Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формы организации музыкальной деятельности




В ДОУ. Характеристика музыкального занятия

 

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями, а в совокупности ведут к обогащению и разнообразию развивающей музыкальной среды в ДОУ. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся: музыкальные занятия; музыка в повседневной жизни детского сада; музыкальное воспитание в семье.

2. Основной формой организации, в которой осуществляется музыкальное развитие детей и воспитание их личностных качеств, являются музыкальные занятия. При подготовке музыкального занятия необходимо учитывать следующие позиции.

1. Реализация основных задач музыкального воспитания в содержании занятия.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитее музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Задачами музыкального воспитания дошкольников выступают:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке: эмоциональной отзывчивости на музыку, интереса к ней, определенных пристрастий и предпочтений, мотивации к музыкальному восприятию как эмоционально-интеллектуальному творческому процессу;

- формирование музыкального опыта: багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, навыков музыкального самовыражения - в разнообразных формах музыкальной деятельности и творческого игрового музицирования;

- формирование основ музыкальной грамотности: первоначальных знаний о музыке, ее жанрах, выразительных средствах ее интонационно-образного языка.

2. Соответствие возможностям детей данной возрастной группы цели, содержания занятия и воспитательных задач.

3. Вид занятия.

Фронтальные – проводятся со всей группой детей.

Индивидуальные и по подгруппам проводятся, преимущественно, с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Занятия индивидуальные и по подгруппам со старшими дошкольниками позволяют педагогу уделить большее внимание одаренным детям, подготовить номера к праздникам и развлечениям, а также скорректировать имеющиеся у некоторых детей недостатки музыкального развития.

4. Тип занятия.

Типовое занятие – включает все виды музыкальной деятельности. Вместе с тем, использовать все виды музыкальной деятельности на одном занятии е всегда возможно, т.к. время занятий непродолжительно (15 – 30 минут, в зависимости от возраста). Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Доминантное – занятие, на котором преобладает определенный вид музыкальной деятельности. Как правило, используются для того, чтобы развить какую-либо музыкальную способность, ликвидировать отставание. При этом другие виды музыкальной деятельности направлены на то, чтобы выполнить поставленные задачи.

Тематическое – занятие, логика которого подчинена определенной теме. Тема может быть взята из жизни (собственно тематическое занятие), позаимствована из сказки, связана с определенным сюжетом (сюжетное занятие) или темой может быть сама музыка (музыкально-тематическое занятие).

Комплексное – занятие, объединяющее различные виды искусства. Через сравнение и сопоставление художественных образов дети глубже постигают специфику каждого искусства. Объединение искусств позволяет глубже и ярче раскрыть тему занятия. Такие занятия проводятся не часто (примерно, один раз в месяц). Подготавливает их музыкальный руководитель совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях.

5. Структура занятия. Характеристика структурных частей занятия: соотношение видов музыкальной деятельности, их чередование, взаимосвязь, слитность, логичность их смены или опоры на различные виды деятельности.

6. Характеристика заданий: степень оригинальности, новизны, проблемности. Вариативность заданий на занятиях: упражнения на развитие музыкальных навыков, музыкально-дидактические игры, исполнение и слушание произведений, творческие задания и игры. Соответствие заданий навыкам и умениям детей, уровню их подготовки. Эффективность заданий в решении поставленных задач.

7. Характеристика методов и приемов, используемых на занятии: их эффективность, соответствие поставленным целям и задачам.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет разновидности. Наглядно-слуховой метод – исполнение произведения педагогом или в аудиозаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, но не в состоянии полностью заменить аудиозапись. Наиболее эффективно сравнение аудиозаписи с «живым» звучанием, их разумное чередование. Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т.д. Частое использование зрительной наглядности при слушании музыки может обеднить восприятие детей, излишне его конкретизировать. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при обучении детей нотной грамоте, при освоении элементов музыкального языка, при знакомстве с музыкальными инструментами, а также в творческих музыкальных играх (создание игровой партитуры, рисование музыки и т.д.).

Словесный метод в музыкальном воспитании используется при организации внимания детей, сообщений им сведений о музыке, для углубления, осмысленности в восприятии музыки.

Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как двигательное, интонационно-речевое, графическое моделирование элементов музыкального языка, предполагающее установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных явлений с собственным опытом ребенка.

8. Характеристика музыкального репертуара: художественность, качественность исполнения (аудиозаписи), яркость музыкальных образов, доступность детскому восприятию, целесообразность, соответствие виду деятельности, слушательским и исполнительским возможностям детей.

9. Исполнительское мастерство педагога-музыканта: художественность и профессионализм исполнения, владение инструментом, голосом, пластикой.

10. Речь педагога: эмоциональность, убедительность, логичность, доступность высказываний. Эстетичность и выразительность внешнего вида педагога.

11. Подготовка к занятию: наглядные пособия, материалы, музыкальные инструменты и игрушки, использование ТСО. Эффективность и эстетическая ценность оборудования и наглядно-дидактических материалов.

12. Стиль общения педагога с детьми (авторитарный, либеральный, демократический). Умение педагога наладить контакт с детьми, удерживать их внимание, поддерживать интерес к занятию, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям. Способы организации индивидуальной и коллективной работы с детьми.

13. Общий уровень музыкального развития детей, их подготовки (в соответствии с программными требованиями), качество усвоенного музыкального материала, знаний и навыков (певческих, ритмических, игры на музыкальных инструментах). Богатство словаря у детей при оценке прослушанных произведений, эмоциональность и образность высказываний, наличие любимых произведений. Активность детей на занятии, их творческие проявления, эмоциональность и интерес музыкальному материалу.

14. Длительность занятия, сбалансированность физических, умственных, эмоциональных нагрузок у детей. Эмоциональная драматургия занятия: начало, завершение, выстраивание эмоциональных кульминаций, разрядок и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2263 - | 2188 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.