Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иллюстрация «(Низа» (X.-Н. Брауна) и роману Ч. Дни. кенса яДомби и сын 4 страница




СОВЕТСКАЯ

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.

Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу. «Моя революция. Пошел в Смоль­ный», — писал В. В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости ее целей. Таков путь А. Н. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других. Л. Н. Андреев, И. А. Бунин и некото­рые писатели старшего поколения не приняли революции. А. И. Куприн вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.

Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М, Горький, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович, В. В, Маяковский, Демьян Бедный, С. А. Есе­нин, Г. Табидзе, П. Тычина, В. Сосю-ра, Янка Купала, Якуб Колас, А. Акопян. А. Ширванзаде, А. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Л. Киачели, Н. Лордкипанидзе, Н. Нариманов, М. Ордубады, А. Шаик, А. Ах-вердов и другие.

В первые годы Советской власти в этот славный отряд писателей влилась большая

группа участников недавних революцион­ных битв. «Мы, молодые, литературно ро­дились после 1917 года», -— писал Л. М. Лео­нов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. С. Тихонов: «Меня сделала поэтом Ок­тябрьская революция. Она открыла мне гла­за на мир». «1919 год — мой пафос», — вспо­минал К. А. Федин, участник гражданской войны в Поволжье.

В 1921 г. начинает свою литературную ра­боту Д. А. Фурманов, бывший комиссар 25-й Чапаевской дивизии.

В это же время входит в литературу моло­дой А. А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервен­тов, белогвардейских банд на Дальнем Восто­ке. Из далекой донской станицы приезжает в столицу М. А. Шолохов, имевший за плечами богатый опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925).

С первых шагов советская литература об­ращается к новому герою — участнику рево­люции, показывая его в обстановке неприми­римой борьбы двух миров.

В ряде произведений 20-х гг. дан образ вождя революции В- И. Ленина (очерк М. Горького «В. И. Ленин» и др.). Как и Мая­ковский (поэма «Владимир Ильич Ленин»), многие поэты видят в нем «самого человеч­ного человека»; по словам Е. Чаренца, следуя идеям Ленина, «свою объединили мощь в сою­зе огненном народы»; татарский поэт X. Так-таш называет его «человеком, которого века породили».

Писатели, каждый по-своему, рисуют по­единок нового мира с жестоким и мрачным прошлым мира собственников и угнетателей, и эта тема отражена в «Чапаеве» (1923) Д. А. Фурманова, в «Партизанах» (1921) и «Бронепоезде 14-69» (1922) В. В. Иванова, «Падении Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Городах и годах» (1924) К. А. Федина, «Ти­хом Доне» (1928—1940) М. А. Шолохова, «Хождении по мука м» (1922—1941) А. Н. Толстого, «Думе проОпанаса» (1926) Э. Г. Багрицкого, в пьесах «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренева, «Разлом» (1927) Б. А. Лавренева, «Шторм» (1926) В. Н. Билль-Белоцерковского, «Первая Кон­ная» (1929) Be. В. Вишневского.

Эти произведения русской советской лите­ратуры ярко и талантливо запечатлели на своих страницах остродраматические, герои­ческие картины рождения нового мира.

Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он ее главная си­ла. Произведения русских писателей прокла-

Иллюстрации Д. Шимиписа к повести В. Г. Распутина «По­следний срок».

Иллюстрация Н. Усач«ва к по­вести В. П. Астафьева «Llapfa* рыба».

дывали путь новому искусству, помогали раз­витию литературы народов СССР.

Советская литература, рожденная Октяб­рем, многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности лю­дей — советского народа. Она создается об­щими усилиями писателей разных националь­ных культур.

В начале 80-х п. в Советском Союзе на­считывалось 78 национальных литератур на­родов и народностей, населяющих нашу стра­ну. До Октября их было значительно мень­ше — не все народы бывшей царской Рос­сии имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Север-ioro Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, кра­сочные легенды и предания. Поэтому возник­шие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20—30-е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали на-

циональную литературу.

Светом революции озарены герои много­национальной литературы 20-х гг. «Железный поток» (1924) А. С. Серафимовича — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, ре­волюционная дисциплина бойцов Красной Ар­мии. Надолго запоминаются образы легендар­ного вожака таманского похода Кожуха, ко­мандира партизанского отряда Левинсона из романа А. А. Фадеева «Разгром», Глеба и Да­ши Чумаловых — рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавли­вавших цементный завод (роман Ф. В. Глад­кова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1925) и больше­вик Гайоза Лабардава, рабочий-железнодо­рожник из романа Н. Лордкипанидзе «С тро­пинок на рельсы» (1928). Армянские писатели рассказывают о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила («Мерке»

Д. Демирчяна, «Гюльханда» Г. Сарьяна).

Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» (1927) А. Го­ловко. Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, сель­коров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей.

Произведения о деревне создают в эти го­ды белорусские писатели 3м. Бядуля, М. Лыньков, М. Зарецкий. Воспевают Ок­тябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Симон-музыкант», «Новая земля» (1923), в первой части прозаической трило­гии <На перепутье» (1923) Я. Коласа, в про­изведениях Я. Купалы говорится о пути бе­лорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны. В по­вестях и романах К. Черного, М. Зарецкого изображена белорусская деревня в годы ре­волюции.

В грузинской литературе Г. Табидзе воспе­вает социалистическое обновление жизни:

Нет, не дано эпохам права Быть запросто, на «ты», с моей! Ей суждена навеки слава В громах и бурях новых дней!..

(Пер. Г. Цагарели)

Иллюстрация А. Ливанова н роман/ М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».

Писатели старшего поколения — Л. Киаче-ли в романе «Кровь» (1927), С. Клдиашвили в романе «Пепел» (1932), М. Джавахишви-ли в романе «Арсен из Марабды» (1936) ~ повествуют об освободительной борьбе своего народа. Живой образ революционной эпохи, становление новых человеческих отношений запечатлели молодые грузинские поэты А. Мирцхулава, С. Чиковани, Т. Табидзе, П. Яшвили и прозаики П. Чхиквадзе и Б. Чхеидзе.

Видное место в татарской литературе 20-х гг. занял историко-революционный ро­ман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события совместной героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани за свои права в начале XX в.

Успешно развиваются в условиях советско­го строя литературы Средней Азии и Казах­стана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.

Основоположник таджикской советской ли­тературы поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсель­езы». С ним шли в бой против басмачей отря­ды крестьян:

О, рабы! Подымайтесь из праха, Красным знаменем мир озаря! Сбросьте иго покорства н страха — Засияла свободы заря. (Пер. И. Л. Сельвинского)

Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Су-лаймони (Таджикистан), поэта и драматурга Хамзы Хакимзаде Ниязи (Узбекистан), С. Сейфуллина (Казахстан), поэта и про­заика Б. Кербабаева (Туркмения). Всесоюз­ную известность после революции приобре­ли песни казахского акына Джамбула, кир­гизского народного поэта Токтогула, народ­ного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.

В 20-е гг. в различных национальных ли­тературах возникают разнообразные творче­ские объединения писателей. Каждое из них отстаивало свое понимание нового искусства революционной эпохи.

Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели (РАПП — Российская ассоциация пролетарских писате­лей, «Кузница» и др.); возникали также и дру­гие литературные объединения, например «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), в Гру­зии — «Голубые роги», в Армении — «Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплите»,в Бело­руссии — «Полымя» («Пламя»). Коммунистическая партия помогала пи-

&

сателям активно участвовать своим творчест­вом в строительстве социализма. После поста­новления ЦК ВКП(б) «О перестройке ли­тературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз писателей СССР.

Первый Всесоюзный съезд советских пи­сателей состоялся в августе 1934 г. под пред­седательством М. Горького. Участниками съезда стали представители различных на­циональностей Советского Союза. На съезде было отмечено, что уже в первое советское десятилетие литературы народов СССР дали читателям замечательные произведения, став­шие отечественной классикой. В эти же годы в основном сложились основные принципы

нового советского искусства: коммунистиче­ской партийности и народности.

Советская литература — это литература поистине народная, потому что отражает жизнь народа, его устремления. Это также литература партийная, активно отстаиваю­щая идеалы коммунизма. О боевой коммуни­стической направленности нашей литературы, о ее великой воспитательной силе хорошо ска­зал замечательный поэт нашей революцион­ной эпохи Владимир Маяковский:

...я подыму,

как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТЫНЯНОВ (1894—1943)

Многие знают Ю. Н. Тынянова как пи­сателя — автора романов о В. К. Кю-хельбекере, А. С. Грибоедове, А. С. Пушкине. Эти романы резко меняли традицию прежних жизнеопи­саний великих людей, где целью бы­ло познакомить читателей в занима­тельной и доступной форме со сводом биографических фактов. Книги Тыня­нова были явлением художественной прозы. Но писателем он стал тогда, когда уже был известен как исследо­ватель литературы.

С юношеских лет его главным де­лом была наука о литературе. Сту­денческая жизнь Тынянова пришлась на годы, когда закладывались основы нового литературоведения, стремив­шегося выработать особый подход к литературе, в отличие от подхода историка, публициста или критика-эссеиста. Тынянов оказался подго­товлен к новым задачам теоретиче­ским складом ума. Интеллект такого склада не довольствуется отдельны­ми, пусть тонкими и даже блестящи­ми, наблюдениями над исследуемым объектом, а ищет основные специфи­ческие его свойства, отличающие объ­ект от других, стремится открыть за­кономерности его развития. Этот подход наталкивался на препятствия. История литературы в отечественной традиции привычно сливалась с исто­рией общественной мысли, литератур­ные герои выступали как реальные фигуры («...того и гляди наши пушки­нисты выпустят исследование о род­ственниках Евгения Онегина», — иро­нически предсказывал Тынянов в 1924 г.).

Тынянов обнаружил и описал основ­ные свойства, отличающие стих от

прозы. Простейший признак — графи­ческое расположение строки под строкой — оказался (как это нередко бывает в науке) и главнейшим: имен­но это расположение формирует, по мысли Тынянова, «единство» и «тес­ноту» стихового ряда. Это означает, что слова в стихе «оказываются в более сильной и тесной связи, нежели в обычной речи» («Проблема сти­хотворного языка», 1924), что сама ритмичность поэтической речи застав­ляет слова в стихе влиять друг на дру­га, усиливать одни оттенки смысла, приглушать другие. Так, в прозаичес­кой строке «Гор не видать — вся даль одета лиловой мглой» в слове «одета» метафора стерта, она стала «ходовой, языковой», равнозначной слову «покрыта». Но стоит записать ту же фразу стихами:

Гор не видать — вся даль одета Лиловой мглой, —

как «одета» вступает в более тесные отношения с «даль», отрываясь от привычного спаянного с ним в про­заической речи дополнения: «В ре­зультате — оживление метафоры, обусловленное единством стихового ряда».

В истории литературы Тынянов так­же искал и находил закономерности, не сводимые к свойствам личности авторов или к фактам биографии, раскрывал сложную взаимосвязь ли­тературы и жизни. Поэтому его рабо­ты, опубликованные в единственном прижизненном сборнике «Архаисты и новаторы» (1929), до сих пор стимулируют теоретическую и истори-ко-литературную мысль.

Иялюстрация Г. Поплавского к повести В. В. Быкова иДожить до рассветен.

Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красно­гвардеец, партизан, появляются книги, глав­ный герой которых — человек труда. Впер­вые в мировой литературе он изображается не как угнетенный, а как хозяин своей стра­ны.

В 30-е гг. появляется много произведений, посвященных историческому прошлому. Ри­суя дореволюционную жизнь, писатели стре­мились дать представление о тех путях, ко­торые привели народы нашей страны к Ок­тябрю.

Судьбы героев этих произведений тесно связаны с главными событиями эпохи рево­люции и гражданской войны. Такие книги, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, стали советской и ми­ровой классикой.

В 1934 г. выходит из печати роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь», занявший исключительное место не только в советской, но и в мировой литературе. Жизнь героя романа Павла Корчагина - это как бы биография поколения первых комсомоль­цев, участников революции, создавших заме­чательные традиции советской молодежи.

Яркие страницы революционной истории народов, выразительные образы людей силь-

ных, справедливых, борющихся за счастье народа, созданы в книгах Б. Кербабаева «Ре­шающий шаг», С. Айни «Рабы», С. Мукано-ва «Ботагоз», М. Ордубады «Тавриз туман­ный», Ю. И. Яновского «Всадники».

Автобиографическая трилогия М. Горько­го — «Детство», «В людях», «Мои универси­теты» — способствовала появлению многих произведений советской литературы, написан­ных в 30-е гг. и позднее, где писатели на автобиографическом материале создали обоб­щающие художественные картины эпохи на­родной жизни: «История одной жизни» Ст. Зорьяна, «Школа жизни» С. Муканова, «Утро нашей жизни» С. Улуг-Зода, «Слово арата» С. Тока, автобиографическая три­логия Ю. Смолича «Детство», «Наши тай­ны» и «Восемнадцатилетние».

Главными персонажами исторических книг зачастую являются подлинные исторические деятели и герои далекого прошлого. Широкую известность приобрели написанные в 20— 30-е гг. исторические романы «Разин Степан» А. П. Чапыгина, «Петр Первый» А. Н. Толсто­го, «Цусима» Ал. С. Новикова-Прибоя, «Кюх-ля», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Н. Тыняно­ва, «Севастопольская страда» С. Н. Сергее-ва-Ценского, поэма «Лейтенант Шмидт» Б. Л. Пастернака, роман «Емельян Пуга­чев» В. Я. Шишкова, печатавшийся с 1938 по 1945 г.

М. Горький говорил, что исторические книги «очень важные, очень нужные»: «На­ша молодежь должна знать, какой путь про­шли люди старшего поколения, какую борьбу выдержали они, чтобы дети и внуки их могли жить счастливой жизнью. Им нужно пока­зать, как трудно создавался человек, как он был упорен и вынослив в труде и в борьбе и ка­кой он совершил невероятный путь к свобо­де...»

В 30-е гг. перед советским обществом вста­ли новые задачи. Началась эпоха первых пя­тилеток. Советская литература не отделяет своих задач от жизни народа.

Писатели едут в колхозы, на фабрики, на новые, социалистические стройки и создают произведения по следам живых событий. Ху­дожественные очерки 30-х гг. нередко стано­вятся основой для создания повестей и рома­нов.

Яркие картины строительства Магнитогор­ска запечатлел в своем романе «Время, впе­ред!» В. П. Катаев (1932). О рождении но­вого человека труда, о наступлении на ста­рый уклад жизни рассказывает JI. М. Леонов в романе «Сеть» (1930). М. С. Шагинян изо­бражает жизнь строителей новой гидростан­ции в Армении (роман «Гидроцентраль»,

1930—1931): «Энергия» (1932—1938) изображена жизнь грузинской деревни на ис-Ф. В. Гладкова повествует о героических буд- торическом переломе. Киргизский писатель нях Днепрогэса. Т. Сыдыкбеков в романе «Среди гор» (1955—

О социалистическом труде рассказывают 1958} рассказывает о коллективизации в кир-книги писателей Украины («Рождается го- гизском ауле. Среди многочисленных произве-род» А. И. Копыленко, «Роман межгорья» дений на эту тему можно назвать также и ро-Ивана Ле, «Инженеры» К). Ю. Шовкопляса) маны белорусских писателей В. Головача и других республик. «Переполох на загонах» и К. Чорного «Третье

Многих писателей привлекают герои, кото- поколение», роман казахского писателя рые. подобно Давыдову в «Поднятой целине» Б. Майлина «Азамат Азаматыч», роман М. А. Шолохова (первая книга - 1932 г.), узбекского прозаика А. Кадыри «Абид-Кет-находятся в гуще событий социалистического мень», роман «Ацаван» армянского писателя переустройства деревни. Эта же тема в цент- Н. Зарьяна. ре четырехтомной эпопеи Ф. И. Панферова Еще в первые годы Советской власти со-«Брускн» (1928—1937). Писатели изобра- зданы книги об идейно-нравственном ста-жают, как в схватках с кулачеством прохо- новлении нового человека. Особое место в дит коллективизацияя создаются колхозы, этом ряду занимает творчество А. С. Мака-

«Поднятая целина» М. Шолохова — одна ренко — замечательного советского педаго-из первых и наиболее значительных книг в га и писателя. Его «Педагогическая поэма» советской литературе, отразивших историче- (1933-1936) —история перевоспитания пра-ский перелом в деревне. Она оказала глубо- вонарушителей в трудовой колонии имени кое воздействие на нашу многонациональную М. Горького, во главе которой стоял сам литературу: в ряде произведений по-своему, Макаренко. на своем национальном материале писатели Среди книг о воспитании нового человека рассказали о социалистическом переустрой- можно назвать романы «Люди из захолустья» стае деревни. (1938) А. Г. Малышкина, «Гвади Бигва»

В романе «Заря Колхиды» (1931-1951) (1938) Л. Киачели, повесть Ю. С. Крымова грузинского писателя К. А. Лордкипанидзе «Танкер «Дербент» (1938). В поэме «Слово

Иллюстрация В. Валдманисв к роману В. Лариса «К новому берегу».

Иллюстрация Э. Манунчна н роману Е. Чарекца «Страна Нанри».

Иллюстрация А. Кулагина к ро­ману Л. Киачели «Гвади Бигввп.

о колхознице Басти» азербайджанский поэт С. Вургун создает выразительный образ осво­божденной женщины Востока.

Поэзия этих лет многообразна: от стиха-агитки до лирической песни, баллады, поэмы. Широкую известность приобретают стихи и поэмы В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, М. А. Светлова, Б. П. Корнилова, Э. Г. Баг­рицкого, А. А. Прокофьева, И. Л. Сельвин-ского, М. Ф. Рыльского, М. Бажана, П. Г. Ты­чины, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, А. А. Ку­лешова, П. Бровки, X. Алимджана, Г. Б. Сарь яна и других поэтов, создающих многоцвет­ную картину жизни советского народа.

В 1939—1940 гг. братская семья советских писателей пополнилась новыми художника­ми слова Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины. Западной Белоруссии и Бессарабии, присоединившихся к Советскому Союзу. В 20—ЭО-е гг. многие из них создавали про­изведения в условиях буржуазного режима. В своих книгах революционные художники звали народ на борьбу, мечтали об освобож­дении. В этих литературах среди известных писателей следует назвать А. М. У пита, В. Лациса, Я. Судрабкална (Латвия), С. Не-рис, П. Цвирку (Литва), И. Барбаруса, Ю. Сютисте (Эстония), Я. Галана, А. Гаври-

люка (Западная Украина), М. Танка (За­падная Белоруссия). Е. Н. Букова, А. П. Лу-пана (Бессарабия).

К середине 30-х гг. все яснее ощущается угроза войны с фашизмом. Публикуются ро­маны П. А. Павленко «На Востоке», И. Г. Эренбурга «Падение Парижа», книга очерков М. Е. Кольцова «Испанский днев­ник» — о борьбе революционной Испании с фашизмом. Создаются патриотические, ге­роические драмы — «Парень из нашего горо­да» К. М. Симонова, «Страна родная» Д. Де-мирчяна и др. Советская литература переда­ет эстафету героизма и мужества участников революции и гражданской войны новому по­колению, которому предстоит вместе с отца­ми встать на защиту Родины:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой, С фашистской силой темною, С проклятою ордой.

Эта песня на слова В. Лебедева-Кумача написана в первый день Великой Отече­ственной войны. Вместе со всем народом под­нялась на борьбу с врагом наша единая многонациональная литература. Больше ты­сячи писателей — свыше трети состава Сою­за писателей — ушли добровольцами на фронт. Многие из них стали военными кор­респондентами центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет.

В памяти народа навсегда сохранятся имена М. Джалиля, А. П. Гайдара, Ю. С. Крымова, Е. П. Петрова, В. П. Став-ского, О. Десняка, Б. М. Лапина, Э. Капиева, М. Геловани, А. А. Шогенцукова, Т. Гуря-на, X. Юсуфи, Н. Сарыханова и многих дру­гих советских писателей, павших смертью храбрых.

Советская литература создает произведе­ния о героях фронта и тыла. Газеты печа­тают поэму «Василий Теркин» А. Т. Твар­довского, повесть «Непокоренные» Б. Л. Гор­батова, театры ставят пьесы «Русские лю­ди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корней-чука, «Взятие Великошумска», «Наше­ствие» Л. М. Леонова. Ведущие писатели нашей страны в газетных и журнальных статьях и очерках рассказывают народу о грозных событиях военных дней, о подви­гах советских воинов. Выступления А. Н. Тол­стого, М. А. Шолохова, Вс. В. Вишневского, Б. Л. Горбатова, И. Г. Эренбурга, В. Л. Ва­силевской, Я- Галана, С. Айни, М. Турсун-За-де, Н. Зарьяна, Р. Кочара и многих других пи- i сателей братских литератур сыграли боевую, ' мобилизующую роль в дни Великой Отечет ственной войны. \ В стихах, поэмах и песнях военных лет

проникновенно воплощаются раздумья жизни, Родине, смерти, любви:

Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.

Эти стихи А. Суркова, как и «Жди меня» К. Симонова, знала вся страна. Герои поэм военных лет воплощают характер советского человека, его душевное богатство, высокие цели, за которые он сражается. «Избавить мир, планету от чумы — вот гуманизм! И гуманисты — мы...» — пишет Вера Инбер в поэме «Пулковский меридиан». А. Твардовский в поэме «Василий Теркин» рассказал о подвиге советского солдата в Отечественной войне:

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле,

Важнейшая тема литературы военных лет — тема братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.

Среди произведений военного времени можно назвать книги, которые и сегодня

О Иллюстрация Е. Сидорина к роману-эпопее М. Ауэзова «Путь Абая».

Иллюстрация С. Красаускаса к сборнику стихов Э. Меже-лаитиса "Человек».

остаются гордостью советской литературы: роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия», поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Дни и ночи» К. М. Симонова, ^Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэмы М. И. Алигер «Зоя», П. Г. Антокольского «Сын», В. М. Инбер «Пулковский меридиан», «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, «Киров с нами» Н. С. Тихонова, «Похороны друга» П. Тычины. В них навечно сохраняется память о немеркнущих подвигах советских людей в годы войны.

Герой литературы первых послевоен­ных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современ­ника, борца за мир.

Одна из главных тем послевоенной ли­тературы — изображение вдохновенного труда советских людей, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство, развиваю­щих завоевания социализма. Об этом рас­сказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твар­довского, «Флаг над сельсоветом» А. И. Не-догонова, в романах «Счастье» П. А. Пав­ленко, «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Жатва» и «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, «Айсол-тан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова, в повести Г. Гулиа «Весна в Сакене». Одно из замечательных произве-

шака «Рассеянный с улицы Бас-сейной».

Иллюстрация А. Каневского к стихотворению С. Я. Мар-

дений этого времени — роман Л. М. Леоно­ва «Русский лес» (195Э), отмеченный в 1957 г. Ленинской премией.

В молодых республиках Прибалтики со­циалистическое преобразование жизни по­сле войны происходит в обстановке острой классовой борьбы, что нашло отражение в книгах В. Лациса «К новому берегу», Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решающий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса.

О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. М. Упит в истори-йо-революционных романах «Земля зеле­ная» (1945) и «Просвет в тучах» (1951). Это мастер монументальной, многоплановой прозы с широким охватом событий, острой социальной проблематикой.

Со страниц книг тех лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведе­ниях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеле­ный луч» Л. С. Соболева, «На дальних бере­гах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Дети большого дома» Р. Кочара — писатели выдвигают на первый план героику подвига. В других произведениях — «Дни и ночи» К. Симонова, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова, «Звез­да» Э. Г. Казакевича — герои предстают в су­ровой обстановке военных будней.

Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину войны. Ее дополняют многочисленные книги военных мемуаров, воспоминания участни­ков войны, книги документально-художе­ственные: «Подпольный обком действует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. А. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Н. Медведева, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершиг-оры и др. Замечательным явлением советской ли-

тературы стал рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (1956- 1957), где исто­рия жизни простого солдата Андрея Соколо­ва приобрела эпическн-гуманистическое зву­чание.

Герои книг 50—-60-х гг. — участники на­пряженной борьбы за дальнейшее развитие социалистического общества, пионеры ново­строек и освоения целины — воплощают лучшие черты советского характера.

В 60—80-е гг. снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим со­бытиям войны. С большой глубиной освещает­ся военная тема в романах и повестях Ю. В. Бондарева «Последние залпы», «Ба­тальоны просят огня». «Горячий снег», Г. Я. Бакланова «Пядь земли», «Карпухин», «Навеки — девятнадцатилетние», М. Н. Алек­сеева «Солдаты». «Дивизионка», В. В. Кар­пова «Полководец» и «Взять живым», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», В. О. Богомолова «В августе сорок четвертого...» («Момент ис-

В. А. Каверина «Наука расставания», П. Куусберга «В разгаре лета», «Одна ночь», «Дождевые капли», И. Движюса «Потерян­ный кров», Э. А. Бээкмана «Глухие бубенцы», А. Г. Алексина «В тылу как в тылу», В. Лама «Кукла и комендант» и в других произведе­ниях. Они повествуют о чувствах и мыслях ря­дового участника войны, о его трудном пути к победе.

Глубокое освещение хода войны, сочета­ние широких картин военных событий с изображением судеб их участников дается в трилогии К. Симонова («Живые и мерт­вые», «Солдатами не рождаются», «Послед^ нее лето»). Как и произведения многих других писателей, они запечатлели трудный и герои­ческий путь народа к победе, бессмертный подвиг советского солдата.

Наряду с широкоизвестными советскими поэтами Н. С. Тихоновым, Н. Н. Асеевым, А. Т. Твардовским, А. А. Прокофьевым, В. А. Луговским, А. А. Ахматовой, С. П. Щи-пачевым, Л. Н. Мартыновым, П. Бровкой, М. Ф. Рыльским, Я. Судрабкалном, Н. М. За­болоцким, Я. В. Смеляковым и другими стали популярны имена В. Д. Федорова, Е. А. Ев­тушенко, А. А. Вознесенского, Р. И. Рож­дественского, Е. А. Исаева, Д. С. Самойлова и многих других.

В творчестве современных писателей раскрывается ленинская тема, которую мож­но назвать сквозной темой всей советской литературы. Широкое признание читателей заслужили трилогия драматурга Н. Ф. Пого­дина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», тетралогия М. С. Шагинян «Семья Ульяновых»: в т. ч.: романы-хроники «Рождение сына» (две ред. — 1938 и 1957 гг.), «Первая Всероссий­ская» (1965), «Билет по истории. Эскиз рома­на» (две ред. — 1960 и 1970 гг.); повесть для детей М. П. Прилежаевой «Жизнь Ленина» и др.

Проблемы жизни деревни, образы совре­менников, актуальнейшие нравственные про­блемы нашли глубокое и яркое воплощение в произведениях русских прозаиков — Ф. А. Абрамова, В. II. Астафьева, Ю. В. Бон­дарева, В. И. Белова, С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. Я. Яши­на и других.

В послевоенной и современной литера­туре широкое развитие получает очерк. Писатели стремятся увидеть события свои­ми глазами, принять участие в жизни и тру­де героев своих книг. Таковы книги В. В. Овеч-кина «Районные будни», «Трудная весна», Н. Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. А. Солоухина «Владимирские проселки»,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2314 - | 2124 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.022 с.