Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„асть 2 –еформаци€: идеалы и политика 2 страница




ќтличительной чертой ордена €вл€лась подчеркнута€ приверженность его членов нищете, сопровождавша€с€ запретом просить милостыню, но питатьс€ исключительно доброхотными да€ни€ми. “еатинцы служили не в церкви, а "в народе", не сопровожда€ службу песнопением, носили обычные монашеские р€сы. ÷елью театинцев €вл€лось служить живым примером дл€ приходских св€щенников (16, с.287).

¬ статье содержитс€ кратка€ истори€ основани€ и де€тельности

р€да наиболее известных орденов регул€рных служителей, таких как варнавиты, сомаскинцы, мартицианцы, минориты, пиаристы камиллианцы и др.

ќсобое внимание удел€етс€ автором ордену иезуитов или ќбществу »исуса, наиболее вли€тельному и самому многочисленному (после капуцинов) новому ордену. ќсновател€ми ордена стали семь студентов ѕарижского университета, которые в 1534 г. прин€ли обет отправитьс€ в ѕалестину дл€ ведени€ там миссионерской де€тельности.

¬озглавивший группу »гнатий Ћойола (1491-1556), по замечанию автора, был, веро€тно, одарен академическими талантами меньше, чем его товарищи, получившие первоклассное по тому времени образование. √руппа носила интернациональный характер, включа€ двух басков, двух кастильцев, арагонца, португальца и саво€ра. ¬ 1537 г. эта группа вместе с присоединившимис€ к ней несколькими французами собралась в ¬енеции, чтобы отплыть оттуда в ѕалестину, но этому помешала война, вспыхнувша€ между венецианцами и турками.

ќднако прин€тый ими в ѕариже обет содержал условие, согласно которому, в случае невозможности путешестви€ в ѕалестину, они должны были предоставить себ€ в распор€жение папы. ѕавел III рукоположил их в св€щенники и использовал в качестве преподавателей и проповедников. —о временем они прин€ли решение упор€дочить свою де€тельность, создав религиозный орден.

ѕодготовленный Ћойолой и его талантливым секретарем ’уаном ѕоланко (1516-1576) проект устава ордена был утвержден ѕавлом III в 1540 г. ¬сю оставшуюс€ жизнь Ћойола совершенствовал с помощью ѕоланко уставы ордена, которые были утверждены уже после его смерти в 1558 г. и опубликованы в 1559 г.

ћногие нововведени€, привнесенные иезуитами в свои уставы, такие как жестка€ централизаци€ организации ордена, предпочтение, отдаваемое служению ближнему перед молитвой, строгие методы поддержани€ дисциплины насторожили и обеспокоили монахов, принадлежащих к другим орденам. “ри папы, бывшие членами –елигиозных орденов - ѕавел IV (1555- 1559), ѕий V (1566-1572) и —икст V (1581-1590) подвергли сомнению и запретили р€д таких нововведений, однако после их смерти иезуиты восстановили все отмененные ими пункты (16, 291).

 роме уставов Ћойола оставил в наследство ордену свою книгу "ƒуховные упражнени€" (1548). Ёта небольша€ книжечка, выдержавша€ более 5 тыс. изданий, до сих пор €вл€етс€ основным руководством дл€ иезуитов в медитации и отправлении их служени€, основой которого изначально была и остаетс€ миссионерска€ де€тельность.

’от€ в начале Ћойола не придавал большого значени€ де€тельности ордена в сфере просвещени€, успех первых основанных иезуитами колледжей вскоре выдвинул это служение на первый план нар€ду с миссионерством. —реди ранних иезуитов было немало известных ученых. ’от€ иезуитов нередко рассматривают как ударный отр€д в борьбе против протестантизма, подчеркивает автор, однако эта сторона их де€тельности способствовала оживлению католицизма в меньшей степени, чем труды иезуитских миссионеров и просветителей (16, с.294).

—ледующими за иезуитами по своей важности дл€ выживани€ католицизма в услови€х бурного XVI в. стали ордены капуцинов и босоногих кармелитов, выделившиес€ из уход€щего корн€ми к —в. ‘ранциску јссизскому ордена францисканцев. ƒело в том, отмечаетс€ в статье, что главное правило, установленное —в. ‘ранциском Ч нищета Ч служило посто€нным источником раздоров и последующего разделени€ общин францисканцев.

¬ 1517 г. папа Ћев ’ свел все эти многочисленные общины в два ордена Ч умеренных "конвентуалов" (обычных) и более ревностных "обсервантов" (блюстителей). ѕоследние в XVI в. разделились на три ветви: "реформированных" (1532, главным образом в »талии), "босоногих" (1563, в основном в »спании) и "вновьсобранных" (1579, преимущественно во ‘ранции).

 апуцины выделились из "обсервантов" в 1528 г. вследствие неудовлетворенности наиболее ревностных "ревнителей" слишком, по их мнению, м€гкими правилами ордена. ќни селились небольшими группами отшельников вблизи городов, дополн€€ труды иезуитов, вращавшихс€ главным образом среди городской элиты, служением среди сельской паствы.  апуцины прославили себ€ самоотверженной готовностью приходить на помощь жертвам эпидемий чумы и других опасных поветрий (16, с.295).

¬ то же врем€, отмечаетс€ в статье, на удивление большое количество капуцинов служило советниками при дворах

европейских монархов и в окружении кардиналов. “ак, например, капуцином был знаменитый помощник кардинала –ишелье "серый кардинал" ќтец ∆озеф дю “рамблэ (1577-1638).

ќрден босоногих кармелитов зародилс€ в »спании во многом трудами одной из самых выдающихс€ женщин своего времени —в. “ерезы јвильской (1515-1582), выступившей инициатором целого р€да реформ среди кармелитов, таких как отказ от доходов с принадлежащих монастыр€м церквей, упразднени€ титулов среди монахов и монахинь, разрешени€ бедным послушникам и послушницам вступать в монастырь без взноса и т.п. —амо название "босоногих" реформированные кармелиты получили вслед за введенным ею правилом носить в знак смирени€ не башмаки, но сандалии (16, с. 297).

¬ажным нововведением в католицизме XVI-XVII вв. €вилось образование "ораторий" сообществ (конгрегаций) св€щенников, монахов и мир€н, провод€щих совместные службы, но берущих на себ€ лишь отдельные обеты, либо не берущих обетов вообще. ¬ конце XVI - начале XVII в. "ораторианцы" получили от папы статус ордена и право на св€щеннослужение (16, с.299).

Ѕольшое вли€ние на реформирование католицизма в XVI в. оказал гуманизм. ¬ статье ƒ.  оулмана "ћоральные принципы и социальный контроль в реформе католичества: роль —ан ’уана де јвилы" (14) говоритс€ об одном из наиболее выдающихс€ гуманистов католичества.

ќтмеча€, что значение —ан ’уана де јвилы как одного из ведущих реформаторов католичества, заложившего теоретические основы в формирование политики контрреформации в целом и ќрдена иезуитов, в частности, не только недооцениваетс€ современными историками, но было основательно забыто уже в начале XVII в., автор напоминает, что среди современников этого некогда великого "апостола јндалузии", внимательно прислушивавшихс€ к его советам и во многом следовавших им, были такие известные де€тели католичества, как »гнатий Ћойола, “ереза из јвилы, Ћуис де √ранада и др. (14, с. 17).

—ын выкреста из испанских евреев (conversa) ’уан де јвила (канонизирован в качестве св€того папой ѕавлом VI в 1970 г.) родилс€ в 1499 г. в деревушке јльмовдавар дель  ампо в Ќовой  астилии. — 1520 по 1526 г. он изучал гуманитарные науки, а затем

теологию в университете јлкала Ч центре распространени€ гуманистических идей Ёразма –оттердамского в »спании.

ѕосле успешного окончани€ университета ’уан де јвила посв€тил свою проповедническую и литературную де€тельность переложению идей христианского гуманизма на €зык церковной политики, заложив прочную основу стратегии и тактики установлени€ церковью социального контрол€ над обществом посредством морального воспитани€ верующих Ч политики, проводившейс€ католической церковью на прот€жении столетий со времени “ридентского —обора (1545-1563 гг.) (14, с.18).

—мелость проповедей и необычайное красноречие молодого св€щенника привлекли внимание инквизиции, и он, провед€ более года в заточении, предстал перед трибуналом, но был оправдан. –езультатом дальнейшей проповеднической де€тельности ’уана де јвилы стало обращение к монашеской жизни таких канонизированных впоследствии в качестве св€тых де€телей католичества, как известный иезуит ‘ранциско де Ѕорджиа, ’уан де ƒиос и знаменита€ beata (мир€нка, ведуща€ св€тую жизнь) —анча  арилло. ѕомимо Ћуиса де √ранады, в число учеников ’уана де јвилы, поддерживавших с ним посто€нную переписку, входили »гнатий Ћойола и “ереза из јвилы (14, с. 19).

ѕлохое состо€ние здоровь€ заставило ’уана де јвила оставить проповедническую де€тельность и поселитьс€ в 50-х годах в маленьком андалузийском городке ћонтиль€, где он и прожил до своей кончины в 1569 г., вед€ обширную переписку с многочисленными учениками и друзь€ми. ќдним из последних, в частности, был его товарищ по университету јлкала архиепископ дон ѕедро √еррера из √ренады, президент испанской делегации на “ридентском —оборе. ѕо просьбе дона ѕедро ’уан де јвила составил обширную записку (Memoriales), содержащую рекомендации участникам —обора по реформе католической церкви (14, с. 19).

¬ записке ’уан де јвила изложил основы своей концепции, указав, что основой социального контрол€ церкви должно быть не усиление наблюдени€ за отправлением обр€дов и не ужесточение наказани€ за формальные про€влени€ аморальности, но воспитание с детского возраста в прихожанах добродетели. " ороче говор€, - замечает автор, Ч предложенна€ јвилой программа была решительно нацелена на воспитание сознательности у учеников, паствы и всех

ищущих совета. —амой важной функцией св€щенника провозглашалось воспитание в сердце и уме каждого члена его паствы сознани€ своей ответственности перед Ѕогом, как ее определ€ют христианские каноны добродетели" (14, с.20).

ќсновные идеи јвилы о воспитании добродетели были изложены им ранее в посв€щенной донье —анча  арилло Ч беате, умершей в 24 года, не вынес€ наложенных ей на себ€ суровых обетов по умерщвлению плоти, Ч книге "ѕрислушайс€, дочь мо€" ("Audi, filia"). ћногие мысли, содержащиес€ в книге, оказались настолько схожими с иде€ми современника јвилы Ёразма, что автор, не без основани€ счита€ написанную еще в 1530 г. книгу опасной дл€ себ€, не решилс€ на ее публикацию.

Ќесмотр€ на это, списки с рукописи получили широкое распространение, и в 1556 г., видимо без согласи€ јвилы, книга была напечатана в јлкала.  огда в 1559 г. был опубликован список (Index) книг, запрещенных —в€той инквизицией, "Audi, filia" оказалась в их числе (14, с.22).

»деи јвилы о необходимости поиска воспитателем индивидуального подхода к воспитаннику, указываетс€ в статье, несомненно легли в основу воспитательной и миссионерской программы иезуитов. ¬ этом смысле, считает автор, им€ јвилы должно сто€ть в одном р€ду с именами ∆ерома Ќадал€, ‘рансиса ’авьера и самого Ћойолы. ¬ то же врем€, несмотр€ на многочисленные приглашени€ со стороны Ћойолы, јвила так и не вступил в ќбщество »исуса, ссыла€сь на нездоровье (14, с.25).

ќдним из наиболее заметных исторических вкладов ’уана де јвилы в реформу католической церкви, отмечаетс€ в статье, €вл€етс€ решение “ридентского собора об учреждении семинарий, €вившеес€ фактически официальным утверждением образовательной программы, разработанной и осуществл€вшейс€ јвилой в долгие годы его проповеднической де€тельности в јндалузии (14, с.29).

ƒе€тельности другого проповедника гуманистической реформы католичества XVI в. посв€щена стать€ –.—-ƒатско-Ѕаркер " аритас ѕиркхаймер: женщина-гуманист выступает против –еформации" (15).

 аритас ѕиркхаймер (1467-1532), насто€тельница монастыр€ —в€той  лары в Ќюрнберге, несомненно, €вл€лась одной из наиболее просвещенных женщин своего времени. ”йд€ в монастырь в возрасте более раннем, чем это было предусмотрено уставом,  аритас,

получивша€ еще в семье прекрасное образование в духе гуманистических идей конца XVI в., продолжает совершенствовать свои знани€ в стенах монастыр€.

ќна редактирует составл€емые послушницами и монахин€ми жити€ св€тых ‘рансис,  лары и јгнесы и историю их монастыр€, обраща€ при этом, вполне в духе гуманистической традиции, основное внимание на исторические источники. «ав€зывает переписку с ведущими гуманистами √ермании и »талии (15, с.261).

≈е корреспондентами станов€тс€ даже такие апостолы мужского превосходства, как —икст “ухер, профессор и ректор университета »нгольштадта и  онрад ÷ельтис, оправдывавшие эту дружбу тем, что женский ум может приобрести мужские качества под воздействием безбрачи€ и умерщвлени€ плоти в услови€х монастырской жизни (15, с.262).

ѕозднее, через своего брата ¬иллибальда, известного нюрнбергского гуманиста, она устанавливает переписку с многими гуманистами, включа€ Ёразма –оттердамского.   тому времени, когда  аритас стала насто€тельницей монастыр€, она уже была своеобразной легендой, что вызвало опасени€ со стороны ее францисканского руководства, запретившего ей писать по-латыни (15,с.2б5).

¬ то же врем€  аритас ѕиркхаймер видела в монашеском служении Ѕогу свое призвание, и когда Ќюрнберг оказалс€ одним из наиболее ранних и устойчивых оплотов победившей –еформации, она решительно воспротивилась решению городского совета закрыть монастыри. јвторитет  аритас был настолько велик, что в 1525 г. она удостоилась визита сподвижника Ћютера ‘илипа ћеланхтона.

Ётот визит, замечает автор, служит подтверждением, что гуманисты активно действовали "по обе стороны баррикад" развернувшейс€ в «ападной ≈вропе борьбы вокруг церковной реформы. ѕо словам самой  аритас, они с ћеланхтоном сумели найти общий €зык "по всем вопросам, исключа€ об€зательность исполнени€ обетов". –езультатом их встречи стало разрешение оставить в покое не только монастырь —в.  лары, но также все монастыри Ќюрнберга, правда без приема в них новых послушников (15,с.271).

–јƒ» јЋ»«ћ » «ƒ–ј¬ќћџ—Ћ»≈

ќбща€, говор€ современным €зыком, фундаменталистска€ направленнность –еформации предопределила выделение внутри движени€ за реформы крайних течений, вдохновл€вшихс€ иде€ми социального равенства, проповедовавшегос€ ранним христианством. »сследованию радикальных направлений в –еформации посв€щена стать€ ƒж. —тэйера "–адикалы –еформации" (48).

≈сли верить ‘илипу ћеланхтону, замечает автор, "все фанатики и анабаптисты его времени были принесены одним аистом Ч Ќиколаем Ўторхом (Storch Ч по-нем. аист Ч прим. реф.), ткачом из ÷викау. Ўторх по€вилс€ в ¬иттенберге в декабре 1521 г., за€вив претензию на высший авторитет в вопросах веры, поскольку откровение было ниспосылаемо ему путем непосредственного общени€ со —в€тым ƒухом (48. с.251).

Ќиколай Ўторх и его последователи, получившие впоследствии наименование "пророки из ÷викау", оказались в ¬иттенберге в тот период, когда ћартин Ћютер находилс€ с ма€ 1521 по март 1522 г. в заточении в ¬артбурге. ¬ эту зиму 1521-1522 г. и зародилось радикальное течение –еформации, которое отделилось впоследстии от более умеренных лютеранства и кальвинизма.

“омас ћюнцер, в прошлом св€щенник из ÷викау, якоб Ўтраус, св€щенник из Ёйзенаха, ¬ольфганг Ўтейн, придворный проповедник из ¬еймара, св€щенники ћельхиор –инк из Ёкхардхаузена, √енрих ѕфейфер из ћюльхаузена, а также мир€не учитель √анс ƒенк из Ќюрнберга, брод€чий гниготорговец √анс √ут из Ѕибры, скорн€к ћельхиор √офман из ѕрибалтики Ч все они сто€ли у истоков радикального реформаторского движени€, зародившегос€ в ¬иттенберге, оспарива€ большинство, а то и все теологические принципы, выдвинутые ћартином Ћютером.

Ќазываемые современными историками "спиритуалистами", во времена Ћютера они были известны как "сакраменталисты", поскольку в центре их диспутов с Ћютером сто€л вопрос о толковании св€тых таинств ("sacramenta"). “ак, решительный разрыв между Ћютером и  арлштадтом произошел в 1523 г. по вопросу о действительном или символическом присутствии тела и крови ’ристовой в обр€де причащени€.

“омас ћюнцер, вместе с якобом Ўтраусом и  арлштадтом выступил против Ћютера с критикой "педобаптизма", т.е. крещени€ младенцев. ¬ своем анализе истории христианства ћюнцер отказалс€ от поддерживавшегос€ им ранее утверждени€ Ћютера о том, что падение церкви произошло четырьм€ столети€ми раньше с по€влением схоластики. ќн за€вил, что упадок церкви началс€ уже во втором веке, когда споры о религиозных службах заменили воспри€тие верующими —в€того ƒуха (48, с. 253).

ѕосле поражени€ во многом вдохновленной иде€ми радикальной реформации  ресть€нской войны 1525 г. многие выступавшие против Ћютера спиритуалисты присоединились к новому религиозному течению Ч анабаптизму, распространившемус€ из Ўвейцарии, что во многом изменило и усложнило его первоначальный характер (48, с. 234).

Ўвейцарские города ÷юрих, Ѕазель и Ѕерн на прот€жении 20-х годов XVI в. были центрами борьбы против католической обр€дности Ч алтарей, изображений, расп€тий, цветного стекла и церковной музыки. ќднако швейцарские радикалы, в отличие от  арлштадта и ћюнцера, не были спиритуалистами.

Ќапротив, они выступали за буквальное прочтение текстов ¬етхого и Ќового «аветов и за следование содержащимс€ в них указани€м. »менно с этих позиций они выступали против педобаптизма, отстаивавшегос€ Ћютером, и из этих же принципов исходили, призвав в начале 1525 г. к новому крещению (отсюда и дермин "анабаптизм" Ч прим. реф.) взрослых верующих.

¬ то же врем€, швейцарские радикалы отнюдь не собирались ограничитьс€ отказом от старой обр€дности. –ешительно выступив против взимани€ процентов и церковной дес€тины, они начали активную пропаганду утверждени€ в обществе принципов христианского общежити€, как они изложены во 2-й и 4-й главах ƒе€ний1.

ѕосле того, как требовани€ следовать указани€м ƒе€ний и организовать жизнь в швейцарских городах по примеру

______________________________

1 ƒе€н. 2 (44) ¬се же верующие были вместе и имели все общее: (45) » продавали имени€ и вс€кую собственность, и раздел€ли всем, смотр€ по нужде каждого. 4 (34) Ќе было между ними никого нуждающегос€; ибо все, которые владели земл€ми или домами, продава€ их, приносили цену проданного (35) » полагали к ногам јпостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

»ерусалимской общины ранних христиан были записаныї 1527 п в уставе анабаптистской конгрегации, городские власти начали преследование анабаптистов. »з ÷юриха и других швейцарских городов анабаптистские проповедники бежали в соседние области —в€щенной –имской империи, вдохновл€емые призывом ≈вангели€ от ћарка "»дите по всему миру и проповедуйте ≈вангелие всей твари" (ћарк 16.15). ѕринципы раннего, исход€щего из Ўвейцарии анабаптизма были изложены в 7 "Ўлейтхеймовских стать€х", по имени деревушки Ўлейтхейм, расположенной неподалеку от Ўаффхаузена (48, с.257).

ёжногерманские спиритуалисты, отмечаетс€ в статье, с готовностью прин€ли идеи анабаптизма. “ак. √анс √ут из Ѕибры, встретившись с √ансом ƒенком в југсбурге в день ѕ€тидес€тницы в 1526 г. прин€л от последнего крещение. √ут стал одним из наиболее известных проповедников южной √ермании. —транству€ из города в город, от селени€ к селению он пересек јвстрию и достиг ћоравии (48, с.258).

¬месте с тем, преследование анабаптистов в южногерманских земл€х оказалось еще более суровым, чем в Ўвейцарии. ѕо неполным данным с 1525 по 1533 г. в Ўвейцарии и ёжной √ермании были казнены 845 анабаптистов (48, с.260). ¬ этих услови€х существовавша€ в ћоравии веротерпимость послужила тому, что эта область стала подлинным прибежищем дл€ анабаптистов, часть которых образовала конгрегацию "гуттеритов", по имени своего проповедника.

—леду€ его учению христианского коммунизма, гуттериты ћоравии создали многочисленные общины, насчитывавшие к концу века более 20 тыс. членов. ѕодчиненные строгой дисциплине организованного по коммунистическому принципу производства и потреблени€, эти общины, указываетс€ в статье, сумели достичь поставленной ими цели обретени€ "Nabrung" ("скромного довольства"), что, в свою очередь, привлекло в ћоравию множество "экономических эмигрантов" из бедствующих южно-германских областей (48, с.266).

¬ земл€х северной √ермании и в Ќидерландах широкое распространение получила друга€ вариаци€ реформаторского –адикализма, известна€ как "мельхиоризм" по имени ее проповедника ћельхиора √офмана. Ќачав с крещени€ взрослых в Ёмдене в 1530 г.

он вскоре заручилс€ поддержкой протестантов Ќидерландов, в частности, попул€рного там гаарлемского проповедника ƒавида …ориса.

ќтличительной чертой мельхиоризма €вл€лась проповедь конца света, который, по утверждению √офмана, должен был наступить в 1533 г. ¬озможно, замечает автор, мельхиоризм не вышел бы за рамки одной из множества сект, на которые распадалось протестантское движение, если бы не его св€зь с анабаптистами ћюнстера. «ахват последними власти в этом важном вестфальском городе в 1534 г. убедил мельхиоритов Ќидерландов и северной √ермании в том, что десница Ѕожи€ покровительствует их движению и что конец света вполне возможно недалек (48, с. 268).

ƒиктатура, установленна€ в ћюнстере анабаптистами, провозгласившими среди других своих антикатолических установлении полигамию, оттолкнула от них многих мельхиоритов Ќидерландов и северной √ермании. „асть наиболее воинственно настроенных реформаторов обратилась к незаконнорожденному отпрыску королевского рода яну ван Ѕаттенбургу, провозгласив наступление "времени гнева". Ѕаттенбургиты разор€ли церкви, совершали набеги на пол€ и деревни, вед€ партизанскую войну против религиозных и светских властей.

ѕосле пленени€ и казни Ѕаттенбурга в 1536 г. лидером северо-германских и нидерландских мельхиоритов стал ƒавид …орист, вслед за которым как воинствующие, так и мирно настроенные мельхиориты признали своим проповедником ћенно —имонса, бывшего до 1536 г. католическим св€щенником во ‘ризии. ¬ статье прослеживаетс€ эволюци€ движени€ меннонитов, отказавшихс€ в конце концов от строгого следовани€ Ўлейтхеймским стать€м в провозгласивших христианский коммунизм лишь кратковременные эпизодом раннего христианства (48, с.272).

 онец радикальной –еформации, считает автор, был положен восстанием Ќидерландов против испанского корол€ ‘илиппа II. ќбъединившись в совместной борьбе с более умеренными последовател€ми реформированной церкви Ќидерландов, меннониты во многом утратили свой религиозный пыл. — одной стороны, многие последователи ћенно, отвергавшего вс€кое насилие, прин€ли участие в народной войне. — другой стороны, голландские протестанты про€вили понимание, не настаива€ на том, чтобы наиболее

убежденные меннониты носили оружие или принимали прис€гу (48).

  XVI столетию относ€тс€ и первые попытки протестантских радикалов основать колонии в Ќовом —вете. ¬ статье ‘. Ћестренгана "∆енева и јмерика в эпоху ¬озрождени€: мечта гугенотов об убежище в 1555 - 1600 гг" (32) прослеживаютс€ попытки французских протестантов найти выход из опасного положени€, в котором они очутились на родине, путем переселени€ в колонии на американский континент. јвтор подробно рассматривает три этапа эволюции идеи заокеанского убежища, попул€рной среди протестантов XVI в.

ѕервым этапом €вилось основание в середине 50-х годов XVI в. по инициативе гугенотского адмирала  олиньи двух колоний французских протестантов - в заливе –ио-де-∆анейро (јнтарктическа€ ‘ранци€) и во ‘лориде. ѕосле дес€тилетнего периода весьма бедственного существовани€ население обеих колоний было безжалостно вырезано испанцами (32, с.286).

¬торым этапом, по мнению автора, следует считать мечту протестантов о колонизации Ќового —вета, получившую новый поворот со времени опубликовани€ в 1578 г. книги ∆ана де Ћери "»стори€ путешестви€, совершенного в землю Ѕразили€". Ќа этот раз мечта о заокеанском убежище не получила какого-либо практического воплощени€, однако обогатила протестантскую идеологию образом "благородного дикар€", хот€ и не поддающегос€ религиозному обращению, но воплощающему в себе многие черты, свойственные раннему христианству (там же).

Ќаконец, третьим этапом развити€ протестантской мечты о разрешении политических противоречий со своими религиозными антагонистами путем миграции за океан €вилс€ период с 70-х годов до конца столети€, когда "геополитический" центр средневековой ≈вропы начал смещатьс€ из —редиземноморь€ на атлантическое побережье.

Ќа этот раз с наибольшим вожделением в сторону «ападной »ндии смотрели протестанты јнглии, не имевшие, правда, в то врем€ практических средств дл€ осуществлени€ своей мечты. ƒл€ ‘ранцузских же гугенотов иде€ переселени€ за океан с подписанием в 1598 г. Ќантского эдикта на врем€ утратила свою актуальность (32, с.287).

¬ то же врем€, –еформаци€ несла в себе не только идеи социального равенства, но и заложенный гуманизмом значительный потенциал веротерпимости, уважени€ личности индивида, независимости его суждений. Ёто последнее обсто€тельство во многом определило симпатии по отношению к –еформации со стороны многих либерально настроенных католиков.

—видетельством попул€рности среди французских католических гуманистов идеи политической аккомодации (мирного уживани€) протестантизма можно считать публикацию во ‘ранции книг –абле "√аргантюа и ѕантагрюэль", содержащих не только €звительную сатиру папства, но и достаточно отчетливо выраженные симпатии к –еформации.

“ак, в статье Ѕарбары —.Ѕоуэн "Ќепон€тные современному читателю книги –абле" (11), содержащей анализ стилистических, диалектальных и контекстуальных особенностей €зыка "√аргантюа и ѕантагрюэл€", делающих эту книгу практически недоступной не только дл€ современного р€дового читател€, но во многом и дл€ специалиста, обращаетс€ внимание на то, что –абле использует среди привлекаемых им источников книгу "Epistolae obscurorum virorum" ("ѕисьма темных людей") Ч одну из наиболее €звительных анонимных сатир, направленных в адрес католической церкви в XVI в.

–абле не только открыто упоминает об этой книге, пишет автор, но и использует ее дл€ создани€ одного из своих самых €рких эпизодических персонажей Ч »внотуса де Ѕрагмало Ч посланного к √аргантюа парижскими канониками с целью упросить его вернуть нотр-дамские колокола (11, с.751).

¬ статье ‘.ћ. ”айнберг "—лои символической прозы: колбасы –абле" (53) на примере "дешифровки" одной из глав 4-й книги "√аргантюа и ѕантагрюэл€" показываетс€ еще более характерный пример завуалированной критики папства и симпатии к иде€м аккомодации –еформации.

¬ статье аргументированно раскрываетс€ чрезвычайно богата€ символика, скрывающа€с€ за гротескным изображением битвы ѕантагрюэл€ и его спутников с колбасами (andouilles), заканчивающейс€ примирением. јвтор вскрывает, по крайней мере, п€ть символических слоев прозы –абле, выразившего в этом эпизоде свое отношение к противоборству католиков и гугенотов.

¬о-первых, andouilles - это колбасы из свиных внутренностей. —ловом andouilles обозначают также вс€кие отбросы, хлам, никчемных дураков, олухов. ¬о-вторых, andouilles в старину имели сакральное значение. Ётим тройным колбасам придавалась форма фаллоса с двум€ генитали€ми.

¬-третьих, исторически и политически andouilles служили дл€ католиков метафорическим обозначением протестантов, в особенности лютеран. ¬ четвертых, военный совет ѕантагрюэл€ с его спутниками весьма напоминает военные советы римл€н и греков, а построенна€ братом ∆аном свинь€ (truye) - пародию на тро€нского кон€. ¬-п€тых, на религиозном уровне устроенное ѕантагрюэлем после высадки на остров диких колбас пиршество символизирует мессу, что и разъ€рило колбасы, бросившиес€ в атаку (53, с.3б7).

Ћетающий хр€к, основатель и защитник рода колбас, символизирует Ћютера, что и подтверждает число сброшенных им бочек с горчицей Ч 27, в свою очередь скрывающее в себе несколько слоев религиозной символики. “ак, оно представл€ет собой 3 умноженное на 9, т.е. троицу, усиленную теологией (традиционно обозначаемой числом 9). 2+7 также дает 9, так что €сно, что число 27 обозначает теологию. ќ том, как оценивает –абле лютеранскую теологию, можно судить по содержанию 27 сброшенных хр€ком бочек, поскольку горчица в средневековье служила метафорическим обозначением дерма (53, с.376).

¬месте с тем, зла€ сатира –абле, считает автор, не может скрыть того, что он симпатизирует колбасам гораздо больше, чем ѕостнику, остров которого ѕантагрюэль посетил перед этим и в котором несложно узнать символ католической ортодоксии. Ќе случайно ѕанург считает, что если колбасы объедин€тс€ с ѕостником, то ѕантагрюэль со своими спутниками окажутс€ "между молотом и наковальней".

ќтмеча€, что умеренность подвергаетс€ опасности, когда оказываетс€ зажатой между радикальными реформаторами и архитрадиционалистами от церкви, автор подчеркивает, что ѕантагрюэль не собираетс€ отказыватьс€ от своих идей, несмотр€ на риск своего положени€. јвтор напоминает, что несколько ранее (в 3-… книге) –абле вкладывает в его уста знаменательную фразу "Mediocrite est en tous cas louee" ("«олота€ середина всегда похвальна") (53.—.377).

’орошо известно, что решительное выступление –еформации против экономического могущества и претензий на политический деспотизм папства привлекало на ее сторону значительное количество нобилитета, в том числе королей и кн€зей. ≈сли на более поздних этапах развити€ движени€ за –еформацию столкновение конкретных политических и экономических интересов аристократии, двор€нства и горожан приводило к резкой пол€ризации общества на –еформацию и контрреформацию, то на ранних этапах это движение чаще всего стимулировало в обществах европейских стран религиозный плюрализм. ¬о многих из них, например, в √олландии, а также в странах ¬осточной ≈вропы здравомыслие на прот€жении достаточно долгого времени удерживало общество от раскола и гражданской войны.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 301 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

480 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.036 с.