Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Управление национальными территориями




XVII в. — время стремительного расширения территории Рос­сии, превращения ее в великую континентальную империю. Она занимает срединное положение между двухвекторной западно-христианской цивилизацией (католические и протестантские го­сударства), исламской и дальневосточной цивилизациями, что объективно превращает ее в важнейший субъект мировой поли­тики, но не включенный активно в европейские противоречия.

Этому способствовала гибкая внешняя, национальная и ре­лигиозная политика Москвы. Коренной принцип этой полити­ки — «а мы за вас стояти и от сторон, беречи хотим» — эффек­тивно способствовал на Украине, Кавказе, в Сибири и в других регионах расширению государственной территории, приносил на­родам внешний мир, защиту от набегов соседних стран и боль­шую внутреннюю стабильность, «замиряя», «смиряя в любовь» межродовые и межплеменные столкновения.

В XVII в. начинает вырабатываться типовая шерть, которую приносили царю местные владетели или общины. В качестве примера приведем шерть кабардинских владельцев 1614 г.: «Я, имрек, даю шерть Великому Государю Царю, Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии Самодержцу за себя, и за бра­тию свою, и за детей своих за больших и за меньших, и за улус­ных своих людей лучших, и средних, и черных людей кабардинския земли на том: служити неди Великому Государю Царю, и Великому, и князю Михаилу Федоровичу всея Руссии до своего живота и быть под его царскою высокою рукою в прямом холоп­стве навеки неотступным, и где нам велит Государь Царь и Вели­кий князь Михаиле Федорович всея Руссии быть на своей госуда­ревой службе, а велит нам итти на своих государевых недрузей и на непослушников и мне имреку с братьею своею и с детьми, и со всеми своими улусными людьми итти на государеву цареву и Великого князя Михаила Федоровича всея Руссии службу, куды нам царское повеление будет тот час и служить нам ему госуда­рю, и прямо итти, и добра хотети безо всякия хитрости, и изме­ны не учинить, и кочевать нам с теми мурзами вместе, которые Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии служат и прямят, и над государевыми городы никотораго дурна не учинить, и стад не отгонять, и на ловлях государевых людей не имати, и на стольников, и на гонцов, и на ратных, и на торговых государевых людей не приходити, и не побивать, и в полон не имать, и от Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии к иным которым государям недруги с польским, и с литовским, и с свейскими короли, и с азовцы, и со всякими государевыми недруги, и изменники ни на какое лицо не ссылаться, и с ними и с их людьми в Москве, и под государе­вы московские городы, и под донские, и под украйные городы, и на Мордву, и ни на которых Государя Царя и Великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии людей не приходити, и улус­ных своих людей мне имреку не посылать и никого не подво­дить, и измены и никакой хитрости не учинити, а от которых его государевых недрузей и от непослушников будет у мышление, что хотя куда итти под его государева города и на украинские места, и в дороге на ева государевых людей приходити, и мне, имреку, про то прислати, сказати государевым царевым и великаго князя Михаила Федоровича всея Руссии боярам и воеводам, и приказным людям, в которые городы ближе, и быть мне, имраку, с братьею, и с детьми, и с племянники, и со всеми своими улусными людьми впредь под государевою рукою в его царском жалованье и в повеленье навеки неотступным, и во всем нам ему Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии самодержцу служити и прямити, а добра хотети вправду без всякия хитрости и обману во всем, потому как в сей шертной записи писано, Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии Самодержцу служити, и от государева жа­лованья ни в чем быть неотступным...

Даю шерть великому Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руссии на том на всем, как в сей запи­си писано»[1].

Правительство поощряло как государственную колонизацию присоединяемых земель служилыми людьми, так и казачье-крестьянскую колонизацию. Опорными ее пунктами становились русские городки и крепости в Сибири и на Кавказе. Русские вое­воды не должны были вмешиваться во внутренние дела народов, ограничиваясь сбором податей и военной взаимопомощью. Однако, несмотря на призывы центральной власти, произвол и на­силие воевод и других представителей администрации, взаим­ные набеги местного населения и казаков выливались в откры­тые столкновения.

Значительную автономию получила Украина, вошедшая в состав России после решений Земского собора (1653 г.), Переяс­лавской рады (1654 г.) и войны с Речью Посполитой (1654—1667 гг.). Управление Украиной осуществлял первоначально Посольский, а с 1662 г. — Малороссийский приказ. Украина в основном сохраняла возникшую в годы освободительной борьбы систему управления. Главой Украины являлся гетман, избирае­мый казачьей радой и утверждаемый царем. Он осуществлял вер­ховные управление и суд. Совещательным органом была стар­шинская рада в составе казачьей элиты: генерального судьи, ге­нерального писаря, генерального обозного, войскового подскарбия, двух генеральных есаулов и др.

В административном отношении Украина состояла из 17 пол­ков (во главе с выборными или назначаемыми гетманами полко­выми), делившихся на сотни (во главе с сотниками). В городах с преимущественно казачьим населением вся администрация из­биралась из казачьей старшины и реестрового казачества. В горо­дах со смешанным самоуправлением — в виде магистратов и ра­туш во главе с бурмистрами. В селах крестьяне выбирали войтов и лавников.

Церковь и государство

Религиозная теория «Москва — третий Рим» обосновала мысль о России как последнем оплоте истинной веры — вселенского православия, носила подчеркнуто эсхатологический, а не импер­ский характер, как ее рассматривают некоторые исследователи. Это требовало повышения статуса русской церкви, что совпадало с интересами светской власти. В 1589 г. при царе Федоре Ивано­виче фактическому правителю России боярину Борису Годунову удалось добиться учреждения в Москве патриаршества, подтвержденного решением Константинопольского собора в мае 1590 г. Московский патриарх занял в диптихе пятое место после восточ­ных патриархов. Первым московским патриархом стал Иов (1589— 1605 гг.). Основание патриаршества стало важной вехой в исто­рии русской церкви, закрепило ее автокефальность. (Однако нужно иметь в виду, что автокефальность нельзя отождествлять с госу­дарственной независимостью, суверенитетом. Вселенская православная церковь — не федерация поместных церквей, они не под­чиняются друг другу, но и не являются абсолютно независимы­ми, а взаимно соподчинены и составляют кафолическое, собор­ное единство).

В годы Смуты церковь в целом и особенно монастыри стали одним из основных оплотов борьбы за национальное возрожде­ние. Как уже говорилось, патриарх Филарет в значительной сте­пени сконцентрировал в своих руках не только духовную, но и светскую власть. Он в равной степени стремился укреплять обе власти, опирался на хорошо известную в России византийскую эпанагогическую теорию, теорию «симфонии властей». Если в XVI в. эта модель взаимоотношений была реализована в близ­ком к поздневизантийскому варианте преобладания государства над церковью, то в первой половине XVII в. Филарету удалось в наибольшей степени приблизиться к идеалу двуединства церкви и государства.

К концу XVII в. (после возвращения Киевской митрополии под юрисдикцию Московской патриархии) на территории России находились 24 кафедры — одна патриаршая, 14 митрополичьих, 7 архиепископских и 2 епископских.

Высшее управление Русской Православной Церкви представ­лял патриарх в единении с собором высших церковных иерархов. В отличие от восточных патриархов русский первоиерарх не имел при себе постоянного собора (синода). Освященные (церковные) соборы при патриархах созывались реже, чем при московских митрополитах, но собор 1667 г. принял решение о двукратном в год созыве соборов, что соответствовало каноническим прави­лам. В работе соборов принимали участие цари, будь то выборы патриарха или назначение других церковных иерархов, канониза­ция святых, церковный суд, богословские диспуты и др. Отличи­ем от других поместных церквей было то, что архиепископы и епископы по своим властными полномочиями не отличались от митрополитов и не подчинялись последним.

В 1620—1626 гг. патриарх Филарет провел реформу управле­ния огромным церковным имуществом и персоналом. Для заве­дования патриаршей областью были созданы приказы, которые затем распространили свои полномочия на земли церкви на всей территории России. В результате на смену двухчастной системе (государственные и дворцовые) пришло тройное деление приказ­ных учреждений. Приказ Духовных дел, или Патриарший разряд, выдавал грамоты духовным лицам, получавшим рукоположение от патриарха, а также на сооружение церквей, вершил суд по преступлениям против веры над клириками и мирянами. Казен­ный приказ ведал сборами в патриаршую казну. Дворцовый при­каз ведал светскими чиновниками патриарха и хозяйством его дома. Персонал приказов составляли как светские, так и духов­ные лица. Здесь сложилась автономная служебная иерархия: патриаршьи бояре, окольничьи, дьяки и подьячие. Это укрепило позиции церкви, сохранявшей высокий авторитет и обладавшей огромной материальной и военной мощью, монастырями-крепостями в стратегически важных местах. Тем не менее каноничес­кие православные представления о богоугодной природе власти исключали сколько-нибудь последовательные претензии Русской Православной Церкви и ее иерархов на светскую власть, создание теократического государства.

В церковном управлении и суде на епархиальном уровне не было полного единообразия, но строилось оно в соответствии с каноническими требованиями. В местном самоуправлении боль­шую роль играл церковный приход, который в большинстве слу­чаев совпадал территориально с волостью. Приходские священ­ники назначались соответствующим епископом, но, как прави­ло, кандидаты на вакантное место избирались прихожанами. Священнослужители (поп, дьякон) и церковнослужители (поно­мари, сторожа, певчие) полностью зависели от мира, который выделял земли, другие угодья, иногда материальное вознаграж­дение. В попы часто избирались не духовные лица, а грамотные крестьяне или посадские, в результате чего функции местных гражданских и церковных властей тесно переплетались и даже объединялись.

В царствование царя Алексея Михайловича возникают проти­воречия между укрепившимся самодержавием и церковью. Стрем­ление светской власти поставить под контроль хозяйственную де­ятельность церкви (создание Монастырского приказа), ограничить монастырское землевладение, судебный, фискальный иммунитет монастырей и белого духовенства встретили сопротивление цер­ковных иерархов, патриарха Никона, отстаивавшего «симфонию властей». Конфликт совпал с расколом церкви в результате рефор­мы патриарха Никона по приведению богослужебных книг и обря­дов в соответствие с греческими оригиналами. Против бескомпро­миссно проводимой реформы непримиримо выступили сторонники «древнего благочестия», одним из руководителей старообряд­цев был протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от пат­риаршества завершилась лишением его сана и ссылкой Вселенским собором 1666 г. Церковь начинает попадать, несмотря на лик­видацию Монастырского приказа, в прямую зависимость от госу­дарства, что является одним из индикаторов эволюции самодер­жавия в сторону абсолютной монархии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.