Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школьном сочинении на литературные темы




Сочинение — один из основных видов письменных работ в школе по литера­туре и русскому языку. Сочинения на литературные темы ребята могут писать и в 5—7 классах, но к 9 классу, когда сочинение становится главной формой самостоятельной письменной работы, требования к нему услож­няются. Однако общие принципы оценки сочинения, подхода к теме остаются неизменными.

Темы по характеру различиы: это и характеристики отдельно взятых дей­ствующи» лиц произведения, и срав­нительные характеристики, и анализ проблем, поставленных писателем, и рассуждения на литературном мате­риале, посвященные общественно важной теме.

Приступая к сочинению, надо тща­тельно продумать формулировку его темы, обращая внимание на каждое слово. Формулировка темы отчасти похожа на теорему. Вы должны «до­казать» ее, пользуясь предложенны­ми вам литературными текстами. На­пример, тема сочинения —- «Вослед Радищеву восславил я свободу...» (А. С. Пушкин). Вы знаете, что это строка из черновика стихотворения «Я памятник себе воздвиг...», кото­рую в беловом тексте поэт исправил так: «Что в мой жестокий век воссла­вил я свободу». Об этом, разумеется, надо написать, а затем задача автора сочинения — показать преемствен­ность между Пушкиным и Радище­вым, сходство и различие их полити­ческих взглядов, а потом нужно рас­крыть слова «восславил я свободу», т. е. показать на материале пушкин­ских стихов, как политическое сво­бодомыслие по-разному, но постоянно оставалось важнейшей нотой пушкин­ской поэзии.

Тема «Трудное счастье матери» (по роману А. М. Горького «Мать») тоже не так проста, как может показаться. Характеристика Пела ген Ниловны Власовой не должна стать содержа­нием сочинения: в этом случае тема будет считаться нераскрытой и сочи­нение не будет признано удовлетво­рительным. Раскрывать же следует именно тему, т. е. написать о том, как вы понимаете счастье вообще и счастье матери, почему Пелагея Ни-ловна была счастливой, хотя с сыном ее происходили беды. Все три слова

формулировки темы сочинения должны быть раскрыты, т. е. под­тверждены рассуждениями автора и его ссылками на текст произведения.

Поняв, как именно надо доказать утверждение, заданное темой, вы на­чинаете подбирать материал для своего сочинения — факты из разби­раемого художественного произведе­ния, мнения общественных деятелей и литературных критиков, стихи, не­обходимые для иллюстрации, под­тверждения вашей мысли или для ее развития. Злоупотреблять цитата­ми или пересказом цитат нельзя: со­чинение — это ваше рассуждение, а не монтаж чужих текстов.

Затем нужно составить план сочи­нения. Это важный этап продумыва­ния работы в целом. Вырабатывая план, вы организуете свой текст, по­рядок, последовательность изложе­ния. План может изменяться в про­цессе работы, но важно, чтобы перво­начальные вехи были намечены, чтобы не было повторов, возвращения к од­ному и тому же. Не забудьте позабо­титься о соразмерности сочинения. Вступительная часть не должна быть затянутой или далекой от темы. Вступ­ления могут быть самыми разнооб^ разными по содержанию: это и общие положения о предмете сочинения, о писателе, о его произведениях или эпохе; это могут быть и суждения критиков. Но в любом случае начало должно естественно, органично при­водить к основной части, раскрываю­щей тему.

Заключение не должно повторять сказанного в работе ранее. Обыкно­венно заключение показывает исто-рико-литературные или общественные последствия проанализированного в основной части явления. Это — если обратиться к нашему примеру — крат­кая характеристика влияния вольно­любивой лирики Пушкина на русскую поэзию или значение политических стихов поэта для развития освободи­тельного движения в России. Конеч­но, темы заключений могут быть са­мыми различными по содержанию, но общий тип, не повторяющий главную часть, а развивающий ее, — это те­ма значения разобранного вами лите­ратурного факта, значения для исто­рии, для литературы, для ваших современников, для вас лично.

слова-

ностях составления <лексиков», рей:

Если в мучительские / осужден кто руки, Ждет бедная голова / печали и муки. Не вели томить его / делом кузниц трудных, Ни посылать в тяжкие / работы мест рудных. Пусть лексики делает — / то одно довлеет, Всех мук роды сей один / труд в себе имеет.

Силлабо-тоническое стихо­сложение развилось из силлабического. Даже с помощью цезуры слуху было нелегко ориентироваться в однообразной последо­вательности слогов. Явилась потребность выделить ударением некоторые слоги как опо­ру для голоса и слуха — сперва перед концом стиха (так, уже в примере из Ф. Прокоповича все предпоследние слоги строк — ударные), а потом и внутри стиха через одинаковые промежутки. Выделенные слоги называются ^сильными местами» стиха, промежуточные между ними — «слабыми местами». Сильные места в силлабо-тоническом стихе — преиму­щественно ударны, слабые — преимущест­венно безударны.

Чередование сильных и слабых мест назы­вается метром (по-греч. «мера»); повторяю­щееся сочетание сильного и слабого места — стопой. Основных метров в силлаботонике пять: если сильные места чередуются через 1 слог (двусложные стопы) — ямб и хо­рей, если через 2 слога (трехсложные сто­пы) — дактиль, амфибрахий и анапест. Общее и главное для всех метров — ощущение «метрического ожидания» ударности или безударности каждого очередного слога.

Сильные места могут выделяться не только ударностью. Они могут выделяться высотой звука («силлабо-мелодическое» стихосложе­ние китайской классической поэзии) или дол­готой звука («силлабо-метрическое» стихо­сложение ранней греческой поэзии, из которо­го потом выросло «чисто-метрическое», или «квантитативное», стихосложение классиче­ской греческой поэзии (см. Гекзаметр и пен­таметр). Но в русском языке ни высота, ни долгота звука не смыслоразличительны (сказать «роза» или «роза-а-а» — по-русски смысл слова не изменится, а по-латински изменится), поэтому в русской поэзии такие системы стихосложения невозможны.

В русской народной поэзии господствовало тоническое стихосложение — в виде стиха напевного (былины, духовные стихи) или го­ворного (скоморошьи прибаутки, свадебные приговоры). Когда в XVII в. стала склады­ваться книжная поэзия, в ней утвердилось силлабическое стихосложение (по образцу польского стиха). Когда в XVIII в. новая культурная эпоха потребовала новых вырази-

тельных средств, на смену ему пришло сил^ лабо-тоническое стихосложение (по образцу немецкого стиха): оно господствовало без­раздельно до конца XIX в. и дало высокие образцы русской поэтической классики. С на­чала XX в. наряду с ним вновь осваивается тоническое стихосложение — как в чистом виде (акцентный стих), так и формах, про­межуточных между силлаботоникой и чистой тоникой (см. Дольник). Так они сосуществу­ют и теперь.

3. Чем отличается стих одного стихотворе­ния от стиха другого? Во-первых, строением строки — метром: мы различаем ямб, хорей и т. д. Во-вторых, длиной строки — размером: мы различаем З-стопный ямб, 4'стопный ямб и т. д. В-третьих, наличием или отсутствием цезуры: в 5-стопном ямбе «Бориса Годунова» все стихи имеют цезуру после 2-й стопы («Еще одно, / последнее сказанье...»), а в «Малень­ких трагедиях» их лишь немногим больше половины. В-четвертых, окончаниями строк — мужскими (на ударный слог), женскими (на 1 безударный), дактилическими (на 2 без­ударных), гипердактилическими (на 3 и более безударных); сравните: «Смотрит чертой ог­невой», «Смотрит чертой огневою» (стих А. А. Блока), «Смотрит чертой огневеющей», «Смотрит чертой огневеющею». При счете стоп недостающие или лишние безударные слоги окончания не учитываются: размер этих 4 строк один и тот же — З-стопный дактиль. Иногда такие неучитываемые слоговые нара­щения или усечения появляются не только в конце стиха, но и в конце полустишия, перед цезурой: стихи молодого В. В. Маяков­ского «Ищите жирных / в домах-скорлу­пах...» — это 4-стопный ямб, только с цезу­рой и с наращенным слогом перед ней.

Но этого мало. В-пятых, даже при одинако­вом метре и размере стихи могут иметь раз­ный ритм ударений. Если в строке 4-стоп-ного ямба на всех сильных (преимуществен­но — ударных) местах стоят ударения, то стих звучит с наибольшей четкостью: «Пора, пора! рога трубят!» Но «преимущественно-ударный» не значит «обязательно-удар­ный» — ударения на сильных местах могут и пропускаться: на 1-й стопе («Наедине с своей душой»), на 2-й («У нас немудрено блес­нуть»), на 3-й («Дворцы, сады, монастыри»), на 1 -и и 3-й («Удивлена, поражена»), на 2-й и 3-й («Москвы коленопреклонённой») — всего, стало быть, 6 ритмических вариаций, не счи­тая еще двух малоупотребительных. Разные поэты в разные эпохи предпочитали упот­реблять то одни, то другие вариации. М. В. Ломоносов и поэты XVIII в. любили пропус­кать ударения внутри стиха, на 2-й стопе:

«Но кроткая Екатерина, Отряда по Петре едина,»

а А. С. Пушнин и поэты XIX в. охотно про­пускали ударения в зачине стиха, на 1-й сто­пе:

*И выражалася с трудом На языке своем родном,»

А кроме схемных ударений в стихе бывают и сверхсхемные, приходящиеся на слабые места: «Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет,..» — если их много, стих опять-таки звучит по-новому.

В-шестых, не надо забывать, что ритм стиха существует только во взаимодействии с рит­мом фразы, с ее синтаксисом, сравните в *Медном всаднике» приведенное выше описа­ние разлива Невы (стих и синтаксис не совпа­дают) и описание Всадника, победители сти­хии, — «Ужасен он в окрестной мгле...» (стих и синтаксис совпадают) — и вы почувствуете, что разница именно в этом. И в-седьмых, стих существует только во взаимодействии с со­седними стихами: поэтому стихотворение. где стихи объединены в однородные группы, будет восприниматься иначе, чем стихотворе­ние без такой организации (см. Строфика).

Автограф стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смбрть поэта в.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Стихотворение — написанное стихами лите­ратурное произведение сравнительно неболь­шого размера. В этом самом широком смысле стихотворениями именуются поэтические произведения разных типов и жанров: ода, элегия, баллада, сонет и т. д.

Однако в XIX—XX вв. в понятие стихотво­рения начинает вкладываться более опреде­ленное содержание. Стих в этот период все отчетливее начинает осознаваться как необ­ходимая форма лирики, которая позволяет воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявле­ниях.

Отпечаток глубинной связи с лиризмом ле­жит на стиховых формах с момента их зарож­дения. Это видно даже в самом общем прин­ципе ритмической организации стиха: необыч­ном разделении речи на отдельные отрезки, которые приравниваются друг к другу. Пред­ставьте себе, что к вам приходит знакомый и сообщает: «Я сейчас был в кино». Вы, на­верное, спросите его о том, какой фильм он смотрел. Но если тот же знакомый скажет то же самое «в стиховой форме», расчленив фра­зу, интонационно выделив отдельные слова и приравняв их друг к другу: «Я 1 сейчас 1 был 1

в кино», ваш вопрос, скорее всего, будет иным: «Что с тобой?» или «Что случилось?» И при всей примитивности пример этот показателен: необычное на фоне сложившихся языковых норм членение речи переносит центр тяжести с того, о чем говорится, на говорящего. Про­читав фразу «Пошел дождь», мы понимаем, о чем в ней говорится, но не улавливаем кон­кретного смысла высказывания, который мо­жет быть очень разным в зависимости, напри­мер, от того, что послужило его мотивиров­кой: бурная радость садовода или не менее бурное недовольство собирающегося в дорогу путника. А читая стихи, мы как бы слышим говорящего, его живое слово, голос, интона­цию, а в ней живую конкретность и мысли, и чувства. «Стихотворная форма удобнее для чистого лиризма» (Н. Г. Чернышевский) именно потому, что способна как бы «запи­сать» эту интонационную конкретность в тек­сте поэтического произведения.

Пределы каждого стихотворения ограниче­ны сферой определенного переживания. «От-

дельное произведение, — писал В. Г. Белин­ский о лирике, — не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же момент быть всем. Отдельный человек в раз­личные моменты полон различным содержа­нием. Хотя и вся полнота духа доступна ему, но не вдруг, а в отдельности, в бесчисленном множестве различных моментов». Но вместе с тем и в отдельном лирическом моменте так или иначе воссоздается чувство «целости жизни». Автор стихотворения стремится со­средоточить жизнь в едином мгновении, в пре­дельной конкретности которого художествен­ным усилием открывается состояние мира. Такое сосредоточение мира в лирическом миге и становится самым общим формообразую-щим принципом стихотворения.

Вспомним, например, классический образец русской лирики: «Я помню чудное мгно­венье...» А. С. Пушкина. Как много это лири­ческое мгновенье в себя вмещает: не только воспевание счастливого мига, но и воспомина­ние о нем, и его, казалось бы, полную утрату, и воскрешение, когда «... И для него воскресли вновь /И божество, и вдохновенье/, И жизнь, и слезы, и любовь». Подумаем, каков смысл финального перечисления: разве слезы не жизнь или любовь не жизнь? В том-то и дело, что перечисляются здесь не пять «частей», а пять синонимических выражений той полно­ты чудного мгновенья человеческой жизни, которая представляет собою не только прехо­дящий миг, но и нетленный мир высоких духовных ценностей.

Чувствовать живую связь стиховой формы и лирического содержания очень важно для того, чтобы правильно читать поэтические произведения. Если, например, исходить толь­ко из тех событий, о которых рассказано в стихотворении Пушкина «Анчар», то может показаться, что все в этом произведении мрач­но и безнадежно. Человечность разрушена и заменена трагической противопоставлен-ностью рабов и владык, зло торжествует, а смерть и разрушение распространяются и «к соседям в чуждые пределы». Но поду­маем: а кто рассказал все это "- владыка или раб? Ведь слышим-то мы истинно человече­ский голос; обнажающее бесчеловечность поэтическое слово воплощает достоинство и силу духа свободного человека. Его пере живание, обличающее зло, и воссоздается в этом лирическом стихотворении.

Диалектика лирического мига и целостного мира создает то содержательное противо­речие, которое так или иначе разрешается в структуре стихотворения и становится од­ним из источников развития малой лирической формы в истории поэзии.

СТРОФИКА

В поэзии каждый стих существует не изоли­рованно от других. В зависимости от харак­тера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические. В нестрофических порядок рифмующихся между собой стихов (или стихов с незариф-мованными окончаниями) непредсказуем. Стихи же строфические обладают предска­зуемостью. Прочитав небольшой отрывок, мы заранее можем сказать, как будут рас­положены рифмы в последующих отрыв­ках. Такие отрезки стиховой речи, объ­единенные закономерным чередованием рифм (или окончаний незарифмованных между со­бой стихов), и будут называться строфа­ми. Для упрощения разговора о строфах рифмующиеся между собой стихи обозна­чают одинаковыми буквами, причем буква­ми строчными -~ стихи с мужскими рифма­ми (см. Рифма), прописными — с женски­ми. В такой записи начало «Медного всад­ника» А. С. Пушкина будет выглядеть так: ааБаБ.

В некоторых национальных системах сти­ха количество строфических форм может быть чрезвычайно велико. Так, в поэзии тру­бадуров (провансальские поэты-певцы XI— XIII вв.) исследователи насчитывают до 500 строфических форм.

Для русского стиха не характерно обилие сложных строф, где надо подбирать по мно-гу слов на одну рифму; эта задача труд­на, и поэтому стихотворение создает впечат­ление искусственности. В русской поэзии гос­подствуют строфы простые.

Из них самая элементарная — двустишие, где строки рифмуются между собой. Особая разновидность двустиший — так называемый александрийский стих: шестистопный ямб, попарно зарифмованный, причем мужские и женские рифмы чередуются.

Самая распространенная в русском стихе строфа — четверостишие. Нетрудно подсчи­тать, что в нем могут рифмоваться все сти-. хи между собой; могут быть зарифмованы три стиха, а один оставлен нерифмованным (холостым); таких четверостиший может быть 4 типа; чаще всего используется строфа, где присутствуют две пары рифмующихся строк (всего три типа: с рифмой парной — ААбб, перекрестной — А6А6 и кольцевой — АббА); наконец — строфа, в которой две строки рифмуются, а две оставлены холостыми; и уж самое последнее — четверостишие бело­го стиха (к примеру: «Я пришла к поэту в гости. / Ровно полдень. Воскресенье. / Тихо

в комнате просторной, / А за окнами мороз» (А. А. Ахматова).

Самая нейтральная, общеупотребитель­ная форма здесь, конечно же, строфа с пере­крестной рифмовкой. Не случайно поэтому, что те поэты, которые склонны к экспери­ментам в стихе (самый яркий пример — В. В. Маяковский), почти не пользуются не­обычной строфикой, ограничиваясь этими четверостишиями-«кирпичиками». Внима­ние читателя не рассеивается еще и на стро­фику, оно все приковано к другим сторонам стиха.

Перечислить все возможные варианты строф вряд ли возможно. Важно отметить лишь те из них, которые активно используют­ся в поэзии, а таких сравнительно немного. Так, среди пятистиший популярнее всего те, которые представляют собой как бы расши­ренное четверостишие с перекрестной рифмов­кой: А6АА6. Шестистишия чаще всего или распадаются на две части — 4+2 (к при­меру, А6А6ВВ), или же, наоборот, стремятся к единству (ааБввБ или АБвАБв). Из семи-стиший запоминается строфа лермонтовско­го ^Бородина» (АА6ВВВ6). Из восьмистиший следует отметить окта-

ву — форму, заимствованную из итальян­ского стиха при посредстве английских и не­мецких образцов. Итальянская поэзия созда­ла октаву героическую, ею были написаны многие поэмы (самая знаменитая — «Осво­божденный Иерусалим» Т. Тассо). От немец­ких романтиков шла традиция октавы в ли­рике и лирической поэме; от Дж. Г. Байро­на — традиция иронического эпоса. При по­добии рифменной организации эти строфы отличались друг от друга интонационно: ок­тава «Домика в Коломне» А. С. Пушкина совсем не похожа на лирические октавы В. А. Жуковского. Но схема строфы всюду одинакова: она писалась пяти- или шести­стопным ямбом (пятистопный ямб в «Доми­ке в Коломне», шестистопный — в «Осени» Пушкина) со схемой расположения рифм аБаБаБвв:

Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый слог замечен и в чести, Тут каждый стих глядит себе героем, А стихотворец... с кем же равен он? Он Тамерлан иль сам Наполеон.

(А. С. Пушкин)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 575 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2194 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.