Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Музыкальные игры-тесты, выявляющие гармоничность




Эмоциональной сферы ребенка, на контрольном этапе

Эксперимента

 

Показатель эмоционально-психологическая комфортность

Задание № 1. «День и ночь»

И.П.: дети распределяют роли: лесных насекомых - «бабочки», «жуки», «мухи» и т.д. - и «совы». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой двух контрастных (но повторяющихся в своем чередовании) образов: легкого, воздушного, олицетворяющего порхающих днем лесных насекомых и медленного, таинственного, в низком регистре, изображающего летающих по ночам «сов». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется (удлиняется или укорачивается).

Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «насекомого» или «совы».

Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.

Задание № 2. «Быстрый танец»

И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.

Ведущий-педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идет по восьми точкам: - запястье с внутренней стороны – запястье снаружи – сгиб руки в локте с внутренней стороны – локоть – грудь – плечо – колено с внутренней стороны – колено с боку – лодыжка с внутренней стороны – лодыжка сбоку. Каждая точка отмечается вперемежку с хлопком и поочередно справа и слева. Постепенно темп выполнения убыстряется.

Эталон выполнения игрового задания: четкие, координированные движения и телесное переживание-выражение ритмической пульсации.

Задание № 3. «Водоросли» (проводится после шумной, подвижной игры).

И.П.: дети стоят по кругу и представляют себя в гостях у Морского царя.

Под спокойную, плавную музыку дети делают движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку обыгрывается с помощью введения в игру фигуры Морского царя. Морской царь (педагог или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка «дисциплинированные водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями»).

Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребенка перейти от состояния возбуждения к расслаблению; соблюдение тишины, спокойствия, отсутствие тревожности.

Показатель эмоциональная выразительность

Задание № 4. «Дружные четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается. Характер музыкального сопровождения меняется с каждым повтором игры: веселая и бодрая музыка сменяется лиричной, спокойной и т.д.

Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребенком от движения.

Задание № 5. «Ткачи»

И.П.: дети стоят по одному в кругу, повернувшись лицом к центру круга.

Форма музыкальной пьесы куплетная, состоит из повторяющихся запева (А) и припева (В).

На первую фразу части «А» ведущий «рисует» в воздухе рукой, руками или всем телом «узор ковра»; на вторую фразу «рисунок» повторяется всеми вместе с ведущим. Дальнейшие повторения части «А» связаны со сменой ведущих.

Часть «В» – раскачивающиеся движения руками и приставные шаги в такт музыке изображают работу ткацкого станка. Движения выполняются всеми участниками и неизменно повторяются при каждом повторе части «В».

Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощенные, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребенка.

Задание № 6. «Маланья»

И.П.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий.

Вслед за ведущим дети поют песенку и повторяют движения:

У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке

(сопровождается хлопками в ладоши)

Семь сыновей, все без бровей.

(показать семь пальцев)

Вот с такими ушами,

(растопыренные ладони поднести к ушам)

Вот с такими носами,

(показать ладонями с растопыренными пальцами длинный нос)

Вот с такой головой,

(очертить руками большой круг рядом с головой)

Вот с такой бородой!

(показать руками большую бороду)

Они не пили, не ели, на Маланью все глядели,

Вместе делали вот так…(импровизация движений)

Дети по очереди становятся ведущими, показывают и интонируют названия различных частей тела (по тексту) с соответствующей пиктограмме эмоциональной окрашеностью (пиктограмму показывает ведущему педагог).

Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, свободное его воплощение в мимике, пластике и интонациях.

Показатель двигательно-звуковая творческая активность

Задание № 7. «Дирижер»

И. П.: дети сидят на стульчиках по кругу. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре круга – ведущий – «дирижер» (без инструмента).

Перед началом игры ведущий договаривается с музыкантами, кто из них будет озвучивать движения его рук, кто – движения ног, а кто – выражение лица. Затем ведущий совершает различные движения или импровизирует танец, а дети внимательно следят за ним и по-своему озвучивают его движения. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. Ведущий может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту. С каждым повтором игры ведущий меняется.

Эталон выполнения игрового задания: свободное и осмысленное использование ведущим возможностей мимики и пластики для создания оригинального игрового образа и развития игрового сюжета, многочисленность и разнообразие предлагаемых вариантов и способов звукоизвлечения: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д.

Задание № 8. «Живые клавиши».

И. П.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий – «дирижер» (без инструмента). 4 человека в центре полукруга изображают «живые клавиши».

Педагог рассаживает детей с инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов и т.д. Ведущий перед началом игры договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждая «живая клавиша». Задача детей – ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какую клавишу нажмет ведущий - «дирижер» («живые клавиши» приседают на корточки, когда к ним прикасается дирижер и встают при повторном прикосновении).

Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто прикасается к «живым клавишам», заставляя их приседать или снова вставать, но внимательно слушает получающуюся «музыку», осмысленно включает и смешивает тембровые краски, создавая игровой образ.

 

Показатель положительная самооценка

Задание № 9. «Имена»

И. П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру круга.

Кто-то из детей первым назначается ведущим. Ведущий встает, подходит к любому сидящему на стуле и представляется ему: выразительно называет свое имя, выбирая для себя какой-нибудь образ («Антон-автомобиль», «Настя-рыбка», «Оля-ласточка» и т.д.), сопровождает свое представление каким-либо движением. Тот, для кого прозвучало представление, встает со стула, в точности копирует слова, интонации, движения ведущего, затем уступает ему свое место и отправляется к другому, сидящему на стульчике, с собственным представлением. В результате все должны поменяться местами, представить себя и «познакомиться» со всеми.

Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, четкость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.

Задание № 10. «Заколдованный сад»

И.П.: дети стоят в рассыпную, выбрав для себя позу, связанную с каким-либо сказочным персонажем.

Ведущий – «волшебник» расхаживает между застывших фигур до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка умолкает, ведущий «оживляет» одну из фигур (останавливается и дотрагивается рукой до кого-нибудь из детей). «Ожившая» фигура с помощью голоса и движения изображает задуманный образ. Остальные – в точности копируют ее. Как только начинает звучать музыка, все снова замирают. Затем ведущий «оживляет» следующую фигуру, которая предлагает свой вариант двигательно-интонационной импровизации, и т.д.

Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода передвижения в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.

 

Показатель Уровень
       
Эмоционально-психологическая комфортность Выполняет игры – упражнения с полноценным мышечным напряжением, получая удовольствие от движений и самого участия в игре. Беспричинные перепады настроения в игре отсутствуют. Преобладает хорошее самочувствие, состояние уверенности в своих действиях, эмоциональная уравновешенность. Ориентируется и уверенно определяет себя в пространстве, берет на себя инициативу в выстраивании игровых и танцевальных линий. Телесно реагирует на музыкальный метроритм и точно воплощает его в движениях. Движения пластичные, свободные, хорошо скоординированные. Интонации голоса выразительные, естественные, эмоционально окрашенные. В играх на релаксацию быстро переходит от состояния возбуждения к расслаблению. Участвует в игре с желанием, реагирует на нее оживленно, с интересом, но в процессе игры могут быть перепады настроения, капризы, внешне беспричинная потеря интереса, переключение на другую деятельность. Неуверенно определяет себя в пространстве, стесняется сделать что-нибудь не так, боится проявить инициативу в выстраивании танцевально-игровых линий и фигур. Движения выполняет старательно, но с заметным напряжением, не точно координируя или не точно управляя нужной группой мышц. Не всегда попадает в движении на сильную долю, хотя в целом ритмичен. Напряжен, маловыразителен в речевом интонировании. В релаксационных играх не может самостоятельно снять мышечное напряжение. В игру вступает с нежеланием, т.к. час-то обижен, раздражен, замкнут на своих переживаниях, погружен в них. В игре может проявлять агрессивность, излишнее возбуждение, намеренно срывать игру беспорядочным движением, мешать остальным. В другом варианте движения выполняются замедленно, с опозданием, являются скованными, угловатыми, вялыми, плохо координируемыми, не ритмичными. В этом случае, наблюдается боязнь пространства, неумение определить себя в нем в процессе игры, привязанность к одному месту, нежелание выйти за его границы. Может переходить на крик в неподходящем месте или, наоборот, вяло интонировать, отмалчиваться в игровых ситуациях, требующих голосового звучания. В релаксационных играх с большим трудом выходит из состояния возбуждения.
Положительная самооценка В играх с именами произносит свое имя громко, четко, включая в речевое интонирование выразительные, уверенные жесты. С удовольствием демонстрирует себя при игровом представлении своего имени, выходит в центр круга или на видное место, старается удержать всеобщее внимание. В играх – двигательных и интонационных импровизациях со своим именем придумывает разнообразные варианты, старается быть оригинальным. Подбирает для себя значительные, положительные образы, ведущие роли. Часто использует ласкательные или необычные, оригинальные модификации своего имени. В играх с именами произносит свое имя четко, но негромко и монотонно, сопровождая звучание голоса неопределенными по характеру, робкими жестами. Старается быстрее освободиться от ситуации всеобщего внимания к себе, оказаться «в тени», на заднем плане. Двигательные и интонационные импровизации со своим именем выполняет однообразно. Затрудняется в подборе образов для себя, нуждается в подсказке или копирует кого-то. Избегает выбирать для себя значительные, яркие, броские роли и образы. Испытывает затруднения в громком произнесении своего имени, стесняется разнообразных его модификаций. В играх с именами произносит свое имя тихо, нечетко или, наоборот, громко, но напряженно и крикливо. Движения скованные и напряженные. В игровом представлении себя может на всех обидеться за свою неудачу, посчитать, что его передразнивают и отказаться продолжать игру. В играх – двигательных и интонационных импровизациях не может придумать своих вариантов, нуждается в помощи взрослого. Выбирает для себя роли, связанные с агрессивными, грубыми, хулиганскими образами или проявляет полную пассивность и равнодушие к игровому перевоплощению.
Эмоциональная выразительность Умеет адекватно игровой ситуации, эмоционально выразительно передавать в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании разнообразную гамму чувств. Способен управлять своим телом и голосом в музыкальных играх-импровизациях. Умеет определять по картинкам, пиктограмм-мам различные эмоциональные проявления и называть их. Бывает выразителен в моменты полной раскованности, в знакомой игровой ситуации. В присутствии незнакомых людей тушуется, становится незаметным, невыразительным или нарочитым в выражении эмоций, неадекватным игровой ситуации. Не всегда может выразить в интонациях и движениях то, что хочет в связи с игровой ролью. При определении эмоциональных проявлений по картинке или пиктограмме часто нуждается в помощи взрослого. Выразительно проявляет себя только в рамках определенного круга эмоций. Как правило, эти эмоции связаны с негативными состояниями: плаксивостью, обидой, агрессивностью, раздражительностью и т.д. С трудом и нежеланием включается в исполнение игровых ролей, часто не справляется с ними. Невнимателен при определении эмоциональных проявлений по картинкам или пиктограммам, называет их наугад, путается и ошибается.
Двигательно-звуковая творческая активность Дает многочисленные и эмоционально-яркие характеристики музыкальным образам, включенным в игровое задание. Придумывает неожиданные, интересные названия, увлекательный, развернутый сюжет, соответствующие музыке по эмоциональному настрою. Активно включатся в обсуждение, связанное с подбором вариантов воплощения эмоционального содержания музыки в мимике, жестах, движениях, интонациях, темброво-шумовых эффектах. Предлагает многочисленные и разнообразные варианты таких воплощений. В процессе двигательных и звуковых импровизаций свободно и осмысленно использует возможности мимики, пластики, интонации, звучащих жестов, предметов и тембров для создания игровых образов и развития игрового сюжета, представляет выразительные, нестандартные варианты игровых воплощений музыкальных образов.   Внимателен при восприятии музыки, включенной в игру, дает немногочисленные (одну - две), но достаточно точные характеристики музыкальной образности. Придумывает названия и сюжеты по аналогии с уже знакомыми, похожими музыкальными играми или известными сюжетами сказок и образных историй. Придумывает один или два варианта двигательного, интонационного, темброво-шумового воплощения музыкального образа и в дальнейшем придерживается этих вариантов, не проявляя инициативу в их дополнении. В процессе двигательных и звуковых импровизаций не выходит за рамки освоенных ранее приемов. Собственные варианты игровых воплощений музыкальных образов немногочисленны. Выразительные средства мимики, пластики, интонации, звучащих жестов в большинстве случаев используются случайно или повторяются по известному шаблону. Чаще всего, копирует у других детей оригинальные двигательные и звуковые воплощения музыкальных образов. Рассеян и невнимателен в процессе восприятия музыки, включенной в игру. Не проявляет интереса к звучащей музыке как к импульсу для собственного фантазирования. В словесном определении эмоционального содержания музыки часто говорит невпопад или отмалчивается, боясь сказать не то, что надо. Принимает пассивное участие в обсуждении эмоционального содержания музыки и подборе вариантов двигательного, интонационного, темброво-шумового воплощения музыкального образа. В процессе двигательных и звуковых импровизаций не предлагает своих вариантов, сверяет свои действия с действиями других детей. При этом копирует других детей неточно и невнимательно. Часто действует формально или даже вразрез с художественно-игровыми задачами, разрушая образную целостность музыкальной игры. Выразительные возможности пластики, интонации, звучащих жестов и тембров используются хаотично, неосмысленно, формально.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 587 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2295 - | 2216 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.