетворения и денежного успе-
ха. Но юноши, несмотря на физическую готовность добиваться того и другого, имеют ограниченный доступ к ним.
К сожалению, и взрослые сталкиваются с неменьшими трудностями, особенно в возрасте от 40 до 50. Американок учат выглядеть как в молодости и быть добродетельными матерями. Но когда молодость уходит, а выросшие дети покидают семейное гнездышко, женщины чувствуют себя опустошенными, никому не нужными. Американцев социализируют с ориентацией на ценности профессионального и денежного успеха, но мужчина, не достигший подобных целей чуть после 40, ощущает полную обреченность: кредо неудачника разрушает психологический комфорт и Я-концепцию.
Но наибольший провал социализации ждет американцев, пожалуй, в конце жизненного пути. Их не готовят к восприятию старости и смерти. Доиндустриальное общество ориентировано скорее в сторону старости, нежели юности. Пожилых уважали за их мудрость, а в семье для них было приготовлено самое почетное место. В современном обществе их знания кажутся архаичными, авторитет — низложенным, а сами они — ненужными своим детям. Самое лучшее, что они могут сделать, — это не быть обузой. Не столько общество отвергло пожилых, сколько исчезли социальные роли, некогда выполнявшиеся ими. Они страдают даже не от естественного процесса старения, а от изоляции, отчуждения и непонимания.
Понятия "социализация к смерти" вообще не существует в США. В доиндустриальном обществе смерть — объект табу. Мы стараемся не говорить о ней вовсе или употреблять эвфемизмы типа "жизнь прошла'. Мы изгоняем смерть из повседневности — стариков отсылаем в дома престарелых и больницы. Вопреки сложившейся практике социологи свидетельствуют: смерть переживается гораздо лучше, если она открыта обсуждению, если людей готовят к ней заранее.
Адаптировано по источнику: Robertson I. Sociology. — N. Y., 1977.
Вопросы к главе
1. Что такое социализация?
2. Какие этапы она проходит?
3. Кого называют агентами социализации?
4. В чем выражаются социальные и биологические предпосылки детства?
5. Что такое ролевое бесправие тинэйджеров?
6. В чем особенности зрелого возраста?
7. Как вы объясните трудности адаптации в старости, можно ли их преодолеть или облегчить?
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социализацию мы представляем как процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Мы также не могли не заметить, что социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.