Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура ¬озрождени€ в »талии




»—“ќ–»я  ”Ћ№“”–џ

—“–јЌ

«јѕјƒЌќ… ≈¬–ќѕџ

¬ Ёѕќ’”

ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»я

 

 

ѕод редакцией Ћ.ћ.Ѕрагиной

 

–екомендовано

ћинистерством образовани€

–оссийской ‘едерации

в качестве учебника

дл€ студентов высших

учебных заведений,

обучающихс€ по гуманитарным

специальност€м

 

ћќ— ¬ј

Ђ¬џ—Ўјя Ў ќЋјї

 

 

—андро Ѕоттичелли

–ождение ¬енеры ‘рагмент

 

”ƒ  940

ЅЅ  63.3 (0)4

» 90

– е ц е н з е н т ы:

 

кафедра истории древнего мира и средних веков факультета истории, политологии и права ћосковского педагогического университета (зав. кафедрой профессор ќ. ‘.  удр€вцев); кандидат исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории –оссийского университета дружбы народов Ќ. —. ≈лманова

ј в т о р ы:

 

Ћ.ћ. Ѕрагина, ќ.». ¬арь€ш, ¬.ћ. ¬олодарский, “.ѕ. √усарова, ќ.¬. ƒмитриева, √.ѕ. ћельников, ј.ј. —ванидзе, —. . ÷атурова

 

»л. на переплете: ƒжованни Ѕеллини. Ѕлаговещение.

»л. на форзацах: ¬итторе  арпаччо. —цены из жизни св. ”рсулы. ‘рагменты.

 

»стори€ культуры стран «ападной ≈вропы в эпоху ¬озрождени€: »90 ”чеб. дл€ вузов/ Ћ.ћ. Ѕрагина, ќ.». ¬арь€ш, ¬.ћ. ¬олодарский и др.; ѕод

ред. Ћ.ћ. Ѕрагиной. Ч ћ.: ¬ысш. шк., 2001. Ч 479 с.: ил.

 

ISBN 5-06-003216-7

 

 нига €вл€етс€ первым учебником по истории культуры стран «ападной, —еверной и ÷ентральной ≈вропы в эпоху ¬озрождени€. — учетом новейших достижений историографии и культурологии авторами дана широка€ панорама духовной, художественной и повседневной жизни ≈вропы в XIVЧXVII вв. ќсновное внимание уделено €влени€м и процессам, определ€ющим своеобразие эпохи.

¬ подготовке учебника авторы (историки-страноведы, ведущие специалисты ћ√” им. ћ.¬. Ћомоносова, »нститута всеобщей истории –јЌ и »нститута слав€новедени€ –јЌ) использовали опыт чтени€ в ћосковском государственном университете лекционного курса Ђ»стори€ культуры средних веков и эпохи ¬озрождени€ї.

 нига иллюстрирована и снабжена указателем.

ƒл€ студентов вузов, преподавателей школ и колледжей, всех интересующихс€ историей мировых цивилизаций.

”ƒ  940

ЅЅ  63.3 (0)4

 

ISBN 5-06-003216-7 © √”ѕ Ђ»здательство Ђ¬ысша€ школаї, 2001

¬ведение

 

 

÷ель данного учебника Ч систематическое, комплексное освещение истории культуры эпохи ¬озрождени€ в странах «ападной и ÷ентральной ≈вропы.  ультура этого времени обладает неповторимым своеобразием. ќна сохран€ет черты преемственности с традици€ми средневекового периода, но представл€ет собой уже иной по характеру тип культуры, обусловленный историческим процессом перехода к новому времени.

 ультура эпохи ¬озрождени€ славитс€ поразительным обилием €рких талантов, множеством достижений в разных област€х творчества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим создани€м человечества. “есно св€занна€ с общественной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличаетс€ исключительной многогранностью и не лишена противоречий, которые про€вл€ютс€ не только в специфике общих тенденций ее развити€, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее де€телей из разных стран ≈вропы.

’ронологические рамки эпохи ¬озрождени€ неодинаковы дл€ различных регионов и сфер культуры. ¬ целом, однако, она охватывает период с конца XV по первые дес€тилети€ XVII в., и лишь в »талии, где зародилась нова€ культура, пора ¬озрождени€ начинаетс€ раньше, уже с середины XIV в. —амо пон€тие Ђ¬озрождениеї (rinascita, rinascentia) возникло в »талии XVI в. как некий итог осмыслени€ культурного новаторства эпохи. Ётой метафорой обозначали первый со времен античности (как тогда считали) блест€щий расцвет литературы, гуманитарных наук и искусства, наконец-то наступивший после долгого, почти тыс€челетнего ”падка культуры. ¬рем€ Ђупадкаї получило тогда пренебрежительное наименование Ђсредние векаї, и понадобилось несколько столетий, чтобы по достоинству были оценены также и крупнейшие культурные достижени€ средневекового периода. — XIX в. применительно к эпохе ¬озрождени€ в науке утвердилс€ французский термин Ђ–енессансї (Renaissance), прочно вошедший в русскую речь. ќн употребл€етс€ как равнозначный пон€тию Ђ¬озрождениеї, но чаще используетс€ при стилевой характеристике культурного своеобрази€ эпохи.

 ультура ¬озрождени€ Ч не то же самое, что культура эпохи ¬озрождени€. ѕервое из этих пон€тий относитс€ к новым, собственно ренессансным €влени€м, ве€ни€м, тенденци€м. ¬торое Ч гораздо шире, оно включает нар€ду с ренессансной культурой также и иные культурные феномены: средневековые традиции, которые продолжают существовать, и новые культурные процессы, неренессансные по характеру, в том числе св€занные с воздействием –еформации и  онтрреформации. ќсновное внимание в учебнике уделено тем €влени€м и особенност€м культуры эпохи ¬озрождени€, которые определ€ют ее новаторский характер, но они освещаютс€ во взаимосв€з€х и конфликтах с другими, нередко не менее масштабными и характерными культурными факторами.

—труктура учебника подчинена его главным задачам: в основу положен страноведческий принцип рассмотрени€ истории культуры, который позвол€ет вы€вить важные дл€ эпохи ¬озрождени€ аспекты крепнущего национального своеобрази€. Ётот подход сочетаетс€ с освещением специфики отдельных крупных регионов и общеевропейской культурной проблематики. ¬ частности, характерные черты национальных вариантов ее решени€ выступают особенно €сно при сопоставлении сходных областей культуры разных стран.

ћатериалы учебника не включают страны ¬осточной ≈вропы, в том числе –оссию, поскольку в этом регионе культура ¬озрождени€ не получила развити€: исследователи отмечают лишь отдельные €влени€ предвозрожденческого характера или привнесенные элементы, существенно не повли€вшие на основной ход культурной эволюции.

Ёпоха ¬озрождени€ занимает в истории ≈вропы особое место.  ультура этой поры тыс€чами нитей св€зана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречи€ми в услови€х начавшегос€ перехода от средних веков к раннему новому времени. “радиционна€ система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируетс€, зарождаютс€ новые формы рыночного хоз€йствовани€. ћен€ютс€ усто€вшиес€ социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населени€ города и деревни. Ќе случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движени€ми во многих странах ≈вропы. Ќапр€женность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в св€зи с формированием нового типа государственности Ч абсолютной монархии, а также в результате межконфессионалъной борьбы, вызванной –еформацией и последовавшей за ней  онтрреформацией.

ћощным фактором воздействи€ не только на экономику и общественное развитие европейских стран, но и на мировоззрение людей этой эпохи стали ¬еликие географические открыти€. ќни обогатили европейцев знани€ми об иных цивилизаци€х, о многообразии обычаев и традиций народов јмерики, јзии, јфрики. –азвитие интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдени€, эксперимента, достижени€ в естествознании, математических науках, технике, открыти€ новой астрономии от  оперника до √алиле€ Ч все это способствовало формированию новых представлений о времени и пространстве, изменени€м в усто€вшейс€ картине мира.

“ипологические черты культуры ¬озрождени€ вы€вл€ютс€ в ее соотношении не только с античностью и средними веками, но и с последующими культурными эпохами. —делав своим девизом обращение к первоисточникам знани€, ¬озрождение в еще небывалых масштабах восстановило во многом утраченные в средние века св€зи с культурными традици€ми античности Ч как христианскими, так и €зыческими, не с одной лишь латинской, но и с древнегреческой культурой. ќно открыло тем самым новые пути дл€ своего собственного соперничества с античностью.

Ќа античном фундаменте строились многие области ренессансной культуры Ч от системы гуманитарных знаний, образов и норм литературы до архитектуры и различных видов изобразительного искусства. јнтичность впервые была осмыслена как самосто€тельна€ культурна€ эпоха, оставивша€ богатейшее наследие, овладение которым способствовало развитию светской и рационалистической направленности ренессансной культуры. ќбрет€ высокую оценку в исторической перспективе, античность стала, таким образом, важнейшим ориентиром новой культуры ¬озрождени€, а творческа€ переработка наследи€ древних Ч одной из ее типологических черт.

—ложнее складывалось отношение новой культуры к культуре средних веков. ’от€ в целом последн€€ была негативно восприн€та творцами –енессанса, видевшими в ней про€вление Ђварварстваї, она оказала в то же врем€ непосредственное воздействие на культуру ¬озрождени€, прежде всего в силу преемственности общего дл€ них христианского мировоззрени€. ƒвойственность позиции по отношению к культурным традици€м средневековь€ стала еще одной типологической особенностью ¬озрождени€. √лавное же отличие его от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгл€де на человека и окружающий его мир, в складывании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознани€, в особенност€х художественного содержани€ и €зыка нового искусства, наконец, в утверждении прав светской культуры на самосто€тельное развитие. ¬се это послужило основой дл€ последующей эволюции европейской культуры в XVIIЧXVIII вв. »менно ¬озрождение впервые после патристики, и притом в гораздо более крупных масштабах, осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров Ч €зыческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

–азвитие ¬озрождени€ в отдельных странах и регионах ≈вропы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Ёто имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансна€ культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные общественные группы Ч средние слои города и его верхушка, часть клира, двор€нства, аристократии. ≈ще более широкой была социальна€ среда, в которой распростран€лась эта культура. ¬ конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хот€, разумеетс€, в разной мере. ‘ормировавша€с€ в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Ќедаром ¬озрождение питалось гуманистическими иде€ми, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. ¬ нем органически переплетались основы христианского вероучени€, €зыческа€ мудрость и светские подходы в различных област€х знани€. ¬ центре внимани€ гуманистов сто€ли Ђземное царство человекаї, образ творца собственной судьбы. јнтропоцентризм стал характерной чертой ренессансной культуры. ќна утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. ќна поставила под сомнение принцип сословного разделени€ общества: требовала ценить человека по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости или размерам состо€ни€.

“ермин Ђренессансный гуманизмї (или Ђгуманизм эпохи ¬озрождени€ї) сложилс€ в научной литературе прошлого столети€ на основе пон€тий, характерных дл€ самой этой эпохи, Ч humanitas (в значении присущей человеку высоконравственной духовной культуры) и studia humanitatis Ч термина, означавшего новый комплекс гуманитарных дисциплин. Ётот комплекс включал помимо грамматики и риторики, традиционных дл€ средневековой системы образовани€, филологию и поэтику, историю, этику и педагогику. √уманисты видели в studia humanitatis, науках, направленных на изучение проблем человека, противовес studia divinitatis Ч наукам о божественном, составл€вшим основу средневековой схоластической системы знани€. Ќовый комплекс гуманитарных наук базировалс€ на отказе от Ђварварскойї средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского €зыков. »менно в эпоху ¬озрождени€ начала складыватьс€ классическа€ филологи€, св€занна€ с сопоставлением и выверкой текстов античных авторов. ќсобый вес приобрела в эту пору риторика, основанна€ на принципах ораторского искусства ÷ицерона и  винтилиана. ќна находила широкое применение в государственной практике, особенно в дипломатии, а также в философской и общественной мысли.

¬ центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральна€ философи€, в рамках которой четко обозначалась лини€ светской этики. ¬ ней разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождени€ или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствовани€, давалась нова€ оценка труда, творчества, волевой активности личности. ¬ажное самосто€тельное значение получили обновленные истори€ и педагогика, служившие также морально-дидактическим цел€м, задачам воспитани€ нового человека Ч гражданина, обладающего высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждени€ми. ¬ истории особое значение приобрело осмысление де€тельности не только великих людей, сильных личностей, но и коллективных усилий, культурных достижений Ч всего, что способствует земной славе. √уманистическа€ педагогика ставила целью формирование свободного, всесторонне развитого человека, самосто€тельно мысл€щей, духовно и физически гармоничной личности. ќдной из первых в систему нового комплекса гуманитарных наук была включена поэтика, котора€ строилась на осмыслении не только античной, но и современной поэзии. ¬ ней получили обоснование новые эстетические принципы.

ѕрофессиональные зан€ти€ комплексом studia humanitatis стали отличительной чертой гуманистов Ч нового сло€ интеллигенции. «авоевыва€ дл€ гуманистических дисциплин преимущественно артистические факультеты университетов, они, как правило, читали там риторику, поэтику, моральную философию. Ќовый образовательный комплекс благодар€ усили€м гуманистов получал все более высокий престиж в обществе. — развитием –еформации и  онтрреформации этот комплекс, хот€ и с принципиальными коррективами в его общей направленности, использовали также и церковные структуры Ч протестантские и католические. ’от€ сами гуманисты, как правило, не занимались непосредственно естественными науками, их огромный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, по выработке новых методов интерпретации текстов оказал воздействие на подъем естествознани€ и натурфилософии в XVI в. Ётот процесс не был однозначным: интерес к опытным знани€м развивалс€ не только благодар€ гуманизму, но нередко и вопреки его культу книжного слова и верности античным авторитетам.

¬ распространении новых гуманистических идеалов и ценностей, в утверждении нового понимани€ личности, способной к свободному саморазвитию, как и нового взгл€да на мир, важную роль сыграли Ч каждое на свой лад Ч книгопечатание и изобразительное искусство. Ќередко они выступали в творческом содружестве. — эпохой ¬озрождени€ св€заны и первые шаги, и стремительный расцвет типографского дела, свершившего подлинную техническую и информационную революцию в культуре. ѕереводы древних авторов, издани€ неолатинской литературы, бурный рост публикаций на национальных €зыках, по€вление злободневной публицистики и другой, рассчитанной на массовый спрос, нередко иллюстрированной печатной продукции, возникновение периодических изданий Ч все это во много раз ускорило процессы распространени€ информации в обществе, расширило горизонты грамотных европейцев. ќгромные (по тем временам) тиражи дали мощный стимул школьному делу и университетскому образованию. ѕо€вилс€ и стал утверждать свою роль массовый читатель Ч качественно новое культурное €вление, не существовавшее в таких масштабах в средние века.

»сключительно важное место в культуре ¬озрождени€ обрело искусство. ¬озродив античный принцип жизнеподоби€, Ђподражани€ природеї, а вместе с ним и идеал прекрасного, гармоничного человека, оно стало зеркалом новых представлений о ценности личности и красоте земного мира, инструментом познани€ и вместе с тем поэтизации действительности. ¬ изучении перспективы, анатомии, пропорций искусство нередко шло рука об руку с научными искани€ми. ¬ нем рождаютс€ станкова€ картина, свободно сто€ща€ стату€, новые виды архитектурных сооружений Ч дворец, вилла. ѕо€вл€етс€ портрет, утверждающий значение индивида, разрастаютс€ изображени€ бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к окружающему миру, о живом интересе к реали€м быти€. –асцветают монументальные формы живописи и скульптуры, героизирующие человека. –енессансна€ архитектура обретает четкость членений, величественную простоту и соразмерность человеку, она не подавл€ет, а возвеличивает его. ¬ новом зодчестве возрождаетс€ значение античной ордерной системы в конструкции зданий, а не только в их украшении. ¬нешний вид здани€ и его интерьер получают гармоническую взаимосв€зь. ¬ажные перемены происход€т в положении художника, который постепенно освобождаетс€ от об€зательных прежде цеховых св€зей, и в отношении общества к искусству. Ёто сказалось в расцвете меценатства и светского заказа, не вытеснившего, однако, традиционный заказ и патронаж церкви. ¬озрастает значение индивидуальности художника, стремившегос€ к более свободному выражению своего отношени€ к миру и человеку.  ак и в других сферах культуры ¬озрождени€, процессы, свершавшиес€ в искусстве, не были однозначными. Ќовое нередко соседствовало с многовековыми традици€ми, само развитие искусства шло крайне неравномерно по темпам в разных регионах, по продвинутости нового в различных видах художественного творчества, в теории и осмыслении истории искусства. “ем не менее в целом эпоха ¬озрождени€ стала одним из крупнейших этапов в художественном развитии человечества.

јналогичные сдвиги происходили в литературе, театре, музыке. ¬ литературе возродились и расцвели забытые античные жанры диалога, трагедии, комедии, по€вились новые формы Ч новелла и сонет, обновилась не только лирическа€, но и эпическа€ поэзи€. ¬ музыке эпоха ¬озрождени€ ознаменовалась развитием новых школ полифонии, возникновением оперы и мадригала. “еатральное искусство, где традиционными были мистерии на религиозные темы и праздничные карнавальные действа, обогащаетс€ светской драматургией, воплощавшейс€ в придворных и городских театрах. »менно последние, как и обновленные театрализованные уличные шестви€ и карнавалы, станов€тс€ местом встречи ренессансного искусства с самым массовым зрителем эпохи.

¬ создании культуры ¬озрождени€ основной вклад принадлежал новой интеллигенции, разнородной по происхождению (здесь были выходцы из самых разных слоев общества: от аристократии до купеческой, ремесленной и кресть€нской среды). ≈е социальный статус определ€лс€ профессиональной де€тельностью, государственной службой, а нередко и церковным саном. “ворческа€ судьба этой интеллигенции в немалой степени зависела от взаимоотношений с властью, меценатства, системы заказов Ч частных, корпоративных, церковных, государственных. ¬озрождение привнесло в культуру эпохи и новые формы самоорганизации лиц творческого трудаЧгуманистические кружки и сообщества, литературные, художественные, музыкальные академии, внецеховые мастерские художников, скульпторов, архитекторов. Ќовые содружества людей творческих профессий отличались открытостью, атмосферой свободных дискуссий, чуждых средневековому догматизму, разнообразием позиций и мнений. Ёто имело важное значение дл€ развити€ культуры и науки: самокритика способствовала их продвижению вперед, уберегала от опасных тупиков засто€, жесткой канонизации.

—пецифические черты приобрели в эпоху ¬озрождени€ и традиционные формы культуры. ѕридворна€ культура, в частности, всегда была комплексной по общему характеру, но в новых услови€х она обрела и новую окраску. ѕоддерживаемые средствами правителей и знати, при дворах взаимодействовали художники и писатели, архитекторы, музыканты и актеры –енессанса. «десь расцветали стилистически единые ансамбли искусств, культивировались изысканность, тонкий вкус, высокий уровень художественного мастерства. ¬едущий стиль определ€л особенности архитектуры, убранство интерьеров, садово-парковое искусство, не говор€ уже о поэзии и музыке, моде на одежду и детал€х быта. –енессансные черты придворной культуры сказались и на образе жизни при дворах церковных властителей.

—амосто€тельный, медленно эволюционирующий путь развити€ сохранилс€ в народной культуре кресть€нства и основной массы городского населени€. ¬ этой среде продолжали существовать некоторые архаические традиции и суевери€ €зыческого типа, причудливо сплетавшиес€ с христианскими религиозными веровани€ми и представлени€ми. —ветские начала были сильны в собственно фольклорных сферах Ч устных сказани€х, песн€х, танцах, театральных действах. –аспространение книгопечатани€, развитие национальной литературы и театра, культурные вли€ни€, исходившие от иной социальной среды, Ч все это способствовало проникновению в народную массу, по крайней мере в городскую, отдельных элементов ренессансной культуры. ≈е воздействие здесь было, однако, достаточно слабым.

—редневековые культурные традиции сохран€ли свою важную роль и в жизни двор€нства, особенно сельских хоз€ев, а также бюргерства, но ве€ни€ –енессанса сказались на этих социальных сло€х в гораздо большей мере. ¬ √ермании и Ќидерландах в первые дес€тилети€ XVI в. бюргерство сыграло ведущую роль в развитии ренессансной культуры и лишь к концу столети€ значительно возрос культурный вклад двор€нства. ¬о ‘ранции, напротив, на прот€жении всего периода –енессанса доминирующие позиции в новой культуре принадлежали двор€нству, хот€ бюргерство с самого начала принимало участие в культурном творчестве ¬озрождени€.

–азвитие культуры в эпоху ¬озрождени€ прошло р€д этапов. ќни не идентичны периодам эволюции гуманизма, хот€ и св€заны с этим процессом. ¬ италь€нском –енессансе, имеющем наиболее длительную историю, помимо подготовл€ющей его фазы обычно выдел€ют стадии –аннего, ¬ысокого и ѕозднего ¬озрождени€. –азвернута€ характеристика специфики этих €влений даетс€ в соответствующих главах учебника. ¬ других европейских странах прин€то намечать, как правило, лишь две фазы развити€: эволюцию ренессансной культуры до –еформации, расколовшей католическую церковь, и особенности перемен в культуре и ее бытовании в услови€х развернувшейс€ с 1530-х годов и продолжавшейс€ до конца эпохи ¬озрождени€ острой межконфессиональной и политической борьбы.

¬ культуре дореформационного периода, прежде всего в творчестве гуманистов, по-новому зазвучали традиционные антиклерикальные мотивы.   обвинени€м духовенства в ст€жательстве, незаслуженных привилеги€х, упадке нравов добавились обличени€ в невежестве клира, особенно монашества, указани€ на ответственность за засилие суеверий и чисто внешних форм религиозности во всех сло€х общества. Ћитература и искусство, религиозно-философска€ и социально-политическа€ мысль отразили широкое распространение различных форм критики современного состо€ни€ церкви, ее учени€, институтов, культовой практики. √уманизм был отнюдь не единственным выразителем этих общественных настроений, но его вклад оказалс€ особенно разносторонним и значительным.

¬ыступа€ против схоластики, котора€ была теоретической опорой католической ортодоксии, критику€ учреждени€ церкви и все ступени ее иерархии, гуманисты идейно подготавливали почву дл€ –еформации. Ётому способствовали также программное обращение к первоисточникам и живой интерес к раннему христианству, новое осмысление патристики и критика текстов, распространенна€ на важные церковные документы и даже на ¬ульгату Ч канонизированный папством текст —в€щенного ѕисани€. ÷елью гуманистов было обновление образовани€ и воспитани€ человека, развитие новой культуры, науки, искусства, мирное реформирование на этой основе жизни общества и церкви. ¬ то же врем€ дл€ –еформации основные задачи концентрировались в преобразовании религиозно-церковной сферы, светские результаты должны были лишь вытекать из этого главного дела, и поэтому –еформаци€ хот€ и использовала опыт гуманистов, но переосмысл€ла его, направл€ла в русло собственных интересов.

–еформаци€ (лат. reformatio Чпреобразование) началась в 1517 г. с критики ћ. Ћютером католической доктрины и церковной практики на основе новаторских теологических идей, которые в его последующих выступлени€х разрослись и получили дальнейшую углубленную разработку. Ќовое учение евангелизма, ставшее теоретической базой требований радикального переустройства католической церкви, дало стимул мощному про€влению реформационных настроений и действий сначала в √ермании, а затем и в других странах. ќтвергнув власть папства и претензии католицизма на духовный контроль над обществом. –еформаци€ привела к расколу римской церкви, возникновению новых христианских вероучений, созданию протестантских церквей и многочисленных, не св€занных с ними религиозных общностей. –азвива€сь с разной степенью интенсивности почти во всех странах католической ≈вропы XVI в., –еформаци€ стала сложным комплексом широких религиозных и социально-политических движений.

Ѕорьба –еформации и ее противников привела к расколу европейского гуманистического движени€ по вероисповедным признакам. ќна особенно обострилась после провала пр€мых попыток компромисса между католиками и евангелистами, а также в св€зи с неудачей ориентированной на такой компромисс внутрицерковной католической реформы, котора€ была отвергнута как про€вление слабости. ¬ ответ на успехи –еформации католическа€ церковь с помощью поддержавших ее политических сил развернула широкое наступление на любые про€влени€ оппозиции. —овокупность этих совместных действий церкви и властей получила название  онтрреформации. — ней была св€зана глобальна€ проверка римской церковью всего спектра ее доктринальных, культовых и организационных Ђу€звимых местї, подвергшихс€ нападкам реформаторов, а также предприн€тые церковью новые и весьма эффективные меры по усилению своего вли€ни€ на все слои общества Ч от укреплени€ централизации церкви, ужесточени€ инквизиции и цензуры до эластичного использовани€ богатейших возможностей искусства и р€да достижений гуманизма в цел€х упрочени€ церковной ортодоксии. “аким образом,  онтрреформаци€, как и –еформаци€, наложила весьма заметный отпечаток на развитие культуры. √уманизм в этой обстановке межконфессиональной и политической борьбы утратил возможности автономного развити€, был вынужден в значительной степени трансформироватьс€ в ученое эрудитство. ћногие важные элементы гуманистической образованности не были, однако, утрачены, они вплавились в культурные процессы второй половины XVI в. ’от€ культура этой эпохи окрасилась в различные конфессиональные тона, это не исключало ни отдельных про€влений свободомысли€, ни контактов между де€тел€ми науки и культуры, принадлежавшими к разным вероисповедным лагер€м.

ѕоследние дес€тилети€ XVI Ч первые дес€тилети€ XVII в. стали периодом особенно сложного и противоречивого развити€ культуры. –енессансные идеалы могущества человека в обстановке действи€ несоизмеримых с его возможност€ми гигантских общественных и политических сил, непон€тных и неотвратимых хоз€йственных процессов, претерпевают кризис, начинают звучать в трагической тональности. ”сложнение картины мира, во многом об€занное своими успехами продвижению вперед науки и культуры XVI в., побуждает ставить под сомнение кажущийс€ теперь чересчур простым оптимистический антропоцентризм гуманистов. –азвитие опытных знаний сопровождаетс€ расцветом паранаук Ч астрологии, алхимии, магии, в сплетении с которыми, а порой и в русле которых еще совершаютс€ важные открыти€. ѕору подъема переживает натурфилософи€, поначалу во многом стимулированна€ гуманизмом, но она же и противопоставл€ет себ€ ему, и компенсирует недостаток точных ответов на загадки природы бурными всплесками фантазии, антропоморфными представлени€ми о космосе.

¬ искусстве международное художественное направление маньеризма вырастает на почве попыток усвоени€ и повторени€ приемов великих мастеров –енессанса, но порывает с ренессансными идеалами и стилистикой, обретает антиклассические черты. ћаньеристы, стрем€сь выразить уже иное мироощущение, хот€т Ђпревзойти натуруї, а не Ђподражатьї ей. ƒл€ них типичны бегство в спиритуальное, холодна€ экзальтаци€ виртуозного мастерства, полное динамики воплощение причудливых и фантастических образов, в которых главной ценностью становитс€ не красота, а граци€. ¬озрастает роль аллегоризма, многозначного иносказани€, подтекста, широко используетс€ сложна€ эмблематика. ¬оздействие придворно-аристократической среды на это искусство делает его, как правило, утонченно элитарньм.

Ёпоха ¬озрождени€ завершаетс€ множеством замечательных созданий культуры, на редкость многослойной по конфессиональной и социальной ориентации, по бесчисленным различи€м Ч национальным, региональным, местным. ¬ то же врем€ она сохран€ет черты общности, качества, присущие западной цивилизации. ”ниверситетские программы имеют значительное сходство и в католических, и в лютеранских, и в кальвинистских владени€х. Ќациональные особенности, казалось бы, резко отличают искусство XVI в. в »спании и Ќидерландах, но творчество мастеров обеих стран имеет и общие черты Ч жанровые, стилистические. ќбщность и полифони€ были и остаютс€ характерными признаками культуры стран «ападной и ÷ентральной ≈вропы накануне новой фазы развити€, св€занной уже целиком с XVII в.

 

 

√лава 1

 

 ”Ћ№“”–ј ¬ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»я ¬ »“јЋ»»





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 390 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1841 - | 1822 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.