Итак, основным методом сбора эмпирической информации в социологии служит анкетный опрос. Как и другие методы, он строится на принципах выборочного обследования. Выделим ключевые понятия:
Анкетный опрос
Наблюдение
Генеральная совокупность
Открытый вопрос
Респондент
Ошибка репрезентативности
Интервью
Эксперимент
Выборка
Закрытый вопрос
Репрезентативность
Гипотеза
Вопросы к главе
1. Кого называют родоначальником социологии?
2. Каковы основные понятия, составляющие предмет социоло-
гии.'
3. Какое место занимает социология в системе научного знания?
4. Какой метод наиболее популярен в социологии?
5. На каких принципах строится выборочное обследование?
Глава 2. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.
ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА
Когда человек эмигрирует в другую страну и принимает новое гражданство, ему приходится приспосабливаться не только к иному климату или политическому режиму, но и к социальному устройству, т.е. обществу. Следует различать три сходных понятия — "страна", "государство", "общество".
Страна — часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Страны изучает география, государство — политология, а общество — социология.
Задание
Определите, элементами чего (страны, государства, общества) выступают следующие явления: суд, армия, юридические законы, население, безработица, международный договор, географическое положение, аэрофлот, недра, леса, благосостояние, валовой национальный продукт.
Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве,
осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились ограниченные государственным суверенитетом части света. Таким образом, страны — результат территориального раздела мира.
Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей (именно людей, а не их животных предков; человек же появился 40 тысяч лет назад), если оно, объединение, отвечает следующим признакам (Э. Шилз):
1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).
2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5. У него есть собственное название и собственная история.
6. Оно обладает собственной системой управления.
7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций,
норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и со
временные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и
древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского
микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы
(заключение браков и рекрутирование новых членов), свои террито
рия, название, культура, история, управление, а самое главное — они
не являются частью другого целого.
Гораздо труднее решить вопрос о том, куда относить, например, поселок городского типа. Ведь у него, кажется, есть все необходимые для общества признаки: кровно-родственная система, территория, история, культура, название, управление. А чего ему не хватает?
Вот еще одно трудное задание
Примените указанные признаки к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья.
А. И. Кравченко
Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?
Можно дать иное определение предмету нашего обсуждения. Обществом следует называть самую крупную группу, в которой только приходится жить людям и в которую включаются все другие группы. Мы уже познакомились с представлением о больших и малых группах. Так вот, общество, по крайней мере современное, — это самая большая из больших групп, которые его составляют.
А это очень легкое задание: надо просто ответить
1. Какие две большие группы являются самыми большими?
2. Можно ли примитивное племя, размером с небольшую деревушку, назвать малой группой? А обществом?
3. Можно ли любую малую группу считать обществом? А большую?
4. Какое современное общество самое большое? А самое маленькое?
5. Китай — это имя страны, общества или государства? А
США?
6. Евразия — это страна, континент или общество? А Латин
ская Америка?
В одном из самых авторитетных изданий — в "Словаре по социологии" (Лондон: Пингвин Букс, 1988) — его авторы Николас Аберкром-би, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер утверждают: "Понятие "общество" представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого". А как бы вы отнеслись к мнению английских социологов? Согласны вы с ним или нет?
Итак, мы рассмотрели самый главный и самый сложный объект, изучаемый социологией. В отличие от философов, социологи понимают общество вполне конкретно и выделяют признаки, по которым его можно отделить от любого другого объединения людей. Выделим ключевые понятия:
Общество Страна
Государство Признаки общества
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, не знакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народом высокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими, отсталыми, нецивилизованными.
Другая типология делит все общества также на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся по сию пору. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Здесь не просто появляются руководители и подчиненные, но они составляют противоположные классы — господствующий и негосподствующий. Возникшее когда-то стихийно социальное неравенство теперь закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически. Толчок к появлению сложных обществ был дан зарождением самого мощного института — государства. А произошло это примерно 6 тысяч лет назад (около 4 тысяч лет длился "инкубационный" период, в течение которого раннее государство превращалось просто в государство). Простые общества возникли 40 тысяч лет назад, они относятся к догосударственным образованиям. Итак, исторический возраст простых обществ в 4—5 раз превышает возраст сложных.
В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т.е. способ производства. Самый древний — охота и собирательство. Соответственно выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из локальных родственных групп (трибы), отделенных друг от друга огромными пространствами. По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом
2'
человеческого стада. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства — скотоводство (пастушество) и огородничество.
Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.
Задание для любителей истории
Проследите эволюцию орудий труда от первобытного топора до паровой машины. Какие орудия труда соответствовали конкретной исторической эпохе? Как при этом менялись общество, мышление, образ жизни?
С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, правда, не везде, но лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цехи, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.
Задание на наблюдательность
К какому типу общества вы отнесли бы современную Россию? Пользуйтесь простыми и очевидными признаками, тем, что
вы можете наблюдать из своего окна или видеть по телевизору: гигантские заводы и гидроэлектростанции, огромные посевные площади, космические спутники, атомные электростанции, кабельное телевидение, неразвитые сфера обслуживания и информатика, заброшенные деревни... Дальше вы продолжите сами и определите тип нашего общества.
В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формации, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлялась коммунистическая, которая должна наступить в будущем.
Если быть внимательным, то между различными типологиями обнаружится больше сходства, чем различий. Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриаль-ную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Япо-
нии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но они не отмечаются в России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.
Итак, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доинду-стриальную, индустриальную, постиндустриальную. Выделим ключевые понятия:
Письменное общество Дописьменное общество
Сложное общество Простое общество
Охота и собирательство Скотоводство
Огородничество Земледелие
Доиндустриальное общество Индустриальное общество
Традиционное общество Постиндустриальное общество
' ЭВОЛЮЦИЯ ОБЩЕСТВА
Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом, ускорения истории [ 1 ].
Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3 — 4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет.
Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что палеолит (древнекаменный век) длиннее века металла, который, в свою очередь, продолжительнее мезолита. Мезолит продолжительнее неолита, а бронзовый век длиннее железного. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Задание по истории
Найдите в учебнике или справочной литературе данные о хронологии исторических эпох: когда наступил и закончился палеолит, неолит, мезолит и т.д. Установите протяженность
исторических эпох и докажите (или опровергните) справедливость закона ускорения истории.
Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. В первобытном обществе один вид орудия, например, чоппер — массивное орудие из гальки, обработанное с одной стороны, претерпевал незначительные изменения на протяжении жизни десятков и сотен поколений. Напротив, в современном мире при жизни одного поколения сменяются несколько видов орудий, техники и технологий.
Новейшая история — единственная эпоха, в которую социология способна проникнуть при помощи основных методов эмпирического исследования (каких именно — вспомните), она составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.
Второй закон, или тенденция, истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только позитивные, но и негативные моменты. Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации аборигенного населения.
Задание
1. По историческим источникам восстановите социальные последствия колонизации и завоевания Сибири. В чем выражается проблема малых народов Севера? Что происходит с экологией?
2. Перечислите районы России, где eXVIH-XX веках проживало население с более низким уровнем развития по сравнению с населением центральных районов.
3. Чем различаются процессы и последствия присоединения к России Украины, Прибалтики, Средней Азии и Сибири?
Итак, мы рассмотрели общие законы эволюции человеческого общества и установили, что главными среди них являются: Закон ускорения истории Закон неравномерного развития
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
Сам факт ускорения истории — это еще не все, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе. В тех же случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.
Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда — ив промышленности, и в сельском хозяйстве, тем большее количество населения можно прокормить на одной и той же площади. Растет численность и одновременно плотность населения. Плодородие земли и повышение эффективности земледелия позволяют отвлечь значительную часть населения для занятий ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются культурные и торговые контакты между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги религиозной, культурной и научной жизни.
Новые религиозные течения, в том числе протестантизм, способствовавшие зарождению капитализма, возникают именно в городах. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяются деревянной скульптурой, а затем изящными искусствами. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных — состоящих из матери, отца и ребенка.
Глобальный, всемирноисторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как свои составные части экономический, технический и культурный прогрессы. Фундаментом социального прогресса
выступает технический. По отношению к политике и религии термин "прогресс" неприменим, поэтому не говорят о политическом или религиозном прогрессе.
Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он знаменует попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и исторически сравнительно небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться, останавливаться.
Задание для аналитиков
Почитайте историческую литературу и найдите примеры регресса в тех или иных странах. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Можноли считать годы сталинизма однозначно регрессом?
2. Можно ли оценивать петровские реформы только как прогрессивные?
3. Как влияли войны на развитие общества? Они выполняли прогрессивную или регрессивную функцию?
4. Происходил ли в России в конце 80-х — начале 90-х годов XX века экономический прогресс? А технический? А социальный? Свой ответ необходимо аргументировать, ведь он выражает вашу
позицию, а не голословное утверждение.
Итак, мы рассмотрели прогрессивное и регрессивное движение общества. Они различаются характером, вектором и масштабом. Выделим ключевые понятия:
Социальный прогресс Регресс общества
ФОРМЫ ПРОГРЕССА
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит
скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам — образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике — примеры политических реформ. Употребляется также выражение "законодательные реформы", но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.
Задание
Период J985 — 1994 годов в жизни нашей страны был одним из самых насыщенных. То и дело принимались новые постановления, указы, проекты. Соберите из газет информацию о них и выпишите в отдельный столбик все, что относится к реформам: а) социальным, б) экономическим, в) политическим. Сравните списки. Какой оказался длиннее? А какой важнее?
Таким образом, реформы — частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты (например, какие?). Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "сверху", проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции?
Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, например, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция — это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, другими словами, были заменены основы существующего строя.
Но прежде чем перейти к комплексным социальным преобразованиям, партия большевиков провела политический переворот — штурм Зимнего дворца и свержение Временного правительства. Только после этого, создав новые структуры власти, большевики с первых же дней издали основные законоположения, касающиеся экономической и социальной сферы.
Заданиедля интересующихся отечественной историей
Вспомните первые декреты советской власти. Восстановите последовательность социально-экономических преобразований в последующий период. А теперь поразмышляйте вот над чем. Можно ли оценивать поворот к "военному коммунизму" как регресс, а поворот к нэпу — как прогресс? Тогда как расценивать "великий перелом" 1929 года? А к какому типу социального прогресса (регресса) относятся эти три периода — к реформам или революциям?
Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-го-родские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.