Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные черты и этапы развити€




 

 ультура ¬озрождени€ в »талии прошла несколько этапов развити€. »х границы отмечены столети€ми Ч XIV, XV, XVI вв. (по-италь€нски “реченто,  ватроченто, „инквеченто) и хронологическими рубежами внутри них. Ётап раннего гуманизма завершилс€ к началу XV в., выдвинув программу построени€ новой культуры на базе studia humanitatis Ч широкого комплекса гуманитарных дисциплин.  ватроченто претворило в жизнь эту программу. ’арактерным дл€ него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры Ч во ‘лоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.) ћилане, ¬енеции, –име, Ќеаполе и небольших государствах Ч ‘ерраре, ћантуе, ”рбино, Ѕолонье, –имини. Ёто предопределило не только распространение гуманизма и ренессансного искусства вширь, но и их исключительное многообразие, формирование в их рамках различных школ и направлений. ¬ течение XV в. сложилось мощное гуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизни »талии. –оль новой интеллигенции в структуре общества и развитии культуры значительно возросла во второй половине XV в. ќна все более уверенно утверждала свои позиции в системе образовани€, на государственной службе, в сфере науки и литературы, изобразительном искусстве и архитектуре, в культурном строительстве в целом. »менно с ее де€тельностью было св€зано разыскание и изучение античных пам€тников, создание новых библиотек и коллекций произведений искусства древности, а с началом книгопечатани€ в »талии в 60-е годы XV в. Ч и пропаганда на его основе ренессансных идей и мировоззренческих принципов.

¬ состав новой интеллигенции вошли представители самых разных слоев общества Ч от пополанства, с которым были св€заны традиционные интеллектуальные профессии (теологи, юристы, медики, а также художники и архитекторы), до верхушки нобилитета и феодального двор€нства. –азнообразен был и социальный статус де€телей новой культуры: учител€ и университетские профессора, ученые секретари при дворах правителей и в высших магистратурах республик, политические де€тели, библиотекари и переписчики книг, живописцы, скульпторы и архитекторы. ÷ементирующим началом этой достаточно обширной группы, пестрой по социальному происхождению и положению служила гуманистическа€ образованность, глубокий интерес к гуманитарным знани€м, обновл€вшимс€ на классической основе, и стремление к самосто€тельным поискам нетрадиционных путей в научном, литературном и художественном творчестве.

ќбщественное признание пришло к новой интеллигенции далеко не сразу. ѕрочно интегрированна€ в усто€вшиес€ социальные структуры, она материально зависела от власти, меценатства, традиционных корпораций (цех, университет и т. д.). Ќоваторство гуманистов и мастеров искусства отнюдь не всегда встречало понимание у собратьев по профессии и особенно со стороны стражей официальной церковной идеологии. яркой чертой времени стал поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание ими сообществ и академий. Ќовые €влени€ сказались и в развитии ренессансного искусства в художественных мастерских (боттегах), выпадавших из старых ремесленных корпораций. —ообщества гуманистов отличались особой атмосферой товарищества, свободным подходом к источникам знани€, что способствовало сопоставлению различных идейных позиций, развитию дискуссий. ’арактерно, что гуманисты вели полемику не только с завз€тыми противниками их мировоззренческих установок и приверженцами старых культурных традиций, но и друг с другом, порой весьма остро и нелицепри€тно.

¬ рамках единого периода  ватроченто четко вы€вл€ютс€ два этапа, рубежом которых можно считать конец 40-х Ч начало 50-х годов XV в. Ёти этапы имеют свои особенности. ѕерва€ половина столети€ отмечена созданием гуманистических школ и началом проникновени€ отдельных дисциплин в университетское образование (на подготовительном артистическом факультете, где традиционно преподавались грамматика, риторика и диалектика), развитием гуманистического движени€ вширь и по€влением в нем разных течений, наконец, светскостью новой системы знани€. ќна ориентировалась на практические задачи гражданской жизни, подчеркнуто отстран€€сь от традиционной религиозно-догматической проблематики, но сохран€€ при этом верность христианскому вероучению. ¬о второй половине столети€, наоборот, растет интерес гуманистов к вопросам теологии, причем их решение, как и в раннем гуманизме, нередко расходитс€ с официальной позицией церкви. ¬ этот период происход€т некоторые перемены и в основных этических ориентирах: утверждавшийс€ в первые дес€тилети€ XV в. нравственный идеал активной гражданской жизни (vita activa) к концу столети€ корректируетс€, нар€ду с ним выдвигаетс€ обоснование идеала созерцательной жизни, не совпадающей, однако, с монашеской vita solitaria, vita contemplativa. –ечь идет прежде всего о высокой оценке де€тельности ученого и ее гражданском значении. ¬ последние дес€тилети€ XV в. эта аргументаци€ в защиту новой интеллигенции, ее важной социальной функции, получает многостороннее обоснование. ќтличительной чертой второй половины XV в. стала и более глубока€ идейна€ дифференциаци€ гуманизма, существенно расширились и окрепли его св€зи с художественной жизнью эпохи, усилилось взаимное обогащение гуманизма и искусства в их представлени€х о природе человека и окружающем его мире, о божественных началах быти€, наход€щих выражение в красоте.   концу столети€ ренессансна€ культура уже занимала лидирующие позиции во многих сферах духовной жизни общества и в искусстве. ¬ли€ние гуманистической образованности стало накладывать отпечаток и на р€д €влений народно-городской, церковной, двор€нской культуры, из которых в свою очередь черпала и сама ренессансна€ культура. Ќа рубеже XV и XVI вв. италь€нский –енессанс подошел к периоду своего апоге€ Ч ¬ысокому ¬озрождению.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 462 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

1889 - | 1840 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.