Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћы во многом поступаем одинаково




ƒавайте сначала признаем, что христиане во многом действуют точно так же, как нехристиане. √овор€ о христианах, мы имеем в виду людей, которые действительно серьезно относ€тс€ к своей вере и не €вл€ютс€ христианами только по названию. “о, что во многом мы поступаем абсолютно так же, как наши неверующие соседи, не должно нас удивл€ть. ¬едь в ѕисании €сно сказано, что больша€ часть наших поступков узнаваема и дл€ нехристиан. ћы читаем, что христианин не должен подавать повод дл€ соблазна Ђ»уде€м и ≈ллинамї (1  ор. 10:32). ≈му следует радеть о добром не только пред √осподом, но и пред людьми (2  ор. 8:21). ќн должен поступать благоприлично пред Ђвнешнимиї (1 ‘ес. 4:12). ≈му надлежит вести себ€ благочинно (–им. 13:13), благочинно служить (1  ор. 7:35) и не бесчинствовать (1  ор. 13:5). ѕодобные призывы выгл€дели бы весьма странно, если бы в поведении христиан и нехристиан вообще не могло быть ничего общего. »наче как бы мог ѕавел быть дл€ иудеев, как иудей, а дл€ эллинов, как эллин, и даже угождать всем во всем (1  ор. 10:33)? ѕодобные высказывани€ проливают свет на то, что христианска€ мораль, конечно же, не всегда пр€мо противопоставлена морали неверующих.  рест ’риста Ђдл€ »удеев соблазн, а дл€ ≈ллинов безумиеї (1  ор. 1:23); но очевидно, что можно также служить ƒухом ’ристу и, будучи этим угодным Ѕогу, удостоитьс€ одобрени€ от людей (–им. 14:18).

’ристианские правила общежити€, которые мы находим, в частности, в ≈ф. 6:13 и  ол. 3:18Ч20, а также христианские добродетели, изложенные, например, в √ал. 5:22 и  ол. 3:12, содержат весьма много такого, что имеет место и в €зыческой морали. ’ристианское поведение не настолько было чуждым €зычнику, чтобы он не мог оценить его. Ќапротив, поведение христианина могло импонировать €зычнику, так как он, очевидно, знал, в чем состо€ла Ђблагопристойностьї и Ђцеломудренностьї.

ћы уже видели, что у €зычника дело закона может быть записано в сердце (–им. 2:15). ћногое из того, чему учит христианина ƒекалог, знакомо и нехристианину. Ќередко он вполне способен провести различие между добром и злом. Ќечто подобное видно и в –им. 13, где власть называетс€ Ѕожьим установлением, призванным наказывать злых и воздать хвалу добрым (–им. 13:3). ќднако при этом очевидно, что и власть (а разве редки случаи, когда власть была и остаетс€ €зыческой?) в состо€нии проводить различие между добром и злом. “аким образом, ей по силам выполн€ть свою функцию по обузданию зла среди людей!

»так, в обычной жизни между моралью христиан и нехристиан содержитс€ много общего. ’ристианин не чужой в странстви€х по морю житейскому. ƒаже и в том случае, если он занимает высокий пост епископа общины, его (по мнению ѕавла) и посторонние должны знать как хорошего человека. ј именно, ему надлежит иметь доброе свидетельство от внешних (1 “им. 3:7).

 ак видно, отношени€ между христианским поведением, с одной стороны, и обычным, общим, гуманным Ч с другой, нельз€ считать напр€женными. ƒружелюбие, скромность, добропор€дочность заметны сразу.  стати сказать, многое в нашей жизни настолько просто, что, дл€ того чтобы пон€ть, чего Ѕог хочет от нас, вообще не требуетс€ никаких текстов ѕисани€.

»ное внутреннее содержание

ќднако, если мы только этим и ограничимс€, нам никогда не проникнуть вглубь рассматриваемого €влени€. ƒопустим, например, что любой поступок, который совершает христианин, можно обнаружить и у нехристиан. ƒаже в этом случае обща€ картина поступков, совершаемых христианином, будет иной. ƒл€ сравнени€ возьмем магнит. „астички металла, которые можно уподобить нашим отдельным поступкам, сами по себе не имеют ничего примечательного. ќднако сила магнита располагает их определенным образом, что сравнимо с общей картиной наших поступков. ’ристианин совершает свои поступки совсем в ином формате, чем нехристианин. ’орошо иллюстрирует это положение ѕослание к “иту (2:11Ч14). «десь нас призывают жить целомудренно, праведно и благочестиво. ”казанные три пон€ти€ мы встречаем и в €зыческой литературе. ≈сли представить это несколько схематично, то целомудренность будет означать соблюдение меры вличнойжизни; праведность будет показывать, что ближнему отдаетс€ должное; благочестивость Ч давать ощущение непосредственной св€зи с Ѕогом. “о есть, мы имеем дело с моралью, выраженной в нескольких словах, с трем€ ключевыми пон€ти€ми, известными и €зычникам. ќднако Ђхристианскийї магнит и здесь располагает частички металла особым образом. ¬едь ѕавел требует целомудренной, праведной и благочестивой жизни на основании того факта, что €вилась благодать Ѕожь€, принос€ща€ спасение всем люд€м, и что мы ожидаем пришестви€ ’риста. ћежду воспоминанием о благодати Ѕожьей и ожиданием пришестви€ ’риста и умещаетс€ вс€ жизнь христианина. ’ристос зан€т очищением народа, ревностного к добрым делам (“ит. 2:14). ќтличие христианина прежде всего заключаетс€ в том, что он получил другое внутреннее содержание. ќн познал ’риста, и этим обновл€етс€ мысль его (≈ф. 4:20Ч22). Ќовую жизнь христианина мы можем охарактеризовать как следование ’ристу. —ледование не надо понимать буквально. ћы не живем, подобно ’ристу, без крова над головой, без жены, на пути к кресту дл€ прин€ти€ на себ€ грехов мира. —ледование Ч это не то же, что подражание. —ледующий за ’ристом, как отмечалось нами в другом месте, отличаетс€ по крайней мере трем€ чертами:

1. ћы следуем ’ристу, выполн€€ задание или реализу€ призвание, которые ќн дал нам. ћы следуем за јгнцем, куда бы ќн ни пошел (ќтк. 14:4).  ак ’ристос делал, что от Ќего требовал его ќтец, так следуем ’ристу и мы. ћы также должны сто€ть на том посту, где ќн поставит нас. Ёто относитс€ к нашей повседневной де€тельности, к профессии, в которой находит выражение наше призвание, а также к особым задани€м, которые ’ристос возлагает на нас. ¬едь сам ќн не уклон€лс€ от трудностей, сопр€женных с выполнением воли ќтца. ќн подвергалс€ искушению в пустыне, неоднократно вступал в конфликт с фарисе€ми, пошел на крестную муку. “ак и нам следует принимать с терпением и стойкостью все, к чему мы призваны.

2. ћы следуем ’ристу, принима€сь за дело не ради самих себ€, но ради Ѕога и ближнего. ¬ этом случае мы ищем не самих себ€, но другого (1  ор. 10:32; 11:1), и готовы простить ему зло, которое он нам причинил (≈ф. 4:32). Ћюбовь, служивша€ движущей силой ’ристу, можно найти и у нас (2  ор. 5:14,15).

3. ћы следуем ’ристу, принима€ страдание, ведь и ќн не избегал его: Ђ≈сли кто хочет идти за ћною, отвергнись себ€ и возьми крест свой и следуй за ћноюї (ћф. 16:24). –ечь здесь идет о нашем кресте, а не о том, который нес ’ристос.   счастью, мы не можем, да нам и не требуетс€ нести его. ќднако последователи ’риста обладают таким же душевным складом и такой же готовностью по-христиански переносить разные лишени€ и несчасть€, вызванные, например, бедностью, болезн€ми и другими подобными обсто€тельствами. Ёто могут быть страдани€ особого рода, когда ради нашей веры нам приходитс€ жертвовать чем-то прекрасным или даже ставить на карту собственную жизнь.

»ное внешнее про€вление

“от душевный склад или настрой, которым мы обладаем в следовании ’ристу, не может не придавать нашей жизни такое внешнее про€вление, которое отличает ее от жизни тех, кто не верит в ’риста. ¬ принципе христианин, вооруженный новым взгл€дом на мир, не делает ничего, что выходило бы за рамки нормы. Ќет ничего странного в том, что в качестве правил жизни он принимает ƒекалог. Ќо... в современном нам мире странным считаетс€ то, что на самом деле €вл€етс€ обычным и что направлено на достижение новых духовных высот в нашей жизни, уже искупленной ’ристом.   сожалению, то, что должно было бы стать нормой, кажетс€ чем-то довольно необычным. Ѕольшинство людей ведут совсем не такой образ жизни как тот, что указан нам в ƒекалоге. Ёто бросаетс€ в глаза буквально на каждом шагу.

≈сли ѕавел говорил, что христианин Ђсовсем инойї, потому что он познал ’риста, то он показывает, в чем это Ђсовсем иноеї находит свое внешнее про€вление. ’ристианин должен отвергнуть ложь, не должен поддаватьс€ страст€м, не должен красть, про€вл€ть недовольство, должен оставить блуд, сквернословие и не должен упиватьс€ вином (≈ф. 4:25 Ч5:21). ќн был некогда тьма, а теперь Ч свет вследствие своей общности с ’ристом (5:8). »так, кто обратит свое внимание на то, как мир обходитс€ с заповедью Ѕога, уже не сможет не заметить, что нар€ду с нехристианской моралью существует и христианска€. ¬озможно, число искренних христиан весьма невелико. » возможно, большинство христиан давно прельстились тем, что уже нельз€ назвать христианской моралью. ¬се это, однако, не отмен€ет той задачи, котора€, как думаетс€, вполне под силу христианской морали: Ђбыть неукоризненными и чистыми, чадами Ѕожиими непорочными среди строптивого и развращенного родаї, в котором они си€ют, как светила (‘лп. 2:15).

јбсолютно €сным представл€етс€ призыв в ѕисании к доброму поведению. “от, кто мудр и разумен, доказывает это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью (»ак. 3:13). ƒобродетельна€ жизнь среди €зычников должна настолько бросатьс€ в глаза, чтобы они, увидев добрые дела, отказались от того, чтобы злословить христиан (1 ѕет. 2:12). ∆енщины, вышедшие замуж за неверующих мужчин, возможно, могут своим поведением, без слова, приобрести мужей дл€ ≈вангели€ (1 ѕет. 3:1,2). ƒоброе житие христианина может быть порицаемо (а как же иначе можно объ€снить, что он не живет так, как €зычники?), однако если он будет продолжать свой путь с кротостью, и благоговением, и с чистой совестью, он может постыдить своих противников (1 ѕет. 3:16).

“акие тексты учат нас двум вещам. √лубоко в душе €зычники должны признать, что христиане демонстрируют приличное поведение.  роме этого, поведение христиан необычно и бросаетс€ в глаза лишь потому, что их окружение хочет жить своей собственной жизнью, котора€ чужда служению Ѕогу. ѕоэтому христианска€ жизнь имеет свой особый характер.

»менно так оно с самого начала и было пон€то христианской церковью. ќб этом прекрасно сказано в письме к ƒиогнету (ок. 150 г. н. э.). ’ристиане, говоритс€ в нем, не отличаютс€ от прочих людей ни местом жительства своего, ни €зыком или нравами. Ќигде не имеют они собственных городов, чтобы жить в них, они не пользуютс€ каким-то особым €зыком, не ведут какой-то необычный образ жизни. Ќо, жив€ в греческих и негреческих городах и соблюда€ обычаи страны в отношении одежды, еды и прочего, относ€щегос€ к обыденной жизни, они все-таки демонстрируют образ жизни удивительный, признаваемый всеми как необычный. ѕотому что, как далее говоритс€ в письме:

Ђќни живут в своей собственной стране, но как чужеземцы. ќни во всех делах участвуют как граждане, но должны переносить вс€ческие страдани€ как чужеземцы. Ћюба€ чужа€ страна Ч их родина, и в любой стране они чужие. ќни вступают в брак, как и все другие. ” них рождаютс€ дети, но свое потомство они не подбрасывают чужим люд€м. ” них общий стол, но не обща€ кровать. ќни живут Дво плоти", но не Дпо плоти". ќни пребывают на земле, но дом их на небе. ќни повинуютс€ установленным законам, но в своей собственной жизни они превосход€т закон. ќни люб€т всех, но они всеми гонимы. ќни неизвестны, но их убивают. ќни умирают, но затем воскресают. ќни бедны, но многих они делают богатыми. ” них во всем недостаток, но у них и во всем изобилие. »х бесчест€т, но это бесчестие приносит им славу. Ќа них клевещут, но их оправдывают. »х позор€т, а они благословл€ют. »х оскорбл€ют, а они оказывают почести. ≈сли они твор€т добро, их наказывают как злодеев. ≈сли их наказывают, они радуютс€, как будто они возрождаютс€ к жизни. »удеи борютс€ с ними как с чужеземцами, греки преследуют их. » те, кто их ненавид€т, все-таки не могут указать на причину своей враждебностиї.

Ёти слова попадают не в бровь, а в глаз! ƒействительно, что же ненормального в поведении, когда даже слышать не желают о прелюбоде€нии и распутстве, когда детей не подбрасывают чужим люд€м, не делают абортов, где избегают гомосексуальных контактов, где женщины целомудренны, как девушки, о вдовах и сиротах забот€тс€, странники наход€т приют, заключенных в тюрьму посещают, а умерших достойно хорон€т? Ёти и подобные им другие факты повтор€ют и подчеркивают раннехристианские писатели дл€ защиты своей христианской морали как морали нормальной. Ёта мораль действительно ина€. Ќо ее инаковость есть следствие отрицательного отношени€ к заповеди Ѕога, утвердившегос€ в вырождающемс€ мире. ¬ результате то, что вполне нормально и человечно, становитс€ чем-то странным и необычным.

’ристианский образ жизни

ќднако, прежде чем перейти от христианской морали к христианскому образу жизни, или стилю, следует сделать кое-какие предварительные замечани€. ѕод Ђобразомї, или Ђстилемї, мы понимаем совокупность однородных €влений, форм, в которых они выражаютс€, характерных дл€ какого-либо де€тел€ искусств, школы или направлени€. “от, кто ориентируетс€ в каком-то стиле, может определить автора какой-либо картины, стиль архитектурного сооружени€, а также тип поведени€. ќн может сказать: ЂЁто –ембрандтї, ЂЁто готическа€ церковьї или же: ЂЁто христианинї. ¬полне возможно, что в христианском типе поведени€ содержатс€ какие-то инородные элементы, подобно тому, как в архитектуре готического собора можно обнаружить много неготического. Ќо если отвлечьс€ от частностей и подойти к рассмотрению всей жизни (образа жизни) в целом, можно увидеть, что она носит на себе отчетливую печать Ђхристианскогої.  ак уже было показано, говор€ о христианском образе жизни, имеют в виду следование ’ристу в специфических обсто€тельствах нашего времени. ѕочему предпочтительнее говорить о христианском образе жизни, а не о христианской морали? ѕотому что, говор€ о морали, мы всегда имеем дело с Ђнеопределенно-личнымї характером поступков, в том числе и поступков, совершаемых христианами. ƒанное пон€тие всегда воспринимаетс€ как коллективное. –ечь идет о морали, принимающей форму нравов. ќднако в нравах всегда присутствует €рко выраженный временной и локальный компонент. ѕоэтому невозможно предписать всем христианам христианский стиль поведени€. Ёто можно по€снить с помощью простого примера. ¬ весьма многих христианских общинах употребление алкогол€ запрещено. “о есть там существует обычай (мораль) не употребл€ть крепких напитков. —ледует ли в таком случае предписать его в качестве христианского стил€ поведени€ всем христианам? Ќет, и хот€ это хороший обычай, невозможно заставить всех христиан соблюдать его как закон Ѕога. ≈сли такое случитс€, на карту будет поставлена христианска€ свобода. ¬едь нав€занный христианский обычай всегда выступает рука об руку с законничеством. »так, этим путем идти не следует. ’ристианска€ мораль допускает большую вариативность. Ёто дает нам основание утверждать, что какой-то единой христианской морали не существует.

 роме того, известно, что мораль, в смысле внешних форм поведени€, мало, что может сказать о внутреннем мире человека. ƒопустим, в какой-то христианской деревне все ход€т в церковь дважды. «начит ли это, что все жители деревни поступают так по глубокому убеждению? »ли же все превратилось в обычай, от которого не хот€т отказатьс€, так как односельчане станут косо на это смотреть? ¬от и выходит, что любому члену этой деревенской общины, хочет он того или нет, также приходитс€ дважды посещать церковь! ƒругой пример. ѕредположим, что в подобного рода деревне ни одна из девушек не танцует. ¬ таком случае танцы дл€ нее чаще всего не будут представл€ть большого искушени€. »дти на танцы или не идти Ч в ее решении нет ничего по-насто€щему христианского. ќднако если эта же девушка плохо ладит с матерью и при этом все-таки самоотверженно заботитс€ о ней, то подобные чувства идут из глубины души! ќтказ от танца дл€ нее Ч это нечто внешнее, но повиноватьс€ матери Ч значит следовать ’ристу!

»так, что же объедин€ет подлинных христиан? Ќе столько общественна€ мораль, сколько одинаковый образ жизни, который не ограничиваетс€ внешней стороной и истоки которого Ч в душе человека. ѕри этом сохран€ют силу те три положени€, которые разбирались в 6.3, когда речь шла о следовании ’ристу.

’ристианские формы (обычай или нравы, мораль) могут существенно отличатьс€ друг от друга, однако христианский образ жизни остаетс€ одним и тем же.

’отелось бы, однако, быть верно пон€тыми: когда мы говорим, что, име€ дело с нравами или моралью, мы не проникаем вглубь проблемы, это ни в коем случае не умал€ет значени€ ни христианских нравов, ни христианской морали. Ќравы дл€ нас заключаютс€ в неукоснительном посещении церкви, в молитве и словах благодарности перед едой и после нее, в речи, дл€ которой ругательства Ч табу. ћы лишь хотим сказать, что нравы могут быть хорошими, но это еще не значит, что люди, придерживающиес€ их, усвоили тот стиль поведени€, который состоит в следовании ’ристу. ¬спомним о фарисе€х, в нравах которых содержалось много хорошего. »исус сам говорит это: Ђ¬се, что они вел€т вам соблюдать, соблюдайте и делайтеї (ћф. 23:3). Ќо в то же врем€ он обвин€ет фарисеев в том, что они, подобно окрашенным гробам, снаружи выгл€д€т красивыми, а внутри полны вс€кой нечистоты (ћф. 23:27).

ѕодробнее этот вопрос рассматривалс€ в другой нашей работе. “ам говоритс€, что какими бы добрыми ни были христианские нравы, они еще недостаточно свидетельствуют о выборе в пользу ’риста и о соответствующем образе жизни. Ёто €вствует уже из того, как мы говорим. ≈сли бы мы сказали: христианские нравы Ч это про€вление христианской любви, на нас бы странно посмотрели. ¬едь как было бы хорошо, если бы действительно среди христиан существовали нравы, если бы действительно они любили друг друга, хотели бы быть самыми малыми в мире сем, жили бы беззаботно и были бы свободны от искушений плоти!

¬ жизни, однако, все по-другому. ¬се это не становитс€ обычаем на земле, потому что это плоды борьбы нового человека против человека ветхого, борьбы, выигранной с помощью благодати Ѕожьей.   счастью, то, что никогда не становитс€ обычаем, все же про€вл€етс€ у многих истинных христиан, если они с полной серьезностью относ€тс€ к своему образу жизни.


7. ЋёЅќ¬№





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

520 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.