Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музыкальные игры-тесты, выявляющие гармоничность межличностных взаимоотношений у детей, на констатирующем этапе эксперимента




 

Показатель готовность к общению.

Задание № 1. «Тряпичная кукла».

И.П.: дети разбиваются на пары.

Задание: один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с «куклой», придумывает для нее движения и управляет ею под звучащую музыку. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: «кукла» полностью доверяет своему партнеру, не напрягается, не зажимается, позволяет управлять собой. Ребенок, который играет с «куклой», выполняет свою роль ответственно: старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

Задание № 2. «Водитель машины»

И.П.: дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины.

Под быструю музыку машины, управляемые водителями, двигаются в произвольном направлении. При повторе игры дети меняются ролями.

Эталон выполнения игрового задания: тот, кто изображает машину, не открывает глаз, проверяя, правильно ли ведет «водитель», т.е. полностью доверяется своему партнеру по игре. «Водитель» ведет свою «машину» аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий».

Показатель легкость вступления в контакт.

Задание № 1. «Танец с прыжками»

И.П.: дети стоят по одному в произвольном порядке. Руки на поясе. Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в двухчастной форме (АВ) с многократными повторениями танцевального куплета.

1 часть. Дети шагают по одному в произвольном направлении в такт музыке. К концу части находят себе партнера, встают в пару лицом друг к другу, держась за руки.

2 часть. Дети выполняют прыжки по типу «ножницы» с правой, затем с левой ноги. (Дети могут также импровизировать любые танцевальные движения в соответствии с музыкой, удобные для исполнения в парах).

На следующий куплет пара разбивается и составляется новая.

Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же.

Задание № 2. «Полька»

И.П.: дети стоят в кругу парами лицом по линии танца. У детей внутреннего круга левая рука лежит на плече впереди стоящего, а правая обнимает за талию своего партнера в паре.

Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в трехчастной форме (АВС) с многократными повторениями танцевального куплета.

1 часть. Пары двигаются шагом в такт музыке по кругу.

2 часть. Дети внутреннего круга встают лицом в центр и хлопками отмечают музыкальные доли (педагог может задать ритмическое остинато, степень сложности которого зависит от подготовленности детей). В это время дети внешнего круга подскоками движутся по линии танца и к концу этой танцевальной части выбирают себе нового партнера.

3 часть. Вновь образовавшаяся пара поворачивается лицом друг к другу, берется за руки лодочкой и прыгает галопом вправо с притопом в конце фразы, затем то же влево. Музыка и движения 3 части повторяются два раза.

Эталон выполнения игрового задания: в каждом новом повторе танца дети стараются найти нового партнера, а не выбирают одних и тех же.

Показатель инициативность общения

Задание № 1. «Дружба»

И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга. Ведущий стоит вместе со всеми в кругу.

Музыкальное сопровождение: танцевальная пьеса в спокойном темпе в двухчастной форме (АВ) с многочисленными повторами танцевального куплета. Структура части А – предложение из двух одинаковых фраз.

Первая фраза части «А» – ведущий импровизирует приветственный жест или позу (взмах рукой, легкий поклон, приседание и т.д.) На вторую фразу ведущий повторяет свои движения вместе со всеми. Часть «В» - участники берутся за руки и покачиваются в такт музыке.

В каждом новом повторе части «А» происходит смена ведущего – по кругу, движения в части «В» остаются неизменными.

Эталон выполнения игрового задания: оказавшийся в роли ведущего без смущения и заминок выразительно импровизирует приветственное движение.

Задание № 2. «Космонавты»

И.П.: дети стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга – открытый космос.

Музыкальным сопровождением может быть любое произведение связанное с образами космоса (музыка к мультфильмам или кинофильмам, эстрадные композиции, произведения современного авангарда с яркими сонорными эффектами).

Задание: послушать с закрытыми глазами музыку, представляя себе космическое пространство, а затем выйти в «открытый космос» – в центр круга. Двигаться нужно, не открывая глаз. Выходя из круга, ребенок должен сомкнуть за своей спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе», ребенок может кого-нибудь встретить. При этом нужно не повредить «неизвестный объект», прикоснуться к нему как можно мягче и осторожнее, постараться обойти его. Из «открытого космоса» можно вернуться на «корабль» – снова встать в круг, можно выходить несколько раз.

Главное условие игры: нельзя открывать глаза. Особый смысл это условие приобретает при звучании музыки с таинственными, загадочными образами, необычными, фантастическими красками.

Эталон выполнения игрового задания: многократность выхода «в открытый космос», стремление находить новые контакты и разнообразить свои движения.

Показатель выразительность общения

Задание № 1. Игра «Каштаны»

Игра проводится в несколько этапов.

1. Педагог предлагает детям взять из мешочка два или три каштана. Дети должны внимательно рассмотреть эти каштаны и выбрать из них один, который понравится больше всего. Остальные каштаны нужно положить обратно в мешочек.

Детям дается задание: придумать имя своему каштану и описать, какой он: добрый, веселый, грустный, смешной… У педагога тоже есть каштан, и он тоже рассказывает про него ребятам. Затем педагог говорит от имени своего каштана с каштанами других ребят «на каштаньем языке» - с помощью выразительных интонаций и произвольного набора слогов. Далее педагог предлагает детям «погулять» со своими каштанами (походить по залу) и в процессе прогулки «пообщаться» с каштанами соседей.

Эталон выполнения игрового задания: выразительные интонации, передающие характер своего каштана.

2. Дети вместе с педагогом сидят на ковриках в кругу. Все каштаны распределены на две кучки и сложены в два перевернутых вниз дном бубна. Один бубен педагог берет себе, а другой отдает ребенку, сидящему в круге напротив него. Вдвоем они превращаются в собеседников, ведущих «диалог» с помощью мимики и разнообразных звуков, получающихся от манипулирования бубном. Например, легонько подбрасывая лежащие в нем каштаны вверх; двигая бубен в разные стороны и шелестя каштанами; постукивая пальцами руки по дну бубна, по его бокам; делая широкие и более мелкие движения руками и т.д. Закончив диалог, «собеседники» передают свои бубны соседу справа. Образуется новая пара и новый вариант «шумового диалога».

Эталон выполнения игрового задания: выразительные жесты и звуковые эффекты, передающие характер вопросов и ответов, включенность в игровой диалог, понимание собеседника, соотносимость сигналов, которыми обмениваются дети.

3. Педагог делит детей на несколько небольших групп (по три-четыре человека). Каждой группе выдается рисунок, на котором герой-каштан изображен в выразительной и забавной позе. Каждая команда по очереди выходит в центр зала и демонстрирует точно скопированную позу своего героя-каштана.

Затем каждая группа превращается в жителей сказочных городов: «Каштании», «Каштенбурга», «Каштенгагена», «Кашентона» и тому подобных. Педагог включает музыкальное сопровождение с веселой танцевальной мелодией и предлагает каждой команде станцевать танец-импровизацию, основывая движения танца на позе своего героя-каштана.

Эталон выполнения игрового задания: импровизация танцевальных движений, исходя из предложенного образа, оригинальная двигательная интерпретация этого образа на основе характерной позы в изображении.

Показатель эмпатия.

Задание № 1. «Бабочка и ветерок»

И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

Эталон выполнения игрового задания: «бабочка» угадывает движения «ветерка», подстраивается к пластике: не открывает глаз, не держится за руки водящего, а слегка касается его ладошек кончиками пальцев на протяжении всей игры.

Задание № 2. «Зеркало»

И.П.: дети встают в пары лицом друг к другу и распределяют роли: один из играющих – «зеркало», а другой – «дама» или «кавалер», собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем включается музыкальное сопровождение и детям предлагается «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а «зеркало» воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и рядом, в одну линию. В этом случае «зеркалу» нужно наблюдать за партнером боковым зрением.

Эталон выполнения игрового задания: «зеркало» предугадывает движения партнера, как и «художник», рисующий музыку, ориентируется на партнера в своих движениях.

Задание № 3. «Японский сад»

И.П.: дети делятся на две группы. Одна группа изображает причудливые фигуры в японском саду, другая – его посетителей.

«Фигуры» должны принять замысловатую позу и стоять, пока кто-нибудь из «посетителей» не скопирует ее в точности. Тогда они поменяются ролями. Правило этой игры: строгое соблюдение тишины («японцы в своих садах любуются растениями, стараются представить себя на их месте, вжиться в их состояние. Такая работа воображения требует большой сосредоточенности и тишины»). Это правило трудно соблюдать, т.к. дети, стараясь выдумать что-нибудь необычное, часто принимают смешные позы. Войти «в образ» поможет музыкальное сопровождение: экзотически звучащая японская фольклорная музыка (например, в жанре гагаку).

Эталон выполнения игрового задания: внимание к партнеров по игре друг к другу: точное копирование позы одного и контроль другого, правильно ли его поза скопирована.

Показатель Уровень
       
Готовность к общению Стремится быть среди детей. С удовольствием включается в новые игры, предлагает их сам. В играх проявляет доброжелательность, открытость, делится своими игрушками с другими детьми. Час-то примиряет поссорившихся, успокаивает их с помощью уместных тактильных действий. Понимает значимость выполнения правил в игре, владеет необходимыми в этом возрасте навыками этикета в общении со взрослыми и детьми. Раскрывается в общении и получает от него удовольствие в хорошо знакомой игровой ситуации. К новым игровым заданиям относится настороженно, часто сразу отвергает их. К знакомым детям и взрослым относится доброжелательно, спокойно, легко контактирует с ними на уровне тактильных взаимодействий. С малознакомыми людьми держится напряженно, может замкнуться в себе, не идти на контакт. Владеет ограниченным набором этикетных моделей поведения, использует их по подсказке взрослых. Не умеет общаться с детьми: раздражителен, обидчив, не уступчив, агрессивен в своих требованиях. Часто оказывается в изоляции, не принимается детьми в игры. Стремление к общению с другими проявляется в неадекватных выходках, капризах и агрессивных, грубых тактильных взаимодействиях. В процессе игры может «навредить», что-то сделать назло, намеренно нарушить игровые правила. Игнорирует правила этикета или намеренно, с целью привлечь к себе внимание, нарушает их.
Легкость вступления в контакт С удовольствием контактирует со всеми детьми в группе, а также с приходящими на занятия взрослыми. Естественно и свободно включается в игровое общение со всеми, кто оказался с ним в паре. Стремится наладить контакт, дружески поддержать партнера по игре: выражает доброжелательность к нему с помощью мимики, взгляда, движений, бережных тактильных взаимодействий. Легко контактирует со знакомыми детьми и взрослыми. В коммуникативных играх стремится выбирать только тех, с кем постоянно играет. Оказавшись в игровой ситуации в паре с ребенком или взрослым, не входящими в постоянный круг общения, избегает контакта глазами, в тактильных взаимодействиях проявляет себя вяло, невыразительно, напряженно и стремится сократить время игрового контакта. Отказывается вставать в пару с детьми или взрослыми, которых мало знает или к которым испытывает недоверие, неприязнь. Обижается, капризничает, заставляет себя уговаривать. Свое нежелание контактировать с кем-либо в игровой ситуации проявляет демонстративно, с обидой, доходящей до истерики, или с агрессией.    
Инициативность общения Способен к самостоятельным, активным действиям в игре. Часто выбирается детьми или назначает себя сам на роль ведущего. Стремится оказаться в центре внимания и с удовольствием выполняет в этой ситуации игровые роли. В музыкальных играх со сменой ведущего свободно, раскованно и творчески выполняет пластические и интонационно-речевые импровизации. Позитивно, с юмором реагирует на игровой проигрыш, стремится выиграть в следующий раз. В играх чаще всего занимает позицию ведомого. Оказавшись в центре внимания, испытывает растерянность, скованность, стеснительность, но преодолевает смущение и выполняет игровую роль, хотя и с видимым напряжением. В роли ведущего в музыкальных играх старается повторять уже известные движения и интонационные формулы, избегает оригинальных, спонтанных решений. В ситуации игрового проигрыша с трудом справляется с обидой и разочарованием, иногда только с помощью педагога. Испытывает затруднения в игровом взаимодействии с детьми, не справляется как с ролью ведущего, так и с ролью ведомого. Оказавшись в центре внимания, ведет себя неадекватно игровой ситуации: шалит, кривляется или же вообще не желает делать что-либо перед группой. Проиграв в игре, обижается, обвиняет других, затевает разбирательства, ссоры, обижается и отказывается от дальнейших попыток выиграть, предпочитает играть в одиночестве.
Выразительность общения Умеет адекватно игровой ситуации, эмоционально выразительно передавать в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании разнообразную гамму чувств. Способен управлять своим телом и голосом в музыкальных играх-импровизациях. Умеет определять по картинкам, пиктограмм-мам различные эмоциональные проявления и называть их. Бывает выразителен в моменты полной раскованности, в знакомой игровой ситуации. В присутствии незнакомых людей тушуется, становится незаметным, невыразительным или нарочитым в выражении эмоций, неадекватным игровой ситуации. Не всегда может выразить в интонациях и движениях то, что хочет в связи с игровой ролью. При определении эмоциональных проявлений по картинке или пиктограмме часто нуждается в помощи взрослого. Выразительно проявляет себя только в рамках определенного круга эмоций. Как правило, эти эмоции связаны с негативными состояниями: плаксивостью, обидой, агрессивностью, раздражительностью и т.д. С трудом и нежеланием включается в исполнение игровых ролей, часто не справляется с ними. Невнимателен при определении эмоциональных проявлений по картинкам или пиктограммам, называет их наугад, путается и ошибается.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2299 - | 2067 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.