Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“оржество studia humanitatis




 

Ќова€ система образовани€, значительно отличавша€с€ от средневековой традиции школьного и университетского преподавани€, сделала первые и весьма успешные шаги уже в конце XIVЧначале XV в. “еоретическое обоснование гуманистической педагогики шло рука об руку с ее практическим претворением. ќдним из первых обсто€тельных трудов по вопросам воспитани€ и образовани€ был трактат Ђќ благородных нравах и свободных наукахї (1402) гуманиста ѕьетро ѕаоло ¬ерджерио, ученика —алютати. “рактат неоднократно переиздавалс€ и приобрел известность в городской среде, в частности во ‘лоренции, где немалое распространение в начале века получил и другой трактат Ч ЂЌаставление в семейных делахї ƒжованни ƒоминичи, доминиканского монаха, а позже епископа и кардинала. ¬ыдвинутые в обоих сочинени€х программы обучени€ и принципы воспитани€ имели точки соприкосновени€, утверждали как конечную цель образовани€ нравственное совершенство человека, но различались столь существенно, что стали своеобразными символами двух подходов к культуре Ч гуманистического и церковного. ¬ерджерио отстаивал его нравственно-социальные задачи: ЂЌикаких более обеспеченных богатств или более надежной защиты в жизни не смогут родители уготовить дет€м, чем обучить их благородным искусствам и свободным наукамї.   последним он относил не только традиционные artes liberales, семь свободных искусств, особенно выдел€€ значение риторики, но и Ђгражданские наукиї Ч историю и моральную философию. ÷ель образовани€ гуманист видел в приобретении разносторонних знаний, формирующих свободный ум и высокую нравственность, помогающих в жизненных делах. ≈го идеал Ч гармонически развитой человек, сочетающий богатство знаний, добродетели и физическую крепость. ¬ методах воспитани€, по ¬ерджерио, важны авторитет родителей и учител€, интерес самого ученика к зан€ти€м, а не принуждение и наказание.

»ную педагогическую задачу ставил в своем трактате ƒоминичи. ќбеспокоенный слишком светской и Ђбезнравственнойї, на его взгл€д, обстановкой в городских школах ‘лоренции (мнение, отражавшее также и позицию церковных властей), ƒоминичи призывал сделать упор на домашнее воспитание и образование, целенаправленно придава€ им религиозный характер. ќн считал, что не интересом к земным благам и наслаждени€м надо Ђвооружать детейї, а учить их становитьс€ Ђжител€ми вечного царстваї, ибо за следование соблазнам земного мира их приговор€т к Ђвечному огнюї. ¬ажно взращивать терпение и покорность, отвращать от вс€кого рода удовольствий, не гнуша€сь при этом самыми суровыми методами воспитани€. ≈сли в семь€х кое-где и следовали наставлени€м ƒоминичи, то в городских и частных школах со временем становилось заметным вли€ние гуманистических программ образовани€: в преподавание вводились истори€, поэзи€, мифологи€, нар€ду с латинским начали изучать и греческий €зык, а круг чтени€ из античных авторов значительно расширилс€.

ѕедагогическа€ тема стала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины XV в., ей посв€щены трактаты Ћеонардо Ѕруни Ђќ научных и литературных зан€ти€хї и ћаффео ¬еджо Ђќ воспитании юношейї, обширное письмо к ¬ладиславу ягеллону, королю „ешскому и ¬енгерскому, Ёне€ —ильви€ ѕикколомини, специальные разделы о воспитании и образовании в написанных на вольгаре и имевших большой общественный резонанс сочинени€х Ћеона Ѕаттиста јльберти Ђќ семьеї и ћаттео ѕалъмиери Ђ√ражданска€ жизньї. ѕри разнообразии оттенков в рекомендаци€х все эти авторы были единодушны в главном Ч светской ориентации всей системы образовани€ и воспитани€, нацеленной на формирование свободного и всесторонне развитого человека, широко эрудированного, высоко нравственного и граждански активного. √уманисты подчеркивали роль примера Ч прежде всего учител€, отстаивали добровольность и сознательный выбор в овладении знани€ми, похвалу, а не наказание как средство воспитани€. ¬се они говорили об уважении к религии, но не призывали к отказу от земных радостей и отречению от мира. Ёто касалось и женского образовани€. Ѕруни, обраща€ свое сочинение к Ѕаттисте ћалатеста, жене правител€ –имини, откровенно за€вл€л: Ђя не считаю, что женщина должна довольствоватьс€ св€щенными книгами, и поведу ее к светским знани€мї.

≈сли ƒоминичи, представл€вший наиболее консервативную линию в средневековой педагогике, осуждал чтение €зыческих авторов, особенно поэтов, как зан€тие безнравственное, то гуманисты, напротив, главное место в своей программе образовани€ отводили изучению античного наследи€. ¬ дисциплинах studia humanitatis они видели прочную основу дл€ формировани€ совершенного человека, способного раскрыть свои достоинства в повседневной де€тельности, в гражданской жизни. ѕри этом одни (к примеру, Ѕруни) подчеркивали важность безупречного владени€ письменной и устной речью на латинском €зыке, а также изучени€ греческого, из авторов рекомендовали ÷ицерона, ¬ергили€, ќвиди€, √ораци€, ёвенала, ѕлавта, √омера и ƒемосфена, јристофана и —офокла. ƒругие гуманистические программы на первый план выдвигали моральную философию и историю Ч Ђнаставницу жизниї, в круг необходимого чтени€ включали Ёпикура, —енеку, јристотел€, а из историков Ч —алюсти€, “ита Ћиви€, ÷езар€, “ацита,  сенофонта. јльберти считал полезным помимо гуманитарных дисциплин изучение математики и музыки. ¬ажную задачу образовани€ гуманисты видели в развитии природных дарований человека, его способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Ќовые педагогические идеи нашли верных последователей в лице выдающихс€ учителей, воплощавших на практике принципы гуманизма Ч таковы √аспарино Ѕарцицца, ¬итторино да ‘ельтре, √варино да ¬ерона и р€д других. —озданные ими гуманистические школы в ћантуе, ¬ероне, ‘ерраре, других городах прославились на всю »талию и привлекали учеников из разных стран. ќсобенно знаменитым стал Ђƒом радостиї ¬итторино да ‘ельтре, блест€щего педагога, осуществившего нар€ду с √варино да ¬ерона подлинный переворот в практической системе школьного образовани€. ¬ его частной школе обучались не только дети правител€ ћантуи маркиза √онзага, но и выходцы из семей скромного достатка (с них он не взимал плату). ¬ основе его образовательной программы лежали дисциплины studia himanitatis, а уровень знаний школ€ров был столь высок, что они, мину€ подготовительный артистический факультет, поступали сразу на университетские факультеты права, медицины, теологии. √уманистическа€ педагогика, ее теори€ и практика, широко утверждавшиес€ в италь€нской системе образовани€ как в частных, так и городских школах, были восприн€ты и в других странах ≈вропы.

Ќова€ образованность пробивала себе путь во многих университетах »талии, где прочно сохран€лись усто€вшиес€ традиции программ и методов обучени€. ‘лорентийский университет Ч —тудио (Stidio fiorentino) одним из первых стал приглашать гуманистов в свои стены дл€ чтени€ лекционных курсов по риторике, поэзии, моральной философии. ќни оплачивались, как правило, выше, чем преподавание традиционных дисциплин. ≈ще в 1351 г. такое приглашение получил ѕетрарка, ответивший, правда, вежливым отказом. ѕозже, в 1373 г. лектором в —тудио стал Ѕоккаччо, которому руководство университета предложило читать курс о ЂЅожественной комедииї ƒанте. ¬последствии комментирование главного произведени€ великого флорентийца поручалось преимущественно гуманистам Ч ƒжованни ћальпагини, ‘ранческо ‘илельфо,  ристофоро Ћандино и другим. ѕоказателен и такой факт: в конце XIV в. интерес во ‘лоренции к новому образованию был столь велик, что по насто€нию самих граждан, обратившихс€ с просьбой в —иньорию, в —тудио была открыта кафедра греческого €зыка и литературы, причем первым ее зан€л приглашенный из ¬изантии ученый ћануил ’рисолор, завоевавший высокий авторитет. ћногие из его учеников впоследствии стали видными гуманистами Ч √варино да ¬ерона, Ћеонардо Ѕруни, ѕьетро ѕаоло ¬ерджерио, ‘ранческо Ѕарбаро. ¬ XV в. греческий €зык, литературу и философию преподавали в университете преимущественно византийцы Ч ‘еодор √аза, √еоргий “рапезундский, »оанн јргиропул, јндроник  аллист, »оанн Ћаскарис, ƒеметрий ’алкокондил.

Ќовшеством не только дл€ —тудио ‘лоренции, но и дл€ других университетов »талии Ч ѕавии, ћилана, ѕадуи, Ѕолоньи, ‘ерарры Ч стало преподавание поэзии, латинской и греческой, и риторики, преображенной и по-новому трактованной на основе найденных в первые дес€тилети€ XV в. рукописей сочинений ÷ицерона Ђќраторї и  винтилиана ЂЌаставление ораторуї. ƒисциплины комплекса studia humanitatis были исключительной прерогативой преподавательской де€тельности гуманистов. ‘ранческо ‘илельфо долгие годы читал в ћилане курсы риторики, вед€ также зан€ти€ по греческому €зыку и философии. ќдин из крупнейших гуманистов, филолог и историк, Ћоренцо Ѕалла вел курс риторики в ѕавии и –име, причем предпочтение отдавал  винтилиану, противопоставл€€ его ÷ицерону. Ёто вызвало полемику среди, гуманистов, оппонентами ¬аллы выступили ‘илельфо и ѕоджо Ѕраччолини.  ристофоро Ћандино около сорока лет читал курсы поэтики и риторики в —тудио ‘лоренции, комментировал сочинени€ √ораци€, ¬ергили€, ёвенала, ѕерси€, а также ƒанте и ѕетрарки. ћногие годы там же был лектором по поэтическому и ораторскому искусству выдающийс€ гуманист, поэт и филолог јнджело ѕолициано. ≈го лекции-комментарии были посв€щены римским поэтам Ч —тацию, ќвидию, ѕерсию, а в риторике он подчеркивал авторитет  винтилиана. ѕолициано, как до него јргиропул, читал и моральную философию на основе ЂЁтикиї јристотел€. ¬о второй половине XV в. гуманистам нередко стали поручать курсы по философии: в результате этика по сути превратилась в самосто€тельную университетскую дисциплину (нар€ду с традиционной метафизикой). јвторитет studia humanitatis возрастал в XV в. не только вследствие широкой практической де€тельности гуманистов как преподавателей, но и благодар€ их неустанной и многообразной теоретической разработке гуманитарных дисциплин, что оказало большое воздействие на развитие ренессансной мысли и в самой »талии, и вне ее.

 

 

√уманистическа€ этика

 

—ветска€ практическа€ направленность нового комплекса гуманитарных дисциплин особенно €сно обозначилась в моральной философии. √уманисты придавали этической проблематике настолько важную роль в формировании нового мировоззрени€ и идеала совершенного человека, что ни один из них не оставил без внимани€ в своем творчестве вопросы моральной философии.   этому побуждали гуманистов и иные причины, в частности не оскудевающий поток морально-дидактической литературы традиционного типа Ч достаточно стандартные, однообразные Ђ“риумфы добродетелейї, Ђ÷веты благочести€ї, Ђѕлоды благовоспитанностиї и т. д. Ёти сочинени€ выходили из-под пера как ученых теологов, так и весьма скромно образованных монахов и клириков. ќсновной целью этой литературы была пропаганда церковной этической доктрины, ставившей во главу угла так называемые теологические добродетели Ч веру, надежду, любовь Ч и утверждавшей максимы покорности, терпени€, милосерди€, подавлени€ Ђчрезмерныхї прит€заний разума и воли человека вплоть до апологии аскетических идеалов. ÷ерковна€ литература такого рода создавалась, как правило, на вольгаре и получила немалое распространение в италь€нском обществе XIVЧXV вв. ѕо большей части в ней повтор€лись и растолковывались постулаты моральных проповедей, звучавших с церковных кафедр, но в ней нашли отражение также и взгл€ды неофициальных проповедников Ч странствующих монахов, зараженных еретическими иде€ми. ¬ морально-дидактических сочинени€х затрагивались и острые злободневные вопросы Ч о ст€жательстве и ростовщическом проценте, о соотношении личного интереса и общего блага, о щедрости и милосердии и т. п., Ч по которым позиции церкви и ее паствы нередко расходились. ќб этом свидетельствует, в частности, купеческа€ литература с характерным дл€ нее прагматическим, основанным на здравом смысле, подходом к официальной трактовке христианской морали.

√уманисты в своем стремлении к обоснованию принципов светской этики, не порывающей с христианством, но сконцентрированной на проблемах земного быти€ человека, шли своим особым путем Ч они не принимали многих целей ни из арсенала церковной доктрины, ни из расхожих норм жизненной практики различных социальных слоев. »х не удовлетвор€ли, к примеру, двор€нские представлени€ о знатности происхождени€ как основе благородства человека, но в равной мере они не оправдывали и безудержного, поступающегос€ нравственностью накопительства. ќпира€сь на античное наследие, гуманистическа€ этика учитывала, особенно в постановке проблем, и средневековые традиции моральной философии, живо отклика€сь на потребности собственной эпохи. Ётическа€ мысль, котора€ разрабатывалась гуманистами, стала прочным фундаментом всего ренессансного мировоззрени€. ќна переплеталась с экономическими и социально-политическими, антропологическими, эстетическими и прочими иде€ми италь€нского ¬озрождени€ и оказала определенное воздействие на позицию самой церкви, побужда€ ее к более адекватной реакции на требовани€ времени.

¬ гуманистической этике »талии эпохи  ватроченто сложилось несколько направлений, различавшихс€ и своей философской основой, и трактовкой главных проблем Ч пониманием высшего блага, нравственного идеала, отношений личности и общества.

–убеж XIVЧXV вв. был отмечен зарождением во ‘лоренции Ђгражданского гуманизмаї (термин √. Ѕарона, —Ўј), в котором проблемы этики тесно переплетались с социально-политической мыслью. Ёто направление в гуманизме, наметившеес€ еще в трудах —алютати, обрело четкие формы в творчестве Ћеонардо Ѕруни, ћаттео ѕальмиери, других гуманистов. ¬ыдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во ‘лоренции, но и в ћилане, ¬енеции, –име.

Ћеонардо Ѕруни јретино (1374Ч1444) был учеником —алютати и ’рисолора, от которого получил отменное знание греческого €зыка. ¬ молодости он служил в –имской курии, а последние семнадцать лет жизни был канцлером ‘лорентийской республики, строем которой восхищалс€. ≈й посв€щены и основные труды Ѕруни Ч Ђ¬осхваление города ‘лоренцииї (нач. XV в.), Ђќ флорентийском государствеї (сер. 30-х годов), выполненна€ по заказу —иньории Ђ»стори€ флорентийского народаї. Ѕруни высоко ценил античных авторов. ќн много переводил с греческого на латынь ѕлатона, јристотел€, ѕлутарха, ƒемосфена, стрем€сь к классичности своего €зыка. —деланные в средние века переводы јристотел€ он подвергал резкой критике за лингвистическое несовершенство, искажавшее смысл философии —тагирита. ≈го волновали проблемы этики, которым он посв€тил Ђ¬ведение в науку о моралиї, Ђƒиалоги к ѕетру ѕавлу √истриюї (гуманисту ѕьетро ѕаоло ¬ерджерио), р€д речей и писем.

¬ своей этико-политической концепции Ѕруни исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себ€ во взаимодействии с другими людьми. ќтсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Ѕруни решает ее однозначно: социальна€ гармони€ требует подчинени€ личного интереса общему благу. Ќаилучшим государственньм устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости. ¬ повседневной политической практике они, по Ѕруни, утверждаютс€ лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго след€т за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц. Ќравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом Ч таков лейтмотив этического учени€ Ѕруни, а позже и всего направлени€ гражданского гуманизма.

Ћучшую форму государства, сложившуюс€ исторически в противоборстве различных социальных сил, Ѕруни видел во ‘лорентийской республике. ≈е законы, как ему представл€лось, обеспечивали гражданам свободу от тирании и внешнего порабощени€, равенство в политических правах и справедливость как норму распределени€ общественных благ. ѕри этом у Ѕруни речь шла, конечно, о полноправных гражданах, принадлежавших к 21 цеху ‘лоренции, “о, что они составл€ли лишь малую часть населени€ города, он оставл€л в стороне. Ѕруни высоко ценил Ђ”становлени€ справедливостиї и другие законы ‘лорентийской республики, закрепл€вшие ее политико-правовой строй Ч пополанскую демократию. Ђ¬се наши законы, Ч писал он в 1413 г., Ч направлены лишь к тому, чтобы граждане были равны, так как только в равенстве коренитс€ действительна€ свобода. ѕоэтому мы устран€ем от управлени€ государством самые могущественные фамилии, чтобы они не стали слишком опасными благодар€ обладанию публичной властьюї. ѕон€тие равенства Ѕруни трактовал в духе идей јристотел€ Ч это равна€ ответственность всех без исключени€ граждан перед законом и равенство прав их участи€ в государственном управлении. –азумеетс€, будучи трезвым политиком, Ѕруни €сно видел расхождени€ между реальной жизнью ‘лоренции и ее идеализированным образом, который он прославл€л в своих ранних произведени€х. —очувству€ средним сло€м пополанства, которым практически стали недоступны высшие должности в республике, он с горечью отмечал в трактате Ђќ флорентийском государствеї что, хот€ сохран€етс€ и прежн€€ система выборов, и краткосрочность должностей, реальна€ власть во ‘лоренции сосредоточена в руках Ђзнатных и богатыхї. Ѕруни, однако, до конца своих дней оставалс€ искренне преданным ‘лоренции и рассматривал патриотизм (в италь€нских услови€х локальный, даже уже Ч городской) как важную этическую норму.

≈го патриотическа€ позици€ не расходилась с массовыми настроени€ми сограждан. —лужить Ђродной коммунеї, городу-республике на хоз€йственном, политическом и военном поприще считалось долгом флорентийцев, и эти представлени€ стали важным принципом светской гражданственной этики Ѕруни, а затем и одним из основных постулатов всего направлени€ гражданского гуманизма.

»деи Ѕруни получили широкую разработку в творчестве ћаттео ѕальмиери (1406Ч1475), видного флорентийского гуманиста и политического де€тел€. ¬ сочинении Ђ√ражданска€ жизньї (ок. 1439) ѕальмиери излагает развернутую этико-социальную доктрину, основа которой Ч принципы служени€ общему благу и пользы дл€ государства. –ади этого Ђкаждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себ€ опасностиї. »стинна€ добродетель, по мысли гуманиста, Ч труд во им€ не только личного, но, что особенно важно, и общественного благососто€ни€. ¬се способное к труду население должно быть зан€то полезной де€тельностью, причем налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства, как считает ѕальмиери, Ч залог благососто€ни€ всего общества. ѕодобно многим гуманистам его времени, ѕальмиери не осуждает накопительство Ч лишь бы оно совершалось Ђчистыми рукамиї. Ѕогатство, на его взгл€д, дает возможность широкого про€влени€ гражданских добродетелей Чмужества, великодуши€, щедрости, патриотизма. ќтрица€ принципы аскетической этики и св€занную с ней апологетику уединенной жизни, сосредоточенной на религиозном созерцании, ѕальмиери восторженно пишет о благах цивилизации, о ценност€х материальной и духовной культуры, созидаемых совместными усили€ми всех людей. јктивна€ де€тельность человека-гражданина, наполненна€ трудом, творчеством и заботой об общем благе, по ѕальмиери, €вл€етс€ долгом каждого живущего в обществе. „то же касаетс€ наилучшей формы государства, помогающей осуществить этот нравственный идеал, то в гуманистической этике ѕальмиери, как и у Ѕруни, она воплощаетс€ в пополанской республике флорентийского образца.

 онцепци€ гражданского гуманизма с энтузиазмом разрабатывалась во ‘лоренции в первой половине XV в. ¬ нее внесли свой вклад видные гуманисты Ч ƒжанноццо ћанетти, ѕоджо Ѕраччолини, ƒонато јччайуоли и другие. ќна переживала некоторую трансформацию позже, в 70Ч80-е годы, в услови€х тиранического режима ћедичи. ќдин из страстных приверженцев идей гражданского гуманизма, видный государственный де€тель ‘лоренции јламанно –инуччини (1426Ч1499) в Ђƒиалоге о свободеї (1479) сделал новый шаг в осмыслении этой светской этики, поставив ее в еще более тесную св€зь с проблемами устройства политической системы. ќдним из центральных пон€тий в его сочинении стала свобода гражданина. ”бежденный республиканец, €рый противник тирании ћедичи (за что он поплатилс€ своей политической карьерой), –инуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствовани€ личности и общества. –авенство и справедливость, в трактовке которых он был близок к Ѕруни и ѕальмиери, предстают в его этике как норма социальной жизни, невозможна€ в услови€х нарушени€ демократической системы выборов в магистратуры и отсутстви€ гласности в обсуждении важных государственных дел. “ак произошло во ‘лоренции при всевластии дома ћедичи в последние дес€тилети€ XV в. ќтсюда и вывод –инуччини, корректирующий нравственный идеал гражданского гуманизма: политическа€ несвобода резко сокращает возможность активной общественной жизни граждан, она ставит под сомнение сам принцип служени€ государству, если его олицетвор€ют тиран и его окружение. ¬ таких услови€х сохранить достоинство и пор€дочность можно лишь отстранившись от политической де€тельности, уйд€ в уединение творческого труда и именно им принос€ пользу обществу. —вобода в понимании гуманиста становитс€ высшей моральной категорией, едва ли не главным благом, к которому должен стремитьс€ каждый человек.

¬ гражданском гуманизме ‘лоренции сплелись воедино принципы светской этики и размышлени€ о социально-политических пор€дках. ќн утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейс€ разумом личности, котора€ готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства.

 

Ћоренцо ¬алла

 

¬ италь€нском гуманизме XV в. проблемы этики разрабатывались на разных уровн€х Ч от практической морали, в том числе св€занной с социально-политическими иде€ми, до философского осмыслени€ центральных этических категорий Ч высшего блага, нравственного идеала, добродетели и т. д. ¬торой подход был характерен дл€ моральной философии одного из самых €рких представителей гуманизма XV в. Ч Ћоренцо ¬аллы (1407Ч1457). –имл€нин по происхождению, ¬алла в молодости преподавал риторику в университете ѕавии, в 30Ч40-е годы был секретарем у правител€ Ќеаполитанского королевства јльфонса јрагонского, а последние годы своей жизни служил апостолическим секретарем в –имской курии.  руг научных интересов ¬аллы был необычайно широк Ч филологи€ и ораторское искусство, этика, истори€, философи€. ¬о всех этих област€х он создал значительные труды, широко прославившие его им€. ѕроблемам этики посв€щен его диалог Ђќб истинном и ложном благеї (другое название Ч Ђќ наслажденииї), филологические штудии нашли отражение в сочинении Ђ расоты латинского €зыкаї и текстологическом комментарии к Ќовому «авету; главными историческими трудами гуманиста стали Ђќ де€ни€х корол€ ‘ердинанда јрагонскогої и резко обострившее его отношени€ с церковью Ђ–ассуждение о подложности так называемой ƒарственной грамоты  онстантинаї (на этом документе папство основывало свои прит€зани€ на светскую власть). јнтицерковным произведением был и его диалог Ђќ монашеском обетеї. ‘илософские проблемы ¬алла подн€л в диалоге Ђќ свободе волиї и в Ђƒиалектикеї, где вопросы логики рассматривал нетрадиционно Ч с позиций филологии. ¬ачлу отличала высока€ эрудици€ в гуманитарных знани€х, а также совершенное владение латинским и греческим €зыками (известны его переводы Ёзопа, ‘укидида и других древних авторов).

ќсновой этической концепции ¬аллы стали идеи Ёпикура, его теори€ наслаждени€, получивша€ у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. Ќаслаждение (voluptas), полагает ¬алла, Ч это естественное свойство человека и цель его устремлений. ¬се богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей и в конечном счете Ч радости и счастью в земной жизни. ¬алла Ч решительный противник традиционного дл€ христианского учени€ противопоставлени€ души и тела, он, напротив, настаивает на необходимости гармонии двуединой человеческой природы. ѕоэтому стремление к чувственным наслаждени€м вполне оправданно Ч оно порождено инстинктом самосохранени€, присущим человеку. ќтсюда и важный этический принцип Ч избегай страданий и ищи радостей. ” ¬аллы он направлен против учени€ стоиков о добродетели, св€занной с преодолением жизненных трудностей, жертвенностью, готовностью переносить страдани€. ¬ этике ¬аллы наслаждение отождествл€етс€ с высшим благом, счастьем, а также с пользой.   высшему благу, которое Ђзаключаетс€ в удовольствии души и телаї, стрем€тс€ все. ќднако благо отдельного человека, по убеждению гуманиста, не должно достигатьс€ в ущерб другим люд€м: важен разумный выбор пути к счастью. ¬едь быть добрым или злым зависит от самого человека, правильно или неверно осознающего и свою конечную цель Ч счастье в наслаждении Ч и средства дл€ ее осуществлени€.  оренные интересы человека, особенно когда речь идет о сохранении самой жизни, вынуждают его порой совершать зло. ¬алла не оправдывает это, поскольку полагает, что зло приносит страдание также и тому, кто его совершает, тем самым отдал€€сь от блага. ¬ конечном счете ¬алла утверждает гуманистическую идею гармонии во взаимоотношени€х людей как нормы, характерной дл€ его этики. «десь он и сходитс€ и расходитс€ с моральными принципами гражданского гуманизма: они также были основаны на представлени€х о необходимости общественной гармонии, но подход к проблеме и характер аргументации были иными.

¬ыдвинутое ¬аллой понимание нравственности с учетом личного интереса человека определ€лось стремлением гуманиста оправдать его природные свойства, особенно чувства. ќно оказывалось в глубоком противоречии с принципами официальной церковной морали. ¬ сочинении Ђќ монашеском обетеї ¬алла бросил ей пр€мой вызов, подвергнув сомнению правомерность существовани€ института монашества, ибо истинное благочестие, по его мнению, заключаетс€ не в обете, насилующем плоть, а в радостной мирской жизни согласно природе. ≈ще более смелым был антицерковный памфлет Ђ–ассуждение о подложности...ї, где ¬алла, опира€сь на данные исторической географии, лингвистики и других областей гуманитарного знани€, неопровержимо доказал фальшивость ƒарственной грамоты  онстантина, дополнив свой вывод нравственными аргументами против права пап на светскую государственную власть. ¬ 1444 г. ¬алла был привлечен к инквизиционному суду, но заступничество неаполитанского корол€ оградило его от церковной расправы.

Ќезависимость суждений Ч €рка€ черта всего творчества ¬аллы Чстрастного полемиста. —о схоластами он спорил по важнейшему философско-теологическому вопросу о соотношении божественного провидени€ и свободной человеческой воли, акцентиру€ роль последней в жизненной практике людей. ¬ остром диспуте с гуманистом ѕоджо Ѕраччолини, касающемс€ проблем риторики, ¬алла отстаивал авторитет  винтилиана, а не ÷ицерона, как было прин€то. ќн имел немало врагов, но и множество последователей как в »талии, так и в других странах, особенно в √ермании, где уже в первые годы –еформации были опубликованы его антицерковные произведени€, получившие большой общественный резонанс.

 

Ћеон Ѕаттиста јльберти

 

ћногогранна€ де€тельность Ћеона Ѕаттиста јльберти (1404Ч1472) Ч €ркий пример универсальности интересов человека эпохи ¬озрождени€. –азносторонне одаренный и образованный, он внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекалс€ проблемами этики и педагогики, занималс€ математикой и картографией. Ћеон Ѕаттиста принадлежал к вли€тельной купеческой фамилии јльберти, изгнанной из ‘лоренции политическими противниками. «авершив юридическое образование в университете Ѕолоньи, он получил должность секретар€ в –имской курии, где прослужил тридцать лет. ¬ 40-е годы началась архитектурна€ практика јльберти; он создал в новом, ренессансном стиле проекты храмов в –имини и ћантуе, дворца –учеллаи во ‘лоренции. ¬ эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах Ђќ зодчествеї, Ђќ живописиї, Ђќ ва€нииї. Ёти сочинени€ прославили его им€ далеко за пределами »талии. ÷ентральное место в эстетике јльберти принадлежит учению о гармонии  ак важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей де€тельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего быти€.

ѕроблемам земной жизни человека посв€щены литературные произведени€ јльберти-гуманиста Ч морально-дидактические диалоги Ђќ семьеї, Ђќ спокойствии душиї, Ђƒомостройї, басни и аллегории цикла Ђ«астольные беседыї, а также сочинение Ђћом, или о государеї. ¬ыдающийс€ мыслитель и талантливый писатель, јльберти создал последовательно гуманистическое, противосто€щее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке. »деальный человек, по јльберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. ќн мудр, руководствуетс€ в своих действи€х принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. ¬се это придает образу, созданному јльберти, черты величи€. ¬ыдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. »менно такой тип человека воплощен в образах живописи, графики и скульптуры »талии того времени, в шедеврах јнтонелло да ћессина, ѕьеро делла ‘ранческа, јндреа ћантеньи и других крупных мастеров. ћногие свои сочинени€ јльберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в италь€нском обществе, включа€ среду художников.

»сходна€ посылка гуманистической концепции јльберти Ч неотъемлема€ принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. „еловек, включенный в мировой пор€док, оказываетс€ во власти его законов Ч гармонии и совершенства. √армонию человека и природы определ€ет его способность к познанию мира, к разумному, устремленному к добру существованию. ќтветственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, јльберти возлагает на самих людей. ¬ыбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. ќсновное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко Ч от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной де€тельности. ќсобенно высоко јльберти ценил труд архитектора Ч устроител€ жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существовани€. ¬ созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. “руд дл€ јльберти Ч не наказание за первородный грех, как учила церковна€ мораль, а источник душевного подъема, материальных благ и славы. Ђ¬ праздности люди станов€тс€ слабыми и ничтожнымиї, к тому же лишь сама жизненна€ практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Ђ»скусство жить постигаетс€ в де€ни€хї, Ч подчеркивал јльберти. »деал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позвол€ющих характеризовать учение јльберти как самосто€тельное направление в гуманизме.

¬ажную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, јльберти отводил семье. ¬ ней он видел основную €чейку всей системы общественных пор€дков. √уманист удел€л много внимани€ семейным усто€м, особенно в написанных на вольгаре диалогах Ђќ семьеї и Ђƒомостройї. ¬ них он обращаетс€ к проблемам воспитани€ и начального образовани€ подрастающего поколени€, реша€ их с гуманистических позиций. ќн определ€ет принцип взаимоотношений между родител€ми и детьми, име€ в виду главную цель Ч укрепление семьи, ее внутреннюю гармонию.

¬ экономической практике времени јльберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой св€зи семь€ рассматриваетс€ гуманистом и как основа хоз€йственной де€тельности. ѕуть к благососто€нию и богатству семьи он св€зывал с разумным ведением хоз€йства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Ќечестные методы обогащени€ јльберти считал недопустимым (отчасти расход€сь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. √уманист ратовал за такие отношени€ индивида и общества, при которых личный интерес согласуетс€ с интересами других людей. ќднако в отличие от этики гражданского гуманизма, јльберти полагал возможным в определенных обсто€тельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. ќн, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточени€ на хоз€йственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благососто€ние государства зиждитс€ на прочных материальных усто€х отдельных семейств.

—амо общество јльберти мыслит как гармоническое единство всех его слоев, которому должна способствовать де€тельность правителей. ќбдумыва€ услови€ достижени€ социальной гармонии, јльберти в трактате Ђќ зодчествеї рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. ¬с€ жизненна€ среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребност€м личности, семьи, общества в целом. √ород разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здани€ высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам Ч кварталы ремесленников и мелких торговцев. ƒворцы высшего сло€ общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Ётот градостроительный принцип должен, по мнению јльберти, предотвратить пагубные последстви€ возможных народных волнений. ƒл€ идеального города јльберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей дл€ жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитател€м прекрасных общественных зданий Ч школ, терм, театров.

¬оплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры »талии. ѕроектам таких городов отдали дань архитектор ‘иларете, ученый и художник Ћеонардо да ¬инчи, авторы социальных утопий XVI в. ¬ них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних услови€х, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

 ак и многие гуманисты, јльберти раздел€л представлени€ о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствовани€ каждого человека, развити€ его активной добродетели и творчества. ¬ то же врем€, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел Ђцарство человекаї во всей сложности его противоречий: отказыва€сь руководствоватьс€ разумом и знани€ми, люди подчас станов€тс€ разрушител€ми, а не созидател€ми гармонии в земном мире. —омнени€ јльберти нашли €ркое выражение в его Ђћомеї и Ђ«астольных беседахї, но не стали определ€ющими дл€ главной линии его размышлений. »роничное воспри€тие реальности человеческих де€ний, характерное дл€ этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. ћногие идеи јльберти получили дальнейшее развитие в творчестве Ћеонардо да ¬инчи.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 723 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1412 - | 1272 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.035 с.