Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть III стройплощадка нового мира




Религиозные и политические бури, потрясавшие Европу на протяжении XVI столетия явились отражением глубоких изменений в ее экономическом положении. Морские пути, проложенные в предыдущем столетии на восток вокруг Африки и на запад — в Америку через Атлантический океан — придали мощный импульс европейской торговле, вызвав значительный рост промышленного производства.

Быстрое развитие товарообмена между ведущими государствами Западной Европы знаменовало установление между ними товарно-денежных взаимосвязей, заложивших основу будущего мирового рынка. Устойчивость этих взаимосвязей, от которых с каждым следующим десятилетием все больше зависело каждое из вовлекаемых в них европейских государств, зависела от развития в торговле кредитных отношений. В свою очередь, эти последние нуждались в политической стабильности.

Европу XVI столетия можно сравнить с гигантской стройплощадкой, на которой из хаоса и неразберихи, сопутствующих началу всякого крупного строительства, постепенно, в ходе урегулирования межконфессиональных конфликтов начинали возникать опоры нового мира — экономический, политический и идеологический фундамент европейского дома.

Тот факт, что движение Реформации не сумело сломить католицизм, хотя и способствовало его значительной трансформации, редопределило, говоря языком современной геополитики, “двухполюсную" модель дальнейшего строительства этого дома.

ПРОТЕСТАНТСКИЙ МИР

Процесс урегулирования противостояния конфессий на родине протестантизма — в Священной Римской империи — прослеживается в статье Т.А. Брэйди "Урегулирование: Священная Римская империя" (12).

Отмечая, что этот процесс начался с "урегулирования" народной реформации или реформации "снизу" после подавления князьями Крестьянской войны 1525 г., автор указывает, что точно так же движение анабаптистов, последователей народной реформации, было подавлено в Германии после падения в 1535 г. мятежного Мюнцера, а в Швейцарии после поражения в 1531 г. радикалов Реформации Цюриха. В результате, к середине 30-х годов XVI в. лютеранство осталось практически единственной формой протестантизма на территории Священной Римской империи (12, с.349).

Указывая на то, что успех реформаторского движения в Германии зависел от того, насколько сильным окажется его влияние на имперском уровне, автор подчеркивает важность объединения сторонников Реформации вокруг курфюрста Саксонии маркграфа Филипа Гессенского (1504-1564). Эта ранняя религиозно-политическая коалиция сторонников Реформации заявила о своем существовании, направив в 1529 г. коллективный протест в адрес имперского рейхстага, собравшегося в Шпрее, откуда, собственно и берет начало обозначение реформаторского движения как "протестантизм" (там же).

Быстрое распространение протестантизма в 30-х — 40-х годах на большую часть территории Германии было приостановлено лишь решительным отпором со стороны императора Карла V, сумевшего в 1546-1547 гг. нанести крупные поражения войскам образованной германскими протестантами Шмалькальдской лиги.

Аугсбургский Религиозный мир 1555 г. и провозглашенный императором Фердинандом I "Интерим", предоставивший субъектам империи возможность самостоятельно выбирать религиозную конфессию, замечает автор, по существу предопределили последующую раздробленность империи, создав основное препятствие для ее централизации в том виде, как она в то время понималась правителями других европейских государств (12, с.353).

Прагматизм императоров Фердинанда I, Максимилиана II и курфюрста Августа I Саксонского, хотя и способствовал сохранению в империи мира на протяжении целого поколения, однако предопределил дальнейшее углубление процесса размежевания ее субъектов по конфессиональному признаку. Во второй половине XVI столетия в Германии начал распространяться кальвинизм. Отправной точкой этого процесса стало принятие в 1560 г. кальвинизма курфюрстом Палатинским Фридрихом III (1515-1576).

К началу 90-х годов XVI в. наступление этой третьей "незаконной" (т.е. не упомянутой в "Интериме") конфессии реформаторов в Германии, указывается в статье, казалось непреодолимым. От французского и нидерландского кальвинизма германский кальвинизм отличался тем, что он устанавливался "сверху" — князьями, маркграфами и городскими магистратами, использовавшими свое провозглашенное Аугсбургским Религиозным миром право выбора конфессии (12, с.356).

В то же время, во многом благодаря вкладу просветительской деятельности новых религиозных орденов, прежде всего иезуитов, в католическую реформацию, в отдельных княжествах империи, в частности в Баварии, а также в Австрии, начинается процесс укрепления, а местами и возрождения лидирующих позиций католичества. Так, в частности, противостояние австрийской католической контрреформации чешскому протестантизму, как это хорошо известно, впоследствии послужило толчком к началу Тридцатилетней войны.

Еще одним фактором, осложнившим процесс конфессионального урегулирования в Священной Римской империи явилась охватившая практически все европейские страны в конце XVI - начале XVII в. "охота на ведьм", в которой на долю Империи пришлась половина из 40-50 тысяч жертв, казненных в этот период по обвинению в колдовстве (12, с.3б7).

Хотя Тридцатилетняя война и закончилась формальным восстановлением Священной Римской империи, однако в ее структуре произошли существенные и необратимые изменения. Вестфальский договор 1648 г., возвратив империю к принципам религиозного мира 1555 г., добавил в качестве третьей "легальной" конфессии кальвинизм. Имперский рейхстаг отныне должен был руководствоваться двумя правовыми нормами - Евангелическим и

Католическим кодексами. Наконец, от империи отпали Швейцарская Конфедерация на юго-западе и Голландская Республика на северо-западе.

Вестфальский мир, замечает автор в заключение статьи, покончил и с мечтой протестантов создать общеевропейскую антигабсбургскую коалицию, и с мечтой Фердинанда II возродить империю как оплот католичества в Европе (12, с. 174).

В статье П. Хэзлета и У. Йена "Урегулирование: Британские острова" (23) указывается, что явления, которое можно было бы назвать "британской Реформацией", в действительности не существовало. Режимы Тюдоров, правда, пытались провести реформирование церкви по английскому образцу в Уэльсе и Ирландии, однако результаты этих попыток были мало утешительными. В Шотландии же вообще Реформация утвердилась, в отличие от всех других европейских стран, не с помощью, но вопреки воле монарха и церковной иерархии (23, с.455).

Соответственно, авторы рассматривают по отдельности процессы распространения Реформации в Англии, Уэльсе, Ирландии и Шотландии. Так, в частности, говоря об Англии, они указывают как на внешнее сходство принципов реформирования церкви в Англии и Цюрихе, так и на прямые связи между английскими и цюрихскими реформаторами. При этом, по их мнению, цюрихская "магистратурная" и английская королевско-парламентская Реформация явились не столько следствием собственно реформационной идеологии, сколько возвращением к идеям очищения церкви, характерным для централистичной Восточной или Византийской традиции, возрожденным гуманистами (23, с.461).

В то же время в Шотландии кальвинизм воспринимался как течение, противостоящее королевско-епископскому централизму. Шотландское пресвитерианство утверждало идею "двух царств" - мирского и Божьего. В последнем король как "неразумный вассал Бога" не являлся ни господином, ни главой, но простым верующим (23, с.479).

С другой стороны, в Ирландии официальное провозглашение протестантизма в качестве господствующей религии не привело к массовому вовлечению населения в новую церковь. Оказавшееся вне закона католичество здесь не только сохранило свои позиции, но и упрочило их. Таким образом, отмечается в статье, в течение

продолжительного времени процессы утверждения Реформации в Уэльсе,. Ирландии и Шотландии зависели от реальной силы политического господства Англии. "Революция XVII в., восстание, гражданские войны и милитаризация Британских островов, — пишут авторы, - были отчасти следствием неразрешенного столкновения между эразмовой, пресвитерианской, сепаратистской и католической идеологиями, а отчасти результатом продолжающегося идеологического спора вокруг проблемы политического суверенитета" (23,с.481).

Утверждение протестантизма в странах Скандинавии прослеживается в статье Майкла Ф.Меткафа "Урегулирование: Скандинавия" (34). В Скандинавии, отмечает автор, итоги межконфессионального урегулирования определялись не столько влиянием теологических, сколько воздействием политико-экономических факторов.

С одной стороны, зависимость экономики Скандинавии от торговых связей с Германией определила относительно быстрое распространение лютеранства в Дании, Норвегии и Швеции, объединенных до 1523 г. в единое политическое целое Кальмарской Унией. С другой — стремление освободиться от господства католичества коренилось в недовольстве скандинавских монархов и аристократии засилием в их странах церковного землевладения.

Так, к концу средневековья церковь владела более 40% годных для обработки земель в Норвегии, третью земель в Дании и 21% в Швеции. В то же время в Норвегии аристократии и короне принадлежали соответственно 20 и 17 % земель, а в Швеции — 22 и 5,5 % (34, с.523).

Будучи крупнейшим землевладельцем, католическая церковь посредством своих представителей — архиепископов и епископов - по существу монополизировала власть в королевских советах, что имело огромное политическое значение, учитывая существование до середины XVI в. в странах Скандинавии традиции выборности королей.

Это, в частности, побудило шведского короля Густава Вазу добиться в 1527 г. решения сейма о передаче всех принадлежащих церкви мирских владений под юрисдикцию короны и о лишении епископов всех принадлежавших им замков и крепостей (34, с.540).

В Дании протестантизм утвердился в 1536 г. с приходом к власти короля Кристиана III, так же как и Густав Ваза лишившего католических епископов всех принадлежавших им земель и замков. С принятием протестантизма и в Швеции, и в Дании епископы навсегда лишились мест в королевских советах (34, с.542).

КАТОЛИЧЕСКИЙ МИР

Процесс утверждения католицизма как господствующей религии Франции рассматривается в статье Филипа Бенедикта "Урегулирование: Франция" (7). Отмечая, что в отличие от Германии, евангелическое движение распространялось во Франции лишь постепенно, Ф. Бенедикт относит это, во-первых, за счет существования здесь собственной гуманистической и реформаторской традиции, многие носители которой, такие как например Гийом Брисонне, Жак Лефевр д'Этапль или Франсуа Рабле, во многом не соглашались с Лютером, а то и вообще отвергали его, а во вторых, за счет языкового барьера, делавшего труды Лютера недоступными для широкого круга французского читателя (7, с.423).

Положение изменилось, когда в 1533 г. последователи реформированного протестантизма завоевали господствующее положение в Невшатели и Женеве и развернули там весьма активную издательскую деятельность. К началу 50-х годов во Франции уже существовала обширная разветвленная сеть подпольного распространения протестантской литературы. После установления Интерима в 1555 г. во Францию вернулись многие ранее эмигрировавшие из опасения репрессий протестанты, развернувшие по всей стране активную пропаганду кальвинизма.

К 1562 г. число гугенотов (французское наименование протестантов, от собств. имени Хьюго или Гуго — прим. реф.) в таких крупных провинциальных городах, как Руэн, Орлеан и Лион составляло от одной пятой до трети всего населения, а в Ниме, Монтобане и Ларошели гугенотами было большинство горожан (7, с. 427).

Воинствующее иконоборчество, привнесенное эмигрантами и охватившее значительную часть французских кальвинистов, обострило их отношения со сторонниками старой церкви, почти повсюду составлявшими большинство населения. В 1561-1562 гг.

представители обеих конфессий на большей территории Франции приступили к активному формированию вооруженных отрядов (7, с. 429).

Последовавшие семь вспышек гражданской войны с 1562 по 1598 г. между католиками и гугенотами, получившие наименование 'войн за веру", так же как и массовое избиение гугенотов в ходе Варфоломеевской ночи 1572 г. подорвали позиции протестантизма во Франции. Несмотря на то, что Нантский эдикт 1598 г. официально разрешал исповедование евангелической веры, терпимость к Протестантизму и сосуществование двух религий в королевстве, отмечается в статье, воспринималось подавляющим большинством политически активного населения страны лишь как неизбежное зло (7, с.448).

В статье Кристиана Германа "Урегулирование: национальный католицизм в Испании" (24) отмечается, что в противоположность Британии, урегулирование межконфессиональных противоречий в Испании приняло характер бескомпромиссного утверждения католичества как оплота национального суверенитета. То что англичане и голландцы называли в XVI — XVII вв. "испанским папизмом", указывает автор, сегодняшние историки склонны называть "национальным католицизмом" (24, с.491).

Замечая, что Испания отдала свою дань Реформации движением "alumbrados" ("просвещенных"), хотя и не имевших непосредственных связей с североевропейскими реформаторами, но разделявших многие их идеи, автор подчеркивает, что определяющим для конфессионального развития здесь явилось течение религиозного гуманизма в период правления Карла V и Филипа II, который, по нению автора, можно считать "золотым веком" испанского мистицизма (24, с.498).

В соответствии с основной доктриной этого религиозного учения, душа верующего совершает мистическое путешествие через очищение, просвещение и единение с Богом. Строгость в соблюдении католического ритуала, утверждали мистики, способствует восприятию верующим Божественного откровения, содержащегося в Писании, что, в свою очередь, приводит к единению светской и духовной власти (24, с.499).

В первой половине XVI в. испанские религиозные гуманисты, прежде всего Франциско Хименес де Циснерос (1437-1517) и Бенито

Ариас Монтано (1527-1598), усилиями которых было впервые подготовлено полное издание Писания с параллельными текстами на всех библейских языках, не только заняли лидирующие позиции в движении за католическую реформу, но и сформулировали политическую доктрину, объединявшую задачи религиозного единения, католической реформы и имперской экспансии испанской монархии (24, с.503).

В результате, пишет автор, к концу XVI в. римско-католическая церковь по существу следовала испанским путем развития. Разделяя с Римом власть и блага, исходящие от нее, указывает автор, испанские монархи установили церковный роялизм, основанный не на прерогативах королевского дома и национальном суверенитете, но на делегировании Римом власти, которая превращала короля в папского викария (24, с.517).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2471 - | 2352 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.