Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Социологическое знание 3 страница




Вторым глобальным процессом называют промышленную револю­цию XVIII — XIX веков. Она также сыграла выдающуюся роль в чело-


веческой истории, привела к смене одного экономического строя (фео­дализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (ману­фактуры) другим (машинным производством). В результате промыш­ленной революции кардинально изменились политический облик Ев­ропы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промыш­ленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множе­ство стран, поэтому требуют долгого времени. Однако всегда они при­водят к качественному изменению общества.

Задание

Свяжите закон неравномерного развития народов и промыш­ленную революцию. Каким образом на основе знания первого можно объяснить различия между странами в темпах разви­тия второго явления? Почему промышленная революция про­ходила дольше в России, чем в Англии? Какие преобразования здесь запаздывали?

К типу глобальных революций следует отнести и другие, менее зна­чительные события. Так, в середине XX века произошла "менеджер­ская революция", после которой во всех развитых странах, прежде все­го — в США, класс капиталистов-собственников (в старом понима­нии — как единоличных собственников) был вытеснен с ключевых по­зиций в обществе классом профессиональных менеджеров — лиц на­емного труда. В 70-е годы в научный оборот вошел термин "молчаливая революция", которым обозначали отход западной молодежи от ценно­стей труда к ценностям досуга и кризис "трудового общества". Оба типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процес­сам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.

Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс сти­хийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует гово­рить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.


Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вов­лекла в процесс и другие страны — одни добровольно (Германия и Вен­грия в 1918 году), другие принудительно (например, Польша и Чехо­словакия в 1945 году). К 1950 году сформировался "социалистический лагерь", к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болга­рия, Албания, Румыния. Революция в них происходила принудитель­но, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует счи­тать глобальной социальной революцией, иеменившей существующий социальный строй.

Итак, реформы и революции — две главные формы социального развития общества. Они подразделяются на несколько видов, различа­ющихся сферой применения, характером, продолжительностью, мас­штабом.

Выделим ключевые понятия:

Революция Реформа

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Под модернизацией понимается революционный переход от доин-дустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся пу­тем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни лю­дей, охватывающее все сферы общества. Ее основой выступают разви­тие и распространение культуры "модернити": рыночных отношений, рациональных ценностей, расчетливости и ориентации на денежный успех, бизнес. Иными словами, модернизация — приобщение данной страны к культуре, технологии и научным достижениям капитализма.

Слово "модернизация" пришло из английского языка и обозначает усовершенствования, которые делают общество соответствующим со­временным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. Разли­чают два вида модернизации [2 ].

Органическая модернизация является моментом собственного раз­вития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером служит переход Англии от феодализма к капитализму в ре­зультате промышленной революции XVIII века, преобразование аме­риканского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры, изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменения в укладе жизни, традициях, ми­ровоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вы­зов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ


"догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых иностранных государств. Россия, которая вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколь­ко столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 года и экономические реформы, начавшиеся после 1991 года (хотя со­циально содержание у каждой из этих реформ было разным).

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зару­бежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко и методом экономического шпионажа), приглашения ино­странных специалистов, обучения своих работников за рубежом, ино­странных инвестиций. Соответствующие изменения происходят в со­циальной и политической сферах: резко изменяется система управле­ния, вводятся новые властные структуры, конституция страны под­страивается под зарубежные аналоги. Во многом именно так происхо­дило в России в XVIII и XX веках, в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и пере­гнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За корот­кий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь, служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за посто­янных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления и других обстоятельств переходный период растя­нулся уже на 200 лет. Сколько он еще продлится?

Задание

Используйте периодическую печать, научные статьи и публи­цистику. Проанализируйте ход экономических реформ в России рубежа 90-х годов. Свяжите их с концепцией модернизации. От­ветьте на ряд вопросов. Какого рода трудности в наибольшей мере тормозили реформы? Созрело или нет общественное со­знание для кардинальных изменений? Какие слои населения поддержали модернизацию, а какие нет? Какие законодатель­ные меры ускоряли, а какие тормозили ход реформ? С одинако­вой ли скоростью изменялись различные сферы общества, его, институты? Что произошло с материальным положением, уровнем жизни людей и как это сказалось на ходе реформ?

В отличие от органической модернизации неорганическая начина­ется не с культуры и изменения общественного сознания, его подготов-


ки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модерни­зация идет "снизу", а неорганическая — "сверху". Принципы "модер-нити" не успевают охватить подавляющее большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают умами на­иболее подготовленной части общества. Еще в XIX веке в России ин­теллигенция раскололась на "западников" и "славянофилов". Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, вторые ратовали за самобытный путь развития, ор­ганическую модернизацию. Численность первых оказалась недоста­точной для того, чтобы просветить, перестроить широкие массы в поль­зу рациональных ценностей.

Задание

Освежив исторические факты, попытайтесь ответить на вопросы: Уничтожение крепостного права в] 861 годуипереход России к капитализму были причиной или следствием появле­ния "западников"? Куда бы вы зачислили большевиковв "сла­вянофилы" или в "западники"? А сегодня есть "славянофилы" и "западники"? Кто именно к ним относится?

Итак, мы рассмотрели небольшой фрагмент всемирно-историческо­го прогресса — переход от традиционного к современному обществу, который получил название модернизации. Выделим ключевые поня­тия:

Органическая модернизация Неорганическая модернизация

Вопросы к главе

1. В чем заключаются 8 признаков общества?

2. О каких типологиях обществ вы узнали?

3. Чем различаются прогресс и регресс, революция и реформа?

4. В чем различие между органической и неорганической модер­низациями?


Глава 3. КУЛЬТУРА

"Культура" — столь же важное для социологии понятие, как "гра­витация" для физики и "эволюция" для биологии, потому что в ней ото­бражаются все стороны жизни общества. Если под обществом понима­ется совокупность людей, то под культурой — совокупность результа­тов их деятельности.

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

и,

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (culture) понимали прежде всего возделывание земли. "Окультуривание по­чвы", "сельскохозяйственные культуры" — понятия, связанные с тру­дом крестьянина. В XVIII веке для европейцев культура приобрела ду­ховный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культур­ным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведе­ния. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словес­ностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитани­ем.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми ци­вилизованными народами мира — система убеждений и ценностей, выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, тра­диции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жиз­ненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупно­сти они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в по­вседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное на­следие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из по­коления в поколение.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слово "цивилизация" впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского civilis — гражданский, госу­дарственный, и в средневековье носило юридический смысл, относя­щийся к судебной практике, но затем его значение расширилось. "Ци­вильным" стали называть человека, умеющего себя хорошо вести, а "цивилизовать" означало делать благовоспитанным и вежливым, об­щительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские пле-


мена или низкие сословия, к примеру, крестьян. В светском общестбе "цивильность" означала учтивость.

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Пер" вым разграничил эти два понятия немецкий философ И. Кант, а в н#" чале XX века другой немецкий философ О. Шпенглер в своем знам£" нитом труде "Закат Европы" и вовсе противопоставил их. Цивилиз^" ция предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходи1, ее окончательный упадок.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление ° цивилизации как вершине технических достижений человечестве связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технолР" гий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциирую^" ся материальные успехи, а с культурой — духовный мир человек**• Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскоМУ корню: civis не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилиз^-ция означает городскую культуру. В этом смысле все "примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя п&~ нятие "культура" распространяется и на них.

В социологии нет однозначной трактовки цивилизации. В частн^" сти, она понимается как степень культурного развития, которой дО~ стигли далеко не все страны. Существует множество показателей ц0" вилизованности — уровень смертности (особенно детской), санитар" ное состояние городов, экология и т.п. Самым важным показателе считается наличие письменности: хотя во всех культурах использует^51 язык, не все они обладают письменностью.

СОСТАВ КУЛЬТУРЫ

С точки зрения социологии, в культуре выделяются две основн»16 части — культурная статика и культурная динамика. Первая описр1" вает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике Мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных эле" ментов, или черт, и формы культуры — конфигурации, характерн*»16 сочетания таких элементов. К динамике отнесем те средства, механи3" мы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее и3" менение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, с°~ храняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

КУЛЬТУРНАЯ СТАТИКА

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно fa" кой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами п°~


А. И. Кравченко



колений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или пер-вокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элемен­тами, или чертами, культуры. Они бывают двух видов — материаль­ными и нематериальными.

Совокупность первых создает особую форму культуры — матери­альную культуру. Она включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, кни­га, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выпол­няют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, зако­ны, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объек­ты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания может длиться часами, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой нематериальный объект культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным без уча­стия материального посредника — галстука. Сам галстук является ар­тефактом.

Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория от­носительности, идея равенства и справедливости, традиция гостепри­имства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, напо­добие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность но­вых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.

Культурный комплекс — совокупность культурных черт, или эле­ментов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произве­ло подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и спо­соб хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но


не менее важными оказались в свое время идея введения званий и ти­тулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвяще­ние юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные ин­ституты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

Задание

1. Определите, к материальной или духовной культуре отно­
сятся следующие явления:

Дуэль. Медаль. Карета. Теория. Бокал. Песня. Погоны. Танец. Магия. Амулет. Диспут. Револьвер. Гостеприимство. Креще­ние. Глобус. Свадьба. Закон. Джинсы. Телеграф. Святки. Кар­навал. Школа. Сумка. Кукла. Колесо. Огонь.

2. Попробуйте определить, какие из перечисленных выше куль­
турных черт относятся к культурным комплексам. Попы­
тайтесь расписать 2
3 комплекса так, как это сделано с
футболом.

В культурной статике элементы разграничены во времени и про­странстве. Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украин­скую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными границами или с рамками данного об­щества.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание време­нем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почи­таемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспона­тов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабу­шек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культур­ного наследия.

В отличие от него понятие "прошлая культура" охватывает более широкий круг предметов и явлений. Она включает все, что было при­знано ценным или интересным для потомков. Эта часть культуры вы­зывает интерес только у историков и любителей древностей.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется особым ав­торитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличи­ваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие


становится фактором сплочения нации, средством объединения в пери­оды кризисов и нестабильности.

Задание

Подготовьте письменную работу или доклад на тему "Дорево­люционное культурное наследие и современное духовное воз­рождение России".

Культурные универсалии

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, элементы культуры. Культурные универсалии — это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные ук­рашения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадания, разделение труда, толкова­ние снов, образование, эсхатология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, приветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмеше­ния, права наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрака, обеда, ужина), медицина, благопристойность в от­правлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеро­довой уход, обращение с беременными, права собственности, умило­стивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сек­суальные ограничения, учение о душе, статусная дифференциация, хирургия, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, от­лучение ребенка от груди, контроль за погодой.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они име­ют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обы­чаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совмест-


ной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, привет­ствия и т.п.

Дополнительная информация Нательные украшения

Украшенияодна из культурных универсалий. Они выполняют символическую и эстетическую функции, но относятся к атрибу­там личной культуры. Напротив, мебель и убранство комнаты от­носятся к части коллективной или семейной культуры.

У некоторых племен существовал обычай украшать себя, подпи­ливая или обламывая зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, населявшие в эпоху раннего железного века приуральские сте­пи, перебинтовывали череп ребенка так, чтобы он вырос вытяну­тым. На подобном черепе даже редкие волосы создавали иллюзию вы­сокой прически. Он служил признаком вождя.

Больше всего поражала воображение европейцев страсть отста­лых народов к украшениям. Когда легендарный капитан Кук открыл Огненную Землю, он больше всего удивился тому, что совершенно го-^ лые дикари прельстились не одеждой или оружием, а дешевыми стек­лянными бусами. То же самое он наблюдал у австралийцев. Когда од­ному из них капитан дал кусок старой рубашки, тот вовсе не стал прикрывать ею какую-нибудь часть своего тела, а обмотал ее вокруг головы наподобие чалмы.

Остатки неолитической одежды нам известны мало, зато часто встречаются украшения, особенно в погребениях,это бусы, подве­ски, кольца и браслеты. А в загробный мир раньше отправляли людей с самым ценным и дорогим. При жизни украшения размещали на тех частях тела, которые создавали естественную опору для повязки: виски, шея, поясница, бедра, руки, ноги, плечи. Ожерелья и одежда то­же возникли, по всей видимости, из стремления украшать свое тело. Известно, что в обычное время мужчины и женщины в тропиках об­ходятся без одежды, а по праздникам надевают передники. Стремле­ние иметь наряд прежде, чем любую другую'вещь, отмечали многие исследователи.

Украшения не выполняли никакой защитной функции. С их по­мощью первобытный человек стремился как-то выделиться, пока­зать свою индивидуальность, быть замеченным. Украшениясвое­образный знак социального отличия. Кроме того, украшения имели еще и магическое значение. Этнографы доказали, что украшения по­явились раньше, чем одежда. Многие народы и сейчас обходятся без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.


Образ жизни

Та часть культуры, которая относится к настоящему, характеризу­ет образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обы­чаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфиче­ском.

Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько ма­териальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи.

Образ жизни в марксистской социологии — самостоятельная и очень важная категория, а культура — нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятель­ностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни — одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

Теперь мы рассмотрим элементы культуры, которые относятся к так называемым культурным, или социальным, нормам — образцам правильного и приличествующего поведения.

Привычки

Образ жизни создается нашими привычками. Спать лежа, есть пер­вое ложкой, а второе — вилкой, закрывать за собой дверь, осторожно ставить бьющиеся предметы — все это и многое другое пропитывает нашу повседневную жизнь. Это коллективные, или групповые, при­вычки, усвоенные нами в процессе социализации. Их огромное множе­ство, они соблюдаются нами автоматически, без сознания.

Кроме них существует масса индивидуальных привычек: рано вста­вать, заниматься гимнастикой, одеваться потеплее, пить кофе по ут­рам, не курить натощак и т.д. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных си­туациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.


Манеры

Манеры — внешние формы поведетш человека, получающие по­ложительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основа­ны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки при­обретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом — повседневные манеры воспитанного че­ловека. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные ком­плименты, здороваться, приподнимая шляпу, — светские манеры, присущие небольшой группе людей.

Этикет

По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культу­ры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил по­ведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, дипломатических кругах, светских салонах. Эти­кет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В про­шлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитар­ной культуре. Сегодня он отличает воспитанного человека от невоспи­танного и характеризует поведение представителя любого слоя обще­ства. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.

Обычаи

В отличие от манер обычаи присущи широким массам людей. Обы­чай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также ос­нован на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллектив­ным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность. Обычаи — одобренные обще­ством массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции — неодобрение, изоляция,порицание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 966 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.