Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Логика и биология научного исследования




С объективной точки зрения эпистемология высту­пает как теория роста знания. Она становится теорией решения проблем, или, другими словами, теорией кон­струирования, критического обсуждения, оценки и кри­тической проверки конкурирующих гипотетических тео­рий.

Я думаю, что в отношении конкурирующих теорий, возможно, лучше говорить об «оценке» их, «отзыве» о них или о «предпочтении» одной из них, а не об их «одобрении», «признании». Но дело не в словах. Ис­пользование слова «одобрение» не приносит вреда при условии, если иметь в виду, что одобрение всегда вре­менно, предварительно и, подобно вере, имеет прехо­дящее и личностное, а не объективное и беспристра­стное значение[27]

Оценка или отзыв о конкурирующих теориях отча­сти предшествуют проверке (a priori, если вам нравит­ся, хотя и не в кантианском смысле термина, который означает верное a priori) и отчасти — после проверки (a posteriori опять в некотором смысле, который не означает верности, обоснованности). Также предше­ствует проверке (эмпирическое) содержание некоторой теории, которое тесно связано со своей (фактической) объяснительной силой, то есть силой решать существо­вавшие ранее проблемы—те проблемы, которые порож­дают теорию и в отношении которых теории являются конкурирующими.

Теории могут быть оценены a priori и их значения сравнены лишь в отношении некоторого ряда проблем, существовавших ранее. Их так называемая простота также может быть сравнена лишь в отношении тех проблем, в решении которых они соревнуются.

Содержание теорий и их фактическая объяснительная сила являются самыми важными регулятивными идея­ми для их априорной оценки. Они тесно связаны со степенью проверяемости их.

Самой важной идеей для апостериорной оценки тео­рий является истина или, так как мы нуждаемся в бо­лее доступном сравнительном понятии, то, что я назы­ваю «близостью к истине», «правдоподобием» (см. [44, гл. 10, разд. 3 и прил. б], а также [43, с. 282, 17—26]). Важно отметить, что, в то время как некоторая теория без содержания может быть истинной (такова, напри­мер, тавтология), правдоподобие основывается на ре­гулятивной идее истинного содержания, то есть на идее о количестве интересных и важных истинных след­ствий, выводимой из некоторой теории. Таким образом, тавтология, хотя и истинная, имеет нулевое истинное содержание и нулевое правдоподобие. Разумеется, она обладает вероятностью, равной единице. Вообще гово­ря, содержание, проверяемость и правдоподобие[28] могут быть измерены невероятностью.

Апостериорная оценка теории целиком зависит от способа, которым она противостоит серьезным и изобре­тательным проверкам. Но серьезные проверки в свою очередь предполагают высокую степень априорной про­веряемости или содержания теории. Таким образом, апостериорная оценка теории в значительной степени зависит от ее априорной ценности: теории, которые a priori неинтересны, то есть обладают малым содер­жанием, не нуждаются в проверке, потому что их низ­кая степень проверяемости a priori исключает возмож­ность того, что они могут быть подвергнуты действи­тельно значительным и интересным проверкам.

С другой стороны, теории, обладающие высокой степенью проверяемости, интересны и важны, даже ес­ли они потерпели крушение в ходе своей проверки. Мы очень много можем узнать из их провала. Их крушение может быть продуктивным, так как оно мо­жет реально показать дорогу для построения лучшей теории.

Однако все это подчеркивание фундаментальной важности априорной оценки теории может быть объяс­нено в конечном счете нашей заинтересованностью в высокой апостериорной ценности этих теорий — в полу­чении теорий, которые имеют высокое истинное содер­жание и правдоподобие, хотя они остаются, конечно, всегда предполагаемыми, гипотетическими, пробными. К чему мы стремимся, так это к теориям, которые не только интеллектуально интересны и обладают высо­кой степенью проверяемости, но и реально прошли серьезные проверки лучше, чем их конкуренты, кото­рые, таким образом, решают свои проблемы лучше и которые порождают новые, неожиданные и продуктив­ные проблемы, когда их предположительный характер выявляется посредством опровержения.

Таким образом, мы можем сказать, что наука на­чинается с проблем и затем продолжает развиваться от них к конкурирующим теориям, которые оценивают­ся критически. Особенно значима оценка их правдоподобия. Это требует для них серьезных критических проверок и потому предполагает высокую степень их проверяемости, которая зависит от содержания теорий и тем самым может быть оценена a priori.

В большинстве своем и в самых интересных случаях теория терпит неудачу, и, таким образом, возникают новые проблемы. А достигнутый прогресс может быть оценен интеллектуальным интервалом между первона­чальной проблемой и новой проблемой, которая возни­кает из крушения теории.

Этот цикл может быть снова описан посредством нашей неоднократно используемой схемы:

P1 g TT g EE g P2

то есть проблема P1—пробная теория—устранение ошибок посредством оценки—проблема Р2.

Оценка всегда является критической, и ее цель есть открытие и устранение ошибок. Рост знания — и про­цесс учения — не является повторяющимся или куму­лятивным процессом, он есть процесс устранения оши­бок. Это есть дарвиновский отбор, а не ламарковское обучение.

В этом состоит краткое описание эпистемологии с объективной точки зрения: она есть метод (или логика), цель которого — рост объективного знания. Хотя данное описание характеризует рост третьего мира, оно, од­нако, может быть интерпретировано как описание био­логической эволюции. Животные и даже растения по­стоянно решают проблемы. И решают они свои про­блемы посредством метода конкурирующих предвари­тельных пробных решений и устранений ошибок.

Пробные решения, которые животные и растения включают в свою анатомию и свое поведение, являются биологическими аналогиями теорий и наоборот: теория соответствует эндосоматическим органам и их способу функционирования (как соответствуют многие экзосоматические продукты, такие, как медовые соты, и особен­но экзосоматические инструменты, такие, как паутина пауков). Так же как и теории, органы и их функции являются временными приспособлениями к миру, в ко­тором мы живем. И так же как теории или инструмен­ты, новые органы и их функции, а также новые виды поведения оказывают свое влияние на первый мир, ко­торый они, возможно, помогают изменить. (Новое пробное решение—теория, орган, новый вид поведения— может открыть новую возможную экологическую нишу и таким образом превратить возможную нишу в факти­ческую.) Новое поведение или новые органы могут так­же привести к появлению новых проблем. И таким пу­тем они влияют на дальнейший ход эволюции, включая возникновение новых биологических ценностей.

Все это справедливо также и для органов чувств. Прежде всего они содержат теоретически подобные ожидания. Органы чувств, такие, как глаз, подготовле­ны реагировать на определенные отобранные события из окружающей среды, на такие события, которые они «ожидают», и только на эти события. Подобно теориям (и предрассудкам), они в целом будут слепы к другим событиям: к таким, которых они не понимают, которые они не могут интерпретировать (потому что эти собы­тия не соответствуют какой-либо специфической про­блеме, решаемой организмом) (см. [36, с. 163]).

Классическая эпистемология, рассматривающая на­ши чувственные восприятия как «данные», как «фак­ты», из которых должны быть сконструированы наши теории посредством некоторого процесса индукции, мо­жет быть определена как додарвиновская. Она неспо­собна учитывать то, что так называемые данные на са­мом деле являются приспособительными реакциями и тем самым интерпретациями, включающими теории и предрассудки и, подобно теориям, пропитанными гипо­тетическими ожиданиями, то, что не может быть чисто­го восприятия, чистых данных, точно так же, как не может быть чистого языка наблюдения, так как все языки пропитаны теориями и мифами. Точно так же, как наши глаза слепы к непредвиденному или неожи­данному, так и наши языки неспособны описать это (хотя наши языки могут расти подобно нашим органам чувств как эндосоматически, так и экзосоматически).

Это рассуждение о том, что теория или ожидания встроены в наши органы чувств, показывает, что эпи­стемология индукции терпит неудачу даже прежде, чем она делает свой первый шаг. Она не может начинать­ся с чувственных данных или восприятии и строить наши теории на них, так как не существует таких вещей, как чувственные данные или восприятия, которые не построены на теориях (или ожиданиях, то есть био­логических предшественниках лингвистически сформулированных теорий). Таким образом, «факты» не яв­ляются основой теорий, а также их гарантией: они не более надежны, чем какие-либо из наших теорий или «предрассудков», но даже менее надежны, если вообще можно говорить об этом (ради аргументации мы до­пускаем, что чувственные данные существуют и не яв­ляются изобретениями философов). Органы чувств включают в себя эквивалент примитивных и некрити­чески принятых теорий, которые менее широко прове­рены, чем научные теории. Более того, не существует языка для описания данных, свободного от теорий, по­тому что мифы (то есть примитивные теории) возни­кают вместе с языком. Не существует живых объектов (ни животных, ни растений) без проблем и их пробных решений, которые эквивалентны теориям, хотя вполне может существовать жизнь без чувственных данных или так казаться (по крайней мере у растений).

Таким образом, жизнь развивается подобно науч­ному исследованию — от старых проблем к открытию новых и неожиданных проблем. И этот процесс—про­цесс изобретения и отбора—содержит в себе рацио­нальную теорию эмерджентности. Ступенями этой эмерджентности, приводящей к новому уровню развития, являются прежде всего новые проблемы (P2), создаю­щиеся посредством устранения ошибок (ЕЕ), предва­рительного, пробного теоретического решения (ТТ) старой проблемы (P1).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2239 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.