Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классовое и общечеловеческое в сущности. '• государства. Понятие государства




Понятие государства включает в себя характеристику его сущности,
т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном
'' явлении, и социального назначения — служебной роли и исторической
' • цели. ' •

Марксизм научно обосновал, что политическая власть является ' одновременно и важнейшим признаком государства, и основным со­держанием его сущности. Государство по своей сущности есть органи­зация политической власти общества.

. ' Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понима­ние государства, которое более семидесяти лет воспринималось совет­ским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении.

В частности, следует признать ошибочной общепринятую в совет­ской юридической, философской и политологической литературе трак­товку государства исключительно с классовых позиций, исходя из ос­новополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на го­сударство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали госу­дарство как организацию политической власти экономически господ­ствующего класса, орудие его диктатуры.

«Политическая власть в собственном смысле слова, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — это организованное насилие одного класса для подавления другого»1. «Государство, — утверждал Ф.Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»2. Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»3. «Государст- ', во, — считал он, — есть орган господства определенного класса, кото­рый не может быть примирен со своим антиподом (с противополож­ным ему классом»)4.

Хотя приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонисти­ческими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и, вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России, играли прогрессивную роль в объяснении проис-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447. |

2 Там же. Т. 22. С. 200-201.

3 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 73.

4 Там же. Т. 33. С. 8.


Тема 3. Сущность и типы государства


2. Классовое и общечеловеческое и сущности государства



 


хождения, сущности, функционирования и развития государства, нель­
зя было придавать им всеобщего значения, превращать в догму и рас­
пространять на все времена и страны, тем более в изменявшихся на
глазах исторических условиях..

Такой подход обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущ­ности и социального назначения, ориентировал на приоритет принуди­тельной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на меж­дународной арене. Поэтому понятно, что в связи с коренными измене­ниями, происшедшими в мире после Второй мировой войны, трактовка государства исключительно с.классовых позиций вступила в противо­речие с ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ.

Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государ­
ства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные много­
численные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Ка­
утского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-
демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнооб­
разие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной
России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин,
Н.М. Коркунов, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич
и др.), в большинстве своем представляющих огромную духовную цен­
ность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт
мирового развития, сходятся в понимании государства как института
социального компромисса и достижения общего блага. Однако при
всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда
как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-на­
сильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают
в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечело­
веческую. • '!
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капита­
ле» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельнос­
тью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы
всякого общества, и специфические классовые функции.

К сожалению, данный тезис, затронутый Марксом лишь мимохо­
дом при рассмотрении другого вопроса применительно к рабовладель- '
ческому и буржуазному государству, не получил дальнейшей специ­
альной разработки ни в самом, «Капитале», ни в более поздних трудах
Маркса, не повлиял на суть понимания государства его последовате­
лями. - '


Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает крат­кое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; дела­ется шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке го­сударства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой.

И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо

классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой

не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел

относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных

.потребностей общества: организация здравоохранения, образования,

/социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство

ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью,

, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п. ••

: Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компро­мисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и со­трудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспе-: чения общесоциальной направленности в содержании всех осущест­вляемых им функций.

Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классо­вых задач.

Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматри­вать его таким, каково оно есть в действительности.

Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односто­ронности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ог­раничившись лишь общечеловеческим.

Следует иметь в виду, что соотношение между общечеловеческим и
классовым в государстве в разные эпохи не одинаково, это не застыв­
шее состояние, а динамично отражающее реалии социально-экономи­
ческого и политико-государственного развития, достигнутый уровень
прогресса и демократии. i

Соответственно в определенных условиях, например, в рабовла­дельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных госу­дарствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитар­ным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в ха-

4-1934


 

Тема 3. Сущность и типы государства

рактеристике сущности и социального назначения государства на пер­вый план выступает классовое господство, насилие, подавление.

Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сто­рон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по об­щему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гума­нистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современ­ном Российском государстве.

Государство, представляющее собой преимущественно орудие со­циального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, вер­ховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высоко­авторитетного и независимого суда и т.д.

Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти ко­торого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого — признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Закрепление в статье 1 Конституции РФ нормы о том, что «Россий­ская Федерация — Россия есть демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления» не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне сущест­вующее государство стало правовым.

В действительности в приведенном положении Конституции РФ правовое государство рассматривается как цель, к которой мы стре­мимся, с достижением которой связано нынешнее и последующее раз­витие России. Данный процесс должен быть органически пережит об­ществом, которое само должно созреть для этого экономически, поли­тически, духовно, юридически. Вместе с тем нельзя не заметить, что процесс формирования и фактического утверждения правового Рос­сийского государства находится все еще в начальной стадии, осущест­вляется не вполне последовательно и недостаточно интенсивно.

Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного со­единения теоретических представлений о том, каким должно быть пра­вовое государство, с повседневной практической деятельностью госу­дарственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию.

В связи с этим важно иметь в виду, что демократия, правовое госу­дарство ничего общего не имеют с анархистским своеволием, правовым нигилизмом, распущенностью, вседозволенностью. Напротив, они


3. Признаки государства, отличающие его от др. организаций классового общества 51

предполагают необходимые для всего общества законность и правопо­
рядок, при которых все равны перед законом и судом, закон обязателен
для всех без исключения, и никто из тех, кто нарушит его, не сможет
уйти от ответственности. |

Последовательное обеспечение законности и правопорядка — ос­нова жизнеспособности и прочности демократии и правового госу-, дарства. '•, Подводя итог вышесказанному о двуединой общечеловеческой и

, классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего

' определения. Государство — это организация политической власти, не-

:! обходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел,

', вытекающих из природы всякого общества.

Учитывая, что государство весьма сложное явление, в ряду факто­ров (начал), оказывающих непосредственное влияние на его сущность и социальное назначение, кроме рассмотренных выше, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран следует также иметь

' в виду религиозный фактор (Иран, Пакистан, Афганистан), нацио­
нальный фактор (государства Балтии) и некоторые другие. Сказанное,
однако, не означает, что все эти факторы должны быть отражены в
определении государства вообще. При этом достаточно исходить из его
наиболее общих начал — общечеловеческого и классового. ;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 456 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2284 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.