1. Игра на инструментах - один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Звуки окружающего мира для детей не просто шумы, но краски, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможность контакта с ними. Потому так интересны детям звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т.п.
Дошкольные учреждения располагают, как правило, большим количеством детских музыкальных инструментов. Это и различные игрушки со звуковыми и шумовыми эффектами, и инструменты-игрушки, сделанные по типу «взрослых» инструментов симфонического или народного оркестра. Прочно вошли в музыкальный быт ДОУ детские инструменты с фиксированным звукорядом - ксилофоны и металлофоны.
2. Отечетственная методика обучения игре на инструментах. Еще в 20-е гг. музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов проводил работу по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд. В публикациях Н.А. Метлова были даны подробные методические рекомендации по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, отобран репертуар для детского оркестра. Эту работу продолжили в дальнейшем педагоги Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, Г.С. Ригина и др. В методических пособиях этих авторов описываются различные приемы освоения детьми нотной грамоты и средств музыкальной выразительности в процессе игры на инструментах, упражнения на развитие ладового и ритмического чувства, на развитие навыков подбора несложных мелодий по слуху, ансамблевой игры. В целом методики отечественных авторов направлены на развитие у детей умений выразительного исполнения на инструментах пьес детского репертуара. Творческие задания связаны с импровизациями звукоподражательного характера и сочинениями различных по жанру и настроению мелодий. Непременным условием творческих проявлений детей является накопление и обогащение музыкальных впечатлений, владение навыками игры на инструментах, осознанное отношение к средствам музыкальной выразительности.
Начинается обучение с ударных и шумовых инструментов, не имеющих звукоряда. С помощью этих инструментов подчеркивается ритм звучащей музыки. Сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке, потом действия детей становятся все более самостоятельными. Темброво-шумовые эффекты выступают одним из ярких средств выразительности в творческих играх детей со звуками и шумами окружающего мира и заняли прочное место в современных музыкальных методиках. На музыкальных занятиях дети сами придумывают и создают шумовые «инструменты», превращая в них окружающие предметы. Оригинальные игры с шумами и немузыкальными звуками разработаны современными отечественными педагогами Т. Тютюниковой, Т. Боровик, В. Жилиным, И. Манаковой, Н. Салминой.
3. Зарубежные методики. Многие дошкольные учреждения сегодня обладают так называемым «орфовским набором» детских музыкальных инструментов. Его основу составляют ксилофоны, металлофоны, разновидности металлофонов – глокеншпили (колокольчики), блокфлейты и разнообразные шумовые инструменты. Ударные инструменты в орфовском наборе – барабаны, бубны, треугольники, маракасы – могут быть дополнены любыми другими ударными инструментами, а также и предметами, привлекшими детей в связи со звуковыми и шумовыми эффектами. Эти инструменты, созданные для игр со звуками, значительно расширяют и обогащают красочную звуковую палитру.
Карл Орф создавал инструменты для детей, консультируясь с Куртом Саксом, знатоком музыки разных народов. Их творческие усилия были устремлены к созданию инструментов, обладающих мягким, гармоничным, красивым звучанием и при этом простых, доступных для освоения детьми. Пластины для ксилофонов в орфовском наборе сделаны из палисандрового дерева, а для металлофонов – из особых сплавов металлов, что придает звучанию инструментов особую красоту и очарование. Крепятся пластины на специальном штифте и располагаются над резонаторным ящиком, чем обеспечивается высокое качество звучания, способность инструмента держать чистый строй. Пластины на инструментах съемные, и это создает особые удобства для ребенка в процессе игры, поскольку «лишние», незадействованные в данной композиции пластины-клавиши можно просто убрать из поля зрения.
В педагогической концепции К. Орфа игра на детских инструментах предстает как система темброво-ритмического воспитания. Орф-инструменты предназначены не столько для исполнительской деятельности, сколько для игр детей с музыкальными тембрами, для звукотворчества, разнообразных «игр со звуком». С этим их предназначением связаны завораживающая красота и чистота звучания, техническая легкость извлечения звука и игры на них. Не случайно и то, что «Орф-оркестр» включает в себя и самодельные инструменты, и «звучащие жесты», и вообще любые предметы из окружающего пространства, способные издавать звуки и тем самым принимать участие в игре.
В системе К. Орфа обнажена и акцентирована первичная связь музыкальных инструментов с голосом и телом человека. Игра на инструментах сочетается с игрой со «звучащими жестами», т.е. с игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками, щелчками, притопами, разнообразными движениями, а также вокально-речевым интонированием, эмоционально-выразительными возгласами. Звучащие жесты помогают детям погрузиться в красочную стихию тембра, соединить его восприятие с интонационными и пластическими образами-ощущениями, телесно пережить и прочувствовать его выразительность.
К. Орфом разработаны особые приемы для организации с детьми звуковых импровизаций и игр с музыкальными тембрами. К таким музыкальным играм можно отнести темброво-шумовой аккомпанемент. Аккомпанирование организуется по принципу ритмического подстраивания детей к пению или инструментальному звучанию, а также друг к другу. Такому подстраиванию не нужно учить особо, оно основано на природном чувстве ритма. В процессе игры природное чувство ритма у детей «развязывается», по выражению К. Орфа, обостряется и совершенствуется. Для подобного аккомпанемента используются не только инструменты, но и любые предметы, способные издавать звуки (самодельные инструменты-игрушки из дерева, металла, стекла, бумаги). В результате игра на детских музыкальных инструментах обретает именно значение музыкальной ИГРЫ, в процессе которой у детей развивается и чувство ритма, и тембровый слух, и чувство музыкальной формы, и в целом эмоциональная отзывчивость на музыку.
Приемы организации импровизационных тембро-шумовых композиций, основанных на ритмической подстройке, разнообразны:
1. Игра «в дирижера». «Дирижер» - ведущий показывает различные движения, которые дети должны в точности копировать вслед за ним. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. «Дирижер» может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Вы знаете, что у кролика есть большие длинные лапы… и т.д.). С помощью этого игрового прима дети учатся правильно держать палочки (свободно, не зажимая кисти рук) и извлекать звуки из инструментов различными способами: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д. Все движения «дирижер» делает без инструмента, лишь имитируя игру на нем. Дети же озвучивают эту имитацию каждый на своем инструменте. Таким образом, происходит знакомство не с отдельными нотами, мелодиями, но в целом со звучанием инструмента, его красочными, тембровыми возможностями;
2. Игровой диалог: одновременная импровизация двух детей на инструментах. Смысл игры заключается в умении двух партнеров подстроиться друг к другу ритмически, найти общий темп, характер ритмического движения. Высота звука, мелодическое соответствие, выстраивание какой-либо музыкальной формы в этой игре не имеют значения. Остановить «разговор» можно в любой момент, когда это захочется партнерам-«собеседникам» (на начальном этапе необходим пример педагога в таком диалоге с каждым ребенком, помогающий «запустить» естественный природный механизм эмоционально-ритмической подстройки);
3. Темброво-шумовой аккомпанемент. Педагог предлагает детям аккомпанировать его пению или игре. Педагог может петь или играть несложную мелодию на любом инструменте, которым он владеет: скрипке, фортепиано, блок-флейте и т.д. Важно, чтобы тембр его инструмента отличался от тембра инструментов, на которых играют дети. Можно включить аудиозапись со спокойной, негромко звучащей мелодией. Условия аккомпанемента: необходимо подстроиться под ритм мелодии; играть тише или громче вслед за ней; вступать в аккомпанемент, когда захочется, без сигнала педагога; играть то, что хочешь и чувствуешь сам.
4. Импровизация по «условной партитуре». Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения для оркестра или хора, в которой сведены партии всех отдельных голосов. Условные партитуры предназначаются для детей, не владеющих нотной грамотой. Графическое изображение музыки в них носит условный, игровой характер. Вариантов таких условных партитур может быть очень много.
«Круги на полу». Педагог распределяет инструменты по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например: ксилофоны – колокольчики – металлофоны – маракасы – бубны и барабаны. Мелом на полу педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей – распределить между собой эти инструменты и ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснется руками воспитатель-«дирижер». Задача педагога – внимательно слушать получающуюся «музыку», не спешить переходить с одного круга на другой, но дать возможность детям интуитивно найти общий ритм игры, подстроиться друг к другу.
«Картина-партитура». Педагог загадывает детям загадку. После того как дети ее отгадали, показывает нарисованную отгадку. Желательно, чтобы предмет на картинке был изображен ярким цветом, заключал в себе образ, характер. Далее детям предлагается подобрать позы, подвигаться в характере изображенного предмета, найти звуки, которые ему соответствуют. В результате дети должны самостоятельно подобрать инструменты, с помощью которых можно было бы «раскрасить звуками» картинку.
Итог всей игры: педагог показывает картинку и поет мелодию загадки, а дети «аккомпанируют» его пению на выбранных инструментах. Условия «аккомпанемента» несложные: каждый вступает, когда захочет, и извлекает из своего инструмента звуки в произвольном порядке, но только негромко – так, чтобы была слышна мелодия. Выстраивание звукового фона основано на природном чувстве ритма, инстинктивном механизме ритмической подстройки. Требование играть тихо, прислушиваясь к пению педагога, поможет детям «включить» этот природный механизм координации своего ритма с ритмами других. Если песенка короткая, педагог может повторить ее несколько раз подряд, разнообразя исполнение жестами, движениями, сменой динамики, исключением из мелодии слов, заменой их на нейтральные слоги и т.д.
Партитурой может послужить «живая картина» с каким-либо игровым сюжетом. Сюжетов для создания и озвучивания игровых сценок великое множество. Ими могут быть знакомые детям или придуманные ими самими сказки, игровые «путешествия» в зоопарк, в лес, в цирк, в космос, в сказочную страну и т.п. В этих играх инструменты превращаются в персонажей сказок и историй, воплощают их звуковые образы. Это прекрасные творческие задания, развивающие воображение, эмоциональную сферу детей, а главное – способность чувствовать партнеров по игре, умение подстраиваться к общему ритму, вживаться в эмоциональное состояние звучащих образов.
Дети ведут себя свободно и непосредственно в играх со звуками-красками. Ведь главное здесь – ощущение тембра, его образных звукокрасочных возможностей. Инструмент в этих играх призван восприниматься детьми как один недифференцированный предмет, звуковая масса, красочное пятно, которым дети озвучивают-«окрашивают» понятное им по характеру и эмоции изображение на картинке.
Работа над созданием и озвучиванием картин-партитур может превратиться в увлекательное творческое занятие не только для детей, но и для самого педагога.