Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Оценка и критика эпистемологии Брауэра




В настоящем разделе я хочу отдать дань уважения Л. Э. Я. Брауэру[16]. Было бы самонадеянным для меня хвалить и тем более самонадеянным критиковать Брауэра как математика. Однако, возможно, мне будет по­зволительно критиковать его эпистемологию и его фи­лософию интуиционистской математики. Я осмеливаюсь на это только в надежде сделать вклад, каким бы он ни был маленьким, в прояснение и дальнейшее разви­тие идей Брауэра.

В своей лекции 1912 года Брауэр начинает с Канта. Он говорит, что в свете неевклидовой геометрии интуи­ционистская философия геометрии Канта, то есть его концепция чистой интуиции пространства, должна быть отброшена. Однако, говорит Брауэр, нет необходимости делать это, так как мы можем арифметизировать гео­метрию: мы можем прямо основываться на кантовской теории арифметики и на его концепции, что арифмети­ка опирается на чистую интуицию времени.

Я чувствую, что эта позиция Брауэра больше не мо­жет быть принята. Ибо если мы говорим, что кантовская теория пространства сокрушена, перечеркнута не­евклидовой геометрией, тогда мы должны сказать, что его теория времени сокрушена специальной теорией от­носительности, так как Кант говорит совершенно явно, что имеется только одно время и что интуитивная идея (абсолютной) одновременности является решающим аргументом в этом отношении[17].

Можно было бы утверждать, подобно тому, как это делал Гейтинг[18], что Брауэр не смог бы развить свои эпистемологпческие и философские идеи об интуицио­нистской математике, если бы знал в то время об ана­логии между эйнштейновской релятивизацией времени и неевклидовой геометрией. Перефразируя Гейтинга, можно сказать, что это было бы печально.

Однако маловероятно, что на Брауэра оказала сильное впечатление специальная теория относитель­ности. Он мог бы отказаться ссылаться на Канта как на предшественника своего интуиционизма. Но он мог бы сохранить свою собственную теорию личного време­ни—времени нашего собственного личного и непосред­ственного опыта (см. [8]). И это никоим образом не. произошло под воздействием понятия относительности, хотя кантовская теория подверглась подобному воздей­ствию.

Таким образом, нет необходимости рассматривать Брауэра как кантианца. Однако мы не можем так лег­ко обособлять его от Канта, ибо идея интуиции у Брауэ­ра и использование им термина «интуиция» не могут быть полностью поняты без анализа такой его пред­посылки, как кантовская философия.

Для Канта интуиция есть источник знания. И «чис­тая» интуиция («чистая интуиция пространства и вре­мени») является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность. Это есть са­мое важное для понимания идей Брауэра, который яв­но заимствует у Канта эту эпистемологическую кон­цепцию.

Данная концепция имеет свою историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др. Перво­начально интуиция означает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или пристально его рассматриваем. Однако начиная по крайней мере уже с Плотина, раз­рабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением—с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный спо­соб познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть чело­веческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует време­ни, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

Кант защищает (направленную против Декарта) концепцию, состоящую в том, что мы не владеем спо­собностью интеллектуальной интуиции и что по этой причине наш интеллект, наши понятия остаются пус­тыми или аналитическими, если они в действительности не применены к материалу, который поставляют нам наши чувства (чувственная интуиция), или если они не являются понятиями, сконструированными в нашей чистой интуиции пространства и времени [19]. Только та­ким путем мы можем получить синтетическое знание a priori: наш интеллект в его существенных чертах дискурсивен, он обязательно должен действовать в согла­сии с логикой, которая является пустой по своему со­держанию, то есть «аналитической».

Согласно Канту, чувственная интуиция предполагает чистую интуицию: наши чувства не могут делать свою работу, не упорядочивая свои восприятия в рамках пространства и времени. Таким образом, пространство и время предшествуют всей чувственной интуиции; тео­рии пространства и времени—геометрия и арифмети­ка — также верны a priori. Источник их априорной верности есть человеческая способность чистой интуи­ции, которая строго ограничена лишь этой областью и четко отличается от интеллектуального или дискурсив­ного способа мышления.

Кант защищает концепцию, что аксиомы математики основываются на чистой интуиции (см. [31, с. 613]): они могут быть «увидены» или «восприняты» в качестве истинных нечувственным способом «видения» или «вос­приятия». Кроме того, чистая интуиция участвует в каждом шаге каждого доказательства в геометрии (и в. математике вообще)[20]. Чтобы следить за доказатель­ством, нам требуется глядеть на (нарисованный) чер­теж. Это «смотрение» является не чувственной, а чис­той интуицией, о чем свидетельствует то, что чертеж часто может быть убедительным, даже если будет изображен в довольно грубой манере, а также то, что рисунок треугольника может выступать для нас (в одном рисунке) в виде бесконечного количества возможных вариантов треугольников всех форм и размеров.

Аналогичные рассуждения справедливы и для ариф­метики, которая, согласно Канту, основывается на сче­те—процессе, в свою очередь основывающемся, по су­ществу, на чистой интуиции времени.

Эта теория источников математического знания в своей кантовской форме порождает серьезные труд­ности. Даже если мы примем, что все сказанное Кан­том правильно, мы не можем уйти от трудных про­блем, ибо евклидова геометрия, независимо от того, использует она чистую интуицию или нет, несомненно, опирается на интеллектуальную аргументацию, логиче­скую дедукцию. Невозможно отрицать, что математика оперирует дискурсивным мышлением. Ход рассуждении Евклида осуществляется шаг за шагом во всех сужде­ниях и во всех книгах: он не постигается в одно-единственное интуитивное мгновение. Даже если мы допу­стим (ради аргументации) необходимость наличия чис­той интуиции в каждом отдельном шаге рассуждении без исключения (а это допущение для современных людей трудно сделать), ступенчатая, дискурсивная и логическая процедура выводов Евклида настолько без­ошибочна и хорошо известна в целом, найдя подражателей в лице Спинозы и Ньютона, что трудно подумать о том, что Кант мог игнорировать это. Фактически Кант знал все это, вероятно, так же, как любой дру­гой. Однако указанная позиция довлела над ним (1) в силу структуры «Критики чистого разума», в которой «Трансцендентальная эстетика» предшествует «Транс­цендентальной логике», и (2) в силу его четкого раз­личения (я должен сказать, что это четкое различение несостоятельно) между интуитивным и дискурсивным мышлением. Распространена точка зрения, что кантовское исключение дискурсивных аргументов из геометрии и арифметики—не просто пробел, а противоречие.

То, что это не соответствует действительности, было показано Брауэром, который заполнил данный пробел. Я имею в виду теорию Брауэра об отношении между математикой, с одной стороны, и языком и логикой — с другой.

Брауэр решил данную проблему тем, что провел четкое различение между математикой как таковой и ее лингвистическим выражением и ее коммуникативной функцией. Математику саму по себе он рассматривал как внелингвистическую деятельность, по существу, деятельность мысленного конструирования на основе нашей чистой интуиции времени. Посредством такого конструирования мы создаем в нашей интуиции, в на­шем уме объекты математики, которые впоследствии— после их создания — мы можем попытаться описать или сообщить о них другим. Таким образом, лингвистиче­ское описание и дискурсивная аргументация со своей логикой появляются, в сущности, после математической деятельности: они всегда имеют место только тогда, когда объекты математики—такие, как доказатель­ство, — уже созданы.

Подход. Брауэра решает проблему, которую мы об­наружили в кантовской «Критике чистого разума». То, что на первый взгляд выступает противоречием у Кан­та, упраздняется самым оригинальным способом посред­ством концепции, согласно которой мы должны четко различать два уровня: один уровень — интуитивный, мысленный и присущ математическому мышлению, дру­гой — дискурсивный, лингвистический и присущ только коммуникации.

Подобно любой великой теории, ценность этой тео­рии Брауэра проявляется в ее продуктивности. Она од­ним усилием решает три группы крупных проблем фи­лософии математики.

(1) Эпистемологические проблемы об источнике ма­тематической достоверности, природы математических данных и природы математического доказательства. Эти проблемы соответственно решены с помощью кон­цепции интуиции как источника знания, концепции о том, что мы можем интуитивно видеть математические объекты, которые конструируем, и концепции о том, что математическое доказательство является последо­вательным конструированием или построением конст­рукций.

(2) Онтологические проблемы о природе математи­ческих объектов и способе их существования. Эти про­блемы были решены Брауэром посредством выдвиже­ния концепции, которая имела два аспекта: с одной сто­роны, конструктивизм, а с другой стороны, — ментализм. Согласно ментализму, все математические объек­ты находятся в той сфере, которую я называю «вторым миром». Математические объекты—это конструкции че­ловеческого ума, и они существуют единственно как конструкции в человеческом уме. Их объективность, то есть то, что они суть объекты и что они существуют объективно, всецело опирается на возможность повто­рения их конструирования по нашему желанию.

Таким образом, Брауэр в своей лекции 1912 года предполагал, что для интуициониста математические объекты существуют в человеческом уме, в то время как для формалиста они существуют «на бумаге»[21].

(3) Методологические проблемы о математических доказательствах.

Мы можем упрощенно различать два главных под­хода ученых к математике. Одни математики могут интересоваться главным образом теоремами—истин­ностью или ошибочностью математических суждений, другие—главным образом доказательствами: вопроса­ми существования доказательств той или иной теоремы и спецификой таких доказательств. Если преобладаю­щим является первый подход (как это имеет место, например, в случае с Пойя), тогда он обычно связан с интересом в открытии математических «фактов» и по­этому с платонизированной математической эвристикой. Если же преобладающим выступает второй подход, тог­да доказательства являются не просто средствами фор­мирования уверенности в теоремах о математических объектах, а самостоятельными математическими объ­ектами. Как мне кажется, так обстояло дело с Брауэ-ром: те построения, которые были доказательствами, не только создавали и утверждали математические объек­ты, они были в то же время сами математическими объектами, возможно даже наиболее важными такими объектами. Таким образом, утверждать некоторую тео­рему означало утверждать существование некоторого доказательства для нее и отрицать ее означало утверждать существование опровержения, то есть доказатель­ства ее абсурдности. Это непосредственно ведет к от­брасыванию Брауэром закона исключенного третьего, к его отрицанию косвенных доказательств и к требова­нию, что существование может быть доказано только реальным построением рассматриваемых математиче­ских объектов, то есть изображением их, так сказать, ви­димыми.

Это также ведет к отрицанию Брауэром «платониз­ма», под которым мы понимаем учение, согласно кото­рому математические объекты обладают тем, что я на­зываю «автономным» способом существования: они. могут существовать, не будучи созданными нами и,. следовательно, без доказательства своего существова­ния.

До сих пор я пытался понять брауэровскую эписте-мологию, исходя из предположения прежде всего, что она проистекает из попытки решить трудности филосо­фии математики Канта. Теперь я перейду к тому, что содержится в названии данного раздела, — к оценке и критике брауэровской эпистемологии.

Исходя из положений настоящего доклада, можно утверждать, что одним из великих достижений Брауэра, по моему мнению, является его понимание того, что математика и, как я могу добавить, весь третий мир созданы человеком.

Эта идея является настолько радикально антиплато­новской, что Брауэр, понятно, не видел возможности ее связи с некоторой формой платонизма, под которой я имею в виду концепцию частичной автономии матема­тики и ретьего мира в том виде, как она описана вы­ше, в разд. 3.

Другим великим достижением Брауэра в философ­ском плане был его антиформализм—признание им того, что математические объекты должны существо­вать до того, как мы можем говорить о них.

Позвольте теперь мне вернуться к критике брауэровского решения трех групп главных проблем философии математики, сформулированных ранее в данном раз­деле.

(1) Эпистемологические проблемы: интуиция в це­лом и теория времени в частности.

Я не предлагаю заменить название «интуиционизм». Это название, без сомнения, сохранится, но нам важно отказаться от ошибочной философии интуиции как не­погрешимого источника знания.

Не существует авторитетных источников знания, и ни один «источник» не является абсолютно надеж­ным[22] Все приветствуется как источник вдохновения, стимулирования, включая «интуицию», особенно если она предлагает нам новые проблемы. Однако ничто не является несомненным, и все мы подвержены ошибкам.

К тому же следует подчеркнуть, что кантовское чет­кое различение между интуицией и дискурсивным мыш­лением не может быть нами принято. «Интуиция», ка­кой бы она ни была, в значительной степени является продуктом нашего культурного развития и наших успе­хов в дискурсивном мышлении. Кантовская идея об од­ним стандартном типе чистой интуиции, присущем всем нам (по всей вероятности, только не животным, хотя их перцептуальные возможности сходны с человечески­ми), едва ли может быть принята. Ибо после того как мы овладели дискурсивным мышлением, наше интуи­тивное понимание становится весьма отличным от того, что было у нас прежде.

Все сказанное справедливо и в отношении нашей ин­туиции времени. Я лично считаю сообщение Уорфа о чрезвычайно специфической интуиции времени индей­цев племени хопи (см. [55]) убедительным. Однако даже если это сообщение ошибочно (что, я думаю, ма­ловероятно), оно свидетельствует о возможностях, кото­рые ни Кант, ни Брауэр никогда не рассматривали. Если Уорф прав, тогда наше интуитивное понимание времени, то есть способ, которым мы «видим» времен­ные отношения, частично зависит от нашего языка, на­ших теорий и мифов, включенных в язык, иначе гово­ря - наша европейская интуиция времени в значитель­ной степени обусловлена греческим происхождением нашей цивилизации с его акцентом на дискурсивное мышление.

В любом случае наша интуиция времени может ме­няться с изменением наших теорий. Интуиции Ньюто­на, Канта и Лапласа отличаются от интуиции Эйн­штейна, и роль времени в физике элементарных частиц отличается от роли времени в физике твердого» тела, особенно в оптике. В то время как физика эле­ментарных частиц утверждает о существовании лезвиеподобного непротяженного мгновения, «punctum temporis», которое отделяет прошлое от будущего, и тем самым существование временной координаты, образо­ванной из (континуума) непротяженных мгновении, а в конечном итоге мира, «состояние» которого может быть задано для любого такого непротяженного мгновения, ситуация в оптике совершенно другая. Подобно тому как существуют пространственно протяженные растры в оптике чьи части взаимодействуют на значительном пространственном расстоянии, так существуют и протя­женные во времени события (волны, обладающие часто­тами), чьи части взаимодействуют в течение значитель­ного промежутка времени. Поэтому в силу законов, оптики в физике не может быть какого-либо состояния мира в некоторый момент времени. Эта аргументация должна дать и действительно дает совершенно другое понимание нашей интуиции: то, что называлось неопре­деленным психологическим даром, не является ни не­определенным, ни характерным только для психологии, интуиция подлинна и имеет место уже в физике[23].

Таким образом, не только общая концепция интуи­ции как непогрешимого источника знания является ми­фом, но и наша интуиция времени подвержена критике и исправлению - точно таким же образом, как, согласно брауэровскому допущению, это происходит с нашей интуицией пространства.

В главном пункте этих своих рассуждении я обязан философии математики Лакатоса. Этот пункт состоит в том что математика (а не только естественные науки) растет благодаря критике догадок и выдвижению смелых неформальных доказательств, а это предполагает лингвистическую формулировку таких догадок и доказательств и поэтому определение их статус, в третьем мире. Язык, являясь вначале простго средством коммуникативного описания долингвистических объектов, превращается в силу этого в существенную часть научной деятельности, даже в математике, которая в свою очередь становится частью третьего мира. В язы­ке тем самым существуют слои, или уровни (независи­мо от того, формализованы они в иерархию метаязыков или нет).

Если бы интуиционистская эпистемология была бы права, то вопрос о математической компетентности не составлял бы проблемы. (И если бы кантовская теория была бы права, то непонятно, почему мы, а точнее, Платон и его школа, должны были так долго ждать Евклида[24].) Однако эта проблема существует, так как даже весьма компетентные математики-интуиционисты могут не соглашаться между собой по некоторым трудным вопросам[25]. Для нас нет необходимости иссле­довать, какая сторона в этом споре права. Достаточно указать, что раз интуиционистское конструирование подвергается критике, то рассматриваемая проблема может быть решена лишь путем существенного исполь­зования аргументативной функции языка. Конечно, кри­тическое использование языка, по существу, не предпи­сывает нам использовать аргументы, запрещенные ин­туиционистской математикой (хотя и здесь существует проблема, как будет показано ниже). Моя точка зре­ния в данный момент заключается просто в следую­щем: раз допустимость предложенного интуиционизмом математического конструирования может быть подверг­нута сомнению, и, конечно, оно действительно подвер­гается сомнению, то язык выступает более чем просто средством коммуникации, без которого можно в прин­ципе обойтись: он является необходимым средством критического обсуждения, дискуссии. Соответственно этому он не представляет собой только интуиционист­ской конструкции, «которая объективна в том смысле, что она не связана с тем субъектом, который ее со­здаст» [34, с. 173]. На самом деле объективность даже интуиционистской математики опирается, как это про­исходит во всех науках, на критикуемость ее аргументации. Это же означает, что язык является необходимым как способ аргументации, как способ критической дискуссии [33].

Сказанное поясняет, почему я считаю ошибочным субъективистскую эпистемологию Брауэра и философ­ское оправдание его интуиционистской математики. Су­ществует процесс взаимного обмена между конструи­рованием, критикой, «интуицией» и даже традицией, и этот процесс не учитывался Брауэром.

Однако я готов допустить, что даже в своем оши­бочном взгляде на статус языка Брауэр частично прав. Хотя объективность всех наук, включая математику, неотделимо связана с их критикуемостью и тем самым с их лингвистическим формулированием, Брауэр был прав тогда, когда активно выступал против идеи рас­сматривать математику лишь как формальную языко­вую игру или, другими словами, считать, что не суще­ствует таких вещей, как внелингвистические математи­ческие объекты, то есть мысли (или, более точно, с моей точки зрения, содержание мышления). Он настаи­вал на том что беседа на математические темы являет­ся беседой об этих объектах, и в этом смысле матема­тический язык выступает вторичным образованием по отношению к этим объектам. Однако это вовсе не озна­чает что мы можем конструировать математику без языка: не может быть никакого конструирования без постоянного критического контроля и никакой критики без выражения наших конструктов в лингвистической форме и обращения с ними как с объектами третьего мира. Хотя третий мир не идентичен миру лингвистических форм он возникает вместе с аргументативной функцией языка то есть является побочным продуктом языка. Это объясняет, почему, раз наши конструкции делаются проблематичными, систематизированными и аксиоматизированными, язык может сделаться также проблематичным и почему формализация может сделаться отраслью математического конструирования.

Именно это я думаю, имеет в виду Майхилл, когда он говорит, что "наши формализации исправляют наши ин туиции, в то еремя как наши интуиции формируют наши формализации» [37, с. 175] (курсив мой). То что делает это высказывание заслуживающим цитирования, состоит в том, что оно, будучи сделанным в связи с брауэровской концепцией интуиционистского доказательства, в действительности помогает исправлению брауэровской эпистемологии.

(2') Онтологические проблемы. То, что объекты ма­тематики обязаны своим существованием отчасти язы­ку, иногда понималось самим Брауэром. Так, он писал в 1924 году: «Математика основывается («Der Mathematik liegt zugrunde») на бесконечной последователь­ности знаков или символов («Zeichcn») или на конечной последовательности символов...» [6, с. 244]. Это не следует понимать как допущение приоритета языка: без сомнения, ключевым термином здесь является «по­следовательность», а понятие последовательности осно­вывается на интуиции времени и на конструировании, опирающемся на эту интуицию. Однако это утвержде­ние показывает, что Брауэр знал о том, что для осуще­ствления конструирования требуются знаки и символы. Моя точка зрения состоит в том, что дискурсивное мыш­ление (то есть последовательность аргументов, выра­женных лингвистически) имеет огромное влияние на наше осознание времени и на развитие нашей интуиции последовательного расположения. Это никоим образом не расходится с конструктивизмом Брауэра, но дей­ствительно расходится с его субъективизмом и ментализмом, ибо объекты математики могут теперь рассмат­риваться как граждане объективного третьего мира:

хотя содержание мышления первоначально построено нами (то есть третий мир возникает как продукт нашей деятельности), такое содержание обусловливает своп собственные непреднамеренные следствия. Натураль­ный ряд чисел, которые мы конструируем, создает про­стые числа, которые мы открываем, а они в свою оче­редь создают проблемы, о которых мы и не мечтали. Вот именно так становится возможным математическое открытие. Подчеркнем, что самыми важными математи­ческими объектами, которые мы открываем, самыми благодатными гражданами третьего мира являются именно проблемы и новые виды критических рассуж­дении. Таким образом, возникает некоторый новый вид математического существования—проблемы, новый вид интуиции—интуиция, которая позволяет нам видеть проблемы и понимать проблемы до их решения (ср. брауэровскую центральную проблему континуума).

Гейтингом был прекрасно описан способ, которым язык и дискурсивное мышление взаимодействуют с бо­лее непосредственными интуитивными конструкциями (взаимодействие, разрушающее, между прочим, тот идеал абсолютной очевидной достоверности, которого, как предполагалось, достигает интуитивное конструиро­вание). Можно процитировать начало того отрывка из его работы, который не только стимулировал меня на дальнейшие исследования, но и поддержал мои размыш­ления: «Понятие интуитивной ясности в математике са­мо не является интуитивно ясным. Можно даже по­строить нисходящую шкалу степеней очевидности. Выс­шую степень имеют такие утверждения, как 2 + 2 = 4. Однако 1002 + 2 = 1004 имеет более низкую степень; мы доказываем это утверждение не фактическим подсче­том а с помощью рассуждения, показывающего, что вообще (n + 2) + 2 = п + 4... [Высказывания подобно это­му] уже имеют характер импликации: «Если построе­но натуральное число n, то можно осуществить кон­струкцию выражаемую равенством (n + 2) + 2 = n + 4» [26 с 225] «Степени очевидности» Гейтинга имеют в данный момент для нас второстепенный интерес, а бо­лее важным выступает прежде всего исключительно простой и ясный анализ Гейтингом необходимого взаи­модействия между интуитивным конструированием и его лингвистическим выражением, которое неизбежно приводит нас к дискурсивному и тем самым к логиче­скому рассуждению. Данный момент подчеркивается Гейтингом, когда он продолжает: «Эта степень может быть формализована в исчислении со свободно пере­менными» [26, с. 225].

Наконец следует сказать о взаимоотношении Брауэ­ра с математическим платонизмом. Автономия третьего мира несомненна, и поскольку это так, то брауэровское равенство «esse=construi» должно быть отброшено, по крайней мере в отношении проблем. Это, возможно, за­ставит нас заново пересмотреть проблему логики ин­туиционизма: не отбрасывая интуиционистских стандар­тов доказательства, следует подчеркнуть, что для кри­тического рационального обсуждения важно четко раз­личать между тезисом и очевидными свидетельствами в его пользу. Однако это различие разрушается интуиционистской логикой, которая возникает из смешения свидетельства (или доказательства) и утверждения, ко­торое должно быть доказано (см. выше разд. 5.4). (3-) Методологические проблемы. Первоначальным мотивом интуиционистской математики Брауэра была потребность в надежности, уверенности—поиски более верных, надежных методов доказательства, фактически непогрешимых методов. В этом случае, если вы хотите более надежных доказательств, вы должны более стро­го подходить к использованию демонстративной аргу­ментации: вы должны применять более слабые сред­ства, более слабые предположения. Брауэр ограничи­вается использованием логических средств, которые были слабее, чем средства классической логики[26]. До­казать теорему более слабыми средствами является (и всегда являлось) в значительной степени интересной задачей и одним из великих источников математических проблем. Этим и обусловлены интересы интуиционист­ской методологии.

Однако я полагаю, что сказанное справедливо лишь для доказательств. Для критики и опровержения мы не нуждаемся в слабой логике. В то время как органон доказательства может быть достаточно слабым, орга­нон критики должен быть очень сильным. В критике мы не должны быть ограничены тем, что то или иное доказательство невозможно, — мы ведь не утверждаем непогрешимость нашей критики и часто бываем удов­летворены, если можем показать, что некоторая теория имеет контринтуитивные следствия. В органоне критики слабость и экономия не являются добродетелями, ибо добродетель некоторой теории состоит в том, что она может противостоять сильной критике. (Поэтому, по-видимому, в критических дебатах, так сказать в метадебатах о жизненности интуиционистского конструиро­вания, возможно допускать использование классиче­ской логики.)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2223 - | 2152 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.