Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. является государство, которое и дает гражданину свободу, и ограничивает ее в интересах общего блага.




является государство, которое и дает гражданину свободу, и ограничивает ее в интересах общего блага.

Консерватизм в политике XX в. наиболее ярко выра­зился в реформах М. Тэтчер и Р. Рейгана. Заметим, что экономисты-консерваторы уже в 1970-х гг. подчеркивали негативную роль государственного вмешательства в эконо­мическое развитие, призывая ограничить роль государства в этой сфере. Все большее их присутствие в государствен­ных бюрократиях, усиление роли теорий общественного выбора и теории «главных действующих лиц и агентов» сделали возможным распространение «тэтчеризма» и «рей-ганомики», вызвавших волну социальных протестов как в Великобритании, так и в США.

В новых условиях в конце XX — начале XXI в. обще­ство постмодерна порождает новые противоречия, новые риски, становится обществом так называемой текучей модернити, где приоритетным становится индивидуальный выбор, а роль групповых механизмов самоидентификации снижается, что обусловливает кризис традиционных клас­сических идеологий и тех политических партий, которые с ними связаны.

Глобальные риски: социальные неравенство капита­лизма, разрушение экосистемы, распространение оружия массового поражения, сокращение демократических сво­бод, обострение тендерных противоречий, расовых и этни­ческих конфликтов, цивилизационных столкновений — закономерным образом вызывают к жизни так называемые новые идеологии: «идеологии глобализма и антиглобализма», идеологии «зеленых».

Вместе с тем, по мнению того же Гидденса, идеологиче­ский подход как в политике, так и в науке имеет место быть и в ситуации постмодерна. Социополитические теории продолжают пребывать в силовом поле двух мировоззрен­ческих полюсов — капитализма и социализма. И что бы ни писали о социализме (и то, что он существовал лишь как утопическая программа, и то, что реальный социализм не имел ничего общего с Марксовой теорией), он и сегодня остается теоретической базой для тех, кто не приемлет капиталистических принципов. То есть социализм как иде­ологическая конструкция существует, воспроизводится, реконструируется и продолжает функционировать. Анало­гичным образом продолжают развиваться и эволюциониро­вать либеральные конструкты. В ряде своих трудов Гидденс


22.4. Классификация идеологий 543

уделяет внимание преодолению дихотомии между «левой и правой» идеологическими позициями.

В конце XX в. многие исследователи констатировали серьезный кризис, в котором оказались политические пар­тии, ориентирующиеся на классические идеологические доктрины. Этот кризис выражался в снижении уровня дове­рия к политическим партиям, в сокращении их численно­сти, в девальвации идеологических ценностей и постулатов. Политическая конкуренция проявлялась не столько как борьба идей и программ, сколько как соперничество имид­жей. В этих условиях «партии большинства» стали сме­щаться к центру политического спектра, пытаясь стать так называемой catch-all party, а сторонники крайних, радикаль­ных идей постепенно маргинализировались. Системные партии пытались адаптировать свою стратегию и основ­ные характеристики под модель массовых партий. Данные тенденции способствовали возникновению партий, кото­рые О. Киркхаймер назвал партиями «catch-alh («хватай всех»). «Развивается новый тип партии, которая не явля­ется ни кадровой, ни массовой партией, а "всеядной пар­тией" (О. Киркхаймер), "партией избирателей" (Ж. Шарло) или "партией притяжения" (Р.-Ж. Шварценберг)». Такие партии могут быть правыми, центристскими и левыми. Они представляют собой межклассовые и даже межидеологиче­ские движения, целиком направленные на электорат.

Этот кризис представительности партий и поли­тики, который можно обозначить как кризис «партийной формы», сопровождался и размыванием идеологических ориентиров; видимые различия в политике социалистов и либералов становились все менее очевидными.

В результате традиционное разделение на правых и левых перестало быть таким четким. Как правые, так и левые партии стали заимствовать идеи друг у друга, пыта­ясь ориентироваться на потребности массового электората.

Либералы активно включали в свои программы соци­альную составляющую, а социалистические и социал-демократические партии Европы фактически отказались использовать даже понятие «социализм». Показательны в этой связи результаты выборов, когда главные конку­ренты раз за разом приходят к финишу почти с одинако­вым результатом. Такую ситуацию мы наблюдали в США в 2000 и 2004 гг., в Германии — в 2005 г., в Италии, Швеции и Мексике — в 2006 г., во Франции — в 2007 г.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2339 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.