Принципы государственной службы современной России вытекают из основополагающих постулатов демократического правового социального федеративного светского государства. Понятно, что без прочного, устойчивого и высокопрофессионального аппарата, без хорошо организованной и авторитетной государственной службы такое государство существовать не может.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) закреплены основные принципы построения, функционирования, а также политического, правового, организационного и материально-финансового обеспечения государственной службы Российской Федерации. Это принципы:
а) федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
б ) законности;
в) приоритетности прав и свобод человека и гражданина, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
г) равного доступа граждан к государственной службе;
д) единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
е) взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
ж) открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;
з) профессионализма и компетентности государственных служащих;
к) защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и частных физических и юридических лиц.
Эти принципы составляют фундамент современной государственной службы, гарантируют ее целостность, устойчивость, рациональность, высокую функциональную эффективность. Их реализация - достаточно надежная основа высокоэффективного функционирования системы государственного управления и оптимальной «конфигурации» участия государственных служащих в управленческом процессе.
Принцип единства государственной службы. Единство государственной службы определяется конституционным принципом целостности, неделимости и неприкосновенности государства. Государственная служба - не арифметическая совокупность обособленных государственных служб министерств, ведомств, субъектов Федерации и т.д. Это диалектическое единство целого и частей, общего, особенного и частного. Общее регулируется федеральным законодательством в целом, особенное - законодательством о видах и уровнях государственной службы, частное, (например, вопросы организации государственной службы субъекта РФ) находится исключительно в ведении субъекта Российской Федерации.
Принцип федерализма - важнейший системообразующий принцип построения государственной службы в условиях федеративного государства. Он обеспечивает конституционное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федеративного и субъектного уровней, снимает дублирование в практической деятельности государственных органов, является добротной основой для обеспечения самостоятельности и ответственности государственных структур и конкретных должностных лиц, замещающих должности государственной службы.
К предмету исключительного ведения федерации отнесены все вопросы государственной службы как единого целого: а) нормативное определение статуса, целей и задач государственной службы; б) ее организации и финансирования; в) должностной структуры и ведения сводных реестров должностей; г) регулирования правового статуса государственного служащего; д) управления государственной службой.
В совместном ведении находятся вопросы правового регулирования государственной гражданской службы субъектов РФ, кадровых назначений в судебные и правоохранительные органы, адвокатуры и нотариата.
Предметом исключительного ведения субъектов Федерации является вопросы: а) структуризации гражданской службы на уровне субъектов РФ; б) должностной структуризации аппаратов госорганов субъектов Российской Федерации; в) организации прохождения службы с учетом местных условий и национальных особенностей; г) кадрового, материально-финансового, технического и информационного обеспечения аппарата, денежного содержания служащих, предоставления жилья, медицинских и иных услуг.
Принцип разделения власти. Реализация данного принципа является непременным условием развития демократии, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Служба организуется в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, в аппаратах законодательных органов субъектов РФ. Государственные служащие органов законодательной власти обеспечивают исполнение полномочий палат парламента и лиц, занимающих государственные должности в парламентских структурах власти, способствуют разработке законов и созданию нормативно-правовой базы деятельности всех органов государственной власти, на постоянной профессиональной основе обеспечивают экспертно-правовое, информационно-аналитическое, организационно-техническое и социально-бытовое сопровождение законотворческого процесса.
В органах исполнительной власти Российской Федерации служащие либо непосредственно исполняют, либо профессионально обеспечивают исполнение полномочий государственных органов и должностных лиц, занимающих политические должности в системе исполнительной власти и осуществляющих власть в стране (президенты, премьер-министры, министры, начальники служб и агентств, губернаторы, главы администраций). В этом и состоит их управленческая роль.
Свои конкретные задачи решаются государственными служащими аппаратов силовых структур, судебных органов и прокуратуры.
Принцип демократизма означает, что государственная служба призвана гарантировать и обеспечивать на практике полномасштабное народовластие, выражать волю народа, защищать его интересы, системно взаимодействовать с политическими партиями, общественными объединениями и гражданами. Конкретно принцип демократизма проявляется в том, что:
а) законодательно обеспечивается равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия прохождения государственной службы. При поступлении на службу и ее прохождении не допускаются какие бы то ни было (прямые или косвенные) ограничения или преимущества по признакам пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения человека, его места жительства, отношения к религии, политических убеждений.
Понятно, что реализация принципа равного доступа граждан к государственной службе в автоматическом режиме невозможна. Законодательство предусматривает достаточно широкий перечень ограничений и исключений. Они касаются гражданства, возрастного ценза (госслужащим может быть гражданин не моложе 18 и старше 65 лет); совместной службы с родственниками; совместительства; здоровья; лишения права занимать государственные должности по решению судебных органов; образования (в зависимости от должности предусматривается наличие высшего или среднего специального образования); стажа работы по специальности и государственной службы;
б) гарантируется открытость государственной службы: каждый гражданин имеет право на информацию о государственной службе, да и сами служащие обладают правом на полную информацию, необходимую для качественного исполнения должностных полномочий;
в) функционирование государственных органов, деятельность должностных лиц и каждого служащего основываются на признании того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является российский многонациональный народ, что человек, его права и свободы являются «высшей ценностью» для государства и всех его структур. Это положение - то самое главное, что характеризует демократическое, правовое, социальное государство. К сожалению, в реальной государственно-служебной практике этот принцип пока реализуется со многими издержками: люди пока не столько доверяют власти, сколько приспосабливаются к ее решениям. Каждый третий из опрошенных россиян считает, что в государственном управлении преобладает администрирование, а нередко и просто неразбериха. Более 74% граждан убеждены, что законы в нашей стране не исполняются во многом по вине чиновников.
Поэтому необходимо повышать действенность общественного контроля за деятельностью чиновничества, более настойчиво продвигаться по пути демократизации и придания большей открытости государственной службе, обеспечивать на деле свободу слова, более предметно заниматься развитием самоуправления на местах.
Принцип законности означает, что государственная служба организуется и функционирует в строгих рамках действующего законодательства и характеризуется следующими основными признаками:
а) верховенством Конституции Российской Федерации и федерального законодательства над конституциями, уставами, законами и иными нормативно-правовыми актами и управленческими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Все нормативные правовые акты, принимаемые органами управления, должны соответствовать федеральному законодательству, а в случае их противоречивости применяются нормы федерального законодательства, а нормативные акты, ему не соответствующие, опротестовываются, приостанавливаются и даже отменяются;
б) единством законности. Законность только тогда является законностью, если она едина на всей территории Российской Федерации и в равной мере касается всех государственных и муниципальных органов власти, всех должностных лиц, каждого гражданина. И в этой части, опираясь на полученные социологические данные, мы вынуждены констатировать, что ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом применительно к большинству должностных лиц в нашей стране пока по-настоящему не действует. Так считает более 60% опрошенных россиян. Причем обусловлено это как безнаказанностью чиновников, так и неспособностью граждан реально контролировать власть;
в) равными возможностями для полномасштабного использования каждым служащим предоставленных ему служебных прав, реальными возможностями пользоваться государственной защитой своих личных, политических и экономических прав, свобод и законных интересов;
г) внепартийностью и внеконфессиональностью государственной службы, политической нейтральностью государственных служащих. А это не что иное, как запрет на использование партийных и иных общественных структур для решения государственных задач и, наоборот, использование служебного положения в интересах общественно-политических структур или религиозных сообществ.
Государственному служащему, какую бы должность он ни замещал, запрещается быть депутатом и работать в системе органов местного самоуправления, принимать участие в забастовках и политической пропаганде. Он не имеет права участвовать, а тем более быть инициатором формирования предвыборных и текущих фондов партий, не может выступать с публичными политическими заявлениями, занимать партийные посты. И это нормально: аппарат государственных органов служит закону, а не корпоративным интересам отдельных политических сил или религиозных общин;
д) недопустимостью противопоставления законности и целесообразности - политической, экономической или обыденно-бытовой;
е) обязательностью для государственных служащих исполнения правомерных решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий.
Гарантией законности в системе государственной службы является полнота и эффективность правового регулирования государственной службы; эффективность контроля и надзора за соблюдением режима законности на службе в целях выявления, предупреждения и пресечения должностных проступков и преступлений; постоянное совершенствование правовых и организационных форм управленческой деятельности.
Принцип профессионализма ориентирует государственную службу на стабилизацию ее кадрового состава, отбор в аппарат высококлассных специалистов, способных обеспечивать государственный подход к делу.
Для реализации принципа профессионализма создана и постоянно развивается общегосударственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» установлен новый порядок организации системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Определены основания для направления служащих на учебу, виды обучения (переподготовка, повышение квалификации и стажировка) и его формы - стационарно, с отрывом или частичным отрывом от службы. Организационной основой профессионального развития персонала государственной службы сегодня являются государственный заказ и индивидуальные планы профессионального развития служащего.
Принцип социально-правовой защищенности государственных служащих - основа высокого авторитета государственной службы и обеспечения организационно-кадровой стабильности аппаратов государственных органов. Это залог сохранения и приумножения профессионального опыта на основе повышения компетентности кадров, укрепления законности и повышения престижа государственной службы.
Не случайно реализация принципа социальности государственной службы многими экспертами ставится на первое место в перечне основных направлений административной реформы. Этот принцип защищает не только общество и граждан, но и самих служащих, является важнейшей гарантией взаимной требовательности, организованности и твердой дисциплины, искоренения бюрократизма, бесконтрольности и безнаказанности в служебной среде.