Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–енессансной культуры в »талии




 

 ультура ¬озрождени€ возникла и сформировалась ранее других стран в »талии, достигнув здесь блест€щего расцвета в первые дес€тилети€ XVI в. ≈е зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенност€ми страны. ќдна из самых урбанизированных областей ≈вропы Ч »тали€ в XIVЧXV вв. достигла очень высокого уровн€ средневековой цивилизации по сравнению с другими регионами ≈вропы. —вободные италь€нские города-государства в услови€х политического партикул€ризма обрели экономическую мощь, опира€сь на передовые формы торгово-промышленного и финансового предпринимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Ќезависимые города —еверной и ÷ентральной »талии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывани€ новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

Ќемаловажное значение имело и то обсто€тельство, что в »талии не сложились четко оформленные сослови€, а феодальна€ знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хоз€йственной де€тельности с купеческой верхушкой и состо€тельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты. Ёта особенность италь€нского общества способствовала созданию в городе-государстве особого климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. ¬ городской среде отчетливее про€вл€лись новые черты миросозерцани€ и самосознани€ различных прослоек общества. ’арактерным примером могут служить деловые книги, семейные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств ‘лоренции, ¬енеции, других городов Ч в так называемой купеческой литературе €рко отразились умонастроени€ как патрициата, так и пополанской среды. ѕоказательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального сло€ города.

—реди предпосылок зарождени€ и развити€ ренессансной культуры в »талии одной из важнейших была широка€ система образовани€ Ч от начальных и средних школ, содержавшихс€ на средства городской коммуны, домашнего обучени€ и профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных университетов. ¬ отличие от других стран они рано оказались открытыми дл€ преподавани€ дисциплин, расшир€вших рамки традиционного гуманитарного образовани€. Ќаконец, немалую роль сыграла в »талии и особенно тесна€ историческа€ св€зь ее культуры с римской цивилизацией Ч не следует забывать о многочисленных сохранившихс€ в стране пам€тниках древности. ¬осстановление преемственности с античной культурой Ч задача, выдвинута€ де€тел€ми ¬озрождени€, не случайно зародилась и долгое врем€ полнее всего осуществл€лась именно в »талии, дл€ которой культура ƒревнего –има была важной частью ее собственного прошлого. Ќовое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешени€ традиций предков.

»дейные истоки –енессанса обнаруживаютс€ уже в средневековой культуре ≈вропы XIIЧXIII вв. »х можно видеть в провансальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Ўартрской школы, ѕьера јбел€ра, »оанна —олсберийского. —ветские мотивы, характерные дл€ рыцарской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и р€д других черт средневековой культуры, Ч все это готовило почву дл€ культуры ¬озрождени€ с ее нетрадиционными, хот€ и остававшимис€ в рамках христианского мировоззрени€, представлени€ми о мире и человеке. ¬ »талии новые ве€ни€ наметились в поэзии Ђсладостного стил€ї, искусстве ѕроторенессанса, творчестве ƒанте јлигьери. ЂЅожественна€ комеди€ї Ч поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрени€, как и другие сочинени€ великого флорентийца (трактаты Ђѕирї и Ђћонархи€ї, поэтический цикл ЂЌова€ жизньї), содержат немало идей, восприн€тых и развитых позднее гуманистами. Ёто и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в ЂЅожественной комедииї, и обращение к античному наследию как важному источнику знани€.

Ќа мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры »талии повли€л и психологический климат городской жизни, изменени€ в менталитете различных слоев общества. ¬ этом отношении городска€ среда отнюдь не была чем-то однородным. ¬ предпринимательских кругах ценилась трезвость практического мышлени€, деловой рационализм, высокое качество профессиональных знаний, широта кругозора и образованности. ѕринципы корпоративного сознани€ постепенно уступали место индивидуалистическим тенденци€м. Ќар€ду с нарастанием апологии обогащени€ сохран€лись пон€ти€ групповой и личной чести, уважение к законам, хот€ типичный дл€ италь€нских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетатьс€ с попытками аргументированного оправдани€ обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. ¬ ориентированной на светские дела купеческой морали стали преобладать новые максимы Ч идеал активности человека, энергичных личных усилий, без которых нельз€ было добитьс€ профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церковной аскетической этики, резко осуждавшей ст€жательство, стремление к накопительству.

¬ среде нобилитета, особенно у старинных аристократических родов, прочно сохран€лись традиционные представлени€ о феодальных доблест€х, высоко ценилась фамильна€ честь, но и здесь по€вились новые ве€ни€, не без воздействи€ купеческо-пополанской среды. ¬ жизненный обиход давно уже переселившейс€ в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. —тремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроени€ Ч служение государству на административном поприще оттесн€ло на второй план военную доблесть.

ќсновна€ масса пополанства Ч купечество средней руки и цеховые мастера, а также представители традиционных интеллектуальных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города-государства, сближа€сь в этом отчасти с Ђделовыми людьмиї. «десь традиции корпоративизма были более прочными.

¬ низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои представлени€ о справедливости, греховности и возда€нии, далекие от настроений не только прав€щей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства.  ресть€нство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических услови€х италь€нского феодализма было тесно св€зано с городом и пополн€ло р€ды его неквалифицированных рабочих. Ёта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохран€лись традиции народной средневековой культуры, котора€ оказала определенное воздействие на культуру –енессанса.

‘ормирование новой культуры стало делом прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. ’от€ идеи, выдвигавшиес€ гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно св€зать с идеологией того или иного сло€ общества, в том числе характеризовать как Ђбуржуазныеї или Ђраннебуржуазныеї. ѕри всей идейной пестроте в культуре италь€нского ¬озрождени€ сложилось, однако, €дро единого нового мировоззрени€, специфические черты которого определ€ют его Ђренессансностьї. ¬ конечном итоге оно было порождено новыми потребност€ми самой жизни, как и поставленна€ гуманистами задача достижени€ более высокого уровн€ образовани€ дл€ достаточно широкого сло€ общества.   выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развити€ самой культуры. ¬ »талии ее осуществлению помогла сложивша€с€ в городах разнообразна€ структура образовани€.

 

 

–ождение гуманизма

 

Ёпоху ¬озрождени€ нередко начинают с ƒанте, в котором и сами гуманисты видели своего непосредственного предшественника, однако, более точной представл€етс€ позици€ исследователей, считающих зачинателем –енессанса ѕетрарку. ¬ его творчестве наметилс€ решительный поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековь€ к новой культуре, обращенной к проблемам земного быти€ человека, утверждающей высокую ценность его творческих сил и способностей. ‘ранческо ѕетрарка (1304Ч1374), сын оказавшегос€ в изгнании флорентийского нотариуса, родилс€ в јреццо, детство провел в јвиньоне, где тогда находилась папска€ кури€, училс€ праву в университетах ћонпелье и Ѕолоньи, но не был увлечен юридическими науками. ≈ще молодым человеком он решил прин€ть духовный сан. Ёто позвол€ло ему, получив церковные бенефиции, вести независимый образ жизни и всецело отдатьс€ творческой де€тельности. ћногие годы ѕетрарка провел на юге ‘ранции, в јвиньоне и ¬оклюзе, путешествовал и по северным городам страны, посетил √ерманию и ‘ландрию, в последние двадцать лет жил в »талии: в ћилане, ¬енеции, ѕадуе и, наконец, в јркве, где завершилась его жизнь.

“ворческое наследие ѕетрарки огромно. ≈го им€ обессмертила лирическа€ поэзи€ на вольгаре (народном италь€нском €зыке), собранна€ в Ђ ниге песенї (Ђ анцоньереї). ќна посв€щена Ћауре Ч возлюбленной ѕетрарки Ч и раскрывает богатый мир чувств и мыслей поэта, €ркие грани его личности. — Ђ анцоньереї начинаетс€ ренессансна€ поэзи€, воспевающа€ красоту земной женщины, облагораживающую силу любви к ней, даже если эта любовь остаетс€, как у ѕетрарки, неразделенной. Ќа италь€нском были созданы и Ђ“риумфыї Ч аллегорическа€ поэма с множеством античных реминисценций, Ч но большинство сочинений ѕетрарки написано на классической латыни. “аковы поэма Ђјфрикаї (о героических де€ни€х победител€ карфаген€н —ципиона јфриканского), эклоги ЂЅуколических песенї, произведение биографического жанра Ђќ знаменитых люд€хї, диалогизированна€ исповедь Ђћо€ тайнаї, р€д трактатов (Ђќб уединенной жизниї, Ђќ невежестве своем собственном и многих других людейї, Ђќ средствах против вс€кой ‘ортуныї и др.), инвективы. ќсобый и чрезвычайно обширный пласт латинских сочинений ѕетрарки составл€ют его эпистол€рные циклы Ч Ђ—тихотворные послани€ї, Ђ—тарческие письмаї, Ђѕисьма без адресаї и другие. «десь подн€ты волновавшие ѕетрарку мировоззренческие и научные проблемы Ч от философско-этических, эстетических, религиозных до вопросов филологии, истории, политики.

»дейной доминантой творчества ѕетрарки, знаменовавшей новое отношение к античной культуре, стала Ђлюбовь к древнимї, реабилитаци€ €зыческой литературы, особенно поэзии, и возвеличение ее как носительницы мудрости, открывающей путь к постижению »стины. ¬ представлении ѕетрарки идеалы христианства и увлечение ÷ицероном не противосто€т друг другу, напротив, мир христианства может лишь обогатить себ€, осваива€ культурное наследие древних, красоту речи и мудрость €зыческой поэзии. —трастный собиратель античных рукописей, их первый текстолог и комментатор, ѕетрарка заложил основы ренессансной классической филологии. ≈го библиотека включала множество сочинений более тридцати древних авторов, в том числе забытых или мало известных в средние века, и была крупнейшей в тогдашней ≈вропе. ”сили€ми ѕетрарки был начат характерный дл€ культуры ¬озрождени€ процесс восстановлени€ преемственных св€зей с античностью, несравненно более широких, чем в средние века.

ќтношение первого гуманиста к культурной эпохе между античностью и его собственным временем было негативным Ч он считал ее порой Ђгосподства варваровї, упадка образованности. ѕетрарка был противником схоластических знаний, полага€, что их ответы на извечные вопросы об особенност€х природы человека и его предназначении не могут принести удовлетворени€.  ритически оценивал он и саму систему схоластических дисциплин, в которой квадривиум (арифметика, геометри€, астрономи€ и музыка) оттеснил на задний план столь важные дл€ понимани€ человека и мира гуманитарные науки. —толь же критичен он был и к диалектике Ч формально-логическому методу познани€ схоластики, которому в ней придавалось универсальное значение. ¬ острой полемике с современными университетскими схоластами Ѕолонки, ѕарижа, ќксфорда ѕетрарка не только отвергал их бесплодные, на его взгл€д, позиции, но и выдвигал свое понимание структуры знани€ и целей науки. ќн считал назревшей задачей обращение всей системы знани€ к проблемам человека. √лавными среди образовательных дисциплин ему представл€лись филологи€, риторика, поэзи€ и особенно моральна€ философи€. »менно в этих науках следовало бы, по ѕетрарке, восстановить их утраченную античную основу и строить их на изучении широкого круга классических текстов Ч сочинений ÷ицерона, ¬ергили€, √ораци€, ќвиди€, —аллюсти€ и многих других древних авторов. ѕо-новому прочитывал он и труды отцов церкви, прежде всего јвгустина, и высоко оценивал их классическую образованность, как пример, забытый в последующие века.

ќвладение культурным опытом древних, по мысли ѕетрарки, должно было подчин€тьс€ главной цели Ч воспитанию духовно богатого и нравственно совершенного человека, способного руководствоватьс€ в своем земном предназначении разумом и высокими нормами добродетели. ѕуть к высшим божественным истинам лежал дл€ ѕетрарки через осмысление мирского опыта человечества, его истории, де€ний великих людей, слава которых непреход€ща, через овладение всеми богатствами культуры. ѕри всей новизне его идей мировоззрение первого гуманиста не было лишено противоречий, сохран€ло немало черт, традиционных дл€ средневековь€, и к тому же находило понимание в ту пору лишь у немногих современников. ќтверга€ культурные традиции нескольких предшествующих столетий, ѕетрарка, тем не менее, неизбежно обращалс€ к их опыту и наследию. ≈го не оставл€ли сомнени€ в правильности избранных им новых ориентиров Ч особенно показательна в этом плане Ђћо€ тайнаї Ч светские настроени€ и острый интерес к земной жизни ему самому не раз казались чреватыми греховностью, вступающими в противоречие с привычными религиозными взгл€дами и чувствами. » все же, несмотр€ на эти духовные метани€, порой почти раздвоенность, он, поэт, увенчанный лаврами в –име в 1341 г., сознавал важное значение своего вклада в культуру и не скрывал любви к мирской славе. ≈го творчество стало зеркалом личности, глубоко изучающей себ€, и вместе с тем искреннейшей исповедью, отлитой в отточенные художественные формы. —лава ѕетрарки еще при его жизни перешагнула границы »талии, а дл€ гуманистов Ч продолжателей начатого им дела формировани€ новой культуры Ч он стал классиком: его переводили на €зыки разных стран ≈вропы, ему подражали, его сочинени€ комментировали, его €ркой индивидуальностью восхищались. ќсобенно сильным вли€ние ѕетрарки оказалось в поэзии Ч его Ђ нига песенї дала импульс общеевропейскому €влению пет-раркизма, многоликому и имевшему собственную длительную историю.

Ѕлизкого соратника и продолжател€ своих начинаний ѕетрарка обрел в Ѕоккаччо. ¬ыходец из флорентийской купеческой семьи, ƒжованни Ѕоккаччо (1313Ч1375) молодые годы провел в Ќеаполе, изуча€ коммерцию и каноническое право; однако главным его увлечением стали поэзи€ ¬ергили€, ќвиди€, ƒанте и средневекова€ рыцарска€ литература. ѕервые собственные сочинени€ Ѕоккаччо Ч стихи, воспевающие ‘ь€метту, роман Ђ‘илоколої, поэма Ђ‘илостратої Ч несут печать этих увлечений, но отмечены и чертами его творческой индивидуальности, котора€ в полной мере раскрылась позже. — 1340 г. Ѕоккаччо жил во ‘лоренции, занима€сь государственной службой на дипломатическом поприще, торговыми делами и литературной де€тельностью. ¬ произведени€х этого времени Ѕоккаччо смело обратилс€ к новым жанрам. ≈го роман в прозе и стихах Ђјмето, или  омеди€ о фьезоланских нимфахї положил начало ренессансной пасторали и впервые выдвинул идеал гармонически развитого человека. ЂЁлеги€ ћадонны ‘ь€меттыї, роман-исповедь о страстной любви, отмечена глубиной психологического анализа. »диллическа€ поэма Ђ‘ьезоланские нимфыї Ч одно из наиболее €рких лирических сочинений Ѕоккаччо Ч утверждала новые, ренессансные каноны этого жанра, отвергала аскетический идеал и возвеличивала Ђестественногої человека. ¬след за ƒанте и ѕетраркой Ѕоккаччо, писавший все свои литературные произведени€ на вольгаре, совершенствовал италь€нский €зык, широко пользу€сь при этом оборотами народной речи.

—амым значительным произведением Ѕоккаччо стал созданный в конце 40-х Ч начале 50-х годов Ђƒекамеронї. ѕоказательно греческое название сочинени€ (по-русски Ђƒес€тидневї) Ч Ѕоккаччо одним из первых гуманистов овладел греческим €зыком, нар€ду с классической латынью, которую знал в совершенстве. Ђƒекамеронї отличаетс€ целостностью художественного замысла и представл€ет собой сто новелл, рассказанных в течение дес€ти дней поочередно юношами и девушками благородных фамилий, уединившихс€ в предместье ‘лоренции во врем€ эпидемии чумы. —труктура сочинени€ дво€ка.  аждый день начинаетс€ заставкой к дес€ти новеллам, повествующей о том, как проводит врем€ эта небольша€ группа молодых людей, образованных, тонко чувствующих красоту природы, верных правилам благородства и воспитанности. ¬ обрамлении новелл Ђƒекамеронаї можно видеть утопическую идиллию, первую ренессансную утопию: культура оказываетс€ возвышающим и цементирующим началом этого идеального сообщества. ¬ самих новеллах автор с необычайной широтой и проницательностью раскрывает картины иного мира Ч реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обсто€тельств. √ерои новелл представл€ют самые разные социальные слои; образы персонажей полнокровны, жизненны, это люди, которые цен€т земные радости, в том числе и плотские удовольстви€, считавшиес€ с позиций церковной этики низменными. ¬ Ђƒекамеронеї Ѕоккаччо реабилитирует женщину, подчеркивает возвышающую нравственную сторону любви и в то же врем€ зло высмеивает ханжество, сластолюбие монахов и клира, проповеди которых нередко резко расход€тс€ с их жизненным поведением.

÷ерковь резко осудила Ђƒекамеронаї как произведение безнравственное, нанос€щие ущерб ее авторитету, и настаивала на отречении автора от своего детища. Ѕоккаччо, испытыва€ душевные муки под этим нажимом, поведал о своих колебани€х ѕетрарке, который в ответном письме удержал его от сожжени€ Ђƒекамеронаї.  ак и ѕетрарку, Ѕоккаччо обуревали сомнени€ в поисках нового взгл€да на человека и окружающий его мир, неизбежные в общей идейной атмосфере современного им средневекового общества.  ризисные настроени€ не оставл€ли Ѕоккаччо и в последующем, но в главной линии своего творчества он сумел противосто€ть мощной традиции официальных взгл€дов.

¬клад Ѕоккаччо в создание литературы ¬озрождени€ был огромен. ¬ Ђƒекамеронеї, который дал его имени европейскую известность, он довел до совершенства жанр городской новеллы, открыв путь всей ренессансной новеллистике. ѕривлекали не только занимательность рассказов, €ркие образы героев, их сочный €зык, но и художественное из€щество новелл Ѕоккаччо, нетрадиционна€ трактовка р€да фабул, излюбленных уже в предшествующей средневековой литературе, общий идейный строй его сочинений. ¬ Ђƒекамеронеї высветились новые грани складывавшегос€ гуманистического мировоззрени€, в том числе его антиаскетические идеалы. ¬ центре внимани€ Ѕоккаччо, как и у ѕетрарки, Ч проблема самосознани€ личности, получивша€ широкую перспективу в дальнейшем развитии ренессансной культуры.

Ђƒекамеронї приобрел большую попул€рность в »талии, где Ѕоккаччо нашел немало продолжателей (‘ранко —аккетти, ћазуччо и др.). ”же в XIV в. он был переведен на французский и английский €зыки, позже сюжеты Ђƒекамеронаї широко заимствовала литература других стран ≈вропы, нередко перерабатыва€ их в духе национальных традиций.

¬ажным вкладом Ѕоккаччо в формирование ренессансной культуры стало его обширное латинское сочинение Ђ√енеалоги€ €зыческих боговї Ч филологический труд, в котором автор знакомил читателей с многообразием и взаимосв€з€ми античных мифов, прослежива€ их происхождение. ќн выстраивал своеобразный пантеон богов и героев античной мифологии, продолжа€ начатую ѕетраркой реабилитацию €зыческой поэзии и подчеркива€ близость ее к теологии. ѕоэзи€, на его взгл€д, раскрывает высокие истины о человеке и мироустройстве, но делает это на свой особый лад Ч в формах иносказани€. Ёта важна€ идейна€ лини€ своеобразного культа поэзии, оттесн€вшего интерес к теологии на второй план, стала характерной дл€ всего этапа раннего гуманизма. ќна нашла продолжение и в творчестве  олюччо —алютати (1331Ч 1406) Ч младшего современника и преданного последовател€ дела зачинателей новой культуры.

¬ыходец из старинного рыцарского рода “осканы, юрист по образованию, —алютати более тридцати лет прослужил канцлером ‘лорентийской республики, завоевав славу блест€щего оратора и политика, всецело преданного ее интересам. ƒруг ѕетрарки и Ѕоккаччо, страстный поборник гуманистических идей, он вел полемику с теологами, схоластами и монахами в своих трактатах (Ђќ роке, судьбе и случайностиї, Ђќ жизни в миру и монашествеї и р€де других), инвективах и многочисленных публицистических письмах, последовательно отстаива€ идеал активной гражданской жизни в противовес аскетизму церковной морали, ратовал за философию Ч Ђучительницу жизниї, доказывал главенствующую роль этики в системе гуманитарных знаний. ¬ споре с видным теологом ƒжованни ƒоминичи, сочинение которого Ђ—ветл€к в ночиї было выдержано в духе томистской схоластики и направлено против позиции —алютати, вы€вилось глубокое различие традиционно-средневекового и нового, гуманистического подходов к оценке роли знани€ и особенно гуманитарных дисциплин. —алютати, сторонник действенной философии, помогающей решать проблемы земной жизни, отвергал умозрительный метод философствовани€ и пренебрежение к идейному богатству античного наследи€, как поэтического, так и научного.

¬ своем творчестве —алютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин Ч studia humanitatis, включив в них грамматику, филологию и поэзию, риторику, диалектику и педагогику, но главное место отводил этике, тесно св€занной с историей и политикой. ќсобый смысл он придавал пон€тию humanitas (человечность, духовна€ культура), тракту€ его как цель новой образованности, в которой должны сочетатьс€ высокий уровень знани€, основанного на овладении классическим наследием, и разносторонний практический опыт, развитое самосознание личности и ее активна€ созидательна€ де€тельность. «адачу воспитани€ и образовани€ он видел в самосовершенствовании человека, призванного, по его убеждению, сражатьс€ с земным злом Ђза справедливость, истину и честьї. ќстава€сь верным христианским иде€м, полага€, что нова€ образованность помогает более глубоко проникнуть в смысл —в€щенного ѕисани€, он в то же врем€ не мог примиритьс€ с аскетической моралью как противоречащей главному земному предназначению людей Ч жизни в обществе, построению совместными усили€ми земного града. ¬ письме к болонскому юристу ѕеллегрино ƒзамбеккари, пожелавшему вступить в р€ды монашества, —алютати писал: ЂЌе верь, о ѕеллегрино, что бежать от мира, избегать вида прекрасных вещей, заперетьс€ в монастыре или удалитьс€ в скит Ч это путь к совершенствуї. ‘лорентийский канцлер активно проповедовал гуманистические идеи, открыв свой дом дл€ зан€тий кружка молодежи, из которого вышли крупнейшие гуманисты следующего поколени€ Ч Ћеонардо Ѕруни јретино, ѕоджо Ѕраччолини, ѕьетро ѕаоло ¬ерджерио.

“ворчеством —алютати завершилс€ этап раннего гуманизма, охватывающий более шестидес€ти лет. ≈го итогом стала смело за€вивша€ о себе нова€ образованность, культура, ориентированна€ на глубокое изучение классического наследи€, новые подходы к проблемам человека, расширение системы гуманитарного знани€, нацеленного на формирование совершенной личности и общества.

 

 

–енессансна€ культура в XV в.:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

1437 - | 1290 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.