В ГКЗ «Россия» 12 июня
статья из московской еженедельной газеты "Большой город"
Давным-давно, в незапамятные времена, на берегу Белого моря в рыбацком поселке Лопшеньга жила девушка К. В местной школе она учила детей русскому языку. Вообще-то дети знали русский язык, но она учила их правильному русскому языку. Это была ее обязанность. Потому что в те времена, если вы пять лет провели в институте, считалось, что вы сильно задолжали Родине, и Родина посылала вас куда-нибудь. Например, в поселок Лопшеньга на берег Белого моря - учить детей русскому языку. Хорошо, хоть не на те же пять лет, а всего на три года.
А я просто так задолжал Родине, даже и не учась в институте. Скорее, наоборот: именно потому, что не учился в институте, я и пошел в армию, в стройбат. И один мой друг, толстый Лешка, прислал мне адрес девушки К., а я с ней два года переписывался. Мне очень нравились ее письма. Похоже на Интернет, правда? Такая «аська», только сообщения шли четыре дня.
Короче, вернувшись домой из армии, я бросил вещи в прихожей и полетел а в Лопшеньгу на маленьком самолете «Ан-2» 1947 года производства - со cломанным тормозом на левом шасси. И когда я увидел К., она мне понравилась даже больше, чем ее почерк! Там еще была печка, на которой сушился «Беломор», соленая рыба сиг и две другие молодые учительницы, которые уже сидели за столом и открывали водку в ожидании меня из стройбата. А я в те смутные годы нежно любил и хорошо знал современную музыку. И когда мы выпили водку и опять пошли в комнату с печкой, где сушился «Беломор», я спросил К., какая музыка есть в ее распоряжении, - с целью совместного прослушивания этой музыки.
К. очень смутилась и сказала, что у нее есть очень небольшая коллекция музыки, совсем скромная. То есть даже не скромная, а совсем мизерабельная. В ее коллекции была всего одна пластинка.
Это была виниловая пластинка Rеd группы «Кинг Кримсон» 1974 года. Нет, вы только представьте себе: СССР, Лопшеньга, портрет Черненко над крыльцом поссовета, мороз, сиг, «Беломор», пограничники, северное сияние - и альбом Red на видном месте за стеклом старенького буфета. В ту минуту я понял, что полюбил К. всей душой. И я вам скажу: если сидеть в Лопшеньге три года и топить печку, имея в распоряжении только один альбом, это действительно должен быть альбом Red. И К. отлично в это врубалась, и мы поставили корундовую иглу на виниловую дорожку...
Жалко, но сейчас К. уже нет в живых, и она не увидит концерта «Кинг Кримсон» ни в Питере 10 июня, ни в Москве 12-го. Ей бы понравилось.
Легенда гласит, что организатору российских концертов Саше Чепарухину Роберт Фрипп позвонил домой сам, ровно в тот момент, когда Саша с друзьями на кухне обсуждал, почему невозможно организовать концерты «Кинг Кримсон» в России.
Роберт Фрипп некоторым кажется очень странным человеком. Например, он считает, что гораздо важнее, как музыкант держит медиатор в руке, чем то, что этот музыкант играет. Именно так: «Посмотрите на форму кисти вашей руки. Как вы держите кисть вашей руки - это и есть ваш образ жизни, ваша жизнь, которая и состоит из суммы таких мелочей».
Адриан Белью - автор всех текстов нынешнего «Кинг Кримсон», вокалист и гитарист, фигура не менее заметная, чем сам Роберт Фрипп. Мало кто, однако, знает, что Белью уже выступал в Москве. Лет десять назад в Зеленом театре парка Горького с почти секретным концертом (его отвратительно организовал Стас Намин) выступил Пол Саймон, с которым Белью записывал альбом Graceland - кстати, один из самых мелодичных альбомов Саймона. А ведь считается, что музыканты «Кримсон» не слишком мелодичны: мол, они «абстракцисты». Это один из самых странных мифов о «Кримсоне» и его музыкантах. Роберт Фрипп с успехом записывался на вполне попсовом Heroes Дэвида Боуи. Да и на последнем альбоме есть совершенно изумительная по мелодии песня Eyes Wide Open. Таких баллад немного даже у Джона Леннона. Можете сами убедиться.
Олег Пшеничный
В конце статьи добавлено ещё вот что: ПОСЛУШАТЬ ФРИППА ГКЗ Россия Москворецкая наб., 1, т. 298-1124, билеты от 400 до 2900 руб.
А исходные данные этой дущещипательной статьи - "БОЛЬШОЙ ГОРОД" - МОСКОВСКИЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК С КАРТИНКАМИ №18 (58) 6 ИЮНЯ 2003 ГОДА страница 46
Насчет цен тут что-то приврали, 400 рублей – это наверное на табуретке сидеть приставной в фойе за дверями зала. Да и максимальная цена тоже занижена, на самом деле в первых рядах партера билеты стоят по 3600.
Впрочем, о вранье с ценами – это ладно, зато рассказ славный - вот мол какие истории в душах людей оставляет Кримзон!
KING CRIMSON в Москве - 12 июня 2003 года (рассказ о концерте)
Разговоры о возможности организации европейского турне King Crimson летом 2003 года стали витать в воздухе практически сразу же после выхода альбома The Power To Believe (TPTB) и начала североамериканских гастролей группы. Слухи крепли с каждым днем и к моменту начала японского турне в апреле уже обсуждались так серьёзно, словно были подтверждены официально. Между тем, в своём дневнике Роберт Фрипп упоминал о такой возможности не иначе, как только с отрицательной стороны. Не хотел он категорически ехать с концертами по Европе и всё тут! При этом причины своего нежелания были какие-то несерьёзные, дескать, дорого это (как будто он из своего кармана все расходы оплачивает!), гостиницы плохие, переезды частые (а в Америке и в Японии его всё почему-то устраивает!), и последнее – дескать, возраст у меня уже не тот, почти 57 лет, устал типа уже… В общем, исходя из его дневниковых записей можно было понять только одно – менеджмент Sanctuary Records категорически требует осуществления такого европейского тура, приводя уже конкретное расписание концертов, а Роберт Фрипп никоим образом своего согласия не даёт. Честно говоря, скорее всего так события и развивались. В середине апреля расписание европейского тура King Crimson было даже опубликовано (но с пометкой – неофициальная информация) на сайте www.pollstar.com, на официальном же сайте www.king-crimson.com и в дневнике Фриппа продолжалась полная тишина. Лично я хотел верить только официальной информации, поэтому дожидался, когда расписание европейских концертов появится на сайте Кримсона, либо будет упоминание (хотя бы даже самое короткое), в дневнике у Фриппа. И вот, ура-ура! – 2 мая я увидел расписание (кстати, абсолютно точно такое же, как и до этого на pollstar.com) на сайте king-crimson.com. Всё, дождались! Теперь можно собираться в Москву или Питер! Или даже опять в Варшаву, или в Хельсинки. Или размахнуться широко и поехать на все четыре концерта! Впрочем, я сразу рассудил, что такой фанатизм никому не нужен и твёрдо решил если уж и ехать куда на концерт, то только в один город, и вдобавок попытаться увязать эту поездку с началом проведения летнего отпуска.
А вот сейчас, наверное, следует рассказать о том, почему же я вообще стал собираться на концерт King Crimson во второй раз, после поездки в Варшаву в 2000-м году. Ведь тогда, «похоронив динозавра» я пообещал сам себе завязать с Кримсоном окончательно. До того момента, когда была начата работа над ТРТВ, я благополучно продержался. А потом снова привычно «зачесалось», но мудрое правило – «если у вас чешется, то чешите в другом месте» не сработало, я снова зачастил читать фрипповский дневник, тем более что он снова появился в он-лайне, регулярно стал заглядывать на Elephant Talk, на официальный сайт… В общем, процесс подготовки неожиданно пошел. Правда к моменту выхода альбома я ещё всё как-то сомневался, стоит ли затевать эту поездку, даже приобретение ЕР «Happy With What You Have To Be Happy With» (HWWYHTBHW – уф, название какое длинное, то ли дело Red!) не смогло поколебать моей твёрдой уверенности в том, что на концерте King Crimson мне теперь делать абсолютно нечего. Впрочем, когда ТРТВ официально поступил в продажу, я как-то сразу же прикупил себе пиратское издание, и вовсе не по причине глубокой любви к нашим пиратам, а потому что в нашей деревне фирменных дисков просто не продается. Начинал прослушивание я с изрядной долей скептицизма, сделав на физиономии кислую мину – типа, чего тут ждать хорошего, вся музыка и так известна! Кислоту во взгляде с моей физиономии сдуло на третьей минуте бодрыми риффами Level Five, а все остальные 47 минут я уже не уставал удивляться тому факту насколько этот альбом смог оказаться неплохим. А уж после второго подряд прослушивания (не вынимая диск из проигрывателя) я окончательно решил, что на концерт в Москву ехать жизненно необходимо. Причем именно в Москву, а не в Питер. Причин тому было несколько. Во-первых, места проведения концертов: в Москве концертный зал «Россия» 2500 мест, а в Питере – концертный зал «Октябрьский» 3700 мест. Так что хотя бы размерами «Россия» мне была гораздо более симпатична. Сам Фрипп как-то заметил, что залы на 2000-2500 мест размером для него самые «кримсоновские». Во-вторых, дата проведения концерта в Москве, 12 июня – день Независимости (это когда, по словам Антона Батагова, компьютеры не зависают), т.е. я хотел сказать, что это выходной день и не нужно напрягаться лишний раз по работе, ибо потом за ним следовало ещё три дня выходных. Ну, и в третьих, я почему-то заранее был уверен в том, что со звуком в Москве лажи не будет, скажем так: либо будет полная лажа (30% вероятности), либо всё будет классно (70% соответственно). Насчет звука в «Октябрьском» я уже не был так сильно уверен и процентное соотношение давал с точностью до наоборот. Хотя, слишком уж долго наши промоутеры зазывали Кримсон в Россию, чтобы так бездарно провалить организацию концертов в обеих столицах. В общем, решил окончательно: еду – это раз; в Москву, а не в Питер (и тем более не в Варшаву) – это два. В связи с окончательно принятым решением встал ребром вопрос о своевременном приобретении билетов. Как вы сами понимаете, с билетами на заграничные концерты проблем не существует никаких, т.к. через интернет можно заказать что угодно и где угодно. Например, на концерт Кримсона в Стокгольме билеты начали продаваться ещё до официального объявления дат европейского тура. Но с российскими концертами дело обстояло, естественно, не так просто, у нас тут не заграница! Что, спрашивается, оставалось делать в такой ситуации? Да ничего! Оставалось только ждать.
Пока билеты не были куплены, оставалось достаточно времени чтобы по-хорошему ознакомиться с ТРТВ. Я решил подойти к этому обстоятельно, но и без фанатизма, т.е. не так как это было с предыдущим The ConstruKction of Light (TCoL). Поэтому слушал диск неторопливо, с чувством, с толком, с расстановкой. Оказавшись в командировке в Москве, прикупил оригинальные и альбом и ЕР. Не удержусь и замечу, что звук пиратских изданий и оригинальных различается настолько, что поставив в проигрыватель «родной» диск я слушал его практически заново. Впрочем, это не важно. Было бы желание услышать, а уж для предварительного ознакомления пиратские диски как раз подходят вполне. Тщательно расслушав нюансы на ТРТВ, сравнив пьесы на альбоме и на ЕР HWWYHTBHW, а также аналогичный материал на limited edition tour CD “Level Five” (тоже благополучно выпущенный нашими пиратами) я снова убедился в правильности своего первоначального ощущения в том, что «альбом в целом несомненно удался». Сравнивание материала на разных дисках наглядно показывало весь путь, который прошли пьесы за время неоднократных концертных исполнений, пусть даже и назывались они иногда по разному, но музыка-то при этом была одна! На фирменном диске, кстати говоря, особенно была заметна та самая работа по финальной шлифовке альбомной записи во время мастеринга в Англии, про которую рассказывал Роберт Фрипп во время своей пресс-конференции 5 февраля 2003 года в Лондоне. Эта пресс-конференция была даже опубликована в российской прессе перед концертом, но далеко не полностью, масса любопытных нюансов была, увы, пропущена. Вот, например, такой момент был выкинут напрочь.
======================================
Вопрос: говоря о балансе [разговор идет о ТРТВ], когда я слушал эту запись, то она звучала для меня как типичный альбом Кинг Кримсон. Но если я начинал вслушиваться в детали, то эта запись сразу же становилась полностью новой, т.е. начинала звучать для меня абсолютно по-новому. И в этом как раз заключается прекрасный баланс между двумя крайностями, между этими двумя аспектами King Crimson.
Роберт Фрипп: Я согласен.
Вопрос: Такова была цель?
Роберт Фрипп: Это было не случайно. Короткий ответ на вопрос будет – да. Форма – очень важная вещь. Для меня форма вообще наиболее важная вещь. Когда запись альбома в конце июля 2002 года прибыла из Нэшвила в Англию, это ещё не была запись альбома King Crimson. Это была запись Адриана, Роберта, Пата и Трея, сделанная звукоинженером Machine. Это был хороший альбом, примерно на 90% то, что вы слышите сейчас. Но это был еще не King Crimson. Оставались ещё 10% которые были добавлены в основном Дэвидом Синглтоном (David Singleton), моим партнером по DGM и ToneProbe, который занимался редактированием и мастерингом. Долгими вечерами мы редактировали, микшировали, мастерили и ремастировали запись снова и снова. И пока мы этим занимались, наши долгие вечера прерывались частыми телефонными разговорами с юристом Sanctuary Records, по поводу контракта на издание альбома. В общем, альбом в том виде, в каком он существует, получился совсем не случайно, но и не был предопределен в таком виде заранее.
Вопрос: ну и что же было этими десятью процентами, которые изменили обычную запись King Crimson до того вида, который мы имеем сейчас?
Роберт Фрипп: вот если вы посмотрите на это здание снаружи, то это как бы просто здание. Если вы зайдете внутрь и там не будет никакой мебели и другой обстановки, то вы так и скажете - это просто здание. Когда заканчивают постройку дома, то всё то что размещается внутри, например мебель, декорации на стенах и прочее стоит относительно дешевле чем само строение, но именно это внутреннее убранство позволяет сказать, что вот это здание именно офис Sanctuary Records, а не что-либо иное. Так вот, эти финальные 10% и есть как раз именно это.
Вопрос: стало быть, Дэвид Синглтон входит в состав группы Кинг Кримсон?
Роберт Фрипп: Дэвид, ты входишь в состав Кинг Кримсон?
Дэвид Синглтон: нет, не вхожу…
Роберт Фрипп: Дэвид не участник Кинг Кримсон. Несмотря на это, он один переслушал столько записанной Кинг Кримсоном музыки, архивных записей и альбомов, сколько не переслушал ни один человек на свете, в том числе и я сам. К примеру, Дэвид провел четыре месяца, занимаясь мастерингом и редактированием концертных записей 1969 года, это как раз то, что потом было издано в виде 4-х дисковой Epitaph. А это огромная работа. И это только 1969 год. А еще будут 1971, 1972, 1974 и так далее...
В DGM мы с Дэвидом – равноправные партнеры, пятьдесят на пятьдесят. Ни у него, ни у меня – никаких привилегий. Если мы о чем-то не можем договориться, этого не происходит.
=================================
Я не случайно решил привести здесь такую большую цитату из пресс-конференции. Она кажется мне достаточно важной и многое объясняет в том, как записывался ТРТВ. Получается, что его относительно быстро записали в Америке, и звукорежиссером был некто, скрывающийся под именем Machine. Где-то в своём дневнике Фрипп говорил о том, что это очень талантливый молодой человек, буквально схватывающий всё на лету. То, что этот молодой человек предпочитает делать со звуком, можно услышать на втором треке HWWYHTBHW – металл металлом, словно Оззи Осборн какой. В-добавок ко всему, сами участники Кримсона его наверняка не выбирали, скорее всего он был предоставлен Sanctuary Records в необсуждаемом порядке. Понятно, что ни Фриппу, ни всем остальным это не понравилось, но что делать? Вот поэтому и пришлось потом с этой «машинной» записью столько возиться и многое переделывать. А пока возились, постоянно звонил юрист из Sanctuary и торопил, дескать, все сроки проходят, пора альбом выпускать и всё такое прочее. Вполне возможно, что так всё и было.
Между тем, пока я пытался разобраться с ТРТВ, с HWWYHTBHW и с Level Five билеты на концерт стали благополучно продаваться, но только в Питере, а не в Москве. С одной стороны всё правильно, в Питере концерт на два дня раньше будет, но с другой стороны – а почему в Москве до сих пор нету? Я звонил в кассы «России» каждый день, но билетов в продаже всё не было и не было. Я не сомневался, что в любом случае попаду на концерт, но всё-таки хотелось сидеть не на балконе, а где-нибудь в первых рядах и желательно посередине. Поэтому и суетился. Билеты поступили в продажу только 22 мая в четверг. Причем как-то очень странно. Если утром по телефону отвечали что есть все места, хоть на первый ряд, то к обеду оказалось что есть только последние ряды амфитеатра, ну и балкон, разумеется. Сам я в это время находился дома и попросил своего коллегу, находящегося в командировке в Москве, дойти до «России» и купить билеты (мне нужно было два). Вот он и купил – амфитеатр, левая сторона, ряд 16, места 2 и 3. Цена каждого билета при этом была аж 1300 рублей. Нехило так! Особенно в этой нехилости я убедился, когда нарыл в и-нете план зала и увидел, что эти места находятся с самом углу зала, на предпоследнем ряду, т.е. дальше уже был только балкон. Интересно, сколько же тогда будут стоить билеты на первый ряд партера? Но этого я так и не узнал до самого дня концерта. Сюрприз, так сказать, был такой. А билет, правда, не на первый, а на третий ряд партера в центре мне неожиданно предложил не кто иной как Георгий (Providence) Хурошвили. Как оказалось, он специально поехал в субботу 24 мая в кассу «России» и купил два билета в расчете на меня. За что ему большое спасибо! Причем сколько стоит билет он в е-мэйле не сказал. Хотя, сколько бы он ни стоил, я бы всё равно от него никогда не отказался. А вы?
Стало быть так: билеты на концерт есть, даже один как бы лишний, - значит можно окончательно заняться подготовкой к поездке. Самое время ещё раз послушать ТРТВ и HWWYHTBHW. Но неожиданно у меня всякий интерес к этой музыке пропал. Я несколько раз пытался пересилить себя и старательно запихивал диски в проигрыватель. Но, увы, ничего не получалось. Пьесу Level Five я ещё как-то выдерживал, но Eyes Wide Open каждый раз заставляла меня морщиться своей приторностью, и я уже ничего дальше с собой поделать не мог. Ну и ладно, махнул я рукой, стало быть так звёзды стоят, что у меня интерес пропал. Это даже лучше, зато не будет исступленного фанатизма на концерте, буду слушать всё тщательно и запоминать каждую мелочь, может быть даже из вредности Фриппа сфотографирую в очередной раз. В общем, стал я слушать народную музыку Эфиопии – на самом деле это гораздо интереснее, чем King Crimson, но понять это сразу не так просто. Эфиопские пластинки, кстати, были вот такие: ETHIOPIE - Polyphonies des Dorze (p)le chant du monde, ALEMU AGA - Baganna of Ethiopia, the harp of King David (p)1995 Long Distance, MUSIC FROM ETHIOPIA the central highlands the desert nomads & Eritrea recordings by Jean Jencius (c) tangent records 1970 (c)topic records 1994 topic world series. Если кому попадутся такие компакты – настоятельно рекомендую не пропускать их мимо.
Пока суть да дело, в Москве запоздало начала развертываться «рекламная компания», на улицах появились афишы, в интернете и прочих печатных изданиях стали появляться кое-какие материалы. Чепуха по большей части, но некоторые были весьма забавными. Чего стоит только ФОРМА КИСТИ – душещипательная статья Олега Пшеничного, опубликованная в московской еженедельной газете "Большой город" №18 (58) 6 июня, стр. 46. Кстати говоря, в кассах «России» (не знаю как обстояло дело в театральных кассах Москвы) вместе с билетами выдавали небольшие брошюрки с рассказом о том, что же это за диковина такая King Crimson, и в чем заключается её (этой диковины то есть) уникальность. Статью в брошюре также написал Олег Пшеничный. Опечатки и фактологические ошибки рекламной статьи в брошюре с лихвой искупало наличие белого квадратика с надписью «Место для автографов» и приглашением на раздачу оных в магазине «Союз» на Ленинском 11 июня в 18-00, что повеселило меня больше всего. Справедливости ради нужно сказать, что фамилии Фриппа в списке раздающих автографы указано не было. И на том спасибо.
К назначеннной дате концерта я благополучно прибыл в Москву, и только приехав сообразил, что в этот день 12 июня будет отмечаться не только «независание компьютеров», а ещё и государственный праздник – это означало, что по Красной площади будет шататься куча народу, над городом будут летать военные самолеты, помахивая крыльями, и что нормальное передвижение с целью просто погулять по центру будет затруднено. Впрочем, оказалось, что все эти салюты происходили в первой половине дня, а потом всё было спокойно. Утром, проходя мимо одной из театральных касс, я обратил внимание что, на одной из её боковых сторон висит листок с мини-вариантом (размер А4) афиши концерта Кинг Кримсон. Заглянув в окошко, я поинтерсовался у кассира, а есть ли билеты в продаже, и если нету, то нужна ли им ещё эта бумажка. Билетов в кассе ожидаемо не оказалось, бумажка была тоже не нужна, и поэтому мне её запросто совершенно безвозмездно отдали. Мелочь, а приятно. Потом я произвел опрос ещё некоторого количества попадавшихся по дороге театральных касс на предмет наличия таких же плакатиков. Где-то их просто выбросили, т.к. билеты давно кончились, где-то изрезали на квадратики, на которых кассиры пишут о том какие билеты есть в наличии и вывешивают это над окошком, но кое-где эти бумажки остались, так что мне удалось собрать ещё парочку. В конце этого обхода я даже сам удивился своей собственной активности – и с чего бы это такая прыть? Также во время этой прогулки я приобрел журналы «Афиша» и «Досуг» с заметками о предстоящем концерте Кримсона. В «Афише» (№11 (106) на две недели с 9 по 22 июня, стр.30) была опубликована та самая урезанная пресс-конференция Фриппа о которой я говорил раньше (кто выполнил перевод, кстати, не указано), а в «Досуге» (№22 (318) 9-15 июня, стр. 46) Елена Савицкая сочинила нечто похожее на то, что Пшеничный написал для брошюры, выдававшейся вместе с билетами, т.е. нечто совсем неинтересное. Да, совсем забыл упомянуть, что ни в одной из театральных касс билетов на концерт давно уже не было, а обошел я никак не меньше десятка. Похоже, что зал должен быть полным. Ух-ты, ух-ты! Это хорошо!
Перед концертом я встретился с Георгием, который вручил мне билет, посмотрел я на бумажку и –оппаньки – цена оказалась аж 3900 рублей! Про такие цены нигде даже не писали, чтобы не отпугивать народ. Зато ряд был третий в партере, и место 23 - самая середина, прямо у центрального прохода, я это помнил ещё по плану зала. Отличное расположение, хотя и дорого, конечно, особенно если сравнивать с ценами на билеты в Риге, Варшаве и даже в Питере. Почему так? Почему в Варшаве билет на первый ряд партера стоил 60 евро, а нас 3900 рублей? За что такая несправедливость? Отступать назад было уже некуда, да и незачем, поэтому идя к зданию гостиницы «Россия», я надеялся, что может быть Фриппа сотоварищи поселят на эти деньги в приличный отель, хотя бы в тот же «Балчуг», который находился на противоположном берегу Москва-реки, почти прямо напротив концертного зала. И отель хороший, и совсем рядом находится. Представьте себе моё разочарование, когда я потом прочитал в дневнике Фриппа о том, что их поселили именно в «России»!!! Просто позор какой-то!!! Ну, а пока я топал по Красной Площади с Георгием, обсуждая с ним всякие околокримсоновские новости, в частности свежие сообщения в providence-листе о концерте в Питере. Ведь я их не читал, ибо ехал сутки в поезде, а в поездах у нас пока, увы, Интернета нету. Концерт в Питере состоялся, Евгений Поляков радостно написал по этому поводу вот что:
======================
Только что с концерта. Не хочется высоких слов, но супер. Один из лучших, что я видел ever. Билет у меня был в пятом ряду, но я пересел на свободное во втором почти (с точностью одного метра) напротив Фриппа. Надо быть поэтом, каковым я не являюсь, чтобы описать все это. Поэтому я - пас. Никакой, к счастью, warm-up группы не было. Вместо этого начало задержали на 45 минут. Исполнили почти весь Power to Beleive, который перемежался двумя вещами с Thrak и несколькими с Happy with... На бис выходили три раза. Все относительно старые вещи. Belew исполнил соло Three of a Perfect Pair, о чем поведал, что эта вещь исполяется впервые за весь тур. Все закончили Red`ом, что было самой старой вещью КС. Басы были оптимизированы на центр зала (впрочем, справедливо) и в первых рядах звуком больше трясло (называется порог осязания). Звук во втором ряду был на уровне 110-120 dB, и после в ушах немного звенело. Все -класс. Касательно Фриппа: весь концерт отсидел в темноте. Можно было только верить или знать, что темный профиль справа на сцене – это Фрипп. Ни при каких обстоятельствах не выходил вперед и сразу, как надо было уходить, уходил огородами, оставляя Belew и Gunn`у раскланиваться перед публикой. Вообще говоря, довольно свинское отношение к публике, если хоть о каком-то отношении можно говорить. Следить за его техникой никакой возможности не было даже с первого ряда, куда я перебрался во время исполнения на бис. Фрипп сидел в профиль левым боком, и даже с другого края зрительного зала было абсолютно невозможно видеть, что он делает. Только его левая рука шевелилась и лампочки мигали. В общем, говоря словами Паниковского: Шура, вы знаете, как я уважаю Роберта Фриппа, но вам, Шура, я скажу как родному, это жалкая и ничтожная личность. Шутка. Если серьезно, кажется, у него такая болезнь, когда человек не может терпеть света... Играл он классно на своем "Фрипотроне":-), а когда он заиграл на нем, как на фоно, я вообще выпал. Обратите внимание на технику Трея Ганна. Я просто не знал, чего сказать, когда он одной рукой играл на гитаре (впрочем, не вполне уверен, что это гитара, а правой рукой на клавишах). Я его зауважал:-) Мастелотто отрастил бородку и был в очках. Если бы я не знал его, я бы тоже его не узнал. Про Belew чего говорить?.. Супер, одним словом. В середине концерта один чувак полыхнул вспышкой, после чего я много узнал о его сексуальной ориентации и прочих порочных наклонностях и умственных способностях, а также к какому классу млекопитающих он отностится по классификации Карла Линнея. Одно фото я все же сделал во время соло Belew, и к удивлению моему меня никто не осудил. Не знаю, что получится. Продавались футболки немецкого производства с картинкой Power to Beleive и городами тура по 500р и кепки по такой же цене. Концерт с бисами длился 2 часа. Кто будет сидеть в первых рядах по центру, ловите в конце палочки Мастелотто. Он их выкинет. Кто этого не увидит (имею в виду не выкидывание палочек, конечно), пусть кусает локти. Искренне сожалею, что не смогу присоединиться к Вам после московского концерта на кружку пива или на сотню грамм текилы... Наверное я что-то пропустил, но остальное вы увидите и услышите сами. Всего, Поляков
======================
О как! Правда, я это уже потом после московского концерта прочитал, Георгий мне впечатления Евгения своими словами передал пока мы до «России» шли. Стало быть, раз в Питере концерт состоялся, то Кримсон в эту страну пустили, и в Москву они уже точно вчера приехали. Ибо в душе оставались какие-то невнятные легкие сомнения по поводу вероятности того, что концерт состоится. Теперь эти сомнения испарились напрочь – если мероприятие прошло в Питере, стало быть, в Москве точно будет. Ко входу в концертный зал мы подошли примерно в половину шестого. Внутрь обещали начать пускать в шесть часов («впуск в фойе в 18-00» - так было на билетах написано). Оставалось время замахнуть по пивку, но… пива нигде на доступном расстоянии не оказалось. Палатки-то были, но пиво в них уже кончилось, днём всё выдули, праздник же был в центре, народ шатался туда-сюда и выпил всё пиво, нам ничего не осталось на пром-замах. Пришлось пить среднегазированную бонакву. Во, жизнь! Приехал в Москву на концерт Кинг Кримсона и пивка непосредственно перед началом мероприятия вмочить негде! Безобразие просто! Но полчаса пролетели совсем незаметно, у входа в концертный зал уже толпилось некоторое количество народу, я совсем не хотел, чтобы повторилась варшавская история, когда мы добрались до места проведения концерта с получасовым опозданием, поэтому хотел попасть внутрь согласно объявленного расписания и посмотреть на весь процесс от начала до конца. Нужно отметить, что двери в фойе открылись именно в 18-00, не раньше и не позже. Пройдя вовнутрь, через проверку содержимого сумок и рамку металлоискателя – проверяли абсолютно всех, вежливо и без суеты, – я увидел, что везде развешены объявления с просьбой не фотографировать и с упоминанием, что это «личная просьба Роберта Фриппа». Ну ладно, тогда не буду, раз это «личная просьба», хотя фотоаппарат у меня с собой в сумке лежал, его не заметили ни секьюрити, ни металлоискатель не учуял. Пива в буфете, разумеется, тоже не было. Одна, блин, кока-кола и бонаква. Тоска, слушай, да?! Поэтому пришлось прикупить пару футболок с обложкой ТРТВ спереди и списком городов европейского тура сзади. Стоили они, кстати, 600 рублей, а не 500 как в Питере. И тут дифференциация! Кепку с логотипом DGM и женский топик с обложкой Discipline я покупать не стал – кепка мне не понравилась, а топик был как-то ни к чему. Компакты кое-какие тоже продавались, наверное, почти все номерные альбомы Кримсона и ещё что-то – было даже несколько альбомов в картонках под винил, но меня это не интересовало, т.к. всё это добро уже давно было приобретено обычным союзно-легионно-горбушечным порядком. Пока топтались в фойе, я пытался разглядеть среди пришедших на концерт кого-нибудь из знакомых. Встретил только Андрея Сучилина, Сергея Гурьева и ещё мельком заметил Алексея Липницкого (с которым я лично не знаком). Рацкевичей-Макаревичей и «всех остальных, кто на дерево влез» вроде бы не было. И это тоже хорошо. По фойе ходили какие-то бабушки с бумагами и задавали вопросы публике – проводили какое-то анкетирование, небось – но к нам почему-то не подошли ни разу, старательно как-то обходили. К чему бы это? Может быть Негодяя (http://musicmind.narod.ru) испугались? Он, кстати, сразу же решил ехать на концерт, узнав, что у меня образовался один свободный билет, пускай что в конце зала, зато гарантированно. Вообще интересно – из каких городов в Москву приезжал народ? Архангельск, Краснодар, Питер, Киев – это то, что я точно знаю. И Подмосковье ещё наверняка было. А, судя по количеству собирающегося в фойе народа, зал должен быть полным наверняка.
Мероприятие началось в 18-45, когда открыли двери в зал и начали запускать народ. Фрипп при этом уже находился на сцене и встречал заходящих своими саундскейпами. Публика не знала, как это воспринимать и поэтому на всякий случай народ построился у сцены и пялился на "живого Фриппа" используя предоставившуюся возможность лицезреть "легенду" в непосредственной близости. Хорошо хоть никто не пытался фотографировать, а то получилось бы как в Питере, когда ему с первых минут, таким образом, испортили настроение на весь вечер. В общем минут 15 он это назойливое (хотя и уважительное) внимание терпел, а потом тихо ушел, пустив звучать петлю… Народ разходился по местам согласно купленных билетов – кто на балкон, кто в амфитеатр. В партере осталось совсем немного, а Фрипп дождавшись, когда перед сценой стало пусто, опять вышел и снова принялся генерировать свои звуковые пространства. В итоге, вместе с этим перерывом на рассеивание публики по залу, общее время саундскейпов составило аж 40 минут с небольшим, здорово, да? Говоря о концертных саундскейпах Фриппа, я хочу ещё упомянуть вот что: всё время считал, что это некий поток сознания, который записывается по мере возникновения желания его зафиксировать. Но, оказалось, что это далеко не так. Фрипп вдруг совершенно узнаваемо сыграл несколько фрагментов из November Suite и я стал обращать внимание на то что он временами сосредоточенно переключает какие-то тумблеры на оборудовании своего Lunar module (рэка с аппаратурой) – стало быть это вовсе не никакой «поток сознания», а сочиненные, композиционно завершенные структуры, каждую из которых Фрипп прекрасно помнит и легко воспроизводит в нужный момент времени. Честно говоря, вот этого я не ожидал, думал – всего лишь спонтанное «жужжание» разных «протяжных» семплов, активированное гитарой и не более того. Оказалось совсем не так. Более того, я подозреваю, что у Фриппа эти пьесы должны быть записаны нотами и их может исполнить, например, камерный струнный оркестр. Оказалось, что такая мысль пришла в голову не мне одному – вот какую заметку я недавно прочитал на сайте www.krimson-news.com «The Music of Robert Fripp, performed by the Metropole Orchestra» - «Музыка Роберта Фриппа», аранжировки для оркестра Эндрю Килинга (Andrew Keeling), soundscapes расшифрованы Бертом Ламсом (Bert Lams); в исполнении Metropole Orchestra прозвучит 28 июня 2003 года в рамках Holland Festival в Амстердаме. Стало ясно, что у Фриппа своих нотных записей саундскепов таки нет и он всё держит в голове – это раз, и что он сам организацией подобных мероприятий не занимается – это два. И потом, для программы Metropole Orchestra были выбраны такие произведения (Dangerous Curves, Black Light, Requiescat, Red, Midnight Blue, Misereire Mei, Lark`s Tongues in Aspic, part II), что мне сразу стало ясно, что это обычное мероприятие, когда симфонический оркестр классического состава гонит на сцене рок-хиты вроде Smoke On The Water в обработке, пытаясь таким образом продемонстрировать свою широту взглядов и прогрессивность. В общем, это совсем не то, что я первоначально имел ввиду относительно исполнения саундскейпов симфоническим оркестром, так что прошу прощения за отклонение от темы и давайте вернемся в ГЦКЗ «Россия», где на сцене продолжал творить своё электрогитарное волшебство Роберт Фрипп. Несмотря на то, что саундскейпы продолжали звучать практически непрерывно, начало и конец каждой пьесы было легко идентифицировать хотя бы даже по поведению самого маэстро, поэтому после каждого произведения в зале раздавались аплодисменты – народ легко узнавал в этих звуках что-то для себя знакомое и благодарил Фриппа. Я так думаю, что ему наверняка это было приятно слышать. И уж во всяком случае никто в зале не расценивал эти звуки как настройку аппаратуры перед концертом, как это было упомянуто где-то в рассказе о концерте в Питере.
Примерно в 19-25 Роберт Фрипп ушел со сцены, саундскейпы медленно затихли, но на сцене вместо King Crimson появился организатор концертов КС в России Александр Чепарухин. Представившись, он ещё раз убедительно попросил присутствующих воздержаться от фотографирования и ещё раз напомнил, что это личная просьба Роберта Фриппа. Я оглянулся назад и увидел, что зал заполнен полностью – может быть, где и были свободные места, но это были единицы, да и не видно мне их было абсолютно. Прямо передо мной в проходе уверенно расположились два секьюрити, Чепарухин им, кстати, передал ещё одну просьбу Фриппа – не маячить перед сценой стоя, и парни тут же послушно присели на корточки, а потом им коллеги вынесли складные стульчики. Так что сидели они от меня на расстоянии пары метров, и если бы я даже очень захотел сфотографировать происходящее на концерте, то мне это наверняка бы не удалось. Потом во время концерта я наблюдал как эти ребята выносили из зала под руки нарушавших правила поведения, т.е. выносили в буквальном смысле, а разбирались видимо потом с этими нарушителями в фойе. Так что не судьба, ну и ладно. Я приготовил листок бумаги и карандаш, чтобы зафиксировать сет-лист концерта для того чтобы потом знать о чем говорить, а то ведь вылетает всё моментально – через пару часов после концерта уже ничего не вспомнить. Охранники тут же покосились на мои манипуляции с сумкой, но, увидев, что ничего предосудительного я не затеял, тут же успокоились.
В половине восьмого на сцене «России» появились сразу все четверо музыкантов и выступление стремительно началось! На двух подставках перед Адрианом Белью стояли клавиши и небольшие электронные барабаны, я всё думал, что же именно он будет с ними делать, ведь обычно клавишные инструменты в Кинг Кримсон со времен «Дисциплины» не использовались. Но всё оказалось очень просто – эта клава была использована за весь концерт только для обеспечения «вокодерных фраз» из ТРТВ, а электрические барабаны – в качестве перкуссии во время исполнения ТРТВ part 2, так что Кримсон остался как всегда верен своей гитарной традиции концертных исполнений. С первых секунд звучания Level Five я ощутил, какой мощный и одновременно комфортный звук был выстроен в зале для концерта! Не знаю уж как-там насчет уровня в децибелах и порога осязания (уши у меня не проградуированы в дБ как у Полякова), но звучало очень чисто, прозрачно и буквально осязаемо руками – мне казалось, что звук можно было буквально потрогать, настолько ощутимо я чувствовал его каждой клеточкой тела. Но, повторюсь, это было совсем не болезненно громко, а очень комфортно и приятно, словно плаваешь в бассейне с водой, температура которой равна 36 градусам. В Варшаве было куда хуже, сразу же подумал я – скорее всего из-за того что, зал театра «Рома» меньше размерами по сравнению с «Россией», да и сам РА-аппарат там был наверняка другой. Убедившись в том, что лажи со звуком на этом концерте не будет, я сразу обратил внимание на то, что группа привезла с собой собственную свето (цвето) установку под управлением своего свето-режиссера, ибо уж больно справно и синхронно переключались лампочки во время того или иного перехода в каждой пьесе. Буквально с самой первой пьесы, той самой Level Five, стало понятно в какой великолепной форме находится сейчас квартет – материал отлично отработан, отыгран во время американского и японского турне и исполняется сейчас настолько хорошо, насколько такую музыку можно вообще исполнить на концерте. Супер – одно только слово! Исполнение следующей песни – Prozack Blues было гораздо более сильным, если сравнивать с европейскими концертами трехлетней давности. В известном месте «I went to my physician who was buried in his thoughts, he said, "Son, you`ve been reading too much...» Адриан сделал легкую паузу, и зал тут же дружно проорал – Elephant Talk! В целом, народ рядом со мной, т.е. в первых рядах, сидел интересный и разный, мажоров, «влезших на дерево», не наблюдалось абсолютно, особенно выделялись двое парней в первом ряду, синхронно мотавших головами как завзятые металлисты, Белью постоянно на них поглядывал, удивляясь видимо тому, как это у них бошки не отваливаются. Во втором ряду, напротив, через проход сидели явно папаша с сыном, оба серьёзные такие в темных очках – кто кого привел на концерт – непонятно, но сидеть серьёзно, важно и неподвижно у них получилось только минут десять, потом ребята заметно вспотели (притом, что в зале было прохладно, кондишен работал отлично), темные очки у них сползли набок, рубашки расстегнулись наполовину, и они стали точно также махать головами, руками и орать в промежутках между песнями. Вот она – сила искусства! Периодически скьюрити напрягались, проподнимались со своих стульчиков и куда-то убегали в зал, что там происходило, мне не было видно, да и не интересовало это по большому счету. После Prozack Blues вполне логично пошла The ConstruKction of Light – исполняли её, разумеется, гораздо лучше и отчетливее, чем на альбоме. Сами понимаете, как TCoL записан – чтобы так же хреново сыграть и главное зазвучать, это ж постараться нужно! А тут ещё и аранжировку слегка изменили, добавили кое-чего, ритм чуть усложнили. Опять-таки Трей Ганн вместо одной Warr гитары работал одновременно на двух – первая у него висела традиционным образом на ремне, а вторая лежала на подставке для клавиш.
Вообще, о работе Трея Ганна на концерте хотелось бы остановиться подробнее. Обычно его все традиционно сравнивают с Тони Левиным. Ну а с кем ещё сравнивать? Посудите сами! Первое отличие между Тони и Треем заключается в том, что Левин предпочитает музицировать на традиционной бас-гитаре (ладовой или безладовой), либо на Чэпмен-стике (Chapman Stick), а Ганн работает исключительно на гитарах, изготовленных Марком Уорром (Mark Warr). Все остальные основные различия происходят как раз только от творческих индивидуальностей: всё-таки Тони Левин за свою жизнь переиграл на басу в массе классических рок-групп от Элиса Купера до Pink Floyd, а Трей Ганн буквально с самого начала своей музыкальной карьеры попал под крыло Роберта Фриппа (через учёбу в Guitar Craft), более никуда не распыляясь, и вот теперь эта разница двух подходов к исполнению басовых партий в King Crimson очень заметна. Разница заключается не в том, что что-то хуже или лучше, а в том, что это совсем разный подход к музицированию на инструменте. Хотя вроде бы, на мой немузыкантский взгляд, гитары Марка Уорра и стики Эмметта Чэпмена (Emmett Chapman) отличаются только наличием резонирующего корпуса у Warr гитар, т.к. Чэпмен стик именно палку (stick) со струнами из себя и представляет. Остальное одинаково: восемь, десять или двенадцать струн, чтобы можно было одновременно двумя руками исполнять разные партии, аккомпанемент и соло, соответственно, по четыре, пять или шесть струн на каждую руку, грубо говоря, получается две бас-гитары, совмещенных для удобства на один гриф и один корпус, а случае со стиком и вообще без корпуса. Приемы исполнения одинаковы для обоих инструментов – это игра на открытых струнах (touch-style или tapping playing), как это, например, делали на обычных электрогитарах Стенли Джордан (Stanley Jordan), Стив Вэй (Steve Vai) или, допустим, Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen). В нашей стране подобную технику игры практиковал Паша Титовец из московской группы «Нюанс», а также известный джазовый гитарист Энвер Измайлов. Поскольку Трей Ганн с самого начала обучался у Фриппа именно как гитарист, то соответственно этому и сформировался у него свой оригинальный исполнительский стиль, отличающийся от более классического отношения к инструменту у Тони Левина. Зачем Трею Ганну понадобилось на этот раз две Warr гитары, а не одна, мне пока непонятно, руки-то ведь всё равно две, а не четыре! Впрочем, ему самому, разумеется, виднее.
Концерт шел своим чередом. Я записывал на бумажке название каждой пьесы, секьюрити при этих моих манипуляциях с ручкой, сумкой и бумагой начинали сердито коситься. Ишь, бдительные какие! После The ConstruKction of Light ребята начали Facts of Life, потом какую-то пьесу с нового альбома, название которой я на концерте идентифицировал с трудом, но потом дома понял, что это был, несомненно, Elektrik. Как раз в этот момент я ощутил всю недостаточность степени изучения материала с ТРТВ, потому что в зале звучала какая-то музыка, а что это – я себе представлял с трудом. Ясно было только одно – это пьесы с ТРТВ, но что именно? Я совершенно отчетливо помню, что игрались ТРТВ часть третья и четвёртая, вспомнил уже после концерта, когда переслушивал компакт. Но когда именно это игралось на концерте, мне сейчас уже, увы, не вспомнить. Будем считать, что заключительные части ТРТВ игрались после Elektrik, иначе я в конец запутаюсь. В классическом наследии King Crimson я ориентируюсь лучше, поэтому когда раздались первые аккорды хорошо знакомого Dinosaur, я тут же уверенно записал это на листочке и посмотрел на часы – стрелки показывали десять минут девятого, сорок минут выступления пролетели совершенно незаметно и, судя по стандартному раскладу, играть кримсонам оставалось ещё примерно столько же. Когда эта мысль пришла мне в голову, сразу как-то взгрустнулось, поэтому песню про динозавра я прослушал совсем невнимательно. Ну и ладно. После Dinosaur Белью решил (хотя почему решил? наверняка сет-лист был согласован полностью до концерта!), ну вобщем – решил! – немного разбавить плотную музыкальную материю лирикой, сменил гитару (на сцене их было у него две, плюс акустическая) и затянул One Time. Народ в зале взвыл от счастья. Eyes Wide Open, к слову сказать, на концерте не исполнялась. Концепция такая, стало быть. А обещали, что будут петь только «новые песни», старые вообще нет – вот ведь «обмансчики» какие! То что, заиграло после One Time, я вообще никак узнать не мог очень долго, и только спросив Георгия, понял что это оказывается звучит Happy with what you have to be happy with, а не что-нибудь иное. Весь металл и жесткость звука исчезла в концертном исполнении напрочь, и композиция стала восприниматься как-то совсем по-иному: не лучше и не хуже, а просто совершенно по иному. Наверное, это тоже концептуально, подумал я. То, что зажурчало после HWWYHTBHW, кажется мне сейчас не чем иным как ТРТВ часть вторая или Virtuous Circle (на Level Five) плавно перешедшей в Dangerous Curves и далее вполне логично для римейка The Talking Drum – в Larks` Tongues In Aspic Part IV (вместе с бестекстовым вариантом Коды).
Вот эти последние двадцать минут «официальной части» концерта осознаются мною сейчас как его самая сильнейшая часть! King Crimson предстал перед нами во всем своём ураганном великолепии! А жесточайшее соло Фриппа в четвертой части Larks` Tongues In Aspic вообще было абсолютным и максимальным пиком! Напряжение было невероятным! Несмотря на прохладу в зале (кондиционеры продолжали работать без замечаний) я успел два раза вспотеть и в конце аж прослезиться. Поверьте мне, было от чего. В тот момент я полностью поддерживал Фриппа в его отношении к фотографированию во время концерта, одной вспышки в зале во время такого соло как на LtiA pt.4 достаточно, чтобы моментально и напрочь сбить с толку любого музыканта, даже барабанщика. Кстати о барабанщиках. Пат Мастелотто на концерте в Москве продемонстрировал заметно возросший уровень исполнения, хотя бы относительно Варшавского концерта. Во-первых, как известно, Фрипп «разрешил» ему работать на акустических барабанах, тарелках и остальной перкуссии, во-вторых, Пат оставил себе также и электронные барабаны (к которым видать просто привык), ну, а в-третьих, он стал осваивать «нетрадиционную перкуссию» а-ля Джами Мюир (Jamie Muir): пилы, цепи и т.п. Смотрелось и слушалось – супер! Кстати, применял он эти свои percussion & allsorts как раз во время исполнения связки Dangerous Curves – LtiA pt.4. В какой-то момент из-за ударных вылетел обломок барабанной палочки – Мастелотто работал на совесть! Оформление сцены во время этой заключительно части концерта тоже изменилось – среди музыкантов выросли четыре надувные скульптуры в форме изогнутых рогов, глядя на фотографии с американских концертов, я всё время думал о том, что это за штуки? – оказалось так задумано! Наверное, это как раз те самые Larks’ Tongues, слегка увеличенные (видимо для доходчивости) в размерах?
Центральной фигурой на сцене был, конечно, традиционно Адриан Белью. Общеизвестно, что во все времена King Crimson Роберт Фрипп всегда находился на сцене, сидя на стуле – скромно так, в сторонке. В последнее же время это его стремление приобрело маниакальный характер, прожектора его на сцене не освещают совершенно, сам он одет в черное, сидит к залу почти спиной (прямо как Майлс Дэвис) – поэтому неподготовленный слушатель сидящий к тому же где-нибудь на балконе может его вообще не заметить или принять за техника, помогающего музыкантам во время концерта. К слову сказать, такой техник на сцене у Кинг Кримсон есть, у него свой пульт размерами не меньше чем пульт в зале и скрыт он всегда за правой кулисой, из зала его наверняка почти не видно, но в его задачу, наверное, входит мгновенно переключать инструменты в случае возникновения неисправностей – гитары у Фриппа и Белью (по две штуки каждому) стояли на подставках с уже воткнутыми шнурами, во как! Весь концерт я наблюдал за Робертом Фриппом, с третьего ряда мне было его прекрасно видно – сразу хочу отметить тот факт насколько точно соответствовали все его соло студийным вариантам! Иными словами, за время концерта он не допустил ни одного отклонения от своих математически расчитанных в студии импровизаций! Ну, а если какие-то отклонения были, то «без микроскопа» их было не заметить. Разумеется, такая точность исполнения требует невероятной концентрации, вот почему с годами Роберт стал настолько критичен к тому, что его окружает на концерте, не говоря уже о вспышках фотоаппаратов. В этом я его очень хорошо понимаю. Полной музыкальной противоположностью Фриппу был на сцене Адриан Белью: он играл свои гитарные партии, порой импровизируя при этом так, насколько это позволяла структура каждой конкретной композиции, демонстрировал великолепную технику слайд-гитариста, постоянно переключал гитарные устройства обработки у себя под ногами, извлекая неожиданные звуки, барабанил по перкуссии, вобщем сам себе веселился от души. И кто это только говорит, что трудно отличить гитару Белью от гитары Фриппа? На студийных альбомах по звуку – пожалуй, да, соглашусь. Но вот на концерте различия слышны невооруженным ухом – хотя бы по тому, как каждый из них подходит к вопросу импровизации: Фрипп старается абсолютно точно соответствовать студийной версии в каждом нюансе композиции, а Белью любит поиграть всласть и ему это позволяется всё больше и больше с каждым годом. Вполне возможно, что из середины зала это было менее заметно, но, повторюсь, с третьего ряда партера я видел каждый взгляд, которым переглядывались музыканты, поэтому с такой вот визуальной поддержкой ориентироваться в том, кто сейчас именно играет какое соло, было достаточно просто.
Неудивительно, что сразу же после исполнения таких сложных и эмоционально напряженных композиций, звучавших в финальной части, музыканты стремительно удалились со сцены – «официальная» часть концерта была на этом завершена, но, далее обязательно должны последовать бисы, иначе не бывает. Вопрос только в том, что именно будет исполняться и в какой последовательности. Между тем с самого момента ухода музыкантов со сцены зал аплодировал стоя! У сцены моментально образовалась группа поклонников и поклонниц с цветами и почему-то с книжками Кальницкого в руках, я даже заметил у кого-то японское (!) виниловое издание Starless and Bible Black – зачем было тащить такую пластинку с собой на концерт, зная, что автограф у Фриппа всё равно не заполучить, а просить расписаться на этом издании Белью, Ганна и Мастелотто, мягко говоря, бессмысленно? Поклонников и поклонниц охранники не разгоняли, видимо таким было указание от организаторов. Когда через некоторое время группа появилась на сцене, то охранники просто жестами попросили всех собравшихся в проходе присесть на пол, чтобы не закрывать обзор находящимся на своих местах в партере, вот и всё. Вежливо, да?
Поскольку Адриан Белью после перерыва на сцену не вышел, то я сразу понял, что будет исполняться не что иное, а именно Deception of the Thrush, просто ничего другого без Белью обычно King Crimson не исполняет (хотя на компактах, где есть эта пьеса, Адриан в авторах указан). Такие предположения, разумеется, немедленно подтвердились, и в зале зазвучала одна из моих самых уважаемых пьес, полюбившаяся ещё со времен кримсоновских ПрожеКтов (ProjeKcts). Композиция просто супер! В первой её части – гениально жесткая минималистическая гитарная работа Фриппа, а во второй… во-второй всех присутсвующих поразил Трей Ганн своим восхитительным соло как раз на той Warr-гитаре, что лежала у него на подставке! Ух-ты, ух-ты! Не зря стало быть ему два инструмента нужны – строй на этой второй гитаре был явно другим! На варшавском концерте эта пьеса также исполнялась (я помню, хотя я и не знал тогда, что она носит это название), но вот такого мощного и развернутого соло во второй части на фоне саундскейпов для неё в 2000-м году ещё придумано не было, и вообще я всё время думал, что на записях это Фрипп играет, звук-то гитарный, а оказалось, что Трей Ганн – вот вам и «просто» басист! Приятно удивлен в зале «России» был явно не только я один. В едином порыве все в зале встали и долго аплодировали музыкантам, которые снова ушли со сцены. Вместо них появился один улыбающийся Белью – всё ясно, теперь нас ждет не что иное как Three of the Perfect Pair в сольном исполнении на акустической гитаре – эту песню Адриан исполняет, наверное, на каждом концерте, по крайней мере, в Варшаве всё обстояло точно также, не говоря уже о концертах европейского тура в этом году. Почему это преподносилось как «сюрприз» – я не знаю. Ну что сказать – публика в зале была просто в восторге! После непродолжительных аплодисментов (третья пьеса была, стало быть, тоже запланирована) на сцене появились остальные музыканты, и зазвучала Frame by Frame. Сразу же стало ясно, что Фрипп и Белью заметно устали – повторить студийную версию с точными до долей секунды вступлениями цикличных гитарных партий им не удалось два раза подряд. Адриан пожимал плечами, переглядываясь с Фриппом, дескать, что ж делать, ну не вышло, просчитались немного, а потом улыбался залу – простите, ребята! А ребята готовы были простить всё, лишь бы King Crimson в этот вечер вовсе не уходил со сцены, поэтому, когда после Frame by Frame музыканты вновь удалились (я посмотрел на часы – время 21-10), никто в зале и не думал расходиться, овации превратились в сплошной шквал и продолжались до тех пор, пока Роберт, Адриан, Трей и Пат снова не появились на сцене. Ого, подумал я, в Варшаве на бис возвращались только один раз! Девушки у сцены пытались преподнести цветы, пару раз Белью подходил и даже кого-то поцеловал в щечку, кстати, букет роз он передал Фриппу, тот в ответ поклонился залу, но к рампе сам не подходил. Потом за цветами выходил уже Трей, а потом девушки их просто бросали, пытаясь докинуть до музыкантов.. Вторую партию бисов открыла Elephant Talk – здорово, да?! Впрочем, на этой песне усталость музыкантов стала ещё больше заметна, всё-таки это вам не блюз на четыре четверти пилить или на синтезаторе сэмплами жонглировать – размерчики у Кримсона ещё те! Поэтому лично я даже и не хотел бесконечного продолжения, мне вполне было достаточно тех самых мощнейших двадцати минут TPTB pt. 2 / Dangerous Curves / Larks` Tongues In Aspic Part IV / Coda. Но после Elephant Talk кримсона сами обозначили финал – зазвучал Red (помните, на обложке альбома нарисован индикатор уровня с загнанной в красную область шкалы стрелкой) – иными словами, всё, дальше некуда! Справедливости ради нужно сказать, что Red отыграли отлично! Всё! Это уже точно конец – я снова посмотрел на часы, времени было двадцать с небольшим минут десятого. Роберт Фрипп обвел глазами переполненный рукоплескающий зал, постучал себя кулаком в грудь и поднял большой палец правой руки – во, молодцы, отлично, и улыбка до ушей! Таким довольным я его ни на одной видеозаписи не видел! Стало быть, проняли мы старину Роберта – а он к нам столько лет ехать не хотел! Неужели его в какой-нибудь Барселоне лучше принимают? Там Белью говорит “Please, NO photos!” А ему в ответ шквал вспышек из зала, типа, знай наших, и даже секьюрити ничего не делают, а только пальцами на музыкантов показывают! У нас же – попросили не фотографировать, никто и не фотографировал. Хотя одну фигуру с фотоаппаратом, мелькнувшую у сцены во время бисов, я всё-таки заметил (Фрипп тоже), но это был только один снимок и без вспышки. В общем, я так думаю, что Адриан не зря во всеуслышанне заявил со сцены, что мы скоро к вам ещё приедем, уж не знаю – правда будет это или нет, но за язык его никто не тянул. Публика ещё некоторое время бурно аплодировала, хотя было ясно, что больше ничего играть не будут. Вдруг на сцене появился Белью, но только лишь поднял оставшийся букет цветов, помахал рукой взревевшему залу и снова скрылся за кулисами. То есть, теперь уже всем стало абсолютно ясно, что концерт закончен, и народ стал медленно расходиться. Кое кто из самых любопытных подходил к микшерским пультам в зале и расспрашивал о чем-то у звукорежиссера Грега Дина (Greg Dean), выяснял, небось, кто на каких инструментах играет? В проходе стоял усталый Александр Чепарухин (словно он эти два часа на сцене работал), мы с Георгием подошли к нему, сказали спасибо и пожали руку – концерт был действительно великолепным – Александр нам в ответ тоже сказал спасибо за поддержку. И он был прав – таким, каким он получился, этот концерт смог стать только благодаря King Crimson и публике в зале, всё правильно!
Георгий, Негодяй и я ещё долго стояли в фойе, думали, что позвонит кто-нибудь из providence-листа, хотелось пообщаться, обсудить увиденное и услышанное. Но подошел почему-то только один человек (WWN) и всё.
Сет-лист концерта получился, таким образом, вот какой. Единственный смущающий меня момент – куда нужно вставить TPTB part 3 + part 4 + coda – я так и не могу вспомнить точно когда именно эти пьесы исполнялись. Хочу ещё раз отметить, что материал ТРТВ был исполнен полностью, за исключением Eyes Wide Open, которая была (впрочем, достойно) «заменена» на One Time.
1. TPTB a capella 2. Level Five 3. Prozack Blues 4. The ConstruKction of Light 5. Facts of Life 6. Elektrik 7. TPTB part 3 + part 4 + coda 8. Dinosaur (время 20-10) 9. One Time 10. Happy with what you have to be happy with 11. TPTB part 2 12. Dangerous Curves 13. Larks` Tongues In Aspic Part IV / Coda время 20-50 - ушли первый бис: 14. Deception of the Thrush 15. Three of the Perfect Pair (Belew acoustic) 16. Frame by Frame снова ушли - 21-10 второй бис: 17. Elephant Talk 18. Red всё - конец - время 21-21
Стоя в фойе мы обменялись первыми впечатлениями, весьма единодушными, надо сказать; иными словами, я плохо представляю себе человека, которому такое представление могло не понравится. Может быть только если кого затащили против желания (так тоже бывает), но энергетика выступления была такой, что могла обратить в «иную веру» абсолютно любого в зале. Теперь остается только надеяться, что эта запись московского концерта будет когда-нибудь издана хотя бы в рамках Collectors Club DGM – а почему бы и нет в самом деле?!
Ну, а пива мы попили после концерта по дороге к метро «Китай-город».
АТ (июль 2003)
И, как это ни странно, сегодня с величайшим удивлением обнаружил, что на torrents.ru добрые люди выложили видеозапись этого концерта (причем концерт полностью, и плюс минут 20 саундчека), да ещё и с неплохим (явно НЕ микрофонным)звуком! Офигеть! http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1479497
АТ (23 ноября 2009 г.)
Дальше я привожу рассказ Негодяя, который он сподобился написать только в сентябре. Зато, говорит, с мыслями собрался по-хорошему.АТ (сентябрь 2003)KING CRIMSON, Концерт в Москве, 12.06.2003
После того, как Андрей Турусинов вывесил на своем сайте статью об этом концерте, который я посетил, собственно, почти стопроцентно по его вине, мне и сказать то по большому счету нечего. Уж очень он все хорошо и подробно рассказал. Андрею в принципе свойственна какая-то просто дикая детализация событий, читая его концертные репортажи почти что переносишься на место действия, уж очень он достоверен в мелких, казалось бы, деталях, но в этот раз, мне кажется, он превзошел сам себя и представил вниманию тех, кто там не был, да и тех, кто там был, очень точный рассказ о событиях этого вечера. Когда в очередном письме я сообщил, что таки собираюсь написать статью об этом концерте, он заметил, что уже все забыл, и если бы не статья, которую давно уже написал сам, то забыл бы безвозвратно:-). А вот я почему-то всегда подобные материалы пишу именно по прошествии времени. С одной стороны да, детали стираются из памяти, с другой же все ощущения, суматошные и разрозненные на моме нт события, наконец, приходят к общему знаменателю.
Хочу заметить, что лично для меня KING CRIMSON надумали приехать в Россию как нельзя кстати, буквально на пике моего интереса к этому замечательному коллективу. Конечно, интересно было бы попасть на кримсонов году эдак в 1972-1974, но, прошу прощения, меня только в 1974-ом угораздило родиться, так что этот вариант отпадает. Неплохо было бы посетить их концерт периода Discipline, Three Of A Perfect Pair, но в те годы (1981-1984) я активно слушал BONEY M и ABBA, а особо дико перся с ARABESQUE, и только в 1985 примерно резко подсел на PINK FLOYD, что, видимо, навсегда сбило меня с правильного пути. Что же касается собственно KING CRIMSON, то попытки обратиться к их творчеству я начал предпринимать только в начале прошлого десятилетия, а первой пластинкой, которую я по-настоящему полюбил, стала, как ни странно, VROOOM, миньон к грядущему потрясающему THRAK. И только через эти диски я смог проникнуть в мир двух первых периодов творчества КС, не говоря уже о том, что такие работы как Beat и Discipline начал понимать только сейчас, не смотря на то, что считающийся много слабей Three Of A Perfect Pair того же периода уже почти десять лет является, наверное, одной из трех самых любимых мною пластинок в их творчестве. Но давайте разбираться далее. После замечательного THRAK KING CRIMSON записывают странный, на мой взгляд, альбом The ConstruKction Of Light. Музыкально он интересен, но записан при этом настолько отвратительно, что слушать его почти невозможно. Звук абсолютно неестественный, по-американски пластмассовый и плоский, поэтому я предпочитаю слушать концертные записи того периода, ибо все эти композиции живьем звучат много интересней, чем это получилось запечатлеть в студии. И вот, в этом году группа выпускает новый полноформатник (который, как и 8 лет назад, предварял миньон продолжительностью в 35 минут (Happy With What You Have To Be Happy With) The Power To Believe. Диск не настолько красив, как, скажем, THRAK, это факт, настроение его в принципе уж очень другое и совсем не жизнерадостное (хотя и тот альбом я бы веселым никак не назвал), а нравится он мне, наверное, прежде всего за счет невероятной просто для подобного коллектива динозавров тяжести. Тем, кто его слушал, думаю, понятно, о чем я говорю. Так вот, я думаю, что именно теперь момент для посещения концерта KING CRIMSON был благоприятен как никогда. Музыканты наверняка на подъеме после записи такого действительно хорошего диска. Кроме того, учитывая тот факт, что на концертах ими принципиально исполняется именно свежий материал, хороших вещей в их арсенале стало больше (все-таки составлять программу теперь можно не из двух пластинок, а из трех, есть же разница), хотя часть композиций, вышедших на TPTB уже была известна, в частности две из них были записаны на концертнике Level Five, выпущенном в 2001 году. А еще, учитывая преклонный возраст музыкантов (Роберту Фриппу уже 57, если я не ошибаюсь) надо иметь в виду, что пороху у них осталось совсем ненадолго, особенно если учитывать то, КАК они сегодня работают, с какой просто бешеной энергией и отдачей. Невольно вспоминается виденный мною по телевизору эпизод о концерте NAZARETH в Краснодаре: диктор рассказывает о том, насколько все было круто, как все дико качало, как музыканты колбасились, а в это время на экране стоят три калеки и опираются друг на друга. Видимо, самостоятельно удержаться на ногах уже не в силах. При этом лица настолько откровенно скучающие, что глядючи на это просто блевать охота. Так вот, в случае KING CRIMSON колбаса была по полной. Не размахивание хайром, естественно, тут другое совсем, но это уже как раз из области того, о чем я поведать не могу: нужно было просто быть ТАМ... Ну да ладно, это я все вперед забегаю. Давайте попробуем все же по порядку.
Концертный зал Россия, в котором проходило мероприятие, вмещает в себя 2500 человек, если верить все тому же Андрею Турусинову. Как я понял, билеты были раскуплены еще за неделю до концерта, что не особо удивительно. Судите сами: только из Краснодара ехало независимо друг от друга (и это только то, что известно мне наверняка, а фактически, я уверен, больше) около 15 человек, несколькими тусовками. То есть я ехал по предварительной договоренности с Тимом (текстовиком FAR FROM MIND) и его супругой (правда в разных поездах и в разное время, они по своим делам, я по своим), остальных же встретил уже непосредственно на мероприятии. Кстати, зачем на концерт ехал Тим, я так и не понял: из всего многоликого творчества KING CRIMSON ему по-настоящему нравится только Epitaph, композиция с дебютного альбома группы. Он, кстати, был совершенно искренне уверен в том, что