Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбъективность и автономи€ третьего мира




ћнение, что без читател€ книга ничего собой не представл€ет, €вл€етс€ одной из главных причин оши≠бочного субъективного подхода к знанию.  нига €кобы в действительности становитс€ реальной только тогда, когда она пон€та, в противном случае же она просто бумага с черными п€тнами на ней.

Ётот взгл€д ошибочен по многим пунктам. ќсиное гнездо €вл€етс€ осиным гнездом, даже если оно было покинуто и даже если оно никогда снова не использо≠валось осами как гнездо. ѕтичье гнездо €вл€етс€ птичьим гнездом, даже если в нем никогда не жили птицы. јналогичным образом книга остаетс€ книгой Ч определенным видом продукта, даже если она никогда не была прочитана (как часто происходит сегодн€).

ќтметим, что некоторые книги или даже целые биб≠лиотеки книг не нуждаютс€ в том, чтобы быть написан≠ными кем-либо: книги, содержащие таблицы логариф≠мов, например, могут быть созданы и отпечатаны вычис≠лительной машиной. ќни могут быть лучшими книга≠ми, содержащими логарифмы, то есть содержать лога≠рифмы вплоть, скажем, до одной миллионной. ќни могут быть посланы в библиотеки, однако оказатьс€ бесполезными. ¬о вс€ком случае, могут пройти годы, прежде чем кто-либо воспользуетс€ ими, причем на многие данные в них (в которых выражаютс€ некоторые математические теоремы), возможно, никогда не обра≠т€т внимани€ в продолжение всей истории существова≠ни€ человека на земле. ќднако кажда€ из этих цифр содержит то, что € называю Ђобъективным знаниемї, и вопрос о том, имею ли € право называть ее так, не имеет значени€.

ѕример с книгами, содержащими логарифмы, может показатьс€ искусственным. Ќо это не так. я должен сказать, что почти кажда€ книга подобна этому приме≠ру: она содержит объективное знание, истинное или ошибочное, полезное или бесполезное, а прочитает ли ее кто-либо когда-нибудь и действительно поймет ее содержание Ч это почти случайность. „еловек, который понимает книгу, Ч редкое создание. ≈сли же вз€ть обыкновенного человека, то дл€ него всегда характерно в значительной степени неправильное понимание и не≠правильное истолкование книг. ѕревращение черных п€тен на белой бумаге в книгу, в знание в объективном смысле представл€ет собой не результат реального и от≠части случайного уклонени€ от такого неправильного понимани€. —корее здесь имеет место более абстракт≠ный процесс. »менно возможность или потенциальность некоторой вещи быть пон€той, ее диспозиционный ха≠рактер быть пон€той и интерпретированной, или не≠правильно пон€той и неправильно интерпретированной, делает ее книгой. » эта потенциальна€ возможность или диспозици€ книг могут существовать, не будучи ког≠да-либо актуализированными или реализованными.

„тобы пон€ть это более четко, можно представить себе следующую ситуацию. ѕосле того как человече≠ский род исчезнет, некоторые книги или библиотеки. возможно, будут найдены некоторыми нашими цивили≠зованными потомками (не имеет значени€, будут ли они земными живыми существами, которые сделались ци≠вилизованными людьми, или некоторыми пришельцами из космоса). Ёти книги могут быть дешифрованы. ѕред≠положим, что они могут оказатьс€ теми логарифмиче≠скими таблицами, которые никогда не были ранее про≠читаны. »з этого совершенно €сно следует, что дл€ превращени€ некоторой вещи в книгу несущественно ни ее составление мысл€щими животными, ни тот факт, что она в действительности не была прочитана или по≠н€та; дл€ этого достаточно лишь то, что она может быть дешифрована.

“аким образом, € действительно признаю, что, дл€ того чтобы принадлежать к третьему миру объективно≠го знани€, книга должна (в принципе, в возможности) обладать способностью быть постигнутой (дешифрован≠ной, пон€той или Ђпознаннойї) кем-то. ќднако боль≠шего € не признаю.

»так, мы можем сказать, что существует некий вид платоновского (или соответствующего иде€м Ѕольцано) третьего мира книг самих по себе, теорий самих по себе, проблем самих по себе, проблемных ситуаций самих по себе, рассуждении самих по себе и т.д.  ро≠ме того, € полагаю, что, хот€ этот третий мир есть че≠ловеческий продукт, существует много теорий самих по себе, рассуждении самих по себе и проблемных ситуа≠ций самих по себе, которые никогда не были созданы или пон€ты и, возможно, никогда не будут созданы или пон€ты людьми.

“езис о существовании такого третьего мира про≠блемных ситуаций обычно рассматриваетс€ многими как исключительно метафизический и сомнительный. ќднако его можно защитить ссылкой на то, что у него существует биологическа€ аналоги€. Ќапример, полную аналогию ему можно найти в области создани€ птичьих гнезд. Ќесколько лет назад € получил в качестве по≠дарка дл€ моего сада €щик-гнездо дл€ птиц. Ётот €щик-гнездо был, конечно, продуктом человеческой де€тель≠ности, а не продуктом де€тельности птиц, так же как наши таблицы логарифмов были результатом работы вычислительной машины, а не продуктом де€тельности человека. ќднако в контексте птичьего мира это гнездо было частью проблемной ситуации, объективной воз≠можностью. ¬ течение нескольких лет птицы, кажетс€, не замечали €щика-гнезда. ќднако затем он был тща≠тельно осмотрен некоторыми синицами, которые даже начали обустраиватьс€ в нем, но очень скоро отказа≠лись от этого. ќчевидно, здесь была некотора€ схвачен≠на€ возможность, хот€, конечно, и не особенно ценна€. ¬о вс€ком случае, здесь существовала проблемна€ си≠туаци€. » проблема, возможно, будет решена на сле≠дующий год другими птицами. ≈сли этого не произой≠дет, то, может быть, иной €щик окажетс€ более подхо≠д€щим. — другой стороны, самый удовлетворительный €щик может быть удален, прежде чем он когда-либо будет использован. ¬опрос об адекватности €щика €в≠л€етс€ €вно объективным вопросом, а использовалс€ он когда-либо или нет, это до некоторой степени дело слу≠ча€. “ак обстоит дело со всеми экологическими нишами. ќни содержат потенциальные возможности и могут быть исследованы как таковые объективным способом в соответствии с существующей проблемой, независимо от вопроса, будут ли когда-либо эти потенциальные возможности реализованы каким-либо живым организ≠мом. Ѕактериолог знает, как подготовить такую эколо≠гическую нишу дл€ культуры определенной бактерии или плесени. ќна может быть совершенно адекватной дл€ своей цели. Ѕудет ли она когда-либо использована или заселенаЧэто другой вопрос.

Ѕольша€ часть объективного третьего мира реаль≠ных и потенциальных теорий, книг и рассуждении воз≠никает в качестве непреднамеренного побочного про≠дукта реально созданных книг и рассуждении. ћы мо≠жем также сказать, что это есть побочный продукт че≠ловеческого €зыка. —ам €зык, подобно гнезду птицы, есть непреднамеренный побочный продукт действий, ко≠торые были направлены на другие цели.

 аким образом возникают в джунгл€х тропы живот≠ных? Ќекоторые животные прорываютс€ через мелко≠лесье, чтобы достичь водопо€. ƒругие животные нахо≠д€т, что легче всего использовать тот же самый путь. “аким образом, посредством использовани€ последний может быть расширен и улучшен. ќн не планируетс€, а €вл€етс€ непреднамеренным следствием потребности в легком и быстром передвижении. »менно так первона≠чально создаетс€ кака€-нибудь тропаЧвозможно, так≠же людьмиЧи именно так могут возникать €зык и лю≠бые другие институты, оказывающиес€ полезными. » именно этому они об€заны своим существованием и раз≠витием своей полезности. ќни не планируютс€ и не пред≠полагаютс€, возможно, в них нет необходимости, преж≠де чем они возникнут. ќднако они могут создавать но≠вую потребность или новый р€д целей: целевые струк≠туры животных или людей не €вл€ютс€ Ђданнымиї, они развиваютс€ с помощью некоторого вида механизма об≠ратной св€зи из ранее поставленных целей и из тех ко≠нечных результатов, к которым они стрем€тс€ (см. [22, гл. 6; 12, с. 89; 41, с. 65; 45, разд. XXIVI).

“аким образом, может возникнуть целый новый уни≠версум возможностей, или потенциальностей,Ч мир, ко≠торый в значительной степени €вл€етс€ автономным.

—амый €ркий пример в этом отношении представ≠л€ет собой сад. ’от€ он мог быть спланирован с чрез≠вычайной заботой, в дальнейшем он, как правило, при≠нимает частично неожиданные формы. Ќо даже если он и потом оказываетс€ четко спланированным, некоторые неожиданные взаимоотношени€ между спланированны≠ми объектами в саду могут порождать целый универ≠сум возможностей, новых возможных целей и проблем.

ћир €зыка, предположений, теорий и рассуждении, короче, универсум объективного знани€, €вл€етс€ одним из самых важных созданных человеком универсумов, которые, однако, в то же самое врем€ в значительной степени автономны.

»де€ автономии €вл€етс€ центральной в моей тео≠рии третьего мира: хот€ третий мир есть человеческий продукт, человеческое творение, он в свою очередь со≠здает свою собственную область автономии; то же самое происходит и с продуктами де€тельности других жи≠вотных. ѕримеры этого весьма многочисленны. ¬оз≠можно, самые поразительные из них могут быть обна≠ружены в теории натуральных чисел, в любом случае именно они должны рассматриватьс€ нами в качестве стандартных примеров.

Ќе обижа€  ронекера, € соглашаюсь с Ѕрауэром, что последовательность натуральных чисел есть челове≠ческа€ конструкци€. ’от€ эту последовательность со≠здаем мы, она в свою очередь создает свои собствен≠ные автономные проблемы. –азличие между нечетны≠ми и четными числами не порождаетс€ нами: оно есть непреднамеренное и неизбежное следствие нашего твор≠чества.  онечно, простые числа €вл€ютс€ аналогичным образом непреднамеренно автономными и объективны≠ми фактaми; очевидно, что и в данной области суще≠ствует много фактов, которые мы можем обнаружить: так возникают предположени€, подобно догадке √ольдбаха. » эти предположени€, хот€ и св€заны косвенным образом с результатами нашего творчества, непосред≠ственно касаютс€ проблем и фактов, которые отчасти возникают из нашего творчества: мы не можем управ≠л€ть этими проблемами и фактами или вли€ть на них: они суть достоверные факты и истину о них очень часто трудно обнаружить.

¬се это €вл€етс€ иллюстрацией того, что € имею в виду, когда говорю, что третий мир €вл€етс€ в значи≠тельной степени автономным, хот€ и созданным нами.

ќднако указанна€ автономи€ третьего мира лини частична€: новые проблемы привод€т к новым творе≠ни€м и конструкци€м Ч таким, как рекурсивные (функ≠ции или последовательности свободного выбора Ѕрауэра, Ч добавл€€ тем самым новые объекты к третьему миру. » каждый такой шаг будет создавать новые не≠преднамеренные факты, новые неожиданные проблемы, а часто также и новые опровержени€ [4].

—уществует также обратна€ св€зь, направленна€ от наших творений на нас, из третьего мира на второй мир. Ёто воздействие исключительно важно, ибо новые неотложные проблемы стимулируют нас на новые тво≠рени€.

”казанный процесс может быть описан следующей сверхупрощенной схемой (см. [45, особенно с. 243]):

P1 g TT g EE g P2

ƒругими словами, мы начинаем с некоторой про≠блемы P1, переходим к предположительному, пробному решению или предположительной, пробной теории ““, котора€ может быть (частично или в целом) ошибоч≠ной; в любом случае она должна быть подвергнута процессу устранени€ ошибки ≈≈, который может со≠сто€ть из критического обсуждени€ или эксперименталь≠ных проверок; во вс€ком случае, новые проблемы P2 возникают из нашей собственной творческой де€тель≠ности, но они не €вл€ютс€ преднамеренно созданными нами, они возникают автономно из области новых отно≠шений, по€влению которых мы не в состо€нии помешать никакими действи€ми, как бы активно ни стремились сделать это.

јвтономи€ третьего мира и обратное воздействие третьего мира на второй и даже на первый миры пред≠ставл€ют собой один из самых важных фактов роста знани€.

–азвива€ наши биологические соображени€, легко увидеть, что они имеют исключительное значение дл€ теории дарвиновской эволюции: они объ€сн€ют, как мы можем подн€ть себ€ за волосы. ≈сли использовать Ђвы≠сокуюї терминологию, то можно сказать, что они помо≠гают объ€снить процесс Ђэмерджентностиї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

512 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.