Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Социологическое знание 4 страница




Традиции

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.


В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы по­ведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традици­онными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выпол­няются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уваже­нием, служат объединительным началом. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд

Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды неограничиваются одной социальной груп­пой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важ­ные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпе­вание, погребение, поминки).

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно по­думать. Символические действия пронизывают все области человече­ской культуры.

Церемония — последовательность действий, имеющих символиче­ское значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной груп­пы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подго­товленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благо­говение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиоз­ной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).


Нравы

Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту катего­рию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обы­чаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по ули­цам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвали­дами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физиче­ски слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным пове­дением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от куль­туры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав­ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, на­пример, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Законы

Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписа­ных правил поведения, санкционированных государством. Из обычно­го права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом стра­ны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т.е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, го­сударственную тайну, человеческие права и достоинство, собствен­ность.

Вкус, мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы куль-


туры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном вы­боре человека.

Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивиду­альный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он пока­зывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, ус­редненных стандартов. Вкус называют еще прихотью. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определенной ширины, джазовой или рок-музыкой, коллекционированием марок и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Мода — смена культурных образцов и норм, замена одних увлече­ний другими. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения чаще меняются. Когда увлечения овладева­ют массами, они перерастают в моду, также довольно кратковремен­ную форму поведения и пристрастий. Пристрастие к какому-то танцу или "летающим тарелочкам" можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Нали­чие модных слаксов считается престижным не потому, что они краси­вы, а потому что слаксы — символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценно­сти — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность яв­ляется ценностью, то отступление от нее осуждается как предательст­во. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуж­даются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни при­вержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуа­лизма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индиви-


дуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нор­мы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание — достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания — специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое комму­нистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а


социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену — собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации", У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания не­подготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережа­ет уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потре­бителей — высокообразованная часть общества: критики, литературо­веды, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — "искусство для искусства".

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называ­ют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллектив­ной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца


или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще од­но название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его со­здании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сию­минутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быс­тро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведе­ниями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее раз­новидность.

Задание

Население итальянского городка Мот тола составляет около 20 тысяч человек. Но там есть три оркестра, в репертуаре ко­торых оперная и симфоническая музыка. Дирижером одного из них является крупный финансист, президент ассоциации "Во-лонтерство за мир", а его брат выступает флейтистом. В го­родке очень популярны домашние фестивали и концерты, где музыканты-любители играют для близких. О какой форме культуры идет речь?

Задание

Определите, к какой из трех форм культуры относятся следу­ющие произведения:

1. Песни Высоцкого и Окуджавы. 2. Оперы Верди. 3. Рок-опера "Юнона и Авось". 4. Частушки. 5. Мыльные оперы. 6. Порно­графическая литература.


Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкуль­тура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у нар­команов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отлича­ются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные кни­ги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждо­го поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Молодежная субкультура

У современной молодежи отдых и досуг — ведущая форма жизнеде­ятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удов­летворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодеж­ные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% — де­вушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиноче­ство, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".


Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке", посещение видеосало­нов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, коме­дии и эротику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: про­дленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отно­шениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литера­турных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее пере­устройства и совершенствования. Одним из способов бегства от дейст­вительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Дополнительная информация Дети Сатаны

Родилось новое неформальное молодежное объединение или, лучше сказать, движение. Оно достаточно многочисленное, но о нем пока мало говорят. Его приверженцы называют себя сатанистами. Су­ществует даже классификация тинэйджеров-сатанистов. Первый и самый многочисленный тип"осатаневшие тины", или гопники. Их символика: черные кожанки, нашивки с черепами, скелетами, пе­ревернутыми крестами. Патлы длинные и немытые или наголо бри­тые головы, татуировки в виде крестов или трех шестеренок, у не­которыхсвастика. Словарный запас 100150 слов, считая ма­терные. Тусуются в каждом районе, в тусовке обычно 15 человек.

Посвящение в "братство" новых членов происходит крайне при­митивно. Вся тусовка едет в заброшенную церковь, убивает кошку или собаку, их кровью рисует на стенах всякую похабщину, потом все накачиваются водкой и устраивают неприличные оргии. Иногда они


"(

выскакивают на крестных ходах, поливают всех матом, бросаются камнями.

Второй тип сатанистов более серьезный. Они сознательно про­тивостоят "продажной действительности". Многие из них, как могли, изучали историю религии, но сделали односторонние выводы, разочаровались в ней и в современных служителях культа. Они пола­гают, что святая церковь ныне бессовестно наживается на прихо­жанах (священники ездят на "фордах", бабульки обогащаются про­дажей свечей, а их слова о любви к ближнемунаглая ложь), а рань­ше она отринула славянских, греческих, египетских, римских языче­ских богов, назвав их приспешниками Сатаны.

Третий типхорошо организованные, сплоченные и иерархизи-рованные "маги офигительные". Они на "ты" с самим Сатаной: взглядом якобы останавливают кровь и зажигают сигареты. Их за­дачаподготовка почвы для пришествия Антихриста.

Сатанизмувлечение каких-то групп подростков необычным, экстравагантным. Его можно бы было сравнить с пристрастием к катанию на роликах или с алисоманством, но оно может принимать более опасные формы.

Адаптировано по источнику: Московский комсомолец.199312 мая.

Культурное разнообразие

Анализ культурной статики мы завершаем рассмотрением разнооб­разия национальных культур и субкультур. Культурное разнообразие (культурная дифференциация) — это многовариантность, неоднород­ность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одних культурах браки между родственниками запреща­ются, в других, напротив, разрешаются.

Культурное разнообразие народов, отличие каждого из них от дру­гих проявляется во всем — в приготовлении пищи, приветствиях, гос­теприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом.

Дополнительная информация

Чем различаются народы

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливо­сти. Европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего


не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знаком­стве с дамой говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами "дорогой сэр", даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траурачерный, а в Китаебелый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обе­да, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по име­ние присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговорить с тещей. Если европеец попадет на обед к вождю папуасов и его угостят, косточкой дичи, то он должен, напо­ловину обглодав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что онего друг, с которым на­до делиться едой. Разумеется, европейцам такой обычай показался бы унизительным.

В разных культурах различаются даже представления о рассто­янии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, ког­да латиноамериканец сочтет, что наконец-то подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при раз­говоре75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому по­следний считает, что американец, с которым он разговаривает, де­ржится холодно и отчужденно. Таковы нравственно-психологиче­ские критерии общения. Не в меньшей степени различаются эсте­тические нормы, представления о прекрасном.

Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не остава­лось вертикального лба! У инков же голова делилась как бы на две ча­сти, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца спе­циальной повязкой. В Африке сохранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI века было популярным вытягивание носов.

Длинные ногти на пальцах сегодняпризнак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занима­ется физическим трудом. Раньше в Китае искусственно отращива­ли ногти, которые служили признаком благородного происхождения. У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому гру­зины, укладывая ребенка спать, старались, чтобы шея росла, распо­ложить его голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с


А. И. Кравченко



помощью специальных колец. Прямые ноги почитаются за образец не только у европейцев, а вот кочевники любят кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. Напротив, древние греки специально выпрямляли ноги. У китайцев этнографы обнаружили обычай пере­бинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли длиннее 810 см. У древних майя новорожденной дочери на несколько дней ко лбу и за­тылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвеши­вали шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы там были стандарты прекрасного.

Адаптировано по источнику: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г.

Создано человечеством.М., 1984.

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, разви­вается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы ме­ханизмы такого изменения?

Открытия и изобретения

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие — получение новых знаний о мире. Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Откры­тие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изо­бретения соединяются с известными знаниями и порождают новые эле­менты.

Изобретение — новая комбинация известных культурных элемен­тов или комплексов. Она включает новый способ изготовления вещей, т.е. технологию. Изобретения содержат в себе не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Открытие и изобретение служат разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элементов в культуре. Инновации за­висят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, от­бираются, оцениваются и применяются на практике. Примером инно­вации выступает практическое внедрение гибкого графика работы,


многосменного режима труда, новой формы платы за проезд в транс­порте и т.п.

Культурная диффузия

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, сти­хийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последнее означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Задание

Найдите в литературе примеры 35 независимых открытий в технике, науке или культуре.

Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комп­лексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культур­ное соприкосновение в социологии называется культурным контак­том. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не ме­нее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американ­ской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный "вестернизацией". В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникно­вениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изо­бретения — встречается в истории гораздо реже первых двух.

Дополнительная информация Культурные изобретения





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2140 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.