1. Основную нагрузку по музыкальному воспитанию детей несет музыкальный руководитель. Он проводит музыкальные занятия, готовит детей к выступлениям на праздниках и развлечениях, руководит организацией развивающей музыкальной среды в ДОУ. Ему, как специалисту, необходимо знать основные требования к подготовке и проведению музыкального занятия, владеть специальными навыками исполнения музыкальных произведений, методами и приемами организации детской музыкальной деятельности. Особую значимость в современной ситуации разнообразия программ по музыкальному воспитанию в ДОУ приобретает методическая грамотность музыкального руководителя, способность ориентироваться в обилии программ и разработок, следить за новинками, умело и к месту применять их на практике.
Музыкальный руководитель осуществляет тесное сотрудничество с воспитателем, помогает ему приобрести знания и умения, необходимые для работы с детьми при закреплении у них материала, освоенного на занятии, совместно с ним планирует формы музыкальной деятельности детей в повседневной жизни ДОУ, помогает в их организации.
Важной функцией музыкального руководителя является работа с родителями: разъяснение важности отбора музыкальных произведений, которые слышит ребенок дома, привлечение родителей к участию в музыкальных праздниках и развлечениях, консультирование по музыкальному развитию детей в семье, по работе с музыкально одаренными детьми.
2. Успех работы по музыкальному воспитанию детей в большой степени зависит от руководителей ДОУ – заведующего и старшего воспитателя. В их обязанности входит планирование, организация, координация, контроль воспитательного процесса.
Для планирования воспитательного процесса, включающего раздел «Музыкальное воспитание», руководитель должен знать задачи, основные этапы музыкального воспитания, требования к уровню подготовки детей, ориентироваться в содержании программ, в музыкальном репертуаре, формах и методах организации детской музыкальной деятельности. В годовом перспективном плане, который заведующий составляет вместе с музыкальным руководителем, необходимо выделять и отражать вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, учитывать новые формы, методы работы с детьми, новые рекомендации и программы.
Чтобы правильно организовать воспитательный процесс, руководитель должен ориентироваться в передовых достижениях науки и практики, обеспечивать современное оснащение занятий (ТСО, музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы и т.д.), оборудование зала и музыкальных уголков, де проводятся занятия. Руководитель обязан организовывать курсы повышения квалификации педагогов-музыкантов и воспитателей, открытые занятия, выступления педагогов на педсоветах для обмена опытом, подбирать специальную литературу.
- Для успешного контроля и своевременной координации воспитательного процесса, оказания методической помощи педагогам руководитель должен владеть мониторингом. Контроль может быть фронтальным (оценка работы по музыкальному воспитанию в различных организационных формах – на занятиях, в быту, на праздниках), и тематическим (проверка отдельных разделов работы, внедрение новых форм и методов музыкального воспитания). Для этого необходимо разработать схему наблюдений, позволяющую объективно оценивать результаты работы (см. с. 37 – 40).
При анализе и разборе с преподавателем занятия по всем выделенным позициям руководителю необходимо проявлять профессиональную этику: необходимо отметить наиболее яркие эпизоды занятия, удачные и эффективные приемы работы с детьми; негативные моменты занятия представить не в виде критики, а в виде пожеланий с предложением собственных вариантов их оптимизации.
3. Воспитатель выступает помощником музыкального руководителя в организации детской музыкальной деятельности в процессе занятий и в дальнейшем закреплении освоенного на занятиях материала. Поэтому воспитателю также необходимо знать основные требования к подготовке и проведению музыкального занятия.
Более самостоятельной деятельностью воспитателя (хотя и в тесном контакте с музыкальным руководителем) является организация развивающей личность ребенка музыкальной среды в ДОУ.
Развивающая музыкальная среда в образовательном учреждении – это эмоционально-образный звуковой контекст, создаваемый педагогами и детьми, в котором осуществляется развитие личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии личности при оптимальной организации музыкальной среды реализуется в следующих направлениях.
* Музыка как средство формирования в эмоционально-чувственном опыте ребенка образов красоты и выразительности окружающего мира и мира человеческих чувств, эталонов доброго, чуткого, ответственного отношения к окружающему миру и к внутреннему миру человека.
* Музыка как гармонизирующее средство, положительно влияющее на здоровье и психику ребенка, связанное с обретением разнообразного эмоционально-чувственного опыта, со способностью к самовыражению и гармонизации эмоциональных состояний.
* Музыка как средство вовлечения ребенка в творческое и игровое взаимодействие с окружающими, ведущее к развитию навыков гармоничного поведения в окружающей среде.