Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Натурфилософия и естествознание




 

Ренессансная натурфилософия («философия природы») решительно заявила о себе во второй половине Чинквеченто. Ее общим направлением стал пантеизм — от мистического до натуралистического. Оставляя за всевышним роль перводвигателя, давшего лишь изначальный толчок развитию природы, натурфилософия создавала новую картину мира. Традиции схоластики в понимании системы мироздания оказывались нарушенными. Главным предметом рассмотрения в натурфилософии XVI в. стала природа, наделенная атрибутами самого Бога. По-новому мыслились в ней материя и форма, пространство и время, движение. Крупнейшими представителями итальянской натурфилософии были Кардано, Телезио, Патрици, Бруно.

Джироламо Кардано (1501—1576) — медик, философ и астролог, увлекавшийся также математикой, не только занимался врачебной практикой, но преподавал медицину в университетах Милана, Павии, Болоньи. В XVI в. именно медицина была одной из наиболее успешно развивавшихся областей естествознания. Современник Кардано Джироламо Фракасторо создал учение о живом размножающемся заразном начале, ввел термин «инфекция», дал описание оспы, чумы, малярии и других заразных болезней и методов их лечения. Андреас Везалий в сочинении «О строении человеческого тела» исправил ошибки Галена и других своих предшественников в описании скелета человека, привел в систему анатомические знания, положив начало этой науке. Наряду с Везалием Кардано был самым знаменитым итальянским медиком своего времени. Правда, оба они подвергались гонениям, им запрещалось преподавание медицины в университетах. Свои познания в области медицины Кардано изложил в сочинениях «Комментарии к Гиппократу» и «О противоречиях среди докторов». Не менее известен был Кардано как математик, открывший наряду с другим крупным математиком XVI в. Тартальей решение алгебраических уравнений третьей и четвертой степени. Немало новых разработок сделал он и в области механики.

Большинство трудов Кардано посвящено философским проблемам — «О тонких материях», «Об изменчивости вещей», «О мудрости» и ряд других. В своей натурфилософской концепции он исходил из пантеистических представлений с мистической окраской. Он признавал существование материи, полемизируя со схоластикой, утверждал тезис о вечности первоматсрии Вселенной. Кардано полагал, что космос наполнен «тончайшей материей», которая принимает разнообразные формы. Вселенную он рассматривал как единое целое, где «все вещи связаны между собой и сходятся в единстве». Единство же мироздания достигается, по его мнению, благодаря мировой душе — активному жизненному началу. Кардано считал необходимым при изучении природы искать прежде всего очевидные, непосредственные связи вещей и явлений, осуждал стремление возводить к Богу причину каждой вещи.

Продолжая традицию гуманистической антропологии, Кардано ставит человека в центр мироздания. Ум человека несет в себе частицу разлитого в природе божественного начала, что позволяет ему постигать ее глубинные тайны. Однако достоинство человека Кардано связывает не только с разумом, но и с другими физическими свойствами, с телесным здоровьем.

Программным сочинением Бернардино Телезио (1509—1588) стала работа «О природе вещей согласно ее собственным началам» (1565 г., она также издавалась с авторскими коррективами в 1570 и 1586 гг.). Телезио решительно утверждал новый метод познания. Изучение природы, полагал он, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию и признанный в схоластике авторитет Аристотеля. Познание действительных свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. Наряду с вечно существующей материей, «телесной массой», он считал началами природы тепло и холод. Тепло связано с «небесной материей», холод — с Землей, материальность неба и Земли создает единство Вселенной. Этот тезис отвергал противопоставление небесного и земного мира, присущее схоластической аристотелевой космологии. Новым у Телезио было и понимание пространства как «места всех вещей» в его физической однородности. Время, как полагал Телезио, есть условие и существования, и движения (таким образом, снимается тезис Аристотеля о связи времени только с движением). Что же касается источника движения, то Телезио ищет его не вовне природы, а внутри нее самой. Это —тепло, активизирующее неподвижную материю (так, раскаленные небесные тела, утверждал он, движутся сами по себе благодаря наполняющему их огню). «Жизненный дух» в учении Телезио также порождается теплом и объединяет все живое, включая человека. Он воздействует и на его разумную душу, будучи разлитым во всем теле, включая мозг. Телезио настаивал, в противовес схоластике, на единстве души и считал ее в некоторой мере материальной. В его натурфилософии природа оказывалась живущей по своим законам. Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя оставался творцом природы, который однажды ее создал и предоставил ей возможность для дальнейшего саморазвития.

Новый шаг в развитии ренессансной натурфилософии сделал в конце XVI в. Франческо Патрици да Керсо (1529—1597), автор «Перипатетических дискуссий» (1572 г., расширенное издание 1581 г.) и «Новой философии Вселенной» (1591). Патрици выступил против исключительного положения аристотелизма в философии вопреки решениям Тридентского собора, утвердившего томистское истолкование учения Аристотеля в качестве безусловного авторитета в официальной науке. Подобно Телезио, Патрици не признавал чисто умозрительного знания: «В истинной философии, — писал он, — мы не допускаем доводов, не согласованных с чувственным опытом». В отличие от Телезио он считал материю не «темной массой», а живой, проникнутой светом, красочной. В духе неоплатонизма он понимал свет как эманацию божественного света, обретающего в видимых вещах физический, телесный характер.

Патрици мыслил Вселенную как вечный и бесконечный в пространстве «поток вещей». Она есть Всеединое, слияние Бога и мира: «Вселенная эта есть сам Бог». В пантеистической философии Патрици божественное начало проникает во все материальные структуры мира. Бог у него повсюду и нигде. Сочинения Телезио и Патрици, в которых они попытались иначе осмыслить картину мира и утвердить новые основы философского знания, были внесены церковью в Индекс запрещенных книг. Еще более решительно сторонники церковной ортодоксии повели наступление на «философию рассвета» Джордано Бруно.

 

Джордано Бруно

 

Выходец из бедного дворянского рода, Джордано Бруно (1548—1600) получил образование в доминиканском монастыре Неаполя, где принял обет в 1566 г. После диспутов, успешно проведенных в Риме, талантливый, блестяще владевший философскими познаниями фра Джордано стал доктором теологии. Смелость взглядов и резко критическое отношение к монастырским нравам вскоре навлекли на него гнев руководства ордена. В 1576 г. Бруно оставил монастырь. Началась пора его долгих странствий по Северной Италии и странам Европы, жизнь, исполненная материальных лишений и гонений на религиозной почве, но и славы философа — борца с догматизированным аристотелизмом, мастера полемики, проповедника новых подходов к знанию. В кальвинистской Женеве Бруно заключили в тюрьму и отлучили от церкви. Лишь после покаяния он покинул ее в 1579 г. Скитания не ослабили творческой энергии Бруно. Он читал лекции в Сорбонне и Оксфорде, обрушиваясь на педантизм университетской науки, излагал свой новый взгляд на Вселенную, опираясь, в частности, на идеи Коперника. Диалоги «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя» (на латинском и итальянском языках), созданные и напечатанные в Англии в 1583 г., отразили основные положения новой философии и космологии Бруно, его теории познания, этики и социально-политических представлений. Он приобрел репутацию ниспровергателя устоев традиционной схоластической науки, но как мыслитель был одинок, имел больше противников, чем сторонников, а преданы его идеям были лишь немногочисленные ученики.

В 1586 г. Бруно направляется в Германию и преподает в Виттенберге, затем в Гельмштадгском университете, печатает свои труды во Франкфурте, едет в Цюрих и, наконец, в 1591 г. решается вернуться в Италию. Начав преподавать в Падуе, он затем принял предложение венецианского патриция Дж. Мочениго обучать его мнемоническому искусству. Мочениго, оказавшийся не очень способным учеником, вступил в конфликт с учителем и дело кончилось доносом на Бруно в суд инквизиции и арестом по обвинению в ереси. Восемь лет провел философ в тюрьме — сначала в Венеции, потом в Риме, подвергаясь бесчисленным допросам и пыткам. На смело высказывавшего свои взгляды Бруно доносили и соседи по камере, что усугубляло его положение. Если вначале суд инквизиции обвинял Бруно по догматическим вопросам, то в конце следствия инквизиторы настаивали также и на его отречении от философских и научных взглядов. Признавая заблуждения в некоторых теологических вопросах, Бруно не отказывался от принципиальных положений своей философии, изложенных в его сочинениях и неоднократно высказанных публично. На одном из первых допросов Бруно утверждал: «Я считаю, что существуют бесконечные миры, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве». Эту же идею он высказывал и на семнадцатом допросе. Он остался до конца верен своей «философии рассвета» — учению о вечности и бесконечности Вселенной, о движении Земли вокруг Солнца, представлениям о всеобщей одушевленности природы. Натуралистический пантеизм Бруно подводил его к атеизму. От Бруно требовали отречения от еретических взглядов, но он заявил, что каяться «не должен и не желает». 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно как нераскаявшийся еретик был сожжен в Риме на Кампо деи Фьори. Многие идеи Бруно получили дальнейшую разработку в философии нового времени — у Спинозы, Лейбница, Шеллинга и др.

 

 

Театр, музыка

 

Чинквеченто — время становления светского ренессансного театра в Италии. В пору Высокого Возрождения при дворах правителей Феррары, Мантуи, Урбино, позже — во Флоренции при герцогах Медичи театру уделялось особое внимание: строились специальные сцены, создавались декорации (важным достижением стало изобретение сначала перспективных, а в конце века и подвижных декораций), приглашались актеры, музыканты, писатели-драматурги. В начале 80-х годов в Виченце было построено первое театральное здание — театр Олимпико (по проекту выдающегося творца ренессансной архитектуры А. Палладио).

В драматургии возрождались античные жанры трагедии и комедии, которым отдали дань многие видные писатели — Ариосто, Бембо, Аретино, Макиавелли. Первыми трагедиями были «Розамунда» Джованни Ручеллаи и «Софонисба» Джанджорджо Триссино, созданные в 1515 г., в них заметно подражание греческим трагикам. Поставленные в 40-е годы трагедии «Орбекка» Джамбаттисты Джиральди Чинтио и «Гораций» Пьетро Аретино были композиционно более совершенны и психологически правдивее. Чаще, однако, драматурги Чинквеченто обращались к жанру комедии. Ее питали разные генетические истоки — средневековый смеховой фольклор, особенно фарс, и античная комедия, прежде всего латинская комедиография Теренция и Плавта. Написание и постановка комедий приурочивались к карнавальному сезону (зима — весна). Комедийный жанр сформировался в первой половине XVI в., его особенностями стали однообразие ситуаций и типажей, неизменное обращение в сюжетах к жизни города (сельские мотивы появляются лишь в пору Позднего Возрождения). Драматургические коллизии ренессансной комедии связаны с противостоянием молодости и старости, детей и родителей; любовь здесь сталкивается с расчетом, бедность с богатством, ум с глупостью. Уже одна из первых комедий — «Каландро» кардинала Бибиены, поставленная в 1513 г., имела шумный успех. Заимствования из Плавта сочетались в ней с наблюдениями над действительностью, откровенно воспевалась чувственная любовь. Реалистические мотивы усилились в комедиях Позднего Возрождения, вышедших из-под пера Джованни Мария Чекки и Джамбаттисты Делла Порта. В комедиях последнего заметны и маньеристические тенденции. Линию сатирической комедии, начатую «Мандрагорой» Макиавелли, в этот период продолжил «Подсвечник» Джордано Бруно.

Для придворного театра поры Позднего Возрождения наиболее характерной стала разработка жанра пасторали. Большой славой пользовались «Аминта» Торквато Тассо (1573) и «Верный пастух» Джован Баттисты Гварини (1590). Пастушеская драма испытала заметное влияние эстетики маньеризма: поиски простоты и естественности сочетались здесь с вычурностью и утонченностью.

Традиции народного театра дали жизнь новому жанру — комедии масок (народной комедии дель арте). Возникнув в середине XVI в., комедия дель арте быстро набирала силу, и уже к началу XVII в. приобрела широкую популярность. В этом жанре автора заменили актеры-импровизаторы, представляющие традиционные, восходящие к средневековому фарсу, типы-маски: таковы Арлекин, Пульчинелла, Коломбина, Панталоне, Бригелла. Острословие, искрометная веселость, буффонада, использование народной лексики различных диалектов, меткие характеристики представителей самых разных слоев общества и непочтительность к высшим классам — все эти яркие черты итальянской комедии масок обеспечили ей прочное положение в театральной культуре Позднего Возрождения, даже во времена усиления католической реакции, когда многие ренессансные комедии были занесены в Индекс запрещенных книг.

Музыкальная жизнь Италии XVI в. отличалась исключительным богатством. Широкое распространение получили вокальная полифоническая музыка строгого стиля — мессы, мотеты — и светская музыка, особенно мадригал и фроттола. Если мадригал был связан с традициями полифонизма, то фроттола, а с середины XVI в. и вилланелла, развивались в русле многоголосной песни, близкой к народной. Авторами фроттол, с начала столетия часто издававшихся в песенных сборниках, были многие известные композиторы — Жоскен Депре, Марко Кара, Бартоломео Тромбончино и др. Нередко они сочиняли музыку на стихи выдающихся итальянских поэтов — Петрарки, Полициано, Бембо. В отличие от фроттолы, получившей, распространение преимущественно в Северной Италии, вилланелла родилась и обрела популярность на юге, в Неаполе, и была тесно связана с традицией крестьянской песни. Фроттола и вилланелла — собственно ренессансные музыкальные жанры — в известной мере противостояли полифонии строгого стиля. Промежуточное положение между ними в XVI в. занял мадригал, возникший еще в XIV в., но почти забытый в следующем столетии. Возрождению этой свободной музыкально-поэтической формы способствовало обращение композиторов Адриана Вилларта, Карло Джезуальдо и многих других выдающихся мастеров к итальянской ренессансной поэзии. Мадригалы, главным содержанием которых стала любовная лирика, слагались на стихи Данте и Петрарки, Саннадзаро и Ариосто, петраркистов Бембо, Делла Каза, Тансилло. В отличие от мотета (на латинский текст), имевшего официальное, часто праздничное назначение, мадригал в XVI в. был самым распространенным жанром светской музыки. Мадригалы нередко включались в интермедии, ставшие непременной частью придворных спектаклей. Во Флоренции постановки в 1520—1530-х годах «Медеи» Сенеки и «Мандрагоры» Макиавелли, как и многих пасторалей в последующие годы, сопровождались музыкой мадригального типа.

Интенсивная музыкальная жизнь Италии эпохи Чинквеченто и укреплявшаяся связь музыки с театром подвели к рождению оперы. Одной из первых опер стала положенная на музыку композитора Якопо Пери «Эвридика» Оттавио Ручеллаи. Она была поставлена во Флоренции в палаццо Питти в 1600 г. За «Эвридикой» последовали осуществленные в Мантуе постановки опер «Орфей» Клаудио Монтеверди (1607) и «Дафна» Гальяно (1608). Расцвет оперного творчества обоих композиторов связан с первыми десятилетиями XVII в. и выходит за рамки ренессансной эпохи в Италии.

Одним из крупнейших композиторов Позднего Возрождения был Дж. Палестрина. Он внес огромный вклад в развитие духовной полифонической музыки. Придав новые формы пению а капелла, Палестрина стал непревзойденным создателем месс, но внес немало нового и в жанр светского мадригала. Его творческое наследие огромно, оно включает более ста месс, более трехсот праздничных мотетов и более ста мадригалов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 360 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.