(p)2008 Long Arms Records/Tummo CDLA 08092
part one 3:34 part two 6:28 part three 6:45 part four 9:41 part five 12:49 part six 9:18
общее время 48:48
Антон Батагов, рояль Илья Хмыз, звуки
авторы всех композиций: ab и xmz сочинение, запись: декабрь 2007 сведение, мастеринг: январь 2008
дизайн: Николай Шток фото: ab исполнительный продюсер: Людмила Дмитриева
www.batagov.com/slova/piano_and_other_sounds.htm www.xmz.ru www.malerija.ru
С Ильей Хмызом Антона Батагова познакомил Николай Дмитриев. Было это ещё в 2004-м году, когда нужно было подготовить к изданию пьесу Tetractys, записанную в исполнении ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко. Музыка эта при своей кажущейся простоте вовсе не такая простая, академический подход в сведении тут никак не подошел бы, т.е. нужен был свежий взгляд. И, как это теперь уже известно, такой «взгляд» на музыку Антона Батагова нашелся. Если кто сомневается – послушайте диск Tetractys (CDLA 04064).
Именно в ходе работы над Tetractys родилась идея о совместной записи, в которой бы Илья и Антон участвовали на равных, а не как звукорежиссер и композитор, т.е. сложили бы своё мастерство пропорционально. Идея отличная и, вроде как незатейливая. Но ведь никто из отечественных музыкантов этим пока не занимался. Да и на Западе, насколько мне известно, тоже. Как правило, разграничение четкое – академическая музыка, академическое исполнение, либо популярная музыка, джаз, свободная импровизация. И не более. Впрочем, если вспомнить о том, что есть Nigel Kennedy или Kronos Quartet, например, то с этим утверждением можно и поспорить. Но, если подойти скрупулезно, то это все равно не работа на равных, а скорее адаптация либо классической музыки для рок-аудитории, либо наоборот – рок музыки для приверженцев классики.
Хорошо, что Антон Батагов лишен таких предрассудков, иначе бы мы никогда не услышали того, что записано на этом диске. С одной стороны – удивительная простота и красота фортепианных импровизаций, с другой стороны великолепный звук, воздух и пространство в записи, адекватная ритмическая и шумовая поддержка. Название диска “The Piano and Other Sounds” очень хорошо отражает суть записанного. Это именно «другие», а ещё лучше «иные», т.е. не звуки музыкальных инструментов, и классический звук фортепиано. Причем, ни одно, ни другое не соревнуется в том, что важнее и главнее, а участвует в создании музыкального пространства в едином порыве. А это, согласитесь, уж точно редкость в наше время.
Думаю, что похожий по настроению альбом смог бы записать Брайан Ино, сотрудничай он в своё время не с Робертом Фриппом, а, например, с Терри Райли. Впрочем, и хорошо, что не записал, иначе не было бы у нас No Pussyfooting и Evening Star.
В общем, отличная пластинка! Отдельно хочу ещё отметить фотографии, использованные в оформлении диска! Если проявить пытливость, то ссылку на мр3 для ознакомления можно найти через ЖЖ Ильи Хмыза. И я уверен, что сразу же захочется такой диск получить в CD-качестве. Он этого стоит. Даже и не сомневайтесь!
АТ (17 июля 2008 г)
CAPRICE - Kywitt! Kywitt!
(c) 2008 Prikosnovenie PRIK116
1. DUNDELLION WINE(lyrics: Anton Brejestovski)
Inna Brejestovskaya – voices Alexandra Korzina – violin Vladimir Bobovnikov – flute Misha Gorsky – Martin electric bass Mikhail Venikov – Parker electric guitar Daniel – backing voice Kirill – "come and try" voice Anton Brejestovski – Roland Fantоm X7 Audrey Abakumov –Battery
2. MONDAY, TUESDAY(lyrics: traditional)
Inna Brejestovskaya – voices Tanya Strunina – harp Alexandra Korzina – violin Vladimir Bobovnikov – flute Anton Konchakov – clarinet Alexei Bazhalkin – bassoon Konstanin Shmyrev – cello Alexandr Kolomiets – recorder Misha Gorsky – Washburn acoustic bass Anton Brejestovski – harpsichord, percussion
3. KYWITT! KYWITT!(lyrics: the Grimm Brothers, traditional White Magic spell / Rresailmmeon)
Inna Brejestovskaya – voices Tanya Strunina – harp Alexandra Korzina – violin Vladimir Bobovnikov – flute Anton Konchakov – clarinet Alexei Bazhalkin – bassoon Konstanin Shmyrev – cello Misha Gorsky – Martin electric bass Rresailmmeon’s gang – Laoris spell Anton Brejestovski – harpsichord, spell Igor Astashev – timpani, percussion
4. ADEW SWEET AMARILLIS(lyrics: Anonymous, 16th cent.)
Mikhail Venikov – Prudencio Saez acoustic guitar, Parker electric guitar Alexandr Kolomiets – recorder Inna Brejestovskaya – voices Alexandra Korzina – violin
5. MARY MORISON(lyrics: Robert Burns)
Tanya Strunina – harp Inna Brejestovskaya – voices Vladimir Bobovnikov – flute Anton Konchakov – clarinet Alexei Bazhalkin – bassoon Alexandra Korzina – violin Misha Gorsky – Washburn acoustic bass Konstanin Shmyrev – cello
6. PHILOMEL, WITH MELODY(lyrics: William Shakespeare)
Inna Brejestovskaya – voices Denis Osver – oboe Alexei Bazhalkin – bassoon Misha Gorsky – acoustic bass Anton Brejestovski – harpsichord, Korg Wavestation Igor Astashev – drums
7. CHRISTMAS LULLABY(lyrics: Anton Brejestovski)
Tanya Strunina – harp Inna Brejestovskaya – voices Alexandra Korzina – violin Konstantin Shmyrev – cello Misha Gorsky – Martin electric bass Anton Brejestovski – Piano, EWQLSO, Korg Wavestation Reyngold Gliere String Ensemble conducted by Alexandra Korzina
8. BLACKSMITH(lyrics: Traditional)
Inna Brejestovskaya – voices Andrei Abakumov – accordion Denis Osver – oboe Tanya Strunina – harp Alexandra Korzina – violin Vladimir Bobovnikov – flute Alexei Bazhalkin – bassoon Anton Brejestovski – harpsichord
9. THE DUSK OF KIMMERIA(lyrics: Maximilian Voloshin)
Inna Brejestovskaya – voice Denis Osver – oboe Anton Brejestovski – piano, bells, Korg Wavestation. Roland Fantom X7, whisper
10. MOREKaren Ghazarian – duduk Anton Brejestovski – Oberheim SEM, piano, bells, Korg Wavestation, whisper, vocoder
11. PEGGY O (lyrics: traditional)
Inna Brejestovskaya – voices Mikhail Venikov – Prudencio Suez acoustic guitar, Parker electric guitar Alexandra Korzina – violin Misha Gorsky – Washburn acoustic bass Anton Brejestovski – piano Igor Astashev – drums
12. FAE FAE FAE FAE FAE FAE FAE(featuring Dvar) (lyrics: Felicia Dorothea Browne Hemans)
Denis Osver – oboe Inna Brejestovskaya – voices Dvar – voices, noises, apploises Pavlik Antonovich Myasoruboff – meowing Tanya Strunina – harp Vladimir Bobovnikov – flute Anton Konchakov – clarinet Misha Gorsky – Washburn acoustic bass Alexandra Korzina – violins Anton Brejestovski – piano, bubbles, claps, whistling, bells, Stylus, EWQLSO Igor Astashev – drums
All music by Brejestovski, except Blacksmith (Traditional) and Peggy 0 (Traditional/ Brejestovski) Recorded in June-November 2007 / Mixed October 2007 - January 2008 by Andrei Abakumov, Moscow www.caprice-music.com [email protected]
Artwork: Sabine Adelaide www.sabine-adelaide.com
У Caprice вышел в свет новый альбом. Ещё в марте. Наконец-то! Новый альбом у этой группы – для меня всегда радость. Это можно легко заметить по предыдущим рецензиям. Не исключением стал и этот диск. Впрочем, хочу отметить, что впервые, как это ни странно, мнения у поклонников Caprice относительно КК (как его называет сам Антон) сильно разделились. Кто-то ждал новой музыки, кто-то ждал текстов на русском языке, кто-то ждал продолжения эльфийской тематики. Здесь, все эти составляющие, конечно, присутствуют, но, в таких соотношениях, которые видимо, не совсем устраивают тех, кто очень хорошо понимает, какой потенциал есть у Антона Брежестовского и музыкантов Caprice.
Так что работа получилась, безусловно, спорная. И это хорошо. Если есть о чем спорить, значит уже не всё так просто. Так что, давайте, поспорим, порассуждаем, почему бы и нет? Соглашусь, все предыдущие альбомы Caprice были строго концептуальными. Посудите сами:
1. "Зеркало" 1998Музыка и слова - Антон Брежестовский, кроме «Вальс» (слова Толкиена). Записано в октябре – ноябре 1996 года. Все тексты – на русском языке, кроме «Вальса».
2. "Elvenmusic" 2001"Elvenmusic" - первая часть эльфийской трилогии, почти полностью на стихи Толкиена (текст одной песни - шотландская народная баллада).
3. "Songs of Innocence and Experience" 2002Вокальный цикл на стихи английского поэта 18 века Вильяма Блейка для камерного состава: вокал, флейта, кларнет, скрипка, виолончель и клавесин.
4. "The Evening of Iluvatar`s Children" 2003Вторая часть эльфийской трилогии, полностью на стихи Толкиена. Прекрасная музыка, и отмечу на этот раз отличное качество записи – первый альбом Caprice, записанный достойно!
5. "Sister Simplicity" 2004Цикл на стихи классических английских поэтов с музыкой, которая изначально была написана только для четырех инструментов: рояля, скрипки, виолончели и флейты. Ничего эльфийского, жизнерадостного и веселого нет. И очень хорошо. Моя самая любимая у Caprice пластинка.
6. "Tales of the Uninvited" 2005Заключительная часть эльфийской трилогии, тексты полностью на языке Лаорис (за исключением одной песни, которая на английском). Очень красиво и очень романтично. Отличный звук, отличная музыка.
С традиционной точки зрения на концептуальность у КК вроде бы с этим делом полный разброд: тексты все разные: собственные Антона, Шекспира, Бернса, Волошина, Ф.Хеманс, а одна пьеса и вовсе инструментальная, пусть и короткая. Такого разнообразия по содержанию действительно раньше не было. Музыка тоже такая же разнообразная: от почти гитарного рока в “Dundellion Wine”, до электроакустического амбиента в “More”. Замечу, что электрогитара в инструментарии Caprice появилась впервые, равно как и дудук. Про акустические барабаны и бас-гитару я уже и не говорю. И текстов на немецком языке – “Kywitt! Kywitt!” – тоже раньше у Антона как-то не появлялось! Причем эта сказка братьев Гримм на русский язык никогда и не переводилась. Откуда пришла идея сочинить такую песню – для меня пока остается тайной. И, если уж на то пошло, кто такая Фелиция Хеманс (а это английская поэтесса 19 века) я тоже никогда не знал. Однако такую полистиличность и многоплановость можно тоже с успехом назвать концептуальной! Ибо, каждая нота и каждое слово в КК появились абсолютно осознанно, а вовсе не от необходимости записать диск достаточной «альбомной» длительности.
Альбом получился яркий и разноплановый. Есть и классические для Caprice пьесы, есть и совсем неожиданные. Для меня это как бы четкое обозначение «перекрестка», с которого может начаться новая история Caprice: этакое распутье, как в сказках сказывали: «налево пойдешь – счастье найдешь!», направо пойдешь – …» и так далее. Только тут таких возможных направлений не два, не три, а, как минимум пять. И ещё одно достоинство альбома: песни с КК можно с успехом завести на радио, в конце концов, не всё же Флёр по «Нашему Радио» слушать!
Любимые мои песни на диске, это заглавная “Kywitt! Kywitt” и “The Dusk Of Kimmeria” со стихами Максимилиана Волошина. Кстати, в этой «волошинской» пьесе удивительно красиво звучит гобой Дениса Освера, да и сам Антон необычайно романтичен на фортепиано. Про восхитительный голос Инны я даже и говорить не буду – это визитная карточка Caprice – а здесь, благодаря русскому языку он звучит особенно чувственно. Кстати, текста этого стихотворения в буклете почему-то нет. Поэтому я привожу его здесь.
Ел. ДмитриевойК этим гулким морским берегам, Осиянным холодною синью, Я пришла по сожжённым лугам, И ступни мои пахнут полынью.Запах мяты в моих волосах, И движеньем измяты одежды; Дикой масличной ветвью в цветах Я прикрыла усталые вежды.На ладонь опирая висок И с тягучею дрёмой не споря, Я внимаю, склонясь на песок, Кликам ветра и голосу моря…Май, 1909 Коктебель
Подводя итог, скажу следующее: да – это первый «не концептуальный» альбом у Caprice; да – это наиболее многожанровый альбом; но, это вовсе не недостатки, а с моей точки зрения – наоборот достоинства диска. Ибо, он ярко показывает насколько может быть хорош Caprice в различных своих проявлениях! И это здорово!
АТ (28 июля 2008 г.)
По-моему, на этот раз Антон Брежестовский записал свой самый неоднородный (и неоднозначный) альбом. Поэтому я решил пройтись по каждой песне - по-другому об этом релизе говорить не получается. Итак, приступаем!
Вино из одуванчиков - одна из сильнейших вещей, в том числе и у всего Каприса в целом, настраивает на свой, определенный лад... Смурной такой, типа Shadow Bride. Вот, значит, настраивает - и... Бабах! - Monday, Tuesday - типично эльфийская вещь, причем в трилогии были вещи и поярче. Зато Kywitt - возврат к ощущению, созданному первой песней. Недоумение: американские горки и дальше будут продолжаться? Амариллис - не такая навороченная, но все равно давящая - вполне "в струе", что называется. Альбом пока продолжается именно как альбом.
Mary Morison - снова бабах! Эльфы опять атакуют: ни добавить - ни убавить... У меня эльфийские дела все-таки ассоциируются с вершинами типа Princess Mee и Nimrodel. Филомел - забегая вперед (в буквальном смысле - в конец диска) скажу, что она, скорее, отражает дух нового Каприса. Эльфы периодически о себе напоминают, но делают это достаточно робко... Баланс настроений, скорее, как на Систер Симплисити... Апокалиптический бэк-вокалист еще не слышен, но его присутствие уже незримо ощущается... Как будто ему пока еще не приходится распихивать эльфов, чтобы занять место перед микрофоном, и они пока не замечают его присутствия. Ну, или делают вид, что не замечают.
Дальше идет колыбельная - впервые услышал ее еще на сайте; тогда, помню, она мне активно не понравилась... Я даже философствовал по поводу восточной и западной ментальности, православия и католицизма. Сейчас просто скажу, что музыка не моя. Хотя, наверняка, хорошая и сделанная правильно - просто до меня такая музыка не достукивается, каких-то органов чувств у меня, выходит, не хватает. Зато текст прикольный, респект Антону!
Blacksmith - классная трубадурская баллада, сам люблю такие сочинять, хотя, в конце концов, у меня все равно лезгинка получается... Жаль только, что песня знаменует собой очередную (сбился со счета уже какую) инкарнацию Каприса в рамках отдельно взятой пластинки. Классная мелодия, простая и убедительная. Ха! Думал, ассоциации будут с Blackmore`s Night - ан нет, тут тебе целый Sopor Aeternus, причем именно моего любимого медиевального периода (конец 90-х). Аутентично; верю, что именно так сочиняли свои песни древние трубадуры, сидя у костра, не под балконом прекрасной дамы, тут больше манерности потребовалось бы... Песня, скорее, пилигримская даже - в своей простоте и искренности. А образ Кэндис Найт, скорее, навевает как раз колыбельная - странно, да?
Но по-настоящему странная песня идет следующей... Насколько она мне в фоновом режиме прослушивания когда-то активно не понравилась, настолько же сейчас она мне нравится. Эпик целый получился... Начало, правда, не произвело сильного впечатления, но зато потом, ближе к середине, все встает на свои места. Еще один Каприс... Мама!... Хммм... More - продолжение предыдущего трэка (по ощущениям)?
Зато вот Peggy O взволновал меньше, чем Fae Fae (при всей их концептуальной схожести). Дело в том, что с Fae Fae вообще все круто. По-залихватски, с оттягом, которого даже в ремиксе на Dole of the King`s Daughter не было. Опять-таки, тут мы имеем дело с еще одним Каприсом - тут меня даже оторопь не берет, к этому моменту она и так взяла уже все что можно. В общем, с нетерпением жду трэк-лист российского издания! Может, он все-таки расставит вещи по своим местам. А вообще, Антон все-таки изрядно побросал меня на поворотах в этот раз... Поосторожней бы, а?
Timour Juste (3 сентября 2008 г.)
MALERiJA
(p)&(c) 2008
01. sympathy (6:05) 02. myspace marnie (4:54) 03. proud parent (4:36) 04. ded moroz on snowboard (5:28) 05. privet almati (6:59) 06. proton, neuron & truffele (7:35) 07. japojdupokatopit (10:30) 08. deti vne braka (6:26) 09. c.c.c.p. (5:15) 10. apathy (8:04)
total duration: 65:54
MALERiJA are: vityaz (Виктор Булатов) xmz (Илья Хмыз) simon (Дмитрий Симонов) vovan (Владимир Жарко)
all tracks written & performed by MALERiJA (www.malerija.ru) with: tr.1 – speech samples by K.A.Raikin (taken from MALERiJA 2006) tr.2 – vocal parts by Marnie Mains (www.marniemains.com) tr.3 – kid samples by MARGO (www.xmz.ru) tr.4 – schimpf-samples by M.O.G. ([email protected]) tr.5 – guitar by Ermek Diyarov & keys by Victor Khomenkov tr.6 – vocal parts by TRUFFELE (www.myspace/truffele) tr.6 – violin part by Gennady Lavrentiev (www.lavrentiev.com) tr.6 – piano part by Vladimir Osinsky tr.8 – vocal parts by Inna Zhelannaya (www.inasound.ru) tr.8 – carpets by Dmitry Losev (www.myspace.com/everythingbutthepudding)
produced by xmz (www.xmz.ru) cover & inlay photo by A Xyli / band photo by Vladimir Myshkin
О существовании проекта с таким интригующим именованием до последнего момента я и не подозревал. Полагаю, что в названии подразумевается имя Густава Малера, а вовсе не тропическая лихорадка? Но, после прослушивания диска “The Piano and Other Sounds”, поинтересовался у Антона Батагова, а где можно послушать сольные работы Ильи Хмыза? Ответом была ссылка на сайт www.malerija.ru – попав туда, первое, что я сделал, это скачал вот этот альбом. Все пьесы выложены в битрейте 320кб/сек, так что оценить материал можно с максимальным приближением к оригиналу.
Первое впечатление – записано очень здорово! Второе впечатление – однако, такой музыки у нас пока никто так не записывал! Вроде бы и незатейливые темы, традиционные аранжировки, и, как бы вполне обычный современный лаудж, но вот окончательное воплощение пьес является такой филигранной работой со звуком, что заставляет забыть все эти стилевые ограничения и традиционные условности.
После ознакомления с работами Ильи Хмыза он стал мне представляться эдаким отечественным современным Брайаном Ино. И даже лучше и поинтереснее, так как Илья вовсе не ограничивает себя рамками эксперимента, а смело работает в совершенно различных жанрах – хорошим примером тому служат работы с Антоном Батаговым и, например, с Инной Желанной. Причем, в каждой конкретной работе никаких скидок на стилистику нет, звук великолепен и всегда индивидуален, тщательность и аккуратность подхода к звучанию каждой фразы просто поразительна! Отдельного упоминания заслуживает оформление каждого диска – отличные фотографии, грамотный дизайн, всё просто здорово! Кроме всего прочего так же стильно выполнен веб-дизайн всех сайтов, так или иначе связанных с Ильей, включая и его ЖЖ. А это уже точно неспроста.
Любопытные пользователи Интернета легко найдут все необходимые ссылки через сайт проекта на ВСЕ (подчеркну – ВСЕ!) альбомы группы, со всем необходимым оформлением и сопутствующей информацией. Битрейт везде хороший, в треках, упакованных в архив вместе с обложками он немного поменьше, если качать пьесы поштучно, то максимальный. Я таким образом накачал музыки почти на гигабайт. Альбомов собственно проекта MALERiJA всего три: 2004, 2006 и 2008 годов. Плюс два совместных альбома: с Инной Желанной (2006) и с Хуун Хуур Ту (2007). И несколько проектов Ильи Хмыза, в том числе упоминавшийся диск с Антоном Батаговым, а также с ещё один Инной Желанной, с Батырханом Шукеновым, и несколько сольных дисков Ильи. Внушительный список, однако! И, к своему стыду, ни одной из этих записей я до настоящего момента никогда не слышал. И даже дисков таких в продаже никогда не видел, что, впрочем, неудивительно, т.к. сейчас в столицах компакты я совсем перестал покупать.
В общем, скажу так – не поленитесь, скачайте этой музыки – удовольствие получите точно!
АТ (31 июля 2008 г.)
Облачный Край / Plen Off g.r.t Metal M. - «Филиал Рая»
(с)(р)2008 И.Пленов / С.Богаев ATR08026
01. Добро пожаловать в… [1:53] 02. Райские кущи [3:56] 03. Запретный плод [7:40] 04. Искушение змия [3:34] 05. Плод сорван [4:19] 06. Первородный грех [4:35] 07. Терзания Адама [4:38] 08. Беспечность Евы [5:24] 09. Господь узнал! [4:05] 10. Гнев Господень [3:33] 11. Радость Искусителя [2:27] 12. Последствия грехопадения [4:18] 13. Изгнание из Рая [2:50]
общая длительность: 53:20
Внимание! Людям с неустойчивой психикой и страдающим депрессией, слушать эту запись не рекомендуется!
Музыка: Сергей Богаев / Plen Off g.r.t Metal M. Звукорежиссура: Игорь Пленов / Сергей Богаев Оформление и фото: Сергей Супалов / Игорь Пленов
[email protected][email protected][email protected] http://ok-mrock.ru
Особая благодарность Михаилу Браудзе, фирма DenUp.
Первый раз я услышал об этом совместном проекте чуть больше года назад. Тогда я как раз подчищал «хвосты» в «Полной Дискографии Облачного Края», поэтому информация о сессионных записях Сергея Богаева пришлась очень кстати. Если бы не название «Облачный Край» на обложке, я бы ни за что не обратил внимания на диск под витиеватым обозначением - Plen Off g.r.t Metal M. Кстати, диск тогда привез из Петербурга в Архангельск Сергей Супалов, что лишь подтверждало достоверность участия в проекте Богаева. Впрочем, последующие диски тоже доставлял Сергей, но это скорее говорит о том, что нормальным образом они пока так нигде и не распространяются. Может быть, в паре-тройке магазинов Питера и всё.
Сразу же обратил внимание на то, что на третьем диске название «Облачный Край» поставлено вперед обозначения Игоря Пленова «Plen Off g.r.t Metal M.» – думаю, что это сделано неслучайно. Кроме этого появился логотип студии «Антроп» с номером ATR08026, на двух предыдущих альбомах никаких упоминаний об издающем лэйбле просто не было.
Впрочем, это всё пока внешние, предварительные впечатления, так сказать – «встреча по одёжке». Кстати говоря, обложка этого диска делана тоже более внятно, а не так «расплывчато», как у первых двух. И это хорошо. Это настраивало на то, что и с музыкой на диске тоже должно быть всё в порядке.
А музыка началась звуком скрипа открываемой двери – ну, раз «Добро пожаловать в…», – и продолжилась мощнейшим хард-роком в лучших традициях «Облачного Края»! Хорошо узнаваемые богаевские музыкальные фразы, звук гитары – пьеса была бы достойна любого альбома «Облачного Края», тем более что большинство из них всегда начинались инструментальным вступлением. Да, я ведь ещё не говорил о том, что все диски дуэта Пленов-Богаев полностью инструментальные, что вполне логично, т.к. сразу дистанцирует эти записи от «краевских» альбомов. Названия у пьес, правда, довольно невнятные, но зато хорошо укладывающиеся в рамки концепции каждого диска. В целом «Филиал Рая» производит полное впечатление того, как был бы должен звучать новый альбом «Облачного Края» если он будет когда-нибудь записан. То есть, осталось только придумать тексты, вызвать Олега Рауткина и записать вокал и всё! В этом смысле диск можно смело называть не иначе как «Филиалом Облачного Края», от первых двух он отличается более мощным звуком и как раз тем, что по музыке тут стало больше Богаева, чем Пленова. Неспроста, значит, имена на обложке всё-таки переставили?
Отдельно хочу отметить качество записи: у хард-рока, как у музыкального жанра есть своя специфика звукозаписи, и здесь все её требования соблюдены – звук плотный, мощный, напористый – именно такой, какой он и должен быть у классического харда! На первом месте – гитара, на втором – клавишные, добавляющие атмосферы и поддерживающие мелодические линии, бас гитара создает мощнейшую основу и не лезет вперед, барабаны, как и положено, акцентируют сильную долю и не цикают звуком меди, где не нужно. Всё здорово и сыграно очень уверенно, молодцы!
Пластинка безоговорочно рекомендуется к прослушиванию всем любителям «Облачного Края». Заказать диск можно легко на официальном сайте ОК: http://ok-mrock.ru/purchase.php
АТ (11 августа 2008 г.)
В качестве дополнения: работа по реставрации всех альбомов Облачного Края, которую на протяжении последнего года ведет Игорь Пленов, уже почти завершена. В самое ближайшее время они планируются к изданию на «Антропе». Как говорится, следите за рекламой!
Шесть Мертвых Болгар «Типы Архангельской губернии»
(с)2008
1. Архангельск [4’54] 2. Товарищ (Обойду ли я кругом города) (Народная песня) [6’18] 3. Тет тай сэрми (Четыре моих белолобых оленя) [6’22] 4. Зачинайсе Заря Утряна (Народная песня) [5’52] 5. Шел Старичок (Народная песня) [7’03] 6. Очень скорый поезд (муз. А.Чулков – М.Дерюгин) [6’45] 7. Не ‘ Хорэли (Женщина из рода Хорэли) (народная песня) [5’55] 8. Голымба (Народная песня) [4’28] 9. Колыбельная (Бабай) (Народная песня) [6’16]
длительность: 53:56
Использованные фрагменты: Сёётэй Ямал 1. (Нюкубца’сё «Пук ямбками» - кролыбельная) муз. З.Яптунай – сл. Народные 3. Тет тай сэрми (Четыре моих белолобых оленя) муз. О. Яптик – сл. Г.Пуйко 7. Не ‘ Хорэли (Женщина из рода Хорэли) (народная песня)
Исполнители: 1 – Петр Мамонов (стихи про Архангельск) 2,5,9 – Екатерина Зорина (Вокал) 4,8 – Алексей Шептунов (Вокал) 2,3,4,5,8,9 – Алексей Шептунов (Балалайка, Бубен, Дудка, Окарина, Варган, перкуссия) 6 – Максим Дерюгин (Саксофон) 2,5,9 – С.Жигальцов (запись и распивание спиртных напитков)
Александр Чулков: всё сведение, аранжировки, мастеринг и запись.
На первое прослушивание (обмывание?) этой работы меня звали 3 ноября этого года. Не пришел, к сожалению, не смог. А жаль, конечно. Иначе бы можно было сразу же высказать все свои впечатления авторам непосредственно. Ибо, пришлось ждать почти месяц, пока до меня, наконец, донесли сидиар. Впрочем, весь месяц, похоже, ушел только на то, чтобы придумать названия, с музыкой никаких изменений проделано не было. На обложку вообще сил уже не хватило, её так и нет пока. Появится – обязательно прикручу к этой заметке.
Но, подробнее об этом альбоме. Работа над «Матицей» не прошла для Александра Чулкова бесследно, и дальнейшее сотрудничество с Алексеем Шептуновым продолжилось в самой активной форме. Не сложно заметить по вышеприведенным данным с диска, что АШ присутствует своими звуками в шести пьесах из девяти, а обеспечивает заглавное пение в двух. А это, на мой взгляд, довольно много для простого т.н. «сессионного участия» – это уже полноценная совместная работа, которую не стыдно было бы подписать не только как альбом ШМБ, но в том числе и от имени Moon Far Away.
Если кто ждет от этого диска индустриально-шумовых экспериментов, либо ремиксов, сделанных в духе «Матицы», то свои ожидания он полностью обманет. Нет тут такого в помине. Единственный относительно шумовой трек раскрашен сэмплами с пластинки «Певучий Ямал» (С90 27639 003, Мелодия 1988) и голосом Петра Николаевича Мамонова, стих которого про Архангельск был записан после его концерта в Доме Офицеров всё тем же Алексеем Шептуновым. Пять треков альбома – народные песни, причем сделаны они более чем оригинально, в стильных аранжировках, а три из них с привлечением великолепной нашей фольклорной певицы Екатерины Зориной – вот уж кого совсем не ожидал тут услышать! Из архивов добавлена пьеса с привлечением саксофониста Максима Дюрягина (которого Саша упорно именует Дерюгиным), её когда-то можно было услышать во время концертных выступлений ШМБ в Архангельске. Вот она ещё сделана без всякого намека на фольк. А в целом по альбому – да, совсем не «болгарские» традиции, ой совсем! Но именно этим он для меня интересен и любопытен!
Так что да – именно такой фольклор от ШМБ был для меня совсем неожиданным, но по этой же причине был свеж к восприятию. Оказалось, что Александр имеет свой собственный самостоятельный взгляд на то, как должны звучать народные песни, причем без оглядки на лубочные приторные варианты типа известной «Костромы» и прочее. А своеобразный голос Екатерины Зориной и задушевный Алексея Шептунова только подчеркивают эту непохожесть и самостоятельность.
Ещё сначала мне показалось, что треки первый и шестой треки совсем лишние. Попробовал убрать их во время воспроизведения, и оказалось, что вовсе нет – пластинка без них слушается совсем по-другому. И стоят они на правильных местах, хотя именно с такой расстановкой треков я был не согласен после первого ознакомления с альбомом. Но нет, всё верно, всё так и нужно, все хорошо.
В настоящее время ведется поиск потенциального издателя для этой работы. Предварительный интерес есть со стороны Shadowplay, но записи альбома полностью они пока не слышали, так что не будем загадывать вперед, но будем надеяться, что в ближайшем будущем диск этот будет издан фабричным способом, и его можно будет легко приобрести в музыкальных лавках нашей страны.
АТ (5 декабря 2008 г.)
LLAC - пепел
(с)2009 LCAM022
1. ворон 9:11 2. игрок 7:59 3. татлин (спIV) 3:09 4. сюжет 5:29 5. скверный анекдот 6:31 6. das nürnberger 4:10
длительность: 36:32
обложка – Getulio Alvani, Superficie a testura vibratile, 1965; Alberto Giacometti, Standing Female Figure III, 1962. MUMOK, Wien.
Да, есть у меня любимые музыкальные проекты, есть определенные пристрастия, с которыми я ничего не могу поделать. В Архангельске это Moon Far Away, в Москве – Caprice, в Калининграде – StirliTZ, в Краснодаре – Негодяй, а в Екатеринбурге – LLAC. Поэтому все рецензии на новые записи от них будут мнением предвзятым и субъективным. Уж извините.
Итак, передо мной диск с новой работой LLAC, приехавший совсем недавно из Екатеринбурга. Повторюсь, но меня всегда вдохновляли их записи. Не стала исключением и эта. За время, прошедшее с тех пор, когда была завершен предыдущий диск (а было это осенью 2007 года), звуковая стилистика у LLAC заметно изменилась. Активное использование сэмлированных музыкальных фраз и отдельных звуков уступило место шумовым экспериментам с нарочитым отсутствием мелодизма. Не знаю, считать это прогрессом или регрессом в развитии, но шаг этот сделан более чем осознанно и технически убедительно.
Большая Советская Энциклопедия говорит следующее: «Конкретная музыка (французский musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. В КМ используются преимущественно разнообразные шумы, изредка звучание человеческих голосов и музыкальных инструментов.»
Кроме этого в конце заметки обязательно есть соответствующее духу времени добавление – «Конкретная музыка представляет собой одно из проявлений кризиса музыкальной культуры в буржуазном обществе».
«Изобретена» такая музыка была ещё в конце 40-х годов прошлого века, благодаря тому, что у французов после войны остались трофейные немецкие магнитофоны, которые решили использовать для развития культурных инноваций. И с тех пор только ленивый не проехался вдоль и поперек по этой теме. Казалось бы, что может быть проще, хватай магнитофон с микрофоном, выходи на улицу, и к вечеру шедевр будет готов! Причем в прошлом нужно было ещё думать о том, на какой тележке этот самый магнитофон катить, как к нему обеспечить электропитание и следить за тем, чтобы он не зажевал пленку в самый неподходящий момент. С появлением кассетной техники задача значительно упростилась, но одновременно упало качество звука. Всё-таки аудиокассета это далеко не пленка со скоростью записи хотя бы 19,05 см/сек. Сейчас же очень легко можно записать всё, что хочешь с любым разрешением в профессиональном качестве. И в этом заключается основное различие подобных экспериментов прошлых лет и настоящего времени.
С качеством записи у LLAC всегда было все в порядке. Аналогично предыдущим и этот диск играет очень достойно. Наиболее симпатичным мне показался всё-таки первый трек. Мелодизм в виде отдельных фортепианных пассажей тут окончательно «не вытравлен», поэтому слушается и воспринимается он чуть легче в сравнении с остальными. Впрочем, надеюсь, что гуманная длительность альбома не оставит слушателю возможности почувствовать отвращение к этой записи. Но всё же, при всех достоинствах хочу отметить следующее – почему-то этот диск, как полноценный альбом мне ощутить не удалось. Чего-то не хватает. Заглавная вещь хороша. А вот, например, такой же ударной пьесы в завершении нет. То есть, концептуально запустить не просто шумовые комбинации, а оформить их определенным образом не получилось. Именно в таком окончательном оформлении и есть определенные просчеты. Каждый трек по отдельности явно хорош в той или иной мере, а вот цельно, как единое произведение альбом не воспринимается.
В этом отношении меня всегда удивляли альбомы Шести Мертвых Болгар. Леха неведомым образом умудрялся расставить звуки и сами композиции просто идеально. При всей кажущейся простоте окончательный вариант получался очень убедительным.
АТ (21 января 2009 г.)