Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Заключение: Европа конфессий




Становление в Европе нового "двухполюсного" мира существенно изменило образ жизни и мироощущение большинства европейцев. Если в "католическом" мире эти изменения явились достаточно органическим продолжением многовековой религиозной традиции, то в "протестантском" мире они привнесли в общество значительное количество новшеств. Анализ ряда таких новшеств содержится в статье Ганса-Христофа Рублака "Новый образ жизни христиан” (41).

Христиане этой эпохи, замечает автор, видели космос не как природу, которой можно было восхищаться и которую надлежало использовать в своих целях, но как имеющий определенную структуру, священный и, соответственно подчиненный морали Божественный порядок. Взаимодействие человека с этим порядком обеспечивалось либо соблюдением святых таинств (в католичестве), либо верой в Слово Божье (в протестантизме). Как то, так и другое открывало путь к милосердию Божьему, без которого человек не мог преодолеть греховность своей природы (41, с.589).

Реформация, указывается в статье, во многом упростила взаимоотношения верующих, особенно горожан, с этим сложным божественным порядком. Религиозная жизнь с упразднением большинства таинств и поклонения многочисленным святым-

покровителям оказалась замкнутой по существу в рамках каждого отдельного прихода.

Центром этой религиозной жизни был пастор, также во-многом лишившийся ореола святости и рассматривавшийся прихожанами скорее в качестве состоящего у них на жаловании служителя Божьего. "Те священники, которые отклонялись от того, что требовала от них религиозная община, и стремились играть роль проводников Закона Божьего, не зависящего от непосредственных мирских нужд, сталкивались с сопротивлением, безразличием, либо открытой враждебностью прихожан" (41, с.590).

С упразднением многочисленных ритуалов, характерных для католичества, стержнем религиозной жизни протестантов стала воскресная проповедь, а поскольку от воскресенья до воскресенья верующие, в особенности дети, успевали забыть ее содержание, в силу того, что до XVIII в. никто не требовал заучивать церковные догмы "наизусть", среди протестантов широко распространилось невежество в вопросах христианского вероучения (41, с.591).

Сходные явления наблюдались и в реформированном католичестве, хотя они и были вызваны на первый взгляд противоположными причинами. Упор, который делали католические реформаторы на святости сана священника, способствовал еще большему, чем прежде, отдалению клира от паствы, что, в частности, подчеркивалось наличием решетки, отделявшей верующего от священника во время исповеди (41, с.582).

Изменение отношения к таинствам, привнесенное Реформацией, сказалось, прежде всего, на таком важнейшем ритуале, непосредственно связанном с имущественными отношениями, как брак. Как в реформированном католичестве, так, еще радикальнее, в протестантизме церковь предприняла шаги к приближению этого таинства к мирским нуждам, что во многом способствовало его десакрализации.

Так, в частности, Тридентский собор, хотя и не отменил тайных браков, однако постановил, что полностью оформленный церковный брак должен был совершаться публично. Протестанты пошли еще дальше, установив условием полноценного брака согласие родителей жениха и невесты (41, с.594).

Формирование новых религиозных конфессий стало одним из основополагающих факторов европейской истории в период с 1560 по

1650 г. О значении "конфессионализации" Европы говорится в статье Г.Шиллинга "Европа конфессий" (46).

Подразумевая под "конфессией" четкое и определенное изложение церковной доктрины, считавшееся характерной чертой христианства в этот период, автор выделяет следующие основные документы, декларировавшие соответствующие христианские конфессии.

Для лютеранства это Аугсбургская конфессия (1530) и Книга согласия (1580). Для реформированной (кальвинистской) конфессии - Гельветские конфессии (1536, 1566), Цюрихское соглашение (1549) и Дортрехтские каноны ((1619). Для англиканской церкви - Книга общих молитв (1549) и Тридцать девять статей (1563). Для католицизма - доктринальные каноны Тридентского собора, в особенности "Тридентское исповедание веры (Professio fidei tridentina)" 1564г.

Основываясь на этих документах три основные конфессии (четыре, если учесть англиканство) сформировали, отмечается в статье, "внутренне сплоченные и внешне взаимоисключающие общины, обладающие специфическими для каждой из них учреждениями, членством и верованием" (там же).

В социальном контексте Европы кануна Нового времени, утверждает автор, "религия, особенно в структурированной форме "конфессии" являлась доминирующим элементом в сочетании факторов, каждый из которых может быть, подобно медицинскому синдрому, рассмотрен как по отдельности, так и в сочетании с другими" (46, с.642).

Одним из главных воздействий Реформации на процесс трансформации европейской государственности, по мнению автора, явилась одновременно происходившая секуляризация и ресакрализация государства. Решающим элементом этого процесса явилась ресакрализация. "Обобщая, можно сказать,- пишет он, - что государство обретало большую святость для того, чтобы стать более мирским" (46, с.644).

Сближение церкви с зарождающимся современным государством, в котором она видела свою опору, отчетливее всего проявилось в странах, где преобладал протестантизм, как в Скандинавии, Англии или Швейцарии (особенно в Цюрихе). Однако и в католических государствах церковь во все возрастающей степени прибегала к помощи обновляющегося государства, как с целью сохранить свои владения и власть, так и с целью противостоять Реформации (46, с.648).

Во всех трех основных конфессиях государство все решительнее привлекалось к исполнению функций, на протяжении средневековья бывших в полном ведении церкви, таких, как, например, брак или забота о бедных. С другой стороны, государство активно использовало церковь для утверждения общественного порядка и дисциплины среди подданных.

В католических государствах это делалось посредством регулярных "визитаций" епископов в приходы, при помощи церковных судов, решений Римской курии, а в Испании и Италии также с помощью инквизиции, В протестантских государствах эту роль выполняли консистории, в которые кооптировались, как пасторы, так и приходские старосты, и которые собирались еженедельно с целью координации административной работы церкви и обсуждения мер по укреплению дисциплины среди верующих (46, с.652).

Конфессионализация религиозной жизни, указывается в статье, оказала огромное влияние на трансформацию самой идеи правления — переход от средневековой концепции "управления людьми" к современной концепции "управления вещами". Важным фактором здесь оказалась сакрализация государственной власти, привнесенная конфессионализацией, когда в ходе столкновения конфессий светский правитель - князь или король - выступал в качестве защитника (протектора) реформированного вероисповедания, сам становясь таким образом католическим, либо протестантским реформатором (46, с.656).

Конфессионализация, подчеркивается в статье, не только способствовала строительству современной государственности, но и оказала мощное воздействие на формирование современных европейских наций. Религия и политика оказались тесно переплетены между собой, и эта взаимосвязь определила дальнейшее развитие европейских государств вплоть до XX в., что особенно ярко прослеживается на примере таких католических государств как Испания, Италия и Ирландия, а также таких протестантских стран как Англия и государства Скандинавии (46, с.659).

Когда во второй половине XVII в. конфессионализация начала постепенно утрачивать роль доминирующего синдрома в

строительстве современной государственности, указывается в заключение статьи, на первый план вышли другие факторы модернизации. В их числе оказались такие светские концепции, как законодательно закрепляемый индивидуализм и то, что получило название "преследование собственных интересов", а также светские идеи общественных интересов, коренившиеся в учениях радикальной Реформации (46, с.668).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 380 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2336 - | 2047 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.