Лекции.Орг


Поиск:




Тема 7. Правовая мысль Европы во второй половине XIX в.




Политико-правовая философия марксизма. Учение о диктатуре пролетариата как форме перехода к безгосударственному общественному состоянию. Понимание государства как продукта борьбы классовых интересов, как инструмента принуждения в руках господствующих классов. Критика формализма буржуазного права. Политико-правовые доктрины, примыкающие к марксизму. Радикально-утопическое направление. Подходы к социально-классовому анализу политической системы. Меритократический критерий развития государства и общества. А. Сен-Симон. Экономический подход к пониманию буржуазного права. Ш. Фурье. Р. Оуэн. Анархистские идеи П. Прудона. Углубление социальных антагонизмов, экономико-политическая поляризация как факторы, определяющие противостояние политических идеологий. Институционализация либерально-консервативного и радикально-революционного лагерей. Органическая теория государства Г. Спенсера. Объяснение происхождения государства с позиций теории завоевания Л. Гумпловича, К. Каутского. Государственно-правовые воззрения Ф. Ницше. Конфликтное понимание права Р. Йерингом. Субъективизация права в теории Р. Штаммлера.

Тема 8. Правовая мысль в России в XIX – начале XX в.

Либерально-правовые идеи М. Сперанского и консерватизм Н. Карамзина. Программы декабристов: «Русская Правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева. Конфронтация идеологий западников и славянофилов. Неославянофильство. Н. Данилевский. Правовые воззрения русских конституционалистов – Б. Чичерина, П. Новгородцева. Государственно-правовая школа российского правоведения: Н.М. Коркунов, А.Д. Градовский, М. Муроцев. Псевдосоциалистическая программа революционных демократов – А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского и др. Размежевание в рамках радикального крыла: анархизм и народничество: П. Лавров, Н. Михайловский. Русский консерватизм. К. Леонтьев. Основные принципы евразийства - Е. Трубецкой. Марксистские взгляды Г. Плеханова. В. Ленин и марксизм. Государственно-правовые теории первых лет советской власти: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин. Революционная теории суда и права: М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис. Развитый социализм. Доктрина общенародного государства.

Тема 9. Основные направления и школы правовой мысли XX в.

Сложность и пестрота картины, связанной с расстановкой, борьбой, взаимопереплетением политических и правовых идей, направлений, систем, определяемая социальными, экономическими, глобальными коллизиями столетия. Анализ изменений в традиционных подходах и концепциях под влиянием исторической реальности. Характеристика неолиберализма (Й. Шумпетер и др.), неоконсерватизма, постмарксистского социализма, религиозного фундаментализма. Обзор ситуации конца столетия с ее глубинными социально-политическими и духовными сдвигами, глобальными проблемами, пересмотром кода общественного бытия. Вытекающая из этого необходимость серьезной аналитической работы, связанной с познанием политических реалий, созданием новых методологий, теорий, подходов, способных помочь, в том числе и в моделировании будущего. Юридический институционализм, юридический позитивизм, психологическая теория права, социологическая теория права, теория правового государства, теория социального государства, разработка правовых основ глобализма.

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1.

Тема: Предмет курса ИПУ. Правовые учения Древнего мира

(4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности правовых учений Древнего Египта, Древней Индии и Древнего Китая.

2. Создание концепций «идеального» государства Платоном.

3. Понятие государства и права в системе Аристотеля.

4. Учение Цицерона о государстве и праве.

5. Учение римских юристов о праве.

При обсуждении основных вопросов необходимо определить:

1. Какие изменения в социально-экономической и государственно-правовой жизни общества определили специфику учений о государстве и праве в Древнем мире?

2. Почему в Древней Греции предпринимались попытки создать проект идеального государства (в отличие от Древнего Востока)?

Литература, обязательная для изучения

· История политических и правовых учений: крат. учеб. курс / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2009. - 352 с. - (Краткие учеб. курсы юрид. наук). С. 17-38; 56-70; 77-110.

· История политических и правовых учений: учебник / под ред В.С. Нерсесянца. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с. C. 9-13; 28-37; 41-47; 48-56; 56-62.

· История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В. П. Малахов. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2008.

Дополнительная литература

1. Александров, Г.Ф. Очерк истории социальных идей в Древней Индии /Г.Ф. Александров. – Минск. – АН БССР, 1959. – 301 с.

2. Александров, Г.Ф. Аристорель (Философские и социально-политические взгляды) /Г.Ф. Александров. – М.: Соцэкгиз, 1940. – 276 с.

3. Асмус, В.Ф. Платон /В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1971. – 223 с.

4. Батиев, Л. Закон и право в философии Аристотеля/ Л. Батиев // Правоведение. - №3. – С. 165-179.

5. Зеников, М.Ю. Развитие управленческой мысли в Китае (легизм) /М.Ю. Зениев // Традиции и обновление: Диалог мировоззрений. Ч.2. – Н. Новород, 1995. – С. 65-67.

6. Переломов, Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая /Л.С. Переломов. – М.: Наука, 1981. – 333 с.

 

Семинар 2.

Тема: Западноевропейская государственно-правовая мысль. Теологические концепции государства и права. Особенности мусульманской правовой доктрины.

(4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Трактат «О граде Божием» Августина.

2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

3. Правовые учения Марсилия Падуанского, У. Оккама, Я. Гуса.

4. Учение средневековых юристов о государстве и праве.

5. Учение о государстве и праве в исламе.

 

При обсуждении основных вопросов необходимо определить:

1. Определите сущностную разницу между апостольской и епископальной церковью. Что значит «вне церкви нет Бога»?

2. В чем суть учения о государстве во взглядах А. Августина? Как решалась в теологических учениях проблема роли церкви и государства, соотношения духовной и светской власти в жизни общества?

3. В чем смысл системы законов Ф. Аквинского?

4. Что является источником права в исламе? Как отражается в исламе проблема взаимодействия духовной и светской власти?

5. Существуют ли сегодня теологические концепции государственно-общественного устройства и права?

Литература, обязательная для изучения

· История политических и правовых учений: крат. учеб. курс / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2009. - 352 с. - (Краткие учеб. курсы юрид. наук). С. 63-75.

· История политических и правовых учений: учебник / под ред В.С. Нерсесянца. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с. С.117-125; 128-133; 134-166.

· История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В. П. Малахов. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2008.

Дополнительная литература

1. Абу Али Ибн Сина и его эпоха: Сб. ст. к 1000-летию со дня рождения. -Душанбе: Дониш, 1980. - 216 с.

2. Бациева, С.Н. Историко-социологический трактат Ибн-Халдуна «Мукаддима» /С.Н. Бациева. – М.: Наука, 1965. - 223 с.

3. Боргош, Ю. Фома Аквинский: Пер. с польск.-2- изд. /Ю. Боргош. - М.: Мысль, 1975. - 183 с.

4. Герье, В.И. Блаженный Августин /В.И. Герье. – М.: Печатня С.П. Яковлева, 1910. - 682 с.

5. Григорян, С.Н. Великие мыслители Арабского Востока: (Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ибн-Рушд) /С.Н. Григорян. – М.: Знание, 1960. - 24 с.

6. Игнатенко, А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья /А.А. Игнатенко. – М.: Мысль, 1989.-255 с.

7. Эикен, Г. История и система средневекового миросозерцания /Пер. с нем. В. Линд.; Вступ. ст. И..М. Гревса /Г. Эикен. – СПб.: Тип. М.И. Акинфиева, 1907. - 732 с.

 

Семинар 3.

Тема:. Правовые учения в эпоху европейского Возрождения и Реформации.

План семинарского занятия

(4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Правовые концепции в эпоху Возрождения. (Николо Макиавелли. Эразм Роттердамский).

2. Представления о государстве, праве и обществе в эпоху Реформации (Мартин Лютер. Томас Мюнцер, Ж. Кальвин)

3. Зарождение теории государственного суверенитета Ж Бодена.

4. Представления о государстве, праве и обществе в учении европейского социализма в XV-XVII вв. (Т. Мор. Т. Кампанелла).

 

При обсуждении основных вопросов необходимо определить:

1. В чем причины и сущность эпохи Возрождения? В каких идеях мыслителей эпохи Возрождения проявилась критика теологических позиций, в частности, места и роли религии в жизни общества? Почему Н. Макиавелли определяет государство (stato) как особым образом организованную политическую власть? Чем вызван и в каких учениях получил процесс отражение процесс развития понятий права и морали? Чем обосновывается противоположность права и морали?

2. В чем причины и каково социально-политическое и идеологическое содержание Реформации? Чем вызвана критика католической церкви и в чем суть идеи всесвященства? Как деятели реформации определяли роль церкви и государства в жизни общества? Какова правовая концепция Реформации?

3. В чем историческое значение протестантской этики Ж. Кальвина?

4. Каковы последствия эпохи Реформации для последующего развития стран Европы? Что такое протестантизм?

5. Какие причины лежали в основе появления концепций противовеса государственной власти и поиска модели идеального государства в XVI-XVII вв.? Как трактовали деятели утопического социализма причины появления и природу государства? В чем видели утописты основу построения идеального справедливого государства?

6. Чем отличались правовые взгляды социалистов-утопистов от взглядов их современников реформаторов? В чем значение учений утопистов для дальнейшего развития взглядов на государство и право?

 

Литература, обязательная для изучения

1. История политических и правовых учений: крат. учеб. курс / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2009. - 352 с. - (Краткие учеб. курсы юрид. наук). С.76-96.

2. История политических и правовых учений: учебник / под ред В.С. Нерсесянца. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с. С. 167-183; 186-195.

3. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В. П. Малахов. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2008.

Дополнительная литература

1. Алексеев, А.С. Макиавелли как политический мыслитель /А.С. Алексеев. – М.: А.Л. Васильев, 1880. - 336 с.

2. Кантценбах, В.Ф. Мартин Лютер /В.Ф. Кантценбах. - Ростов Н/Д.: Феникс, 1998. - 307 с.

3. Кудрявцев, О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия» /О.Ф. Кудрявцев. - М.: Наука, 1991. - 287 с.

4. Лихачева, Е. Европейские реформаторы Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин /Е. Лихачева. – СПб., 1872. - 242 с.

5. Ревуненкова, Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации /Н.В. Ревуненкова. - М,: Мысль, 1988. - 206 с.

6. Розенталь, Н.Н. Томас Мюнцер /Н.Н. Розенталь. – М.; Л.: ГИЗ, 1925. - 90с.

7. Штедке, И. Жан Кальвин /И. Штедке. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 307 с.

 

Семинар 4.

Тема: Правовые учения эпохи буржуазных революций.

(4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Изменения государственного устройства и формирование государственно-правовых доктрин в Нидерландах (Б. Спиноза, Г. Гроций).

2. Правовые взгляды эпохи Английской революции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

3. Правовые взгляды французских просветителей (Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Р. Декарт, Д. Дидро, Ж.-П. Марат, Б. Паскаль, М. Робеспьер).

4. Правовая мысль в немецком и итальянском Просвещении (С. Пуфендорф, Д. Вико, Я.-Ф. Билфельд, Ч. Беккариа)

 

При обсуждении основных вопросов необходимо определить:

1. Как повлияла победа Нидерландской революции на развитие государственно-правовых взглядов мыслителей нового времени? В чем смысл идеи договорного государства Г. Гроция? Как определил Г. Гроций отличие юриспруденции от политической науки? Какое место в концепции Г. Гроция занимает учение о естественном и волеустановленном праве? Почему Г. Гроция считают основоположником международного права?

Как объясняет Б. Спиноза происхождение государства? В чем отличие его взглядов на естественное и гражданское право? Как Б. Спиноза определяет предел власти и возможность народного сопротивления?

2. Каковы итоги Английской революции и ее значение для формирования новых государственно-правовых взглядов? Как Вы понимаете формулу Т. Гоббса «война всех против всех»? В чем разница между естественными и позитивными законами? Какие аргументы Т. Гоббс приводит в пользу необходимости абсолютной власти? Есть ли пределы власти? Какую правовую позицию занимает Т. Гоббс? Почему Т. Гоббса считают сторонником тоталитаризма?

3. Каковы основные идеи европейского просвещения? Что считал Ш. Монтескье главной причиной образования государства? В чем состояла суть критики католической церкви и религии французскими просветителями? Почему Ж.-Ж. Руссо называют радикалом Просвещения? В чем суть идеи суверенитета народа у Ж.-Ж. Руссо? Почему он выступал против разделения властей?

4. Каковы основные черты и особенности итальянского и немецкого просвещения?

 

Основная литература

1. История политических и правовых учений: крат. учеб. курс / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2009. - 352 с. - (Краткие учеб. курсы юрид. наук). С. 119-159.

2. История политических и правовых учений: учебник / под ред В.С. Нерсесянца. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с. С. 296-315; 316-339;340-344; 363-395; 409-412.

3. История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. В. П. Малахов. - М.: Издательство: Юнити-Дана, 2008.

Литература, обязательная для изучения

1. Баскин, М.П. Монтескье /М.П. Баскин. – М.: Мысль, 1975. – 165 с.

2. Волгин, В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. /В.П. Волгин. – М.: АН СССР, 1958. – 415 с.

3. Занченко, Г.А. Философия Джона Локка/ Г.А. Занченко. – М.: Знание, 1959. – 32 с.

4. Казарин, А.И. Учение Дидро о государстве и праве /А.И. Казарин. – М.: Госюриздат, 1960. – 115 с.

5. Кисель, М.А. Джамбатиста Вико /М.А. Кисель. – М.: Мысль, 1980. – 197 с. (Мыслители прошлого).

6. Кущева, М.В. Монархия и общество: взгляды французских мыслителей 1715-1748 гг. /М.В. Кущева // Новая и новейшая история. – 2004. - №5. – С. 69-85.

7. Левандовский, А.П. Максимилиан Робеспьер /А. Левандовский. – Ростов Н/Д.: Феникс; М.: Зевс, 1997. – 445 с.

8. Лейст, О. Э. Учение Бенедикта Спинозы о государстве и праве /О.Э. Лейст. – М.: Госюриздат, 1960. – 66 с.

9. Царьков, И. Формула Левиафана (политико-правовая концепция Т. Гоббса) /И. Царьков // Право и политика. – 2003. - №9. – С. 34-43.

10. Царьков, И.И. Против Левиафана (политико-правовая концепция Дж. Локка) /И.И. Царьков // Право и политика. – 2003. - №9. – С. 10-34.

Семинар 5.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 372 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

622 - | 591 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.