Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрхитектура и изобразительное искусство. ћногослойное переплетение традиций и вли€ний на ѕиренейском полуострове обусловило существование здесь в XVI в




 

ћногослойное переплетение традиций и вли€ний на ѕиренейском полуострове обусловило существование здесь в XVI в. нескольких архитектурных стилей.  роме уже упоминавшихс€ собственно пиренейских исабелино и мануэлину в церковной архитектуре сохран€ла свои позиции готика. ¬ 1513 г. X. ’иль начал строительство собора в —аламанке, двенадцатью годами позже он же заложил собор в —еговии. »нтерьеры обоих зданий выполнены в позднеготических испанских традици€х, хот€ арки —аламанкского собора, более обычного украшенные рисунком, несут на себе уже налет гр€дущего барокко.

√ражданска€ архитектура этого времени предпочитает иной стиль Ч платереско, отличавшийс€ ренессансной простотой и стремлением к индивидуализации. ќн многое впитал из италь€нской архитектуры, однако очень сильно трансформировал ее вли€ни€. ѕо сравнению с италь€нскими образцами платереско почти аскетичен. ¬ то же врем€ характерно, что здани€ в стиле платереско нередко украшены декором исабелино, как, например, фасад —аламанкского университета. ¬есьма показательно, что в —аламанке Ч университетском, Ђобразованномї городе Ч не только университетские постройки, но и многие жилые дома отдали дань именно этому стилю: ƒом мертвых, –акушечный дом (10Ч20-е годы XVI в.) и др.

√ораздо отчетливее италь€нские вли€ни€ прослеживаютс€ в архитектуре собора в √ранаде и особенно дворца  арла V в јльгамбре. ѕоследний был задуман как некий европейский штрих на Ђдикомї мавританском фоне и был призван подчеркнуть поворот »спании к новому, европейскому и христианскому, стилю и величие империи  арла. «амысел удалс€ вполне, однако дворец  арла Ч т€желое, сочетающее в себе геометрию куба и круга сооружение, с приземистыми устойчивыми колоннами кажетс€ не только чуждым, но и лишним в окружении прозрачной поздне-мусульманской архитектуры и €вно проигрывает на ее фоне.

¬ XVI в. происход€т изменени€ и в оформлении городского пространства. ≈ще при  атолических корол€х вышел указ о сооружении в каждом городе главной площади, на которой должны были быть сосредоточены административные здани€. явл€€ собой, с одной стороны, выражение претензий королевской власти, поскольку теперь акцент переносилс€ с собора и соборной площади на так называемую Ђplaza maiorї Ч Ѕольшую площадь, указ в то же врем€ послужил толчком дл€ строительства гражданских комплексов по всей »спании. ¬еликолепными, хот€ и более поздними (XVII в.) примерами развити€ этой традиции могут быть ѕласа ћайор в ћадриде и ¬аль€долиде. ќсобый интерес представл€ет португальский город Ёвора, сложившийс€ как цельный ансамбль в конце XVIЧXVII в. и изобилующий близкими по времени постройками в стиле мануэлину, готическом стиле и португальской разновидности –енессанса.

Ќа ѕиренейском полуострове издавна скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства. XVI век подарил »спании творца необычайной силы и мастерства јлонсо Ѕерругете (1490Ч1561). ќн был сыном художника, училс€ в »талии, был знаком с творчеством ћикеланджело. ¬ли€ние последнего во многом прослеживаетс€ в работах Ѕерругете, однако оно не может скрыть индивидуальности испанца. ѕо возвращении на родину Ѕерругете много работал как живописец, но лучшие его работы Ч скульптурные. ¬ кастильских традици€х он использовал в качестве материала дерево, часто пользу€сь его полихромной росписью. ѕодатливое дерево позволило скульптору передать в изломанных формах, в резких поворотах фигур (Ђѕатриархї, Ђ—в. —ебасть€нї, Ђћоисейї и др.) €ростную, иногда барочную напр€женность, столь характерную дл€ испанцев этой эпохи и столь далекую от спокойной мощи сходных италь€нских образцов. ¬о многом именно творчеству Ѕерругете об€зана своим расцветом в XVII в. знаменита€ дерев€нна€ полихромна€ скульптура, трагическа€ и натуралистическа€ одновременно, тематически св€занна€, по большей части, со страст€ми »исуса ’риста.

 

 

∆оан де  аштильу. ёжный портал монастыр€ ∆еронимуш в Ѕелене (Ћиссабон).

 

∆ивопись продолжала оставатьс€ на втором месте всю первую половину столети€. ћоралес, ¬аргас отдавали долг средневековому мистицизму. ѕриезжие мастера создавали портреты членов королевской семьи и придворных. Ќовое слово в живописи было сказано портретистами Ч X. ѕантохой де ла  рус и ј. —анчесом  оэльо. „истота линий, ювелирна€ проработка деталей, удивительный серебристый колорит в сочетании с ненав€зчивой передачей индивидуальности персонажа делает полотна  оэльо лучшими предшественниками портрета XVII в. (¬еласкес, —урбаран, –ибера).

 

 

 

јлонсо Ѕерругете. »ов. –ельеф скамей хора в соборе в “оледо. ƒеталь. 1539Ч1548.

 

 

ј. —анчес  оэльо. ѕортрет ‘илиппа II. ќк. 1575 г.

ѕрадо. ћадрид,

 

ќднако славу испанской живописи XVI в. принес чужак, крит€нин, ƒоменико “еотокопули (1541Ч1614), прозванный Ёль √реко. ќн прибыл в »спанию в 1577 г. и довольно быстро нашел себе пристанище в “оледо. ќ жизни его известно мало, но и того, что мы знаем, достаточно, чтобы пон€ть, насколько странным и чужим казалс€ он и толедским жител€м, и испанским живописцам, и насколько органичным дл€ него оказались и “оледо, и религиозна€ экзальтаци€ »спании того времени.

 

 

Ёль √реко. ѕохороны графа ќргаса. 1586 г.

 

Ёль √реко был необычайно трудоспособен. ≈го кисти принадлежат дес€тки портретов и многофигурных композиций. ѕортретное творчество Ёль √реко стоит особн€ком в этом жанре в испанской живописи. ¬ообще характерна€ дл€ него сдержанность красок в портретах позвол€ет сосредоточитьс€ на лице персонажа полностью. √лубокий психологизм сочетаетс€ у Ёль √реко с огромным уважением к личности человека и отрешенно-философским взгл€дом самого автора.

—клонность к размышлению, философствованию, повышенна€ религиозность заставл€ли Ёль √реко посто€нно обращатьс€ в своем творчестве к евангельским сюжетам как позвол€ющим в наибольшей степени выразить философские проблемы человеческого быти€ (ЂЁксполиої, Ђ¬ознесениеї, эпизоды страстей √осподних, изображени€ апостолов, Ђ—в. семействої и др.). Ёти творени€ Ёль √реко, как правило, пронизаны символикой и одухотворены мистическим началом. »зобразительные средства, используемые при этом художником, Ч двойной ракурс, намеренна€ деформаци€ изображени€, широкий беспокойный мазок Ч как нельз€ лучше передают ощущение трагизма быти€. ’арактерно, что среди людских толп, заполн€ющих его полотна (например, его шедевр Ч Ђѕохороны графа ќргасаї), каждый остаетс€ совершенно одинок, чем передаетс€ ощущение разорванности мира и отрешенность персонажей от изображаемого событи€, его условность.

–аботы Ёль √реко отвергали, на них негодовали, вокруг них устраивали судебные процессы, ими жаждали обладать. Ёль √реко не был и не стал ни модным, ни придворным художником. Ќо именно он наиболее точно передал в своем творчестве духовную атмосферу »спании рубежа столетий.

 

 

ѕразднична€ культура

 

ќсобое место в жизни пиренейского общества этого времени занимает празднична€ культура. ќбилие, разнообразие и пышность празднеств бросались в глаза иноземцев, которые в своих записках отмечали, что испанцы любое событие стараютс€ превратить в торжество. —кромность, а иногда и скудость повседневной жизни горожанина вознаграждалась €ркими одеждами и богатством праздничной трапезы. ќсобый Ч театральный Ч размах и великолепие приобретают церковные праздники (как например, ”спение Ѕогоматери в Ёльче), непременно сопровождавшиес€ процесси€ми, в которых с XVII в. стали играть огромную роль скульптурные изображени€ евангельских сцен; сочетание полихромной скульптуры с ее натурализмом и подлинных аксессуаров Ч тканей, дерев€нных и металлических деталей, цветов Ч своим преувеличенным правдоподобием создавало ощущение повышенной напр€женности на грани экзальтации.   церковным праздникам часто были приурочены и светские развлечени€: корриды, которые буквально расцвели с конца XV в., театральные представлени€, жусты, балы, турниры. ¬ то же врем€ по€вились праздники чисто светского характера. ќни были св€заны со значительными историческими датами, событи€ми в королевской семье, победами, приездом именитых гостей. “ак, в ѕортугалии отмечали годовщину битвы при јлжубарроте, в »спании Ч вз€тие √ранады и пр.  ак правило, они включали шествие или театральное представление. “акие событи€, как свадьбы, обручени€ и т.п. членов королевской семьи (или на местном уровне Ч крупных сеньоров), были сочетанием парадных процессий по городу, церковной службы, дворцовых увеселений и народных гул€ний.

 ак и прежде, многие праздники и генетически, и в обр€дах сохран€ли черты €зычества, хот€ эта св€зь и не осознавалась. “аковы празднества  анделарии, майского дерева, св. ’уана, карнавал и др. ћногим из них также была свойственна сильна€ театрализаци€ и, кроме того, в отличие от более ранних эпох, участники праздника могли делитьс€ на зрителей и исполнителей, что также снижало его ритуальное значение.

Ћюбые праздники сопровождались музыкой. »менно XVI век дал »спании Ч и ≈вропе Ч столь попул€рный впоследствии инструмент Ч испанскую гитару. ћногие композиторы и музыканты (например, ¬исенте Ёспинель) пишут музыку специально дл€ гитары. ќчень быстро она распространилась по другим странам. “очно так же перешагнули ѕиренеи и танцы испанского происхождени€ Ч павана, сарабанда. ¬ јндалусии складываетс€ знаменитый стиль в музыке и танце Ч фламенко, впитавший испанские, цыганские и арабские традиции. ¬ ѕортугалии этого же времени возникает особенный тип песенного народного творчества Ч фаду, св€занный с городским фольклором.

 

 

* * *

 ультура эпохи ¬озрождени€ в пиренейских странах обладает, как мы видим, р€дом специфических черт. Ёто, во-первых, ее генетическа€ и сущностна€ св€зь прежде всего с ¬еликими географическими открыти€ми в том, что касаетс€ картины мира и понимани€ человека. ¬о-вторых, следует отметить отсутствие резкого, осознанного отрицани€ средневековь€. Ёто можно наблюдать и на примере архитектуры, где исабелино и мануэлину, впитавшие предшествовавшие традиции, долго были воплощением пиренейских настроений эпохи; и в аристотелизме как основе гуманистической философии; и в признании ценности ближайшего исторического прошлого и пр. ƒалее, дл€ пиренейской культуры XVIЧXVII вв. характерно сравнительно ограниченное распространение гуманизма на фоне относительно большей, чем в других странах, приверженности к национальным €зыкам. Ќаконец, мы можем констатировать довольно поздний и быстрый расцвет ренессансной культуры, но и быстрый переход к барочным тенденци€м.

 

√лава 9

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 496 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

714 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.