Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 22. Идеология и ее роль в политической жизни. необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.




необходимая для того, чтобы обеспечить жизненно важное единство социальной структуры коммунизма.

С. Жижек рассматривает идеологию в традициях фран­цузского постструктурализма и постмодернизма. В целом он придерживается трактовки идеологии как искаженного сознания, которое склоняет индивида совершать соци­альные действия в том направлении, которое выбрано им не самостоятельно, а навязано средствами идеологии: «действительной целью идеологии является сама вменяе­мая ею система ценностей, незыблемость идеологической конструкции, цель ее в том, чтобы заставить нас идти как можно прямее, в одну сторону». Однако идеология посте­пенно теряет рациональность, воспроизводит саму себя, начинает служить «исключительно своим собственным целям и ничему больше». Следуя этой логике, С. Жижек предлагает дискурсивный анализ идеологий, поскольку она собственно и функционирует как дискурс.

Рассматривая способы концептуализации идеологии, наиболее полно возможно раскрытие данного феномена в рамках функционального подхода, который рассматривает идеологию как особую идеально-преобразующую конструк­цию в сфере политики, форму сознания, возникновение, развитие, расцвет и упадок которых имеют определенные исторические предпосылки (Соловьев).

Изучение идеологии в рамках феноменологического подхода было более распространено во второй половине XX в. и нашло отражение в работах по семиотике К. Гиртца, рассматривающего идеологии как культурные системы. Идеология включает в себя смыслы, выражение идей, чтобы выразить эти значения, и тот культурный контекст, в котором эти смыслы и значения производятся и понима­ются (Clifford). Другими словами, идеологическая матрица выступает своеобразной картой социальной реальности, позволяющей индивиду ориентироваться в политическом и социальном пространстве.

Дискурсивный анализ идеологий нашел место в работах Л. Витгенштейна и П. Рикёра, которые обращали внимание как на позитивные, так и негативные функции идеологии для политической жизни. В противоположность таким идеям Д. Истон, А. Конноли и некоторые другие ученые делали упор не на эмоциональном, а на ценностном содер­жании идеологий.


22.2. Политические идеологии



В современной эмпирической социологии преобладает аксиологический подход к изучению идеологии, основан­ный на анализе базовых ценностей. Именно этот подход используют Д. Истон, А. Конноли при изучении поли­тической культуры. У. Матц определяет идеологию как «систему ценностей, выступающую в качестве политиче­ского мировоззрения», но в определенном историческом контексте (Матц, 1992).

В рамках коммуникационного подхода, разработан­ного Г. Ласуэллсом, идеология рассматривается как специ­фический вид коммуникации, направленной на сохране­ние или изменение существующего политического строя, и включает в себя следующие элементы, направленные на общественное сознание: политические доктрины, политическую формулу (перечень основных положений конституции) и политическую миранду (легенды, мифы, церемонии и т.д.).

Отечественная социология внесла значительный вклад в изучение идеологии, которая в советский период глав­ным образом рассматривалась как одна из составляющих общественного сознания или, как писал В. А. Ядов, как форма духовной деятельности, где сталкиваются в борьбе и в диалоге научные и вненаучные, истинные или ложные идеологические концепции, в чем отражается разнообра­зие классовых интересов. В. Ж. Келле, Ж. Т. Тощенко рас­сматривали идеологию как определенные мировоззренче­ские ориентации, которые исповедуют разные социальные группы, выступающие субъектом идеологии. Значитель­ный вклад в разработку проблематики идеологий внесли Е. М. Бабосов, М. А. Василик, Ю. Г. Волков, В. П. Мака­ренко, Б. Г. Капустин, В. Н. Кузнецов, О. Ю. Малинова.

Политические идеологии

Под политической идеологией мы понимаем совокуп­ность идей, отражающих позиции и взгляды определенной группы людей на общественно-политические и экономиче­ские события в мире и в обществе, а также предлагающих определенный путь развития общества. Идеология в дан­ном случае есть концептуализированный интерес опреде­ленной группы людей по поводу общественного процесса и его перспектив.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.