Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–. ћ. –ильке и ћ. ј.  узмина




 

ј.ё. ѕроскур€ков

ќренбургский государственный университет

Ќаучный руководитель: Ќ.ј. ≈вгеньева, кандидат педагогических наук, доцент

 

ƒуховна€ составл€юща€ Ц об€зательный компонент любого человеческого общества, без которого оно тер€ет свою главную особенность Ц общность.   сожалению, одной из характеристик нашего общества в насто€щее врем€ €вл€етс€ именно бездуховность. Ўирокое распространение идеала массового потреблени€ привело к тому, что современный человек зачастую зан€т лишь поиском, потреблением и накоплением материальных благ. ќчевидно, что общество, стро€щеес€ на таких началах, долго не просуществует. ƒл€ изменени€ ситуации необходимо найти тот источник духовности, который бы смог открыть человеку другой мир, мир, где прав€т любовь, милосердие, бескорыстна€ радость. “аким духовным источником дл€ человечества на прот€жении многих веков €вл€етс€ религи€. ќднако даже религи€ может стать камнем преткновени€ в вопросе всеобщей консолидации, что мы наблюдаем на примере ’ристианства, которое в процессе своей истории раздробилось на разные конфессии. ѕротивоборство «апада и ¬остока, первоначально религиозное, а затем охватившее и другие сферы жизни, продолжаетс€ до наших дней. “ем важнее становитс€ дл€ нас иде€ диалога культур.

ќсновна€ посылка нашего исследовани€ заключаетс€ в том, что все крупные религиозные системы в той или иной мере €вл€ютс€ базисами дл€ возникновени€ определЄнного типа культуры. ѕо выражению ј.—.  армина, в религиозном вероучении задаетс€ картина мира, котора€ претендует на охват всего культурного пространства [1, с.305].

 атоличество и ѕравославие, несмотр€ на общее христианское прошлое, обусловили формирование очень разных культурных сред. Ёто различие вызвано разным отношением к двуединой сущности »исуса ’риста как Ѕогочеловека. —огласно концепции ¬.—. Ќепомн€щего о Ђрождественскомї и Ђпасхальномї типах культур, в Ђрождественскойї культуре главна€ гражданска€ ценность Ц права человека, категори€ юридическа€. ¬ этом типе все интересы устремлены к успехам цивилизации, к созданию удобств жизни, а в литературе всЄ внимание приковано к судьбе человека, к его жизненным перипети€м. ¬ Ђпасхальнойї Ц это об€занности человека, основанные на ’ристовых заповед€х, то есть ценности внутренние, духовно-нравственные, воспитываемые в себе самим человеком. «десь во главу угла ставитс€ проблема возделывани€ человеческой души в свете »деала Ц по образу и подобию Ѕога. ј литература Ђпасхальнойї культуры изучает не столько судьбу, сколько поведение человека и состо€ние его совести [4, с.16].

¬ центре нашего исследовани€ стоит художественный образ ƒевы ћарии. явл€€сь общим дл€ западной и восточной христианских культур, он в тоже врем€ выражает ту культурную разницу, котора€ существует между «ападом и ¬остоком. ќн начал рассматриватьс€ в художественной литературе начина€ с эпохи ¬озрождени€, когда искусство, не отторгнув полностью своЄ средневековое христианское прошлое, стало освобождатьс€ от строгой приверженности церковным канонам.

’удожественный образ Ѕогоматери в его западном измерении мы рассмотрели на примере таких шедевров мировой культуры, как ЂЅожественна€ комеди€ї ƒ. јлигьери и Ђ‘аустї ».¬. фон √Єте. ¬ обоих произведени€х Ѕожи€ ћатерь предстает перед нами в концовке повествовани€ и почти не описываетс€. ≈Є €вление знаменует завершЄнность пути главных героев и говорит о том, что они достигли райских обителей и спаслись. ќднако мы пришли к выводу, что образ ѕресв€той ƒевы раскрыт в ЂЅожественной комедииї и Ђ‘аустеї более широко и персонифицирован также в образах Ѕеатриче и √ретхен, проводницах главных героев в потустороннем мире и носительницах начала Ђвечной женственностиї.

ћатериалом исследовани€ в рамках непосредственно за€вленной темы послужили стихотворные циклы Ђ∆изнь ƒевы ћарииї (–.ћ. –ильке) и Ђѕраздники ѕресв€той Ѕогородицыї (ћ.ј.  узмин).

ћы изучили религиозные начала жизненного и творческого пути –.ћ. –ильке и ћ.ј.  узмина и вы€вили, что христианска€ религи€ оказывала существенное вли€ние на их поэтическое творчество. Ёто нашло выражение, в частности, в рассматриваемых нами произведени€х. –ильке, один из самых вли€тельных поэтов-модернистов XX в., не считал себ€ приверженцем определЄнной конфессии. Ќо его произведени€ Ц это самое главное доказательство того, что –ильке был человеком верующим.  узмин, выходец из двор€нской старообр€дческой семьи, также не сохранил в полной мере веру родителей, однако, впитыва€ в себ€ всевозможные знани€ мировой культуры, €вл€€сь образцом эстетически утончЄнного художника, тем не менее, никогда не забывал о ѕравославии.

¬ качестве основного метода исследовани€ был избран метод ассоциативной доминанты, заключающийс€ в рассмотрении главной художественной ассоциации отдельного стихотворени€ в св€зи с утвердившимис€ эстетическими принципами какой-либо целостной литературной эпохи [6, с.26].

–ассматриваемые стихотворные циклы объединены одной темой, однако  узмин не просто пишет о Ѕогородице, а рассматривает ≈Є личность на фоне литургическом, церковном. ¬ этой св€зи обращает на себ€ внимание количество стихов в циклах. ”  узмина их 5 (по количеству церковных праздников плюс вступление и заключение), в цикле –ильке Ц 13 стихотворений, поскольку он помимо Ђпраздничныхї событий из жизни ƒевы ћарии описывает также событи€, не нашедшие богослужебного отражени€.

¬ этой св€зи также стоит отметить один аспект католического вероучени€, который чрезвычайно важен дл€ понимани€ рильковских текстов, Ц учение о Ѕожией ћатери или, выража€сь теологическим €зыком, мариологию. —огласно этому учению »исус ’ристос и Ѕогоматерь имеют дл€ католиков равную значимость.ѕравославные же, почита€ ћарию даже выше самих ангелов, тем не менее, утверждают, что така€ св€тость ѕресв€той ƒевы Ц это следствие страданий и ¬оскресени€ ≈Є божественного —ына.

“акое разное отношение к Ѕогоматери обуславливает степень эмоциональности, с которой австрийский и русский авторы пишут о Ќей. ¬ стихах –ильке есть строки, которые православного читател€ могут смутить своею чувственностью, экспрессивностью, например, эпизод из стихотворени€ ЂЅлаговещеньеї: ЂЌе ангельский, а юношеский лик / склонилс€ к ней, врасплох ее застиг, / и взор его с девичьим взором вдруг / совпасть посмел, чтоб ƒева без препоны, / как будто опустело все вокруг, / восприн€ла, чем живы миллионы / обремененных ї [5, с.495].

ј вот при прочтении кузминских стихотворений бросаетс€ в глаза то, что поэт начинает и заканчивает цикл стихотворени€ми-молитвами: Ђѕрости неопытную руку, ƒева, / » грешный, ах, сколь грешный мой €зык, / Ќо к кл€твам верности € так привык, / „то “ы словам хвалебного напева / ¬немли без гневаї [3, с.153]. ¬ завершении же цикла ћихаил јлексеевич воссылает хвалу Ѕогородице и называет ≈Є ќдигитрией, что в переводе с греческого €зыка значит Ђ”казующа€ ѕутьї. “олько молитвами можно назвать эти стихи, что чЄтко ощущаетс€ и прослеживаетс€ даже в ритмике, рифмовке, композиционной организованности произведений: это и мужска€ рифма двух последних строчек в шестистиши€х из Ђ–ождества Ѕогородицыї; это и повторение первой и четвЄртой строк в четверостиши€х Ђ¬ведени€ї; это и былинна€, песенна€ широта в Ђ”спенииї.

” –ильке же этот компонент совершенно другой.  ратко об этом можно сказать так: прочитав кузминские стихи и вообразив их создател€, увидишь перед собой странника, путешествующего по бескрайней –уси и слагающего свои дивные песни-молитвы, а вот прочитав рильковские произведени€, увидишь перед собой всЄ-таки –айнера ћарию –ильке, поэта европейского авангарда.

¬ стихах русского поэта чувства персонифицированы, то есть в некоторых стихотворени€х цикла присутствует лирический герой, который, описыва€ жизнь ƒевы ћарии, одновременно обращаетс€ к ней с молитвой. ¬ то же врем€ и у читател€ создаЄтс€ необыкновенное впечатление собственного присутстви€ при всех описываемых событи€х как в пространстве, так и во времени.

–ильке также достиг подобного эффекта, но выражен он в меньшей степени. —тихи австрийского поэта, который €вл€лс€ приверженцем направлени€ Ђстихотворение-вещьї (Dinggedicht), представл€ют собой отстранЄнное описание, как бы р€д картин, представленных нашему взору. ѕо выражению литературоведа ≈.ј. Ћеоновой, Ђсвою задачу –ильке и видел в том, чтобы через конкретные изображени€ конкретных вещей постигать логику быти€, ибо вещь Ц часть этого быти€, часть нашего Ђ€ї, часть материально запечатленной духовности ї [2, с.206].

Ќаиболее показательным в этом отношении €вл€етс€ стихотворение Ђ»зображение ћарии в храмеї, где описание иерусалимского храма занимает большую часть произведени€. «на€ поэтику –ильке, мы поймЄм, что это не случайность и не кака€-то эстетическа€ блажь, это описание должно воочию €вить нам одновременно и смирение маленькой ћарии, и т€жесть той миссии, котора€ возложена на ЌеЄ Ѕогом. —начала храм выступает здесь как грандиозное строение Ц символ величи€ еврейской веры и «акона, но в заключительных строках, изобража€ вход девочки в —в€та€ —в€тых, автор пишет о ≈Є будущей судьбе, о ≈Є уделе: ЂЕ а был он выше свода / и т€желей, чем весь великий храм ї [5, с.499]. “акое сочетание в одном стихотворении сравнений и антитез, как бы проникающих друг в друга, а также обширное описание создаЄт необыкновенную и прекрасную картину.

”  узмина же этот художественный, эстетический эффект достигаетс€ методом стилизации. —амо именование маленькой ћарии ƒевицей создаЄт определЄнную атмосферу воспри€ти€, Ѕогородица как бы приобретает русские черты. Ётому способствует и большое количество слав€низмов в тексте (Ђзыблетс€ї, Ђбренныйї, Ђнетленныйї, Ђчуждыйї).

“аким образом, на основе анализа поэтических циклов ћ.ј.  узмина и –.ћ. –ильке мы проследили вли€ние принадлежности авторов к определЄнному типу религиозной культуры на их стихотворное творчество. ѕроанализировав западную и восточную традицию создани€ художественного образа ƒевы ћарии, мы рассмотрели конкретные примеры, иллюстрирующие типологию Ђрождественскогої и Ђпасхальногої взгл€да на мир и искусство. “ем самым были вы€влены существенные различи€ мировоззренческого и эстетического характера, продиктованные различи€ми между такими христианскими конфесси€ми, как  атоличество и ѕравославие.

—писок использованной литературы

 

1.  армин, ј.—.  ультурологи€. 2-е изд., перераб. и доп./ ј.—.  армин. Ц —ѕб.: Ћань, 2003. Ц 928 с.

2.  ириллова, “.ƒ. »стори€ зарубежной литературы второй половины XIX Ц начала XX веков: учеб. пособие / “.ƒ.  ириллова, “.¬.  овалева, ≈.ј. Ћеонова. Ц ћинск: «авигар, 1997. Ц 336 с.

3.  узмин, ћ.ј. »збранные произведени€ / ћ.ј.  узмин. Ц Ћ.: ’удожественна€ литература, 1990. Ц 576 с.

4. Ќепомн€щий, ¬.—. –ождество или ѕасха? / ¬.—. Ќепомн€щий // Ќаследник: православный молодЄжный журнал. Ц 2012. Ц є 44.

5. –ильке, –.ћ. »збранные сочинени€ / –.ћ. –ильке. Ц ћ.: –ипол-классик, 1998. Ц 704 с.

6. “арланов, ≈.«. јнализ поэтического текста: учеб. пособие / ≈.«. “арланов. Ц ѕетрозаводск: »здательство ѕетрозаводского государственного университета, 2000. Ц 140 с.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

844 - | 659 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.