В Мюнхене, где проходили Игры XX Олимпиады, ранним утром 5 сентября 1972 г. группа боевиков из экстремистской палестинской организации “Черный сентябрь”, вооруженных автоматами и гранатами, перебралась через ограждение Олимпийской деревни и ворвалась в корпус, в котором жила делегация Израиля. Во время налета погиб один израильтянин, а десятерых экстремисты захватили как заложников. Так олимпийское движение впервые столкнулось с атакой террористов на Олимпийские игры.
Среди захваченных палестинцами израильтян были спортсмены (борцы и тяжелоатлеты), тренеры (по легкой атлетике, борьбе, фехтованию, стрельбе) и судьи. Одному из израильских спортсменов, попавших в руки налетчиков, удалось бежать, остальные оказались в плену у боевиков, которые в качестве условия освобождения заложников потребовали незамедлительно выпустить из тюрем 250 террористов, отбывавших заключение в Израиле и в странах Западной Европы.
Когда президент Немецкого олимпийского комитета ФРГ, член МОК Вилли Дауме, министр внутренних дел федеральной земли Бавария Бруно Мерк и мэр Олимпийской деревни Вальтер Трёге р предложили напавшим палестинцам себя в заложники взамен захваченных членов израильской олимпийской делегации, экстремисты из “Черного сентября” ответили отказом и продолжали настаивать на прежних условиях. Дабы продемонстрировать свое намерение любой ценой добиться объявленной цели, террористы в середине дня убили одного из захваченных израильтян и выбросили его труп из здания на улицу [151].
В результате переговоров с экстремистами, длившихся 16 часов, в которых участвовал ряд видных политических и государственных деятелей ФРГ, в том числе министр иностранных дел этой страны Ганс-Дитрих Геншер, власти согласились с требованием о немедленном предоставлении террористам вертолетов. Затем палестинские налетчики вместе с заложниками на вертолетах отправились на военный аэродром Фюрстенфельдбрюке, откуда экстремистов по их настоянию должны были доставить самолетом на Ближний Восток.
В ходе мероприятий правоохранительные органы и спецслужбы ФРГ планировали провести на аэродроме операцию по освобождению заложников, и как только из вертолетов вышли вооруженные автоматами террористы, снайперы открыли по ним огонь. Однако, судя по всему, немецкие спецслужбы спланировали и реализовали эту операцию далеко не лучшим образом. От пуль снайперов погибли на месте только двое из восьми палестинских экстремистов, тогда как шестеро остались живыми и начали стрельбу из автоматов по заложникам, а также бросили гранату в вертолет, в котором находились пленники. В итоге все израильские заложники погибли. В перестрелке были убиты несколько террористов, а также один из немецких полицейских и пилот вертолета. Трое оставшихся в живых палестинских экстремистов были арестованы (позднее их обменяли на пассажиров немецкого авиалайнера, захваченного другой экстремистской группой).
Резонанс трагедии прозвучал на весь мир, причем для властей Федеративной Республики Германия этот инцидент был неприятен не только сам по себе (недостаточное обеспечение безопасности участников Игр, из-за чего боевики из “Черного сентября” смогли проникнуть на территорию Олимпийской деревни, и крайне неудачная операция по освобождению заложников, повлекшая человеческие жертвы), но еще и потому, что объектом кровавой атаки террористов оказались граждане Израиля – евреи, а чрезвычайное происшествие (пусть и организованное палестинскими экстремистами) случилось в Германии — стране, о прошлом которой времен правления нацистского режима (1933–1945 гг.), исповедовавшего и реализовывавшего на практике свою антисемитскую идеологию, в мире не забыли. И хотя все понимали, что Федеративная Республика Германия — демократическое государство, дистанцировавшееся от канувшего в небытие гитлеровского Рейха, однако, тем не менее, имиджу ФРГ в глазах мирового сообщества был нанесен серьезный урон. Вилли Брандт (канцлер ФРГ с 1969 по 1974 гг.) в мемуарах (1998 г.) отметил то огромное разочарование, которое испытала страна в связи с террористическим актом в Мюнхене во время Игр-1972, поскольку эта акция террористов стала событием, обесценившим годы напряженной подготовки к Олимпийским играм и не только не позволившим достичь результатов, на которые рассчитывала ФРГ, но и серьезно подорвавшим ее репутацию на международной арене.
Утром 6 сентября 1972 г., на следующий день после трагедии, на Олимпийском стадионе в Мюнхене состоялась панихида в память о погибших израильтянах. Тогда же появились предложения в связи со случившимся временно прервать Олимпийские игры. Однако сессия МОК на чрезвычайном заседании приняла решение продолжить Игры-1972.
Горький урок трагедии в олимпийском Мюнхене-1972 побудил организаторов последующих Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр уделить самое пристальное внимание формированию надежных систем безопасности и обеспечению безупречного их функционирования. К примеру, на Играх XXI Олимпиады в Монреале (1976 г.) для решения
Эпизод принятия мер безопасности и строгого контроля на XIX зимних Олимпийских играх в Солт- Лейк-Сити в 2002 г. |
этих задач были задействованы 16 тыс. военнослужащих, полицейских и сотрудников спецслужб. Большие силы, включавшие не только правоохранительные органы и специальные службы, но и военнослужащих армейских подразделений, обеспечивали поддержание порядка во время Игр XXII Олимпиады (Москва), Игр XXIV Олимпиады (Сеул), Игр XXV Олимпиады (Барселона), Игр XXVIII Олимпиады (Афины-2004), Игр XXIX Олимпиады (Пекин), а также в других городах разных стран, принимавших Олимпийские игры. Причем нередко полиция и спецслужбы той страны, в которой проводились Игры, не ограничиваясь собственными возможностями, в период подготовки заимствовали опыт коллег из других стран и обменивались с ними информацией о различных возможных источниках возникновения террористических и других криминальных опасностей.
Особо следует остановиться на ситуации, связанной с XIX зимними Олимпийскими играми, которые состоялись 8–24 февраля 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. Всего за несколько месяцев до этого, И сентября 2001 г., Америку и весь мир потрясли произошедшие в США трагические события с многочисленными человеческими жертвами, вызванные действиями террористов, захвативших несколько пассажирских самолетов, два из которых были направлены на высотные башни-«близнецы» Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и разрушили их, а третий из захваченных авиалайнеров врезался в одну из секций здания Пентагона в Вашингтоне.
Незамедлительно стали раздаваться призывы к МОК с требованиями отменить Игры-2002 либо перенести их с территории США в другую страну. Такие предложения мотивировались соображениями безопасности: ведь во время Олимпийских игр экстремистские организации могли попытаться осуществить террористические акты, чреватые большим количеством жертв.
Однако власти США заверили руководство МОК в том, что надлежащая безопасность во время проведения XIX зимних Олимпийских игр будет обеспечена. В связи с этим МОК отверг предложения об отмене Игр или о переносе их в другую страну и на другие сроки. Для поддержания правопорядка и обеспечения безопасности в самом Солт-Лейк-Сити и его окрестностях были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, сотрудников различных правоохранительных структур и спецслужб, а также свыше 2 тыс. спасателей и пожарных. На склонах гор и холмов вокруг города и в местах проведения олимпийских соревнований дежурили снайперы, а в небе патрулировали истребители-перехватчики. К тому же в зоне радиусом 160 км от Солт-Лейк-Сити И его окресностях были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, сотрудников различных правовохранительных структур и спецслужб, а также правоохранительных структур и спецслужб, а также свыше 2 тыс. спасателей и пожарных. На склонах гор и холмов вокруг города и местах проведения олимпийских соревнований дежурили снайперы, а в небе патрулировали истребители-перехватчики. К тому же в зоне радиусом 160 км от Солт-Лейк-Сити были запрещены любые полеты, кроме заранее объявленных коммерческих рейсов и лайнером, доставлявших глав государств и правительств, пожелавших посетить Игры. Все это дало свои результаты: никаких террактов на Играх не было.
Особую остроту проблема безопасности приобрела в преддверии проведения Игр XXVII Олимпиады 2004 г. в Афинах. Во-первых, в Греции уже на протяжении многих лет существовали террористические группы, активизировавшие свою деятельность после подавления войсками студенческих протестов в 1973 г. С тех пор многолетняя борьба с внутренним терроризмом продолжалась в Греции с переменным успехом. Во-вторых, Греция находится в регионе, в котором существовал ряд зон крайней напряженности, из которых исходила реальная угроза терроризма. И, наконец, в-третьих, серьезной проблемой для Греции было обеспечение безопасности спортсменов и туристов из США, в адрес которых постоянно поступали угрозы от экстремистских организаций, возмущенных политикой США на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии, бомбежкой Белграда и войной в Ираке.
К чести греческих властей, правоохранительных органов и спецслужб Греции, они сумели создать эффективную и беспрецедентную по масштабам систему безопасности, мобилизовав все внутренние возможности и умело сотрудничая с международными организациями, в том числе и со службами безопасности США и ряда других государств.
Широкомасштабные меры по обеспечению безопасности были предприняты и властями Китая в период подготовки и проведения Игр XXIX Олимпиады-2008. Строгие меры по поддержанию правопорядка и недопущению каких-либо инцидентов руководители китайской полиции и спецслужб (в помощь которым были подключены и армейские подразделения) объясняли не только возможными опасностями со стороны международного терроризма, но и угрозами экстремистских акций тех сепаратистских сил, которые выступают за независимость и отделение от КНР Тибетского автономного района, в котором среди населения преобладают те, кто исповедует буддизм, и Синьцзян-Уйгурского автономного района, где большая часть населения — мусульмане. Помимо всех мер безопасности, власти Китая также установили денежные вознаграждения за информацию о готовящихся терактах и о людях, планирующих совершить их.
Обоснованно считая, что терроризм является наиболее серьезной угрозой успешному проведению Игр XXIX 0лимпиады-2008, особенно после провала кампании по бойкоту этих Игр, власти КНР предприняли беспрецедентные шаги по обеспечению безопасности. Достаточно отметить, что, по утверждению заместителя министра общественной безопасности Лю Цзина, в стране было разработано и введено в действие 52 плана и свыше 500 детальных сценариев по обеспечению безопасности. При подготовке к Играм были обезврежены вооруженные террористические группы, подозреваемые в подготовке различных террористических акций, включая захват заложников.
Обеспечению безопасности способствовало и тесное сотрудничество спецслужб Китая с Интерполом, предоставившим доступ к своей системе контроля паспортов и виз, а также оказавшим содействие в установлении связей между органами правопорядка КНР и полицейскими службами стран, направлявших свои делегации на Игры XXIX Олимпиады.
Для обеспечения безопасности на Играх, по сообщению министра общественной безопасности КНР Чжоу Юнкана, были задействованы не менее 80 тыс, специально обученных сотрудников спецслужб и полицейских, а на дежурство во время Игр привлечено большое количество добровольцев из домовых партийных организаций. И действительно, на улицах Пекина на расстоянии 50—100 м друг от друга находились волонтеры с нарукавными повязками с олимпийской символикой.
Китайские власти не только обеспечили безопасность на Играх XXIX Олимпиады, но и сумели сделать это ненавязчиво, не создавая сложностей участникам и гостям Игр, а также многочисленным зрителям и туристам.