Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иллюстрация Г. Петрова к ни гизскому народному эпосу «Манаси.




Средиземноморья, и, наконец, в «Рамаяне», столь же фантастически показывающей в сво­их гиперболических образах реальное про­движение завоевателей-ариев на юг Индоста­на, — во всех этих произведениях мы нахо­дим отчетливые следы действительных со­бытий.

Классическая эпопея сыграла громадную роль во всей последующей истории челове­ческой культуры, как бы непрестанно снаб­жая ее эстетическими и этическими норма­ми, обладавшими в глазах новых поко­лений абсолютной ценностью. В письменной литературе, основанной уже исключительно на личном авторстве, наблюдаются нескон­чаемые попытки создать новые эпопеи на ос­нове традиционных древних форм.

Бесспорно, положительную роль сыграл ко­мический эпос нового времени, в котором буд­ничное, подчас даже низменное, встречаясь с грандиозностью эпопеи, дало художествен­ный результат, позволяющий литературе обрести новые формы для нового историческо­го содержания. Такова сатирическая эпопея Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», за­крепившая в своих образах народное, «кар­навальное» миросозерцание с пафосом жизне­любия. С появлением «Войны и мира» Л. Н. тол-

николай КАЛЛИНИКОВИЧ ГУДЗИЙ (1887—1965)

Имя выдающегося советского учено­го Николая Каллиниковича Гудзия стало широко известно с 1938 г., когда вышел его учебник по истории древней русской литературы для высших учебных заведений. Произве­дя на всех огромное впечатление, эта книга сыграла большую роль в ознакомлении нашего общества с ве­ликими ценностями в области древ­нерусской культуры и литературы. Труд этот широко известен и за рубежом.

Родился Гудзий на Украине, в г. Могилеве-Подольском, в семье не­богатого чиновника из крестьян. Рано проникся идеями политического сво­бодолюбия, за что и пришлось ему покинуть Киевское реальное училище. Закончил он его экстерном в Одес­ской гимназии и поступил в Киев­ский университет. Будучи студен­том, он много внимания уделяет разысканиям в области древнеукра-инской и древнерусской литературы.

Здесь он написал интересную работу о Максиме Греке «Прение живо­та и смерти» в старинной украин­ской литературе», которая и стала его первой печатной работой.

Этот ученый обладал тонким ху­дожественным вкусом, умением по­дойти к литературе как искусству. Это ясно проявилось в значительном числе его работ. К ним относятся: «Слово о полку И гореве», «Слово о погибели Рускыя земли», ^Моление Даниила Заточника», о протопопе Аввакуме, о повести Иосифа Флавия, о Серапионе Владимирском, о зарож­дении и становлении московской ли­тературы и др.

Оригинально ставя ту или иную проблему, ученый глубоко проникал в идейную сущность древнерусского памятника, который очень умело прочитывал. В этом отношении по­казательны также его труды: «Ли­тература Киевской Руси в истории братских литератур», «Русско-украин-

Иллюстрация P. Кента к ис- Иллюстрация К. Лухтейна к ландской«СвгеоГислн»Х111в. эстонскому народному эпосу

кКалввипоэг».

стого, романа, воссоздающего не только част- литературоведении романом-эпопеей, отме-ную жизнь людей, но и судьбу целого наро- чен прежде всего стремлением художника да, возникает новое представление об эпопее, воссоздать панораму общенациональной Роман такого типа, названный в советском жизни на определенном, как правило, исто-

ские литературные связи», «Культур- литературой («Энеида» И. П. Котля-ные связи украинского и русского ревского и русская травестирован-народов до XVIII в.», ная проза XVIII в.», «Иван Франке

С 1922 г. Гудзий живет в Москве и и русские писатели» и др.). становится профессором Московско- Перу Гудзия принадлежит ряд го университета им. М. В. Ломо- цениных работ об А. С. Пушкине. носова, где работает до конца сво- А. Н. Островском, Н. С. Лескове, ей жизни. Ф. И. Тютчеве и других писателях

В 1945 г. Николая Каллиниковича и поэтах XIX в. Особое внимание Гудзия избирают действительным уделяет он жизни и творчеству членом Академии наук Украинской Л. Н. Толстого, труды о котором ССР, и он еще активнее стал вести занимают очень видное и почетное исследования по истории украинской мостов мировой и советской науке. литературы, не только древней, но Николай Каллиникович Гудзий был и новой. Он активно участвует в соз- талантливым педагогом, прекрасным дании общего очерка истории древ- лектором и оратором. неукраинской литературы, в котором помещает несколько своих глав. Пи­шет интересную работу об украин­ских интермедиях XVII—XVIII столе­тий при издании соответствующих текстов. В поле его научного зре­ния находится также проблема фор­мирования украинской литературы и ее связи с русской национальной

рически чрезвычайно ответственном ее эта­пе. В романе-эпопее линии личного и общест­венного существования, развиваясь, постоян­но пересекаются и переплетаются, тем са­мым проясняя друг друга. Так, в «Войне и мире» судьбы героев тесно связаны с собы­тиями русской и мировой истории.

В западноевропейской литературе крити­ческого реализма эпопеями могут быть на­званы семейные «саги» и хроники буржуаз­ных династий: «Сага о Форсайтах» Дж. Гол-суорси, «Будденброки» Т. Манна, «Буссарде-ли» Ф. Эриа и т. п.

Исключительное значение роман-эпопея по­лучил в эпоху социалистических революций, с возникновением литератур, стремившихся отразить всю глубину человеческой судьбы, подключенной к событиям современной исто­рии передать пафос преобразования мира на hobjx, неиндивидуалистических, социалис­тических началах. В советской литературе возникают такие монументальные произведе­ния, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горь­кого, где в полной мере выявлена трагическая бесплодность индивидуализма, «Тихий Дон» М. А. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, герои которых стремятся к преодолению разлада между личным и обще­ственным.

Для романа-эпопеи социалистического реа­лизма характерно прочное единство личности

Иллюстрация Б. Носкова к немецкому героическому хпо-су к Песнь о Нибелунгах».

и народа («Знаменосцы» О. Гончара, военная трилогия К. М. Симонова, романы П. Л. Про-скурина и др.).

Среди зарубежных романов-эпопей выде­ляются «Коммунисты» Л. Арагона (Фран­ция), «Иван Кондарев» Е. Станева (Болга­рия), «Хвала и слава» Я. Ивашкевича (Поль­ша).

ЮМОР

Слово «юмор» происходит от латинского humor — «влага». По принятым в сред­невековой медицине представлениям, нрав че­ловека определяется особым соотношением в его организме жидкостей: крови, желчи, во­ды, лимфы. Английский драматург Бен Джон­сон, по-видимому впервые использовавший это понятие в литературе, назвал две свои пьесы (если переводить дословно) «Всяк в своем нраве и «Всяк вне своего нрава». С тех пор категория юмора вплотную свя­зана с проблемой индивидуального своеоб­разия и неповторимости личности.

Юмор — один из позднейших по времени формирования видов комического. Только эпоха Возрождения, поставившая в центр мироздания человеческую личность, по-на­стоящему открыла стихию юмора, отправив путешествовать по дорогам Испании коми­ческих чудаков — Дон Кихота 'и Санчо Пансу. Чудак, эксцентрик, человек, нарушаю­щий своим поведением привычный уклад, остается излюбленным, хотя и не единствен­ным, героем юмористической литературы до наших дней.

Как и другие формы комического, юмор живет противоречием между видимым и су­щим, он учит идти вглубь, не довольствуясь очевидным и поверхностным. В его власти — равно развенчать и возвеличить. В сума­сбродных выходках Дон Кихота писатель-юморист угадывает дух подлинного подвига, так же как и Н. В. Гоголь в жалкой страсти Акакия Акакиевича к шинели — высокую мечту о жизни, достойной человека. Но функ­ция юмора сводится к «снятию маски» лишь тогда, когда он выполняет своего рода под­собную работу, служа орудием сатиры или средством иносказания. Сказочный Ивануш­ка-дурачок, скинув шутовской наряд и пре­вратившись в прекрасного принца, покидает область юмора, точно так же как; с другой стороны, щедринский Угрюм-Бурчеев, окон­чательно разоблаченный сатириком.

В собственной сфере юмор не отвергает «видимое» ради «сущего», но нередко меняет

Слям:

Иллюстрация В. Конашевича н английским детским посйн-кам в переводе С. Я. Маршакл Справа:

Иллюстрация Д. Тенниела к книге Л. К*рролла «Алиса • стране чудеся.

их местами. Для него равно важны обе эти стороны явления а их резком несовпадении, нерасторжимой взаимосвязи. Дон Кихот воз­вращается домой и на смертном одре излечи­вается от стремления к подвигам, тень Ака­кия Акакиевича срывает шинели с прохожих, на смену Хлестакову приходит грозный «чи­новник по особым поручениям». Итог юмо­ристического произведения всегда неоднозна­чен, допускает взаимоисключающие истол­кования и продолжения. Найдя комическую сторону в серьезном предмете, юморист усугубляет этот взгляд до тех пор, пока на­растание комизма не побуждает его искать серьезную сторону в комическом предмете

и т. д. По сути дела этот процесс бесконечен, и потому юмористическое суждение никогда не может быть окончательным.

Художественным воплощением этой вечной игры между «видимым» и «сущим» часто становится контраст между внешней непри­тязательностью, маловажностью юмористи­ческого произведения и его внутренней ду­ховной значимостью. В юморе М. Сервантеса и Л. Стерна, Н. В. Гоголя и Ч. Диккенса, Л. Кэрролла и Э. Лира позднейшие поколения находили такие глубины, о которых, возмож­но, и не помышляли сами писатели. Вместе с тем чересчур серьезное прочтение юморис­тической книги обедняет ее не меньше, чем

Слева:

Иллюстрация С. Алимове к рас-скаэу А. П. Чехова «Месть». Справа:

Иллюстрация Ф. Полещука к рассказу О. Генри «Вождь крас-окожип».

Иллкп:трвцня С. Телингатера Е. П. Петрова «Двенадцать к рйману И. А. Ильфа и стульев».

литературы нонсенса, или бессмыслицы. По­чему пожилой господин из Акосты нашел фруктам столь необычное применение? Хотел ли он угостить земляков или ушибить их? Скорее всего, и то и другое. Автор не стре­мится убедить нас, что его герой человек «приятный во всех отношениях», но во всяком случае это личность яркая и неординарная.

Именно таковы свойства юмора. Неожи­данности, которые он нам препэдносит, да­леко не всегда радуют. Порой они даже оза­дачивают. Но без них жизнь была бы скуч­нее.

Обложка к книге М. Зощенко и Н. Радлова «Веселые проек­ты». Художник Н. Радлов.

прочтение чисто смеховое. Видеть в «Дон Ки­хоте» только трагедию так же однобоко, как видеть в нем только пародию. Читая «Нос», нельзя забывать ни того, что это философ­ская повесть, ни того, что это забавный анек­дот.

«Больше ничего /Не выжмешь из рассказа моего», — дерзко заканчивает А. С. Пушкин свою исполненную юмора поэму «Домик в Коломне». Отстаивая право писателя гово­рить о «пустяках», быть порою непоследо­вательным и нелогичным, он по существу утверждает принцип духовной свободы лич­ности. Юмор освобождает от стереотипов, от власти заранее готовых схем мышления и по­ведения. Отсюда та ни с чем не сравнимая роль, которую играют в юморе странность, эксцентрическая игра словами и предметами.

Пожилой господин из Акосты Приобрел восемьсот девяносто Яблок и апельсинов И швырял со всей силы Их в своих земляков из Акосты.

Этот стишок принадлежит английскому по­эту Э. Лиру, родоначальнику так называемой

ЯМБ

Ямб — один из размеров русского силлабо-тонического стихосложения. Научное его определение — метр, в котором сильные ме­ста (икты) приходятся на четные слоги (см. Стихосложение).

Практически ямб проще всего определить так: это размер, в котором ударения падают на четные слоги, но не обязательно на все. «Пора, пора, рога трубят!» (А. С. Пушкин), «Адмиралтейская игла» (А. С. Пушкин), «Предшественница дня златого» (Г. Р. Дер­жавин), «Под железнодорожный мост» (Б. Л. Пастернак) — в этих стихах разное ко­личество ударений (4, 2, 3, 2), они падают на разные слоги (2, 4, 6, 8; 4, 8; 2, 6, S-, 6, 8), но эти слоги всегда будут четными.

В зависимости от «длины» строки ямб раз­личается по стопности, т. е. по максимально возможяому количеству ударений в стихе — от 1-стопного до 6-стопного. 1-стопный ямб в чистом виде из-за малого объема стиха неупотребителен, известны только экспери­ментальные стихи, 2-стопный употребляется не часто, но все же встречается («Играй, Адель, / Не знай печали; / Хариты, Лель / Тебя венчали / И колыбель / Твою кача­ли»—А. С. Пушкин; есть образцы А. И. Поле­жаева, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и других). З-стопный ямб, бывший в XVHI в. размером песен и анакреонтической лирики, после появления послания К. Н. Батюшкова (1811—1812) при­мерно на 10 лет стал очень популярным, по­том его употребительность пошла на спад.

Самый распространенный из всех размеров русского стиха — 4-стопный ямб, вошедший в русскую поэзию с «Оды... на взятие Хотина» М. В. Ломоносова. В современной поэзии 4-стопник употребляется во всем богатстве его вариаций в зависимости от индивидуаль­ных пристрастий по^та.

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ ХРАПЧЕНКО (1904—1986)

Академик М. Б. Храпченко — иссле­дователь марксистско-ленинской эсте­тики, теории и истории литературы, государственный деятель, организа­тор филологической науки. Он был председателем Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (1939—1948), главным редактором журнала «Октябрь», с 1967 г. членом президиума и академиком-секретарем Отделения литературы и языка АН СССР, с 1970 г. президентом Между­народной ассоциации преподавате­лей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

М. Б. Храпченко принадлежат фун­даментальные труды по методоло­гии литературоведения, истории рус­ской литературы и развития социа­листической культуры. В центр ли­тературоведческого анализа он ста­вил творческую индивидуальность писателя. Ее неповторимую специ­фику создает «личность художника в ее отношении к эстетическим за­просам общества» и в ее внутренней обращенности к читателям.

Другой стороной поэтики, по мыс­ли М. Б. Храпченко, выступает марк­систская концепция художественно­го образа, представляющего собой синтез происходящего в действитель­ности путем отбора комплекса свойств. Понимание образа как фор­мы опосредованного мышления един­ства единичного и общего объясняет такие явления, как собирательные образы М. Е. Салтыкова-Щедрина, как коллективный герой у Л. Н. Тол­стого и как многие другие явления реалистической литературы. Оно дает верный взгляд на фантастику, гро­теск, разъясняет «жизнь в веках» талантливых произведений.

Слитность индивидуального отно­шения писателя к жизни и образного ее освоения создает художествен­ность. В образе скрещиваются твор­ческая личность и синтетический под­ход писателя к действительности. Этот важнейший для М. Б. Храпчен ко тезис позволяет критически рас­смотреть многие догмы литературо­ведения, например понимание образ­ности как анализа, т. е. описания «типичных черт» происходящего, или отождествление художествен­ного метода и мировоззрения. Он позволяет также понять диалектику соотношения общего и индивидуаль­ного в творческом процессе, сход­ства и различия искусства и иных

видов познания мира, прежде всего научного.

Выдвинутое М. Б. Храпченко по­нимание основ поэтики дает возмож­ность литературоведению изучать произведения, примечательные по их воздействию на читателя, и выявлять их общность, причем не в отвлечении от индивидуального, а во внутрен­них тенденциях и связях («неповто­римость не означает несоприкасае-мости»). На месте историко-генети-ческого и сравнительно-историческо­го, а отчасти и новейшего структур­ного литературоведения он провоз­глашает историко-функциональное и историко-типологическое. Эти два подхода дают истинно системный анализ, объективно вскрывают эсте­тические ценности — реальные и мнимые, позволяют проникнуть в тай­ны взаимообогащения культур и ли­тератур.

Свои теоретические построения М. Б. Храпченко всегда создавал на тонком анализе творчества великих писателей, их выдающихся произве­дений. Вероятно, наиболее полно и глубоко он раскрыл демократические истоки и творческие обобщения Н. В. Гоголя; ему принадлежат так­же исследования произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, К. А. Федина, ряда западноевро­пейских авторов.

Основные труды М. Б. Храпченко собраны в четырехтомнике. Принци­пиальное значение имеет не вошед­шая в него книга «Горизонты худо­жественного образа». Необходимо назвать монографию «Творчество Гоголя» и отмеченную в 1974 г. Ле­нинской премией книгу «Творческая индивидуальность писателя и разви­тие литературы».

М. Б. Храпченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими советскими и иностранными ордена­ми, был лауреатом Ленинской и Го­сударственной премий СССР, почет­ным членом ряда зарубежных акаде­мий наук.

Иллюстрация А. Бвнуа к поэме А. С. Пушкина «Медный •сад-иикя.

За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.

\^^ ^^

^^ \^'^^/

•^^ ^>\^

^^ ^^

В советской поэзии почти половина всех стихотворных произведений пишется ямбом. Пример 4-стопного ямба:

Так. бей не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека — Дроби мой гневный ямб, каменья!

(А. А. Блок. Возмездие. Пролог). 5-стопный ямб был в XVII в. неупотреби­телен, но с начала XIX в. он входит в метри­ческий репертуар русской поэзии, сначала цезурованный (см. Цезура), затем и бесце­зурный.

Для стиха XVIII в. одним из основных размеров был 6-стопный ямб, который вслед за французской поэзией, в виде александрий­ского стиха (см. Строфика) употребляли в трагедиях, героических поэмах, посланиях — в большинстве высоких жанров поэзии. Обя­зательное требование для классического 6-стопного ямба — цезура после 6-го слога, де­лившая стих на две равные части, причем разнообразие стихам придавалось чередова­нием мужской и дактилической цезуры.

К блестящим шалостям, как прежде, не привязан, Я правилам твоим последовать бы мог; Но ты ли мне велишь оставить мирный слог И, едкой желчию напитывая строки, Сатирою восстать на глупость и пороки? (Е. А. Баратынский)

К началу XX в. 6-стопник отступает, и в со­временной поэзии он малоупотребителен.

Более длинные ямбы (7-, 8-/стопные), как правило, делятся сильными и регулярными цезурами на части, превращаясь фактически в сочетание 3- и 4-стопников (7-стопный), двух 4-стопников (8-стопный) и т. д. Бес-иезурные многостопные ямбы носят экспери­ментальный характер и очень редки.

Особый случай представляет собой вольный ямб — размер, в котором сочетаются стихи различных стопностей, причем чередование это нерегулярно. Регулярное чередование особой проблемы не представляет (напри­мер, сочетание 4-й 2-стопного ямба: «Мело, мело по всей земле /Во все пределы./ Свеча горела на столе, / Свеча горела.» — Пастер­нак), тогда как в вольных ямбах чередование строк разной «длины» создает эффект неожи­данности, читатель как бы постоянно сбива­ется с привычной размеренности. Особенно резко ощущается это в баснях и стихотворных комедиях (начиная с «Горя от ума»), где количество стоп варьируется от 1 до 6:

Вот, в блеске и во славе всей, Феб лучезарный из морей

Поднялся.

Казалось, что с собой он жизнь принес всему,

И в сретенье ему

Хор громких соловьев в густых лесах раздался. (И. А. Крылов)

Важно отметить еще одно свойство ямба: способность включать так называемые по­бочные, неметрические ударения:

Запасшися крестьянин хлебом, Ест добры щи и пиво пьет. (Г. Р. Державин)

ЧТО ЧИТАТЬ

В предлагаемом библиографическом указателе названы основные, наиболее интересные и доступ­ные юному читателю книги. Среди этих книг есть и литературоведческие труды, исследующие твор­чество отдельных писателей, и сборники критиче­ских статей, и художественные биографии писате­лей, и воспоминания о писателях и др.

Надеемся, что каждый из читателей найдет здесь для себя много полезных и интересных книг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2482 - | 2277 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.