Никон Оптинский. — Исповедуй свои грехи
Духовнику, да и только, а в рассматривание
их не входи».
Старцы советовали быть особенно осторожными
В открытии на исповеди блудных
Помыслов. Преподобный Варсоно-
фий Оптинский говорил: «Надо поскорее
Засыпать, закрыть эту смердящую яму, а
Не копаться в ней. Блудные помыслы вам
В грех не поставятся, если вы не услаждались
Ими. Прогонять помыслы, противиться
Им могут только святые, а нам от них
Надо бегством спасаться. Если у вас своих
Сил нет бороться с помыслами, то призывайте
Господа Иисуса, и имя Его будет прогонять
их».
Не советовал подробно исповедовать
Блудные помыслы и дела и преподобный
оптинский старец Лев: «...старцы знали великое
Милосердие Божие, не желающее
Крайнего пристыждения нашего, потому и
Заблагорассудили исповедание худых помыслов
Сократить. Иногда тебе диавол внушит
Их, и ты будешь являть не свои помыслы,
А его навевание, и он поругается тебе во
Благом. Иногда и старец, не очень твердый,
Не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного
».
Вот с каким чувством советовал исповедоваться
Преподобный Феофан Новоезерс-
кий: «Когда исповедуетесь, то просите единого
Подателя благ: Господи, даждъ ми по-
мысл исповедания грехов моих! И когда
священник скажет.- «Прощаю и разрешаю!»,
То в самую сию минуту и на Небеси прощено
и разрешено».
Об этом же пишет старец Савва: «Когда
исповедуетесь и священник скажет: прощаю
И разрешаю соделанное в ведении и
Неведении, — вот вы уже и прощены. Есть
Такие, кто пренебрегает этим. Какого же
дара великого они лишаются!»
Раскаяние наше не будет полным, если
Мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости
Не возвращаться к исповеданному
Греху.
«Покаяться, с намерением опять приняться
за грехи, — это смертный грех», — пишет
Преподобный Феофан Новоезерский. Преподобный
Амвросий Оптинский говорил:
«Какое ныне настало время! Бывало, если
Кто искренно раскается в грехах, то уже и
Переменяет свою греховную жизнь на добрую;
а теперь часто бывает так: человек и
Расскажет на Исповеди все свои грехи и в
Подробности, но затем опять за свое принимается
».
Почему некоторые старцы советуют
Записывать свои грехи
При подготовке к Исповеди некоторые
Старцы советовали составить письменный
Перечень соделанных прегрешений за пе396
Риод от последней Исповеди. Для людей,
Еще не привыкших систематически исповедоваться
И потому не развивших в себе
«памятования грехов», это очень хороший
Способ подготовки к Покаянию. Этот способ
Употреблялся уже в древние времена — преподобный
Иоанн Лествичник писал, что монахи
его монастыря «имели на поясе маленькую
Тетрадку, в которую заносили свои
Мысли на каждую минуту, и затем сообщали
предстоятелю».
Но надо помнить, что приготовление к
Исповеди состоит не в том, чтобы вспомнить
И записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть
Того состояния сосредоточенности,
Серьезности и молитвы, при которых,
Как при свете, станут видны ясно наши грехи.
Исповедник должен принести на исповедь
Не список грехов, а покаянное чувство,
Не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное
Сердце. Знать свои грехи, это
Еще не значит — каяться в них. Правда, Господь
Принимает исповедание — искреннее
И добросовестное, даже если оно и не сопровождается
Сильным чувством раскаяния,
Если и этот грех — окамененное нечув-
Ствие — мы исповедуем мужественно и откровенно,
Без лицемерия. И все же сокрушение
Сердца, скорбь о грехах своих, есть важнейшее
Из того, что мы можем принести на
Исповедь.
«Недостаточно того: перечислил все грехи
— и конец, и ничего не получилось, —
Говорил о письменной исповеди святой
Праведный Алексей Мечев, — а нужно, чтобы
Грех опротивел, чтобы все это перегорело
Внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать...
И вот тогда-то уж грех нам будет противен,