Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јрхитектура и изобразительное искусство




–аннего ¬озрождени€

 

¬ культуре италь€нского ¬озрождени€ архитектура и изобразительное искусство занимают выдающеес€ место. ѕо обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству »тали€ опередила в XV в. все другие страны ≈вропы. »таль€нское искусство  ватроченто развивалось в рамках локальных школ. ¬ архитектуре сложи лись тосканска€, ломбардска€, венецианска€ школы, в стилистике которых новые ве€ни€ нередко сочетались с местными традици€ми. ¬ изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ Ч флорентийска€, умбрийска€, североиталъ€нска€, венецианска€ Ч со своими неповторимыми стилистическими особенност€ми.

 

 

‘илиппе Ѕрунеллески.  апелла ѕации.

Ќачата в 1430 г. ‘лоренци€.

 

Ќачало радикальных преобразований в искусстве относитс€ к первым дес€тилети€м XV в. Ћидером в творческих поисках и открыти€х в художественной сфере, как и в гуманизме, на прот€жении почти всего этого столети€ была ‘лоренци€. Ѕрунеллески, ƒонателло, ћазаччо Ч три флорентийских гени€ Ч открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

—оздав оригинальную конструкцию купола флорентийского собора —анта ћари€ дель ‘ьоре, ‘илиппе Ѕрунеллески (1377Ч1446) дал мощный импульс новаторскому развитию италь€нской архитектуры. ¬осьмигранный купол диаметром в 42 м величественно вознесс€ над готическим собором, став символом мощи города и силы человеческого разума. ¬ постройках Ѕрунеллески во ‘лоренции Ч капелле ѕацци, примыкающей к церкви —анта  роче, приюте дл€ подкидышей (ќспедале дельи »нноченти), церкви —ан Ћоренцо и других Ч использованы творчески освоенные зодчим формы и принципы античной ордерной архитектуры. ¬ ќспедале дельи »нноченти в противовес устремлению здани€ ввысь, свойственному готике, Ѕрунеллески впервые создал нижний этаж фасада в виде легкого портика, развернувшегос€ по горизонтали во всю его ширину и примыкающего к площади. Ёта архитектура, вызывающа€ впечатление соразмерности и поко€, положила начало формированию нового, ренессансного облика городских общественных зданий. ¬ церквах —ан Ћоренцо и —анто —пирито Ѕрунеллески сочетал традиционный базиликальный тип постройки со свободным использованием ордера Ч колоннами, несущими аркаду. Ёто придало монументальную величественность и в то же врем€ легкость интерьерам обоих храмов. ќдним из самых совершенных творений Ѕрунеллески стала капелла ѕацци Ч построенна€ по заказу этой семьи молельн€, небольшое крытое куполом здание с портиком, расположенное во дворе монастыр€. јрхитектор и здесь примен€ет ордер, вы€вл€ющий, в отличие от готики, несущую роль стены в конструкции здани€.

 

 

 

ѕалаццо –учеллаи. Ѕ. –осселино

по планам Ћеона Ѕаттиста јльберти.

1446Ч1451. ‘лоренци€.

 

«дани€ Ѕрунеллески с характерными дл€ них портиками, арками, колоннами отличают гармоничность, €сность пропорций, соизмеримость масштабов архитектуры с человеком.

‘ормирование ренессансной архитектуры во второй половине XV в. продолжил р€д выдающихс€ мастеров. ¬озведенный по проекту ћикелоццо дворец (палаццо) ћедичи во ‘лоренции стал образцом дл€ строительства и других трехэтажных палаццо, торжественных и строгих по облику, с богато украшенными интерьерами. Ќоваторством отмечены проекты Ћеона Ѕаттиста јльберти: в палаццо –учеллаи во ‘лоренции он впервые применил членение трех €русов фасада пил€страми разных ордеров, а при переделке фасада готической церкви —анта ћари€ Ќовелла первым использовал волюты, чтобы зрительно объединить его центральную часть с более низкими боковыми. ¬ ренессансном стиле, одним из главных создателей которого был он сам, јльберти проектировал постройки в ћантуе и –имини. ¬ проектах церквей в ћантуе он, в частности, творчески использовал мотив античной триумфальной арки, придав постройкам особую монументальность.

ƒонателло. ƒавид. 1430-е гг., бронза.

Ќациональный музей. ‘лоренци€.

 

 

Ћука делла –оббиа. ѕоющие ангелы.

–ельеф кафедры из собора

—анта ћари€ дель ‘ьоре. мрамор.

‘рагмент. 1431Ч1438.

ћузей собора. ‘лоренци€.

 

Ћучано Ћаурана начал в новом стиле строительство герцогского дворца в ”рбино. —охранив некоторые элементы облика замка в фасаде, он придал архитектуре парадных помещений. и особенно внутреннего двора, классически ренессансные стройность и из€щество. ¬ ћилане проводником новых идей был зодчий ‘иларете.   концу XV в. не только в “оскане, но и в некоторых других област€х »талии утвердились ренессансные типы жилых зданий Ч городского (палаццо) и загородного (вилла). —трога€ простота и величава€ масштабность богатых дворцов и вилл подчеркивали высокий социальный статус их владельцев Ч знати и купечества. ¬ ренессансном зодчестве восторжествовал принцип гармонической соразмерности человека и архитектуры.

—воеобразием отличалась венецианска€ архитектура ¬озрождени€. ќна складывалась позже, чем в “оскане, в последние дес€тилети€ XV в. ћестные готические традиции сочетались в ней с ренессансными чертами. ¬енецианцы ценили нар€дность, красочность зданий. —то€щие на сва€х дворцы патрицианской знати украшались лоджи€ми, тонкой резьбой по камню, многоцветными инкрустаци€ми, кирпич облицовывалс€ привозным мрамором. „ерты новой архитектуры про€вл€лись не только в светских постройках, но и в церковном зодчестве, €рче всего в церкви —анта ћари€ деи ћираколи, интерьер которой схож с залами венецианских дворцов, и в церкви —ан ƒзаккари€. ќна славитс€ стройным много€русным фасадом с целой системой колонн, полуколонн, пил€стр и втор€щих друг другу полукружий архитектурных форм. —воеобычны и возводившиес€ в ту пору помещени€ религиозных братств Ч скуол, особенно —куола √ранде ди —ан ћарко с двухъ€русным ордерным фасадом и декорацией в виде перспективных мраморных рельефов.

 

 

ћазаччо. »згнание из ра€. Ѕеноццо √оццоли. Ћоренцо ћедичи

‘реска капеллы Ѕранкаччи в церкви в оде€нии ¬олхва.

—анта ћари€ дель  армине. ‘реска в палаццо ћедичи-–иккарди.

‘рагмент. 1427Ч1428. ‘рагмент. 1459Ч1460.

‘лоренци€. ‘лоренци€.

 

ѕодлинным реформатором искусства ва€ни€ стал выдающийс€ флорентийский скульптор ƒонателло (ок. 1386Ч1466). ќтход от готической традиции наметилс€ уже у Ћоренцо √иберти, создавшего в бронзе рельефы дверей флорентийского баптистери€. ƒонателло сделал новые смелые шаги в ренессансных искани€х. ќн впервые создал отдельно сто€щую статую, не св€занную с архитектурой, был автором первого конного монумента Ч пам€тника кондотьеру √аттамелате в ѕадуе, воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры ‘лорентийского собора, стату€ ƒавида). ќдухотворенные образы его рельефа ЂЅлаговещениеї стали подлинным шедевром мировой пластики. ¬ творчестве многих скульпторов  ватроченто Ч у якопо делла  верча, создавшего Ђ‘онтан радостиї в —ьене и героические по духу рельефы портала церкви —ан ѕетронио в Ѕолонье, у ¬ерроккьо, автора конного монумента кондотьера  оллеони в ¬енеции, у Ћуки и јндреа делла –оббиа, работавших в технике майолики, искусство скульптуры достигло высочайшего уровн€. ¬ыразительность фигур, гармоничность пропорций, светска€ интерпретаци€ религиозных сюжетов получили широкое распространение в италь€нской пластике к исходу XV в. ¬ажное место к этому времени в ней зан€л погрудный портрет. ”тверждению этой разновидности новой скульптуры способствовали многочисленные заказы правителей и богатой городской верхушки.

 

 

 

јндреа дель  астаньо. —ивилла ƒоменико √ирландайо. –ождение ћарии.

 умска€. ‘рагмент фрески. ѕосле ‘реска в церкви —анта ћари€ Ќовелла.

1450 г. ‘лоренци€. ‘рагмент. 1485Ч1490. ‘лоренци€.

 

 

—тановление и развитие ренессансной живописи было сложным процессом. ≈ще в первой трети XIV в. великий художник ƒжотто в своих фресках в капелле дель јрена в ѕадуе, в роспис€х капелл ѕеруцци и Ѕарди в церкви —анта  роче во ‘лоренции утверждал красоту земных образов, обраща€сь к творческим поискам, опережавшим его врем€. —трем€сь приблизитьс€ к жизнеподобности композиций, он помещает фигуры, обретающие объем, в трехмерное, хот€ и неглубокое пространство.

–ождение новой, собственно ренессансной живописи св€зано, однако, с именем другого выдающегос€ флорентийца Ч ћазаччо (1401Ч1428/29). ≈го росписи капеллы Ѕранкаччи в церкви —анта ћари€ дель  армине во ‘лоренции стали школой дл€ многих поколений художников. ¬ фресках ћазаччо, изображающих изгнание из ра€ јдама и ≈вы и сцены из жизни апостола ѕетра, драматическое начало и героизаци€ образов неотделимы от стремлени€ художника к жизненной достоверности действи€, к естественному расположению мощных объемных фигур в пространственной среде, выразительности их лиц и движений.

¬ развитии ренессансной живописи сочетание старых и новых принципов порождало множество переходных форм. ѕолны лиризма и мечтательности светлые, нар€дные фрески в монастыре —ан ћарко во ‘лоренции, выполненные замечательным колористом монахом Ѕеато јнджелико. ¬ его творчестве, испытавшем вли€ние ћазаччо, нар€ду с ренессансными чертами еще сохран€лись традиции средневекового искусства. ƒекоративность и сказочность отличают батальные и охотничьи сцены, написанные ѕаоло ”челло, художником, усердно изучавшим законы перспективы. —оздава€ в палаццо ћедичи свою фреску ЂЎествие волхвовї, Ѕеноццо √оццоли придает персонажам портретные черты своих современников, в том числе членов семейства ћедичи, и изображает всю процессию как €ркое праздничное зрелище на фоне пейзажа, обладающего волшебной красотой: религиозна€ тема трактована здесь как нар€дна€ светска€ сцена.

¬о второй половине XV в. нарастают знани€ художников в анатомии и перспективе, совершенствуетс€ их мастерство изображени€ трехмерного пространства и пластической выразительности человеческих фигур, все шире и разнообразней становитс€ отраженный в искусстве образ мира, включающий пейзажные фоны и подробно разработанные сцены а интерьерах или архитектурной среде италь€нских городов. ƒл€ живописи этого времени характерно исключительное многообразие индивидуальных манер художников. јндреа дель  астаньо монументализирует фигуры и обращаетс€ к четкому рисунку и сильной светотеневой моделировке (портреты ƒанте, ѕетрарки, Ѕоккаччо), а ƒоменико ¬енециано, напротив, строит образ на основе тонкой разработки цвета. ƒл€ ‘илиппе Ћиппи характерно жанрово-повествовательное начало, его мадонны проникнуты светским духом. Ќа свой лад эту линию интереса к жанровому началу развивает другой флорентийский художник Ч ƒоменико √ирландайо. ¬ цикле религиозных по теме фресок (Ђ–ождение ћарииї в церкви —анта ћари€ Ќовелла) он запечатлел черты городского быта и портреты представителей знатных семейств ‘лоренции. “онкие, одухотворенные образы мадонн создавал —андро Ѕоттичелли (1445Ч1510). ¬ его творчестве они сближаютс€ своей нежной и хрупкой красотой с образами античной богини любви ¬енеры. ¬ картине Ђ¬еснаї художник изображает ¬енеру на фоне сказочного сада вместе с богиней плодороди€ ‘лорой, усыпанной цветами, трем€ танцующими граци€ми и другими персонажами древней мифологии. ¬ Ђ–ождении ¬енерыї

 

 

—андро Ѕоттичелли. ¬есна. ‘рагмент. ќк. 1478 г.

√алере€ ”ффици. ‘лоренци€.

 

прекрасную нагую богиню, подплывающую на морской раковине к берегу, сопровождают сплетающиес€ фигуры влюбленных ветров, а прислужница-нимфа готовит ей легкий покров. ¬ символике обеих картин, которую по-разному интерпретируют исследователи, сказалось вли€ние идей флорентийских неоплатоников о взаимосв€зи любви и красоты. Ёти поэтические образы, полные гармонии, но ове€нные грустью, контрастируют с поздним творчеством художника, в котором нарастают напр€женный драматизм, динамика, экспресси€ образов (Ђ леветаї, Ђќплакивание ’ристаї, Ђ„удеса св. «инови€ї).

 

 

 

ѕьеро делла ‘ранческа. ѕрибытие царицы —авской к царю —оломону.

‘реска в церкви —ан ‘ранческо. ‘рагмент, 1452Ч1466. јреццо.

 

¬ последние дес€тилети€ XV в. нар€ду с флорентийской школой живописи складываютс€ имеющие свой особый почерк школы и направлени€ в —редней (”мбри€) и —еверной (Ћомбарди€, ¬енеци€) »талии. Ќачало умбрийской живописной школе положило творчество одного из крупнейших мастеров —редней »талии ѕьеро делла ‘ранческа (ок. 1420Ч1492). ќн был автором трактата о перспективе, выдающимс€ монументалистом, создавшим фрески Ђѕрибытие царицы —авской к царю —оломонуї, Ђ—он  онстантинаї и другие в церкви —ан ‘ранческо в јреццо, и величайшим колористом, умевшим передавать красоту цветовых гармоний в световоздушной среде. ≈го образы героизированы, им присуши величавость, эпическое спокойствие. √уманистические представлени€ художника о человеке нашли выражение в написанных около 1465 г. портретах герцога ”рбинского ‘едериго да ћонтефельтро и его жены Ѕаттисты —форца.   умбрийской школе принадлежали также ѕьетро ѕеруджино, прославившийс€ м€гкой поэзией своих работ, в том числе лирическим типом мадонн, ѕинтуриккьо, создавший в роспис€х библиотеки собора —ьены проникновенные пейзажные образы, изображени€ интерьеров и многофигурные композиции, Ћука —иньорелли, дл€ сурового творчества которого были характерны острое графическое начало, мастерство передачи обнаженного человеческого тела.

 

 

 

ѕьеро делла ‘ранческа.

ѕортрет ‘едериго да ћонтефельтро.

1465 г. √алере€ ”ффици. ‘лоренци€.

 

¬ыдающимс€ мастером североиталь€нской живописи был јндреа ћантень€ (1431Ч1506), испытавший сильное воздействие римской античности. ≈го монументальные росписи  амеры дельи —пози во дворце герцога ћантуи, картина Ђѕарнасї и другие произведени€ отличаютс€ смелостью пространственных решений, необычностью ракурсов, твердым и точным рисунком. ¬ своем суровом искусстве он часто создавал обобщенно-героизированные образы людей, страдающих и мужественных, изобража€ их на фоне пустынных, словно окаменевших пейзажей. ћантень€ оказал большое вли€ние на развитие ренессансной живописи в —еверной »талии.

¬ ¬енеции основател€ми нового искусства стали јнтонелло да ћессина, ƒжованни Ѕеллини, ¬итторе  арпаччо. јнтонелло да ћессина, многому научившийс€ у нидерландской школы живописи, в том числе и работе с масл€ными красками, прославилс€ мастерством выразительных реалистических портретов, а ƒжованни Ѕеллини прошел эволюцию от наве€нных творчеством ћантеньи героических образов к полным поэзии изображени€м одухотворенных мадонн, красота которых гармонирует с величавым покоем дальнего пейзажа.  арпаччо был мастером многофигурных жанровых композиций, в которые он широко вводил пейзажные образы, в том числе архитектуру разных городов. “ак были написаны и его большие циклы картин, посв€щенных св€тым (Ђ∆изнь св. ”рсулыї и др.).

 

јндреа ћантень€. ‘реска в  амере дельи —пози. 1474 г. ћату€.

 

 

 

¬итторе  арпаччо. ƒве дамы венецианки.

ћузей  оррер. ¬енеци€.

 

¬ искусстве  ватроченто Ч в живописи, ва€нии, рисунке, гравюре, в медальерном деле, и притом в творчестве мастеров разных школ, Ч особенно широкое распространение получил жанр портрета. Ёто имело свои причины. ¬ обращении к нему сказались не только возросшее самосознание человека эпохи ¬озрождени€ и живой интерес мастеров искусства к достоинству, красоте, неповторимым качествам индивида. ¬ажную роль сыграло и воздействие идей гуманизма, которое стимулировало этот интерес и давало ему теоретическую санкцию.   концу XV в. принципы, формы, образы нового искусства стали досто€нием уже всех областей »талии. —ложились основы новой системы жанров, был накоплен богатейший опыт художественного познани€ человека и окружающего его мира. Ќачалось распространение воздействи€ нового италь€нского искусства в других странах ≈вропы. Ётап –аннего ¬озрождени€ завершилс€, подготовив мощный подъем всех видов искусства в пору ¬ысокого ¬озрождени€.

 

√лава 2

 

 ”Ћ№“”–ј ¬ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»я

¬ »“јЋ»» XVI в.

 

XVI в. („инквеченто) Ч последнее столетие в истории италь€нского –енессанса. ќно включает пору его €рчайшего расцвета, так называемое ¬ысокое ¬озрождение (конец XVЧ30-е годы XVI в.), врем€ ѕозднего ¬озрождени€ (40 Ч 80-е годы) и период его постепенного угасани€ в услови€х ужесточившейс€ католической реакции. ¬ эпоху „инквеченто, как и прежде, светска€ гуманистическа€ культура ¬озрождени€ существовала и в той или иной мере взаимодействовала с народной, аристократической и церковно-католической культурами »талии. ќбщий процесс культурного развити€ страны в XVI в. даст пеструю картину также и стилистической неоднородности, сочетани€ –енессанса с возникшим в 20-е годы маньеризмом и зародившимис€ в последние дес€тилети€ этого столети€ академизмом и барокко.

ќсновные этапы политического и социально-экономического развити€ »талии в XVI в. хронологически не совпадали с главными фазами культурных процессов. ¬ысокое ¬озрождение пришлось на врем€ опустошительных »таль€нских войн (1494Ч1559), когда јпеннинский полуостров стал ареной борьбы ‘ранции с »спанией и »мперией за овладение Ќеаполитанским королевством и ћиланским герцогством. ¬ эти войны были вовлечены многие италь€нские государства, преследовавшие и свои собственные политические и территориальные цели. ¬ойны нанесли серьезный ущерб экономике страны, тер€вшей к тому же свои позиции на внешних рынках, что было св€зано с перемещением мировых торговых путей в результате великих географических открытий и турецких завоеваний в ¬осточном —редиземноморье. ќкончание »таль€нских войн оказалось политически крайне неблагопри€тным дл€ страны, поскольку »спани€ закрепила свою власть над Ќеаполитанским королевством и утвердила свое господство в ћиланском герцогстве и р€де мелких территорий, но оно создало услови€ дл€ экономического подъема в »талии во второй половине столети€. ¬ то же врем€ в сельском хоз€йстве уже в начале века наметилась, а позже усилилась тенденци€ к рефеодализации, к сохранению традиционных форм землевладени€, к реставрации личной зависимости кресть€нства.  апиталы, сформировавшиес€ в торгово-промышленной сфере, все чаще вкладывались в приобретение земель, а не в дальнейшее развитие производства. –аннекапиталистические отношени€ в промышленности не получали новых стимулов, и в итоге »тали€ к началу XVII в. оказалась намного позади таких передовых стран, как јнгли€ и √олланди€. ≈е социальные контрасты поражали современников-чужеземцев, хот€ их про€влени€ и масштабы в других странах были немалыми. –азрыв между полюсами богатства и нищеты достиг в »талии небывалых размеров. ”силивалс€ и социальный протест, вылива€сь в периодически вспыхивавшие городские восстани€ и кресть€нские бунты. — повсеместным утверждением в италь€нских государствах абсолютистских форм правлени€ (республиканский строй сохран€лс€ на прот€жении всего XVI в. и позже, до конца XVIII в., только в ¬енеции) активно шел процесс продажи и раздачи правител€ми феодальных титулов и званий городской верхушке, рос бюрократический аппарат, складывалс€ слой чиновничества. ¬ новой обстановке мен€лись настроени€ и идеологи€ различных социальных слоев. Ётические ценности, распространенные в торгово-предпринимательских сло€х, рационализм и принципы честного накопительства, идеи гражданственности и патриотизма уступали место двор€нской морали, ценившей родовитость, фамильную честь, воинские доблести и верность сеньору. ¬ажное значение получил и культ куртуазности. ¬ эпоху  онтрреформации и католической реакции, резко усилившейс€ в последние дес€тилети€ XVI в., с новой энергией и разнообразными методами насаждались принципы традиционной церковной морали и благочести€, причем верность ортодоксии рассматривалась как нравственный постулат.

ќпределенную трансформацию претерпели и гуманистические идеалы. Ёто отразилось в кризисных €влени€х, р€д которых наметилс€ в ренессансной культуре уже в эпоху ¬ысокого ¬озрождени€. ”чение о человеке, его месте в природе и обществе получило развитие теперь не столько в сфере традиционных гуманистических дисциплин, сколько в натурфилософии и естествознании, политической и исторической мысли, в литературе и искусстве. Ќо, пожалуй, главное отличие „инквеченто от предшествующих этапов ¬озрождени€ Ч в широком проникновении –енессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры и музыки. –авномерности развити€ не знает и XVI в., но зато уже нет такой области культуры »талии, котора€ не была бы затронута воздействием –енессанса. –енессансна€ культура, ее гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы широко воздействовали на жизнь италь€нского общества. ’от€ нельз€ отождествл€ть представлени€ творцов новой культуры и тех, кто ее воспринимал в меру своей образованности. —ветские начала активно утверждались в идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте разных социальных слоев. Ётому способствовала сама разносторонность культуры ¬озрождени€, многообразие сфер ее про€влени€ и воздействи€ Ч от философии до литературы и искусства. –енессанс, таким образом, дал импульс усилению процессов секул€ризации общественной жизни »талии, повышению роли индивидуального и национального самосознани€, выработке новых массовых художественных вкусов.

 

 

¬ысокое ¬озрождение

 

ѕервые три дес€тилети€ культурного развити€ »талии в XVI в. на редкость богаты €ркими талантами. Ёто врем€ теснейшего взаимодействи€ различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейс€ общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства Ч на основе новой, ставшей единой дл€ всего их ансамбл€ стилистики.  ультура ¬озрождени€ обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в италь€нском обществе, активно воздейству€ на весь ход процессов культурного развити€ страны. ¬ немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. √уманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможност€ми познани€ мира и созидательной де€тельности, в пору ¬ысокого ¬озрождени€ был с особой нагл€дностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. “огда же обрела зрелые формы и ренессансна€ эстетика, котора€ складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также вли€ние поэтики јристотел€. Ёстетика обогащалась новыми иде€ми, рождавшимис€ в творчестве великих мастеров Ч Ћеонардо да ¬инчи, –афаэл€, ћикеланджело, в сочинени€х Ѕембо,  астильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. »деалы красоты и гармонии всесторонне осмысл€лись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой де€тельности: внутренн€€ гармони€ и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Ѕлизость эстетических подходов и художественного стил€, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре ¬ысокого ¬озрождени€.

  ценност€м –енессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. ћеценатство стало весьма заметным социально-культурным €влением в »талии. ¬ стране, где сохран€лс€ государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточи€ми ренессансной культуры. ¬ щедром меценатстве от правителей ћилана и Ќеапол€, ћантуи и ‘еррары, ”рбино и –имини не отставал и папский двор. ¬ республиках ‘лоренции и ¬енеции развивалась традици€ государственных заказов и частного покровительства де€тел€м культуры. ¬ то же врем€ система меценатства, ставша€ дл€ многих из них основным источником средств существовани€, налагала определенную печать на их творчество, заставл€€ учитывать интересы и вкусы заказчика.

ƒостигша€ в пору ¬ысокого ¬озрождени€ вершин своего развити€, ренессансна€ культура не избежала кризисных €влений. ќни очевидны в зарождающейс€ драматической напр€женности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противосто€щими ему. ѕризнаки наметившихс€ кризисных €влений складываютс€ и в резко про€вившихс€ в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгл€д на действительность сочетаютс€ с напр€женными утопическими поисками идеального земного града.

¬нутренние противоречи€ развити€ ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимис€ историческими обсто€тельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. ¬се более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные €влени€ в культуре, равно как и попытки их преодолени€. — этим св€зано по€вление маньеризма Ч нового художественного направлени€ в литературе и искусстве, характерными особенност€ми которого стали подчеркивание напр€женной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотлива€ фантази€. ћаньеризм отказывалс€ от строгой классической гармонии во им€ грации или холодного великолепи€ образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров ¬озрождени€, но его артистическа€ виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. ’удожественный €зык маньеризма усложн€лс€, обрета€ черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Ёстетика маньеризма утверждала ориентацию не на Ђподражаниеї натуре, а на Ђпреображениеї ее. Ёто направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. — ним св€зано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-паркова€ архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведени€, а в литературе Ч прежде всего творчество поэтов.   концу столети€, когда стало зарождатьс€ еще одно художественное направление Ч барокко, стилистическа€ неоднородность италь€нской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

 

 

Ћеонардо да ¬инчи

 

ћногогранное творчество Ћеонардо, происходившего из небольшого тосканского городка ¬инчи (1452Ч1519), Ч одна из вершин культуры ¬ысокого ¬озрождени€. –азносторонний гений Ч блест€щий художник, выдающийс€ инженер, опередивший свое врем€, конструктор всевозможных машин и знаток анатомии, физики, механики, скульптор и архитектор, глубокий мыслитель и литератор Ч Ћеонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитии личности, подлинным homo universale. ≈го пытливый ум стремилс€ во всем к новаторству, пересмотру естественных наук, к их союзу с искусством. “ворчество Ћеонардо св€зано с республиканской ‘лоренцией и ћиланским герцогством, папским двором в –име и годами пребывани€ у французского корол€ ‘ранциска I. ћногие его грандиозные проекты и смелые начинани€ так и не нашли завершени€ и в силу высочайшей требовательности к собственному творчеству, и в силу неблагопри€тных обсто€тельств. Ќеоконченной осталась его картина Ђѕоклонение волхвовї; погибла в начале »таль€нских войн конна€ стату€ правител€ ћилана Ћодовико —форца, созданна€ Ћеонардо в глине и предназначенна€ дл€ отливки в бронзе; рано начала разрушатьс€ фреска Ђ“айна€ вечер€ї в миланском монастыре —анта ћари€ делле √рацие, при работе над которой художник смело экспериментировал с красками. Ќе были завершены и систематизированы Ћеонардо его многочисленные научные труды, охватывавшие широчайший круг вопросов из самых разных областей знани€ и художественной практики. ќт них остались лишь разрозненные заметки, фиксирующие главные идеи, результаты наблюдений, отдельные мысли, а также поразительные рисунки, отразившие глубину и оригинальность размышлений и гениальных догадок ученого. —охранившеес€ наследие Ћеонардо, прежде всего выдающиес€ работы, положившие начало искусству ¬ысокого ¬озрождени€, такие как оба варианта Ђћадонны в скалахї, портрет ћоны Ћизы (Ђƒжокондаї), картон дл€ росписи ЂЅитва при јнгь€риї, Ђ—в. јнна с ћарией и младенцем ’ристомї и другие, а также макеты различных механизмов и его сочинени€ обессмертили им€ гени€ италь€нского ¬озрождени€.

¬ молодые годы Ћеонардо не получил гуманистического образовани€ (он училс€ живописи во ‘лоренции в мастерской ¬ерроккьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей книжного знани€. ≈го привлекала среда художников, скульпторов, ученых, зан€тых естественными науками. »звестно, в частности, его тесное сотрудничество с выдающимс€ математиком Ћукой ѕачоли. Ќе будучи философом в привычном дл€ того времени понимании, Ћеонардо обращалс€ к осмыслению многих теоретических вопросов, про€вл€€ особый интерес к проблемам познани€. ¬ этой св€зи он удел€л большое внимание роли опыта как главного, на его взгл€д, источника представлений о мире и человеке. Ђћудрость есть дочь опытаї, Ч повтор€л он, подчеркива€, что познание, не прошедшее через опыт, через ощущени€, с которых он начинаетс€, не порождает истины о действительных пор€дках природы. Ћеонардо призывал не довер€ть Ђтем авторитетам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьмиї. ќпыт он понимал широко Ч это и наблюдение над природными €влени€ми, и физический эксперимент, и рисунок или инженерна€ конструкци€. јкцентиру€ роль опыта в процессе познани€, Ћеонардо не умал€л значени€ и теоретической мысли, обобщени€. ќн полагал, что лежащие в основе природных €влений Ђразумные принципыї доступны человеческому разуму. ƒл€ взгл€дов Ћеонардо характерна пантеистическа€ тенденци€. ѕо его представлени€м, разлитое в природе Ђразумноеї, божественное начало открыто человеку, ибо он сам Ч неотъемлема€ часть природы. ≈динство теории и практики стало главным тезисом выдвинутой Ћеонардо новаторской концепции научного знани€, отвергавшей любые формы чистой умозрительности Ч как в виде схоластической диалектики, так и в виде гносеологии гуманистов-неоплатоников.

¬згл€ды Ћеонардо как мыслител€ и художника были близки позиции јльберти, труды которого он хорошо знал, Ч его учению о человеке и особенно достаточно реалистическим эстетическим принципам.  ак и јльберти, он верил в силу разума и знани€, в созидательную мощь человека. ѕо Ћеонардо, человек-творец может не только сравнитьс€ с природой, но и превзойти ее: Ђ“ам, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещейї. ќсобенно велики творческие возможности живописца, силой воображени€, но также на основе научного знани€ создающего на полотне новые облики и формы. —тав€ р€дом науку и искусство, особенно живопись, Ћеонардо видел в художнике также и ученого. “аким был и он сам, осуществл€вший в своем творчестве союз теории и практики. √лаз живописца он считал тонким инструментом научного познани€ и создал в своих запис€х своеобразную апологию возможност€м глаза.

—овременники считали Ћеонардо человеком слишком смелым и оригинальным в своих суждени€х, кем-то вроде еретика, который отрицает вс€кие авторитеты, в том числе и церковные, и довер€ет лишь мысли, истинность которой удостоверена человеческой практикой. ¬ культуру своего времени он внес вклад, редкий не только по многосторонности, но и уникальный по уровню и масштабам достижений. ≈го творчество стало убедительным свидетельством сближени€ разных сфер культуры в пору ¬ысокого ¬озрождени€. Ќе случайно он новаторски рассматривал различные Ђмеханические искусстваї, к которым причисл€л и живопись, как де€тельность, сто€вшую вровень с почитавшимис€ издавна Ђсвободными искусствамиї.

 

 

Ќикколо ћакиавелли

 

–еалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единени€ теории и практики отстаивал младший современник Ћеонардо да ¬инчи, выдающийс€ историк и реформатор науки о государстве Ќикколо ћакиавелли (1469Ч1527). ”роженец ‘лоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более дес€ти лет служил в канцел€рии республики в период реставрации ее демократических пор€дков. ѕосле восстановлени€ власти ћедичи в 1512 г. ћакиавелли оказалс€ в изгнании. √оды ссылки (1513Ч1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под ‘лоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создани€ самых значительных трудов: Ђ–ассуждении о первой декаде “ита Ћиви€ї, Ђ√осудар€ї, трактата Ђќ военном искусствеї, комедии Ђћандрагораї.

Ќоваторска€ политическа€ концепци€ ћакиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно т€желейших испытаний, выпавших на долю »талии в св€зи с иноземньм нашествием. «аслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развитом разных народов, умение вы€вл€ть причинно-следственные св€зи важнейших событий прошлого и насто€щего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм Ч все это вне теологического контекста, характерного дл€ средневековой политической мысли. ¬ результате его труды определили ведущую роль ћакиавелли в ренессансной науке о государстве.  ак политический мыслитель, он произвел переворот в усто€вшейс€ традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. ќн сближал политику с наукой и искусством на основе изучени€ самой действительности и отказа от ее идеализации. ћакиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. ”спех любого правител€ зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвз€то изучена им конкретна€ ситуаци€, насколько адекватна ей выработанна€ на этой основе тактика достижени€ определенных целей, котора€ должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

ћакиавелли видел силу государ€ в знании и способности учесть и осмыслить не только современный ход событий, но также и опыт сходных ситуаций в истории, он считал неотъемлемыми качествами правител€ трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностей человеческой психики. ≈го образцовый Ђновый государьї, стрем€щийс€ к созданию сильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, направленной на осуществление этой задачи, имеющей исключительный смысл, и традиционные нормы морали, как считал ћакиавелли, не должны были служить преп€тствием дл€ достижени€ столь великой цели. Ђ—ледует понимать, что государь, особенно новый, не может исполн€ть все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранени€ государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосерди€, доброты и благочести€ї (Ђ√осударьї, гл. XVIII). ѕри этом, по мнению ћакиавелли, важно казатьс€ добродетельным, дабы не утратить расположени€ и довери€ подданых. ћакиавелли склонен видеть в лицемерии принцип политики, оправдыва€ его государственным интересом. „то же касаетс€ оценки различных форм правлени€ Ч монархии, олигархии и республики, то симпатии самого ћакиавелли на стороне последней, хот€ он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. ≈диновластие необходимо, по его мнению, на начальном этапе формировани€ централизованного, способного отсто€ть свою независимость государства. ќбрет€ силу и устойчивость, оно может перейти к Ђнародному правлениюї. ∆есткие методы правлени€, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали Ч все это в отрыве от патриотической ÷ели, которой руководствовалс€ ћакиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название Ђмакиавеллизмї. ’от€ концепци€ ћакиавелли не идентична этому пон€тию, именно в Ђмакиавеллизмеї обвин€ли смелого мыслител€ его критики, особенно из церковного лагер€.

 

 

 

—анти ди “ито. ѕортрет ћакиавелли.

1541 г. ‘лоренци€.

 

–еспубликанские убеждени€ ћакиавелли €рко раскрылись в его последнем крупном произведении Ч Ђ»стори€ ‘лоренцииї, которое принесло ему славу выдающегос€ историка. јнализиру€ средневековое прошлое ‘лоренции и опира€сь при этом на труды предшественников, особенно Ћеонардо Ѕруни, но также и на обширный документальный материал, ћакиавелли впервые столь последовательно рассматривает и подчеркивает роль борьбы в обществе, не только столкновени€ интересов отдельных групп прав€щей верхушки, но и требований и выступлений широких слоев городского населени€. —оциальные противоречи€ и интересы предстают у него одним из важнейших факторов исторического развити€.

¬згл€дам ћакиавелли на исторический процесс была присуща иде€ цикличности, закономерной смены государственных форм. ѕо его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории вы€вл€ет определенные правила, принципы чередовани€ этих форм. ћонархи€, как он показывает на многих примерах, смен€етс€ олигархией, та Ч республикой, котора€ в свою очередь уступает место единоличному правлению, Чтаков цикл государственной эволюции у большинства народов. ¬ основе этой цикличности лежит посто€нно присуща€ жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, Ђнепреложный ход событийї. ћакиавелли впервые обратил внимание на важность постижени€ диалектики исторического процесса.

¬ культуру ¬ысокого ¬озрождени€ ћакиавелли вошел не только как блест€щий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего даровани€ Ч как талантливый писатель. ќн был драматургом, автором €рких комедий Ђћандрагораї и Ђ лици€ї, писал стихи и прозу, был мастером эпистол€рного жанра. ¬се свои сочинени€ ћакиавелли создавал на италь€нском €зыке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом Ђƒиалоге о нашем €зыкеї. ќдна из крупнейших фигур в культуре ¬озрождени€, ћакиавелли искал сближени€ ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единени€.

 

* * *

 

¬ пору ¬ысокого ¬озрождени€ новые подходы к изучению истории вы€вились особенно полно в творчестве выдающихс€ политических мыслителей и историков Ч ћакиавелли и √виччардини. ћладший современник ћакиавелли, флорентиец ‘ранческо √виччардини (1483Ч1540) еще в юности обратилс€ к изучению прошлого родного города. ¬ Ђ»стории ‘лоренцииї он изложил событи€ с восстани€ чомпи 1378 г. и до 1509 г., когда писалось это сочинение. √виччардини подверг тщательному анализу эволюцию политической системы Чот пополанской демократии к тирании ћедичи Ч прид€ к выводу, что оптимальной формой правлени€ дл€ ‘лоренции была бы олигархи€, Ђправление лучшихї. ѕолитические пристрасти€ не помешали ему, однако, точно оценить скрытые пружины государственной жизни ‘лорентийской республики, увидеть за изменени€ми структуры власти борьбу своекорыстных интересов отдельных группировок и вли€тельных лиц из социальной верхушки. ¬ отличие от ћакиавелли, своего друга, которого он, впрочем, нередко критиковал, √виччардини не склонен был оправдывать систему единовласти€ ни при каких обсто€тельствах Ч он оставалс€ верным республиканским принципам, хот€ и аристократической окраски, и в других своих сочинени€х, в частности в диалоге Ђќб управлении ‘лоренциейї.

¬ Ђ»стории »талииї, первом сочинении такого рода, √виччардини детально прослеживал политическую судьбу страны с 1492 по 1540 г., то есть того периода, когда она стала ареной международного военного конфликта, свидетелем которого был он сам. ќн обращал внимание на роль правителей, мудрые или Ђплохо обдуманныеї решени€ которых всегда отражались на положении народа, пыталс€ вы€снить глубинные причины политических и военных неудач италь€нских государств. Ђ»стори€ »талииї была опубликована спуст€ четверть века после ее создани€ (1561Ч1564) и принесла √виччардини славу выдающегос€ историка. ћакиавелли и √виччардини стали вершиной ренессансной историографии »талии, не получившей новых сильных импульсов развити€ в эпоху ѕозднего ¬озрождени€ и католической реакции, хот€ заложенна€ ею традици€ сказывалась на исторической мысли вплоть до начала XVII в.

 

 

Ћитература

 

¬ литературе ¬ысокого ¬озрождени€, стилистически отнюдь не единой, ведущий в ней классически ренессансный стиль, дл€ которого характерны гуманистические идеалы красоты и гармонии, неизбежна€ при этом идеализаци€ и мифологизаци€ действительности, получил наиболее €ркое выражение в творчестве јриосто,  астильоне, Ѕембо. Ћодовико јриосто (1474Ч1533), блест€щий поэт и драматург, был св€зан службой с герцогским домом дТЁсте в ‘ерраре, где чтили светскую культуру и рыцарский этикет. ќбширна€ библиотека античной и средневековой литературы, театр, пышные празднества, отличавшие феррарский двор, Ч во все это вкладывались немалые средства из герцогской казны. —озданна€ в ‘ерраре поэма јриосто ЂЌеистовый ќрландої, над которой он работал многие годы (1516Ч1532), стала одной из художественных вершин италь€нского ¬озрождени€. ќбращение автора поэмы к сюжетам французских рыцарских романов, весьма распространенных и в италь€нских народных сказани€х, не было случайным. ѕодвиги паладинов императора  арла ¬еликого и приключени€ рыцарей корол€ јртура, прочно вошедшие в средневековую романистику, впервые объединил в поэме Ђ¬любленный ќрландої непосредственный предшественник јриосто, также св€занный с феррарским двором, ћаттео ћари€ Ѕо€рдо. ≈го поэма, создававша€с€ в 1483Ч1494 гг., осталась незавершенной из-за смерти поэта. јриосто продолжил многие сюжетные линии Ђ¬любленного ќрландої, достаточно стереотипные также и дл€ италь€нских народных поэм каролингского и бретонского циклов.

√ерои поэмы јриосто Ч искатели приключений, участвующие в сражени€х с сарацинами Ч врагами  арла ¬еликого, с великанами, чудовищами. ќни Ч и влюбленные, верные своим возлюбленным, ради которых совершают смелые подвиги. Ќеистовый ќрландо одержим безумной любовью к јнджелике Ч черта многих героев средневековых романов (безумие влюбленного в »зольду “ристана, страстна€ любовь Ћанселота и т. д.). ќднако традиционные сюжеты и характеры обрели в поэме јриосто новую жизнь на основе гармонического синтеза, свойственного эстетике и стилистике ¬ысокого ¬озрождени€. ¬ отличие от средневековых романов поэма јриосто лишена морализирующей функции, позици€ автора пронизана иронией Ч он создает героико-комическое произведение. јриосто про€вл€ет исключительную свободу в композиционном построении поэмы, котора€ состоит из множества переплетающихс€ и параллельных сюжетных линий, нередко почти зеркально отражающих друг друга. ÷елое, однако, образует единство, обладающее чертами ренессансной соразмерности.

ќпериру€ материалами средневекового романа, јриосто принимал скорее его жанровые правила, нежели идеологию. √ерои поэмы обладают новыми, ренессансными чертами. »м свойственны полнота человеческих чувств и прежде всего сила земной любви, радостное ощущение жизни, наконец, сильна€ вол€ как залог победы в драматических ситуаци€х. Ђ«олотые октавыї поэмы јриосто внесли огромный вклад в формирование литературного италь€нского €зыка. ¬ XVI в. ЂЌеистовый ќрландої издавалс€ многократно, поэма была доступна любому грамотному читателю.

Ѕудучи придворным комедиографом в ‘ерраре, јриосто создал р€д прославивших его комедий Ч Ђ—ундукї, Ђ„ернокнижникї, Ђѕодмененныеї. »сточник комизма он искал в самой действительности, воссоздава€ образы горожан, охваченных страстью к наживе или плотским удовольстви€м. ¬не критики оставалс€ сам герцог ‘еррары. ≈го двор, где уже в 80Ч90-е годы XV в. ставили ѕлавта и “еренци€, оказалс€ родиной ренессансной комедии. “еатральные постановки приурочивались, как правило, к сезону карнавальных празднеств, которые отличались здесь особой красочностью.

 роме ‘еррары крупным центром ренессансной культуры в пору ¬ысокого ¬озрождени€ стал герцогский двор в ”рбино, также славившийс€ прекрасной библиотекой и разнообразием театральных и карнавальных праздничных действ. ” герцога √видобальдо да ћонтефельтро в течение р€да лет был на службе писатель Ѕальдассаре  астильоне (1478Ч1529). »зысканный и образованный ”рбинский двор вдохновил его на создание диалогов Ђќ придворномї (перва€ редакци€ сочинени€ была закончена в 1516 г.). ѕоследн€€ (треть€) редакци€ диалогов была напечатана в ¬енеции в 1528 г. в типографии наследников јльда ћануци€ и позже переведена на многие €зыки. Ёта работа широко прославила  астильоне в »талии и за ее пределами.

 астильоне создал художественный образ идеального придворного, который вырисовывалс€ в беседе участников диалогов Ч реальных лиц, аристократов из окружени€ герцога, в числе которых были венецианский патриции ѕьетро Ѕембо и сам  астильоне. ≈го идеальный придворный наделен всеми достоинствами совершенного, всесторонне образованного и утонченно воспитанного человека. Ёто Ч своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. √ерой  астильоне умен и красив, широко эрудирован в самых разных област€х знани€, одарен творчески Ч поэтически и музыкально, наделен всевозможными добродетел€ми, скромен, приветлив и обходителен. ќн мудрый советчик правител€, преследующий не свой личный, но государственный интерес. »деальный придворныйЧсамо воплощение грации, гармонии, красоты, он эстетически совершенен. ¬ этом образе придворного  астильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказалс€ в то же врем€ и социально ограниченным средой и представлени€ми аристократической элиты, к которой принадлежит герой  астильоне и в которой он живет и действует. ¬ результате гуманистический идеал возвеличиваетс€ и обогащаетс€, но вместе с тем утрачивает свой общечеловеческий смысл, что стало свидетельством зарождени€ кризисных €влений в ренессансном мировоззрении поры ¬ысокого ¬озрождени€. ¬ сочинении  астильоне с большой художественной силой выразилась вера в достоинство человека, в его способность к самосовершенствованию, убеждение в его безграничных творческих возможност€х. “рансформаци€ гуманистического идеала еще не вела здесь к утрате его существенных черт.

¬идное место в литературе ¬ысокого ¬озрождени€ занимает творчество ѕьетро Ѕембо (1470Ч1547). ќн служил при герцогском дворе в ”рбино в те же годы, что и  астильоне, позже был папским секретарем в –имской курии, в 30-е годы занимал должность библиотекар€ и историографа ¬енецианской республики, а последний период жизни посв€тил церковной де€тельности, получив в 1539 г. сан кардинала. ¬ обширном литературном наследии Ѕембо (трактаты, письма, диалоги, истори€ ¬енеции с 1487 по 1513 г., стихи) самыми прославленными оказались Ђјзоланские беседыї Ч диалоги на италь€нском €зыке в прозе и стихах. ¬первые изданные в 1505 г., Ђјзоланские беседыї, над которыми Ѕембо продолжал работать и в последующие годы, многократно переиздавались (в XVI в. было более двадцати их публикаций) и получили широчайшую известность. —вое сочинение Ѕембо посв€тил знаменитой Ћукреции Ѕорджа, возможно, вдохновившей его на создание Ђјзоланских беседї. ¬ них сказываетс€ сильное воздействие неоплатонической философии любви и красоты: акцент ставитс€ на божественном происхождении красоты, на постепенной трансформации чувственной любви в духовную. Ѕембо выступал и как теоретик проблемы формировани€ италь€нского €зыка. ¬ трактате Ђ–ассуждени€ в прозе о народном €зыкеї (1525) он отстаивал преимущества тосканского диалекта, в котором видел основу литературной италь€нской речи, и призывал обращатьс€ к €зыку ѕетрарки и Ѕоккаччо. ¬ стиле ѕетрарки написаны и многие лирические стихи Ѕембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма. ѕочитатели лирики великого поэта в »талии и за ее рубежами Ч в јнглии, ‘ранции, ѕольше, ƒалмации Ч культивировали стиль ѕетрарки, размеры стихосложени€, но особенно Ч гамму любовных чувств, дополн€€ ее идеализированными схемами в духе философии неоплатонизма.

ѕроцесс складывани€ литературного италь€нского €зыка не был однолинейным. Ќар€ду с обретавшим классические формы стилем јриосто,  астильоне, Ѕембо в первые дес€тилети€ XVI в. формировалось и иное направление, ориентировавшеес€ на €зык простонародь€. »звестный эпический поэт “еофило ‘оленго в поэме ЂЅальдусї обращаетс€ к жизни современной деревни, отказыва€сь от ее пасторальной идеализации и создава€ образы грубых, неотесанных кресть€н. язык поэмы, как и всего свода Ч Ђћакаронииї, частью которого она была, отличаетс€ смешением различных диалектов италь€нского €зыка и пародируемой гуманистической латыни. Ётот Ђмакаронический €зыкї ‘оленго стал формой осме€ни€ и петраркизма, и сочинений гуманистов, и рыцарских романов. ѕародийный жанр развивалс€ и на базе литературного италь€нского €зыка. ≈го €рким представителем был ‘ранческо Ѕерни, давший начало в своих стихах стилю Ђбернескої, впоследствии очень распространенному в »талии. ¬ сонетах Ѕерни обыденные предметы воспевались возвышенным слогом (Ђѕохвала сумеї), многие современники Ч от литераторов до пап и вельмож Ч подвергались остроумному осме€нию.

»звестный драматург јнджело Ѕеолько (театральный псевдоним Ч –удзанте) создавал предназначенные дл€ народного театра комедии на падуанском диалекте Ч живом €зыке деревни. ¬ его пьесах немало фольклорных мотивов, приемов фарса, гротеска, пристрасти€ к грубоватой простонародной лексике.   жанру комедии, получившему большое распространение в пору ¬ысокого ¬озрождени€, обращались и многие крупные писатели Ч не только ћакиавелли и јриосто, но и ѕьетро јретино, острый полемист, сатирик, пародист. ¬ Ђ омедии придворных нравовї (1525) он зло высмеивает папский двор, а в пьесе Ђ узнецї создает пародию на сам жанр комедии, злослов€ над ее фабулами и типажами.

 

 

‘илософи€

 

‘илософска€ мысль ¬ысокого ¬озрождени€ характеризуетс€ различными направлени€ми, как продолжавшими традиции предшествующего столети€, так и открывавшими новые пути. –енессансный неоплатонизм, расцвет которого св€зан с концом XV в., переживает заметную трансформацию в первые дес€тилети€ XVI в. ¬ обширной литературе, посв€щенной Ђлюбовной философииї, усиливаютс€ тенденции секул€ризации, отказа от чисто метафизической трактовки этико-эстетических проблем, расширени€ попул€ризаторского ракурса их рассмотрени€. —трого философский, системный подход к пониманию природы любви и красоты сохран€етс€ в трудах пр€мых последователей ‘ичино и ѕико Ч Ћеоне Ёбрео и ‘ранческо  аттани. Ћеоне Ёбрео, автор Ђƒиалогов о любвиї, сформировалс€ как мыслитель в традици€х арабо-еврейской философии (он был переселенцем из »спании). ¬ его диалогах любовь трактуетс€ как всеобща€ св€зь, оживл€юща€ различные мировые структуры и соедин€юща€ природу с ее творцом. ¬ духе платонизма философ видит смысл любви в стремлении к красоте, которое он отождествл€ет с познанием.  расота же есть некое духовное начало; в телесных вещах она про€вл€етс€ в виде грации. ѕознание, таким образом, оказываетс€ все более углубленным постижением идеи красоты, скрытой за ее внешними про€влени€ми. „ем более развит разум человека, чем более он образован и духовно возвышен, чем сильнее его любовь Ч т€га к красоте, тем полнее он постигает красоту и наслаждаетс€ ею. —огласно концепции Ћеоне Ёбрео утонченное совершенствование разума Ч важное условие эстетического воспри€ти€ мира.

”частник ѕлатоновской академии во ‘лоренции, ученик и почитатель ‘ичино, ‘ранческо ди ƒзаноби  аттани да ƒиачетто стал одним из самых известных пропагандистов его взгл€дов. ¬ сочинени€х Ђ“ри книги о любвиї и Ђѕанегирик любвиї, созданных на латыни и переведенных на италь€нский €зык в период с 1508 по 1526 г.,  аттани систематизировал учение ‘ичино о любви и красоте, стрем€сь сделать его изложение более доступным дл€ усвоени€ читателем. –ассматрива€ любовь как влечение к красоте, а последнюю как результат божественной эманации, различа€ соответственно двум видам любви красоту небесную и красоту земную, чувственную,  аттани в отличие от ‘ичино не был склонен резко противопоставл€ть оба вида любви. ќн подчеркивал их гармоническое единство, обусловленное целостностью человека, единством его души и тела. Ѕолее того, он не считает низменной чувственную любовь к ос€заемой красоте, но видит в ней начальный этап познани€, первую ступень восхождени€ к пониманию красоты идеальной. „то же касаетс€ прекрасного в самом человеке, то  аттани соедин€ет его с благим началом Ч внешн€€ красота отражает совершенство души. —оответственно и любовь к плотской красоте ведет к постижению душевных добродетелей. Ётическое и эстетическое начала совпадают в Ђлюбовной философииї  аттани, котора€ оказала сильное воздействие на ренессансную мысль ¬ысокого ¬озрождени€.

¬ то же врем€ в трудах его последователей усилилась практическа€ ориентаци€ учени€ о любви и красоте, его Ђприземлениеї, акцентирование роли человеческих чувств, разработка вариантов любовных взаимоотношений. —вой вклад в такую трактовку Ђфилософии любвиї внес ћарио Ёквикола, другой ученик ‘ичино, служивший при дворах ‘еррары и ћантуи, автор трактата Ђќ природе любвиї (он был напечатан в италь€нском переводе с латинского, сделанном самим автором, в 1525 г.). јнализиру€ всю традицию италь€нской Ђлюбовнойї литературы от ƒанте и ѕетрарки до ‘ичино и Ѕембо, Ёквикола старалс€ вы€вить не метафизические, а психологические аспекты теории любви и красоты. ќн рассматривает происхождение чувств, их широкую гамму, св€занную с любовью, включа€ ревность, говорит о разных способах поэтического восхвалени€ возлюбленной. ќн вводит в неоплатонический тезис о двух видах любви третью разновидность Ч любовь среднюю между возвышенной и низменной, котора€, по его мнению, более всего свойственна человеку.  ак и  аттани, Ёквикола обращает внимание на совпадение прекрасного и благого и видит в любви путь к совершенствованию человека: Ђ” своих служителей любовь оживл€ет чувства, обостр€ет интеллект... украшает добродетельюї. »сточник любви Ч в красоте материального мира, как природной, так и рукотворной, воплощенной в красоте совершенных творений человека. ѕодобно  астильоне, Ёквикола рисует образ идеального человека Ч придворного, исполненного достоинства и грации, физически красивого и духовно совершенного. √уманистический идеал человека, таким образом, все более эстетизируетс€, а красота все последовательнее отождествл€етс€ с благим началом.

ясно обозначивша€с€ у ћарио Ёквиколы тенденци€ к отходу от метафизической трактовки теории любви и красоты и преимущественное рассмотрение ее Ђземногої психологического аспекта, усилилась в пору ѕозднего ¬озрождени€ в сочинени€х “уллии јрагоны Ђќ бесконечности любвиї, Ѕартоломео √оттифреди Ђ«еркало любвиї, ‘ранческо ѕатрици ЂЋюбовна€ философи€ї и у многих других авторов. —охран€€ тезис о двух видах любви Ч небесной и земной, духовной и чувственной, они, однако, став€т в центр внимани€ вы€снение природы человеческих чувств, объедин€емых пон€тием Ђлюбовьї, и разрабатывают новые подходы к пониманию прекрасного, в большей мере, чем у их предшественников, ориентированные на постижение жизненной практики. –асшир€етс€ и философска€ основа любви и красоты Ч уже не только ѕлатон и его ренессансные последователи, но и јристотель выступает в роли одного из главных авторитетов италь€нских авторов ѕозднего ¬озрождени€. ЂЋюбовна€ философи€ї, эстетическа€ по своей общей окраске в попул€рной трактовке оказалась доступной любому образованному читателю, а благодар€ книгопечатанию и созданию большинства произведений подобной тематики на италь€нском €зыке получила массовое распространение. ≈е обращение к эмоциональной стороне человеческой натуры, конкретизаци€ представлений о красоте оказывали огромное воздействие на художественную жизнь XVI в.

ЂЋюбовна€ философи€ї, несмотр€ на широкий интерес к ней, не была главным течением в философский мысли ¬ысокого ¬озрождени€. ¬ многочисленных университетах »талии, оставшихс€, как и прежде, оплотами изучени€ философии как дисциплины, царил аристотелизм. ¬едущим направлением в нем был североиталь€нский аверроизм, сложившийс€ еще в XIV в. в школах ѕадуи и Ѕолоньи. ¬ XVI в. схоластика удерживала позиции как в стиле философствовани€, так и в методе преподавани€, хот€ привлечение в университеты гуманистов постепенно подтачивало старые традиции. –енессансна€ философи€ давала ростки и в этих цитадел€х схоластики. ќсобенно заметным это стало в творчестве ѕьетро ѕомпонацци (1462Ч1525), казалось бы Ђклассическогої схоласта, преподававшего философию јристотел€ в университетах ѕадуи и Ѕолоньи. Ќе получив гуманистического образовани€, ѕомпонацци, сформировавшийс€ как мыслитель в традици€х схоластики, тем не менее про€вил ренессансное свободомыслие и в постановке философских проблем, и в критическом взгл€де на безусловность авторитета јристотел€, и в понимании истины философии как результата рационального познани€. ’арактерна позици€ ѕомпонацци в вопросе о Ђдво€койї истине, о соотношении философии и религии: истина, в его понимании, одна, она есть результат философского знани€, тогда как вероучение, Ђзаконї, предназначенный дл€ Ђпростого народаї, есть нечто иное Ч он остаетс€ вне собственно философской проблематики истины или лжи. “ака€ позици€ позволила смелому мыслителю ѕомпонацци твердо отстаивать независимость философии от религии. ≈го взгл€ды в полной мере раскрылись в основном его сочинении Ч Ђ“рактате о бессмертии душиї (опубликован в 1516 г.). «десь он приходит к кощунственному с точки зрени€ ортодоксии выводу о смертности человеческой души, которую считает материальной. Ётот вывод, по его словам, Ђнаиболее согласуетс€ с разумом и опытом, не предусматривает ничего ни сказочного, ни прин€того на веруї. ”твержда€, что разум неотделим от тела человека, он признает его способность к абстрактному мышлению, причастность разума высшим интеллектуальным сущност€м. ¬ то же врем€ философ не отрицает существование Ѕога, акта творени€ и многих других догматов веры. ќн подчеркивает, что излагает свои взгл€ды исключительно в рамках философии, которую считает независимой от теологии.

ѕомпонацци ставит под сомнение и необходимость религиозного обосновани€ нравственности человека: не страх перед загробным возда€нием, а добродетель сама по себе должна служить наградой, а порок Ч наказанием. ќсуществление высшей справедливости и счасть€ возможно на земле, полагает он, утвержда€, таким образом, принципы новой, секул€ризованной этики. ¬ ответ на суровую критику его взгл€дов со стороны теологов и инквизиторов ѕомпонацци не пока€лс€, а написал Ђјпологиюї, где за€вил, что бессмертие души Ђне может быть доказано никакими естественными основани€миї. Ђ“рактат о бессмертии душиї был публично сожжен в ¬енеции, автора же спасли от суда инквизиции благосклонность папы Ћьва ’ и заступничество ѕьетро Ѕембо и других просвещенных де€телей церкви.

—вободомыслие ѕомпонацци не менее €рко про€вилось и в его трактате Ђќ причинах естественных €вленийї, где он высказывает мысль о возможности объ€снить вс€кого рода чудеса Ђестественными причинамиї. »деи ѕомпонацци о самосто€тельности философского знани€, ищущего в мире собственные законы, получили развитие в натурфилософии ѕозднего ¬озрождени€.

 

 

ѕозднее ¬озрождение

 

¬ италь€нской культуре с 40-х годов XVI в. до начала XVII в. по сравнению с предшествующим периодом происход€т заметные изменени€. ќсновой их были не столько процессы саморазвити€ культуры, хот€ и они тоже, естественного обновлени€ прежних подходов, сколько резкие перемены в услови€х самого существовани€ культуры в »талии. Ёти перемены были св€заны, в первую очередь, с атмосферой обострени€ межконфессиональной борьбы в ≈вропе и наступлением  онтрреформации, безраздельно восторжествовавшей в »талии.

¬ пору ѕозднего ¬озрождени€, в 40Ч80-е годы новые €влени€ в культуре оказались св€занными со сферой литературы и искусства, с развитием натурфилософии и естествознани€, с богатой по спектру оттенков утопической мыслью, с достижени€ми театра и музыки. ¬ XVI в. в »талии сохран€лс€ высокий уровень развити€ в различных гуманитарных науках и системе образовани€, впитавшей многие завоевани€ ренессансной культуры. ’от€ €зыком науки оставалс€ по преимуществу латинский, нарастало и становилось исключительно важным фактором культурных процессов утверждение италь€нского €зыка. Ѕольшое значение имело и общее развитие культуры вширь, чему способствовало книгопечатание. ѕо его уровню и распространенности »тали€ и во второй половине XVI в. продолжала занимать одно из ведущих мест в ≈вропе. ѕравда, начина€ с середины века за издательской де€тельностью резко ужесточилс€ контроль со стороны церковной цензуры, и это не могло не отразитьс€ на составе публиковавшейс€ литературы. —тремление католической церкви на основе решений “ридентского собора усилить свое идейное воздействие на все слои общества особенно сильно сказалось в области культуры: практически на все ее сферы  онтрреформаци€ наложила заметный отпечаток, поста вила своей четко осознанной задачей использовать культуру и искусство как орудие и оружие в борьбе за умы и сердца людских масс и отдельного человека.

Ћитература ѕозднего ¬озрождени€ сохран€ла сложившуюс€ ранее структуру жанров, хот€ и в ней по€вилось немало нового не только в сюжетах, образных характеристиках, композиционных решени€х произведений, но и в их идейной ориентации. Ёто стало заметно, в частности, в новеллистике. »дуща€ от Ѕоккаччо традици€ ренессансной новеллы (в XV в. это ЂЌовелльереї —еркамби и ЂЌовеллиної ћазуччо, в начале XVI в. Ч Ђ»стори€ двух благородных влюбленныхї, где воспроизведено предание о –омео и ƒжульетте, Ћуиджи да ѕорто и ЂЅеседы о любвиї јньоло ‘иренцуолы, опубликованные лишь в 1546 г.) обогащаетс€ созданной в середине XVI в. книгой ЂЌовеллї ћаттео Ѕанделло (1485Ч1565). —охранилось более 200 новелл этого писател€, дл€ которого главным стало неприукрашенное изображение жизненных реалий, борьбы роковых человеческих страстей. Ѕольшинство новелл Ѕанделло пронизано трагическим лейтмотивом. ќн обратилс€, в частности, и к использованному Ћуиджи да ѕорто старинному преданию о несчастной любви –омео и ƒжульетты. Ѕанделло создал выразительные психологические образы сеньоров и их слуг, ироничные портреты служителей веры, мастерски делал €ркие бытовые зарисовки. ЂЌовеллыї принесли автору огромную попул€рность в »талии, а после переводов Ч и в других странах ≈вропы. ≈го вли€ние заметно в творчестве Ўекспира, —ервантеса (в ЂЌазидательных новеллахї), у французских новеллистов XVIЧXVII вв.

ѕерешагнула границы »талии и известность новелл ƒжамбаттисты ƒжиральди „интио, автора сборника Ђ—то сказанийї, который был опубликован в 1565 г. ƒл€ новелл „интио характерны остра€ сюжетность, драматизм ситуации, динамизм действи€. ≈го Ђ»стори€ венецианского мавраї послужила основой дл€ трагедии Ўекспира Ђќтеллої.

»ную линию в новеллистике ѕозднего ¬озрождени€ представл€л ƒжованни ‘ранческа —трапарола, автор Ђѕрекрасных ночейї, в которых широко использованы народные предани€, сказки, пословицы, загадки, рассказы кресть€н, а литературный €зык тесно переплетаетс€ с простонародной речью. —тилистика новелл —трапаролы отходит от канонов классиче





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 697 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

586 - | 541 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.113 с.