Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ конце XV Ч начале XVII ¬. —ложна€ историческа€ судьба ѕиренейского полуострова в средние века создала здесь особый мир, окрашенный сосуществованием разных этнических групп




 

—ложна€ историческа€ судьба ѕиренейского полуострова в средние века создала здесь особый мир, окрашенный сосуществованием разных этнических групп, разных конфессий и разных культур. ¬заимодействие и взаимовли€ние христианского (уходившего корн€ми в кельтиберские, римские и германские традиции), мусульманского (преимущественно арабо-берберского) и иудейского субстратов прослеживаетс€ на прот€жении всего средневековь€. —воего рода пиком взаимопроникновени€ и в то же врем€ Ђбаланса силї была эпоха јльфонса ’ ћудрого (1252Ч1284). XIVЧXV вв. стали свидетел€ми постепенного сознательного отвержени€ победившими христианами иудейских и исламских культурных традиций, при том, что неосознанно они продолжали впитыватьс€ и перерабатыватьс€ христианской культурой. ѕримером тому могут служить складывавшийс€ в это врем€ архитектурный и декоративный стиль мудехар, использование арабского €зыка как €зыка поэзии, усвоение форм и приемов арабской поэзии и музыки, традиционное внимание пиренейских университетов к математике и медицине, основанных на знании восточных достижений в этой области, и многое другое. ќчень сильно мусульманское вли€ние сказывалось в повседневной жизни Ч модах, убранстве жилищ, составе питани€. «ападноевропейские путешественники XV в., попада€ за ѕиренеи, бывали поражены Ђчужеземнымиї, Ђнехристианскимиї одеждой и образом жизни горожан  астилии и јндалусии.

ќбъединение  астилии и јрагона в XV в. повлекло за собой не только создание крупного государства »спании и нарушение политического баланса на полуострове, но и резкие социально-культурные перемены, некоторые Ч катастрофического характера. ѕолитика жесткой централизации и в управлении, и в идеологии, и культуре создавала, с одной стороны, новую социальную стратификацию, особенно внутри господствующего класса, с другой Ч новую шкалу ценностей, характерных дл€ государства нового типа Ч будущей абсолютной монархии. «авоевание √ранадского королевства, изгнание иудеев и открытие јмерики Ч три событи€ 1492 г. Ч четко обозначили ориентацию  атолических государей: создание великой христианской державы, защитницы католической веры и повелительницы заморских земель. ¬ключение »спании в √абсбургскую империю на фоне –еформации и св€занных с ней катаклизмов XVI в. усугубило эти устремлени€ »спанского государства. Ќа внешнеполитическом уровне это выразилось в столкновени€х с јнглией и ‘ранцией, включении в состав испанской монархии ѕортугалии, длительной борьбе с Ќидерландами. “у же окраску имели и действи€ испанских √абсбургов на “ридентском соборе. ¬о внутренней жизни это вылилось в создание новой инквизиции, —в€той эрмандады, преследовани€ и изгнание морисков[1], гонени€ на новообращенных христиан. «а XVI в. дважды изменилась жизнь в испанских королевствах: в начале столети€, когда они повернулись лицом к ≈вропе, открывшись новым ве€ни€м в бурл€щие первые годы правлени€  арла V, и во второй половине столети€, когда надежды начала века закончились реакцией ‘илиппа II, с инквизиционными процессами, индексами запрещенных книг и т.п.

 

 

¬еликие географические открыти€

» пиренейска€ культура

 

»так, 1492 год обозначил два фактора исторического и культурного развити€ стран ѕиренейского полуострова в конце XV Ч начале XVI в.: ¬еликие географические открыти€ и внутренн€€ идейно-политическа€ ситуаци€. “ретьим, пожалуй, не менее сильным, но более опосредованным, было вли€ние запиренейской ≈вропы, прежде всего италь€нского гуманизма. –еформации и  онтрреформации.

√еографические открыти€ начали играть заметную роль в истории и культуре пиренейских стран, в особенности ѕортугалии, задолго до того, как они стали ¬еликими. ”же в конце XIV в. јтлантика манила мореплавателей, а в XV в. благодар€ древним морским традици€м, изобретени€м в области навигации, использованию знаний арабских мореходов и умелого покровительства короны португальцы сделали возможным дл€ себ€ и остальной ≈вропы те два открыти€, которые, по словам ћишле, были совершены в XVI столетии: открытие мира и открытие человека. Ќепосредственный результат ¬еликих географических открытий Ч изменени€ географических представлений Ч был лишь составной частью этого процесса. √ораздо важнее, что уже первые мореплаватели ощутили относительность и изменчивость времени и пространства вне городских стен и колокольного звона и осознали многообразие и множественность форм мира. ¬ XV в., казалось, все литературные формы были использованы дл€ рассказа о заморских земл€х. ѕервыми к ним обратились хронисты. ќдну из лучших работ подобного рода, Ђ’ронику событий в √винееї, создал королевский хронист и хранитель королевского архива √омеш Ёанеш «урара (1453). ќднако во второй половине XV в. на смену изложени€м событий военных походов и захватов городов и крепостей приход€т путевые заметки и дневники, которые оставили нам участники экспедиций: ‘рансишку де јлмейда, ј.  адамошту, анонимный автор истории плавани€  абрала. Ќачало XVI в. ознаменовалось по€влением Ђќписани€ —еуты по побережьюї, Ђќстровов ќкеанаї, приписываемых ¬алентину ‘ернандешу (1507) и лоций. ¬енцом подобных сочинений стал труд ƒьогу ѕашеку ѕерейры Ђќ положении землиї Ч научное описание известных к тому времени земель, еще со ссылками на древних авторов, но без особой латинской изысканности, а во второй половине XVI в. Ч знаменита€ Ђ“рагическа€ истори€ морских путешествийї, написанна€ в форме судового дневника, в котором место рассуждении и цитат занимают непосредственные наблюдени€ и воспри€тие сиюминутных событий. “аким образом, в литературе о заморских плавани€х и в письменной культуре вообще происходит своего рода перераспределение ролей между средствами получени€ знаний, или информации: резко возрастает значение карт, рисунков и описаний непосредственных, чаще всего визуальных ощущений Ђв ущербї литературным источникам и рациональным построени€м. Ѕолее того, накопление новых знаний заставило многих пиренейских мыслителей, особенно сочетавших интеллектуальную и практическую де€тельность, усомнитьс€ в античных авторитетах, провозгласить приоритет современности и современной культуры над эпохой и культурой древних. ќсобенно сильным это направление было среди португальских авторов.

–асширение представлений о мире шло сначала по пути количественного накоплени€ описаний €влений ботаники, зоологии, астрономии, наблюдений за чужими нравами и обыча€ми, пока еще в слитном, не расчлененном на сферы знани€ и не осмысленном теоретически виде. ∆ивость материала дополн€лась и стилистическим разнообразием записок, ибо они принадлежали перу св€щенников и лоцманов, королевских чиновников и простых матросов. ¬о многих из них, особенно в рассказах о кораблекрушени€х, авторы субъективно не ставили перед собой литературных задач, а лишь стремились дать Ђруководствої по поведению в трагических обсто€тельствах; тем не менее благодар€ им в ученую, письменную литературу внедр€лась традици€ устных сказаний. Ёти рассказы, написанные живым простонародным €зыком, расцвеченным морским жаргоном и €ркими метафорами, ввод€т в мир повседневности, а не романтики дальних морских путешествий.

ќднако уже в середине XVI в. в трудах ѕашеку ѕерейры, ‘ернана де ќливейры, наконец, воина, ученого и изобретател€ ∆оана де  аштру (Ђѕуть из Ћиссабона в √оаї, Ђ“рактат о сфереї) делаютс€ попытки перевести проблемы познани€ мира с непосредственно-эмпирического уровн€ на теоретический. ¬ их трудах возникает понимание опыта как силы и основы знани€. ∆оан де  аштру писал, что многое, о чем он повествует, кажетс€ неверо€тным, но разум должен подчинитьс€ реальности, ибо все это подтверждено фактами. “ак по€вл€етс€ и решаетс€ еще одна проблема Ч критериев истинности знани€.

¬ записках путешественников и миссионеров содержались сведени€ не только о географии и ботанике, но и о поведении и психологии людей, об их способност€х. —очинени€ по медицине, впитавшие в себ€ традиции заморских стран, как, например, Ђ“рактат о лекарствах и лечении в ¬осточной »ндииї, рассказывали новое о человеке как физическом организме. “акое накопление разнообразных и разнородных сведений о человеке, удивление перед многообразием форм человеческой жизни, расшир€€ представлени€ европейца, заставл€ли его задуматьс€ над глобальными, сущностными вопросами: что такое человек? где границы человеческого? в чем отличи€ и роль человека цивилизованного? наконец, что такое человечество?

ќтветы на эти вопросы во многом зависели от того, насколько было возможно дл€ автора преодолеть тождество пон€тий Ђчеловекї и Ђхристианинї, что было под силу немногим. Ѕольшинство испанцев считали жителей јмерики неполноценными существами. ¬ то же врем€ перу Ѕернардино де —аагун принадлежит блест€ща€, единственна€ в своем роде и по объему, и по предмету, и по уровню изысканий Ђ¬сеобща€ истори€ Ќовой »спанииї, котора€ представл€ла собой лингвистическое и этнографическое исследование жизни ацтеков, показывавшее их во всем равными европейцам. — иных позиций, позиций христианского милосерди€ и гуманизма, воздавал должное индейцам Ѕартоломе де Ћас  асас (1474Ч1566), решительно вставший на их защиту. ќн считал индейцев равными перед Ѕогом белым люд€м, отрицал рабство, противопоставл€€ в своих Ђ»стори€х »ндийї простодушным туземцам жестоких завоевателей. ¬ этом контексте многие мыслители XVI в. двойственно оценивали де€тельность испанцев и португальцев в заморских земл€х и сами открыти€: если дл€ расширени€ познаний они были несомненно полезны, то вседозволенность, обретенна€ открывател€ми и завоевател€ми, губительно сказывалась на нравственности европейцев.

¬ первой половине XVI в. и в ѕортугалии, и в »спанском королевстве складываетс€ колониальна€ политика и оформл€етс€ официальна€ идеологи€ колониальной империи как оруди€ воли Ѕожией и проводника идей христианства, а с ними Ч и цивилизации. Ќо она же порождала и возражени€. ∆оан де  аштру, ‘ернан де ќливейра обращали внимание на то, что заморска€ экспанси€ не всегда оборачиваетс€ добром дл€ метрополии. ѕортугальский поэт —а де ћиранда с горечью замечает: Ђѕод запах корицы Ћиссабон лишает королевство его людейї. ¬о второй половине XVI в. все чаще звучат обвинени€ в том, что Ђпортугальцы, которые едут в те земли, едут не дл€ чего иного, кроме как обогащени€ любой ценойї. ѕисатели-моралисты осознают, что в обществе утрачено понимание единства цели и средств, а это ведет к разрушению морали, государства и власти вообще. “ак, в форме ежой критики действий португальцев за мор€ми созданы ƒьогу де  оуту Ђƒиалоги опытного солдатаї (1570).  ак свидетельство противоречивости любой колониальной политики и колониального владычества написано Ђѕаломничествої ‘ернана ћендеша ѕинту. Ќо последн€€ работа гораздо шире по своему смыслу. —южет ее прост: это судьба и приключени€ португальца, Ђобреченногої на заморские похождени€, вынужденного прибегать к обману и надувательству, чтобы выжить и приспособитьс€ к противоречи€м этого мира. ¬ основу Ђѕаломничестваї легла жизнь самого ћендеша ѕинту, который пережил похищение пиратами, тринадцатикратный плен и семнадцатикратную продажу в рабство в »ндии, Ёфиопии, јравии,  итае, на —уматре и пр. Ќесмотр€ на это он занималс€ торговлей и пиратством, богател и разор€лс€. Ђѕаломничествої ћендеша ѕинту выходит за рамки чисто географических и бытовых записок; оно несомненно €вл€етс€ литературным произведением, в котором даны образы и представлени€ человека «апада и человека ¬остока, и в то же врем€ сделана попытка ответить на вопрос о смысле пребывани€ португальцев в мире.

јвтор Ђѕаломничестваї несколько опередил эпоху: хот€ оно было написано между 1569 и 1578 гг., читать его стали в начале XVII в., после публикации в 1614 г. и перевода в 1620 г. на испанский, когда осознание кризиса колониальной политики стало всеобщим. ’арактерно, что за этими двум€ издани€ми последовали в XVII в. многочисленные переводы на другие европейские €зыки Ч французский, немецкий, голландский, английский, и ћендеш ѕинту, которого нередко называли  амоэнсом в прозе, стал одним из самых читаемых авторов.

 

 

Ћуиш  амоэнс

 

»ное решение вопрос о месте человека в мире получил в крупнейшей поэме эпохи ¬еликих географических открытий Ч в ЂЋузиадахї  амоэнса. „тобы пон€ть истоки этого решени€, надо представить себе судьбу великого португальского поэта. ќн родилс€ около 1525 г., видимо, в семье мелких двор€н. ќ жизни его известно немного и извести€ не точны. Ќе€сно, где он училс€, хот€ его творчество, полное античных и средневековых реминисценций, говорит о хорошем знакомстве с литературными и историческими источниками. ќчевидно, в ранние годы, пережив несчастную любовь и подвергшись опале, он уезжает в ћарокко, там в сражении тер€ет глаз. ¬ернувшись в Ћиссабон, он оп€ть навлекает на себ€ гнев двора, попадает в тюрьму, а получив прощение, в 1553 г. отправл€етс€ в »ндию, где служит ѕортугалии то мечом воина, то пером чиновника. Ќа обратном пути  амоэнс побывал в јфрике. ¬новь он по€вл€етс€ в Ћиссабоне в 1569 г.; с собою он привозит рукопись поэмы, спасенную, кстати, им во врем€ кораблекрушени€, и в 1572 г. ЂЋузиадыї (что в переводе значит Ђпортугальцыї) вышли в свет.

ЂЋузиадыї стали величайшим поэтическим произведением португальцев эпохи географических открытий.  ажда€ песнь поэмы становитс€ гимном ѕортугалии и человеку. ќпира€сь при создании ЂЋузиадї на классические образцы античной и италь€нской ренессансной поэзии,  амоэнс использует их дл€ утверждени€ славы португальского €зыка и португальского королевства, истоки которой Ч в его истории.   осознанию величи€ активной человеческой личности  амоэнс приводит читател€, подчеркива€ те противоречи€ жизни и т€жкие труды, которые и составл€ют жизнь человека и историю народа в их героическом преодолении. ¬ то же врем€ португальска€ истори€ включена в мировую так же, как португальское королевство Ч в мировое пространство, и все это вместе объедин€етс€ христианством, в котором  амоэнс видит и подчеркивает прежде всего его героический дух. “аким образом, проблема, волновавша€ ћендеша ѕинту и других в это врем€ Ч место человека в мире,Ч решаетс€ как титаническое преодоление невозможного личностью, воплощающей через свою доблесть божественный план.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

760 - | 585 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.